Организация научно-исследовательской работы в НИИ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация научно-исследовательской работы в НИИ

2017-06-25 556
Организация научно-исследовательской работы в НИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От уровня организации управления научно-исследовательскими учреждениями в значительной степени зависит эффективность их работы. По мнению, например, американских ученых, только за счет улучшения организации науки можно поднять производительность труда ученых на 300–400 процентов, без дополнительных капиталовложений.

Целью управления в научно-исследовательских институтах и лабораториях являются:

(1) выбор наиболее актуальной тематики,

(2) эффективное использование выделяемых средств,

(3) рациональная организация труда и достижение максимальных результатов при минимальных затратах,

(4) создание в коллективе здорового морально-психологического климата, атмосферы творчества и благожелательности.

 

Задачи управления научным учреждением включают и создание удобств для научных сотрудников внутри института, а также вне него.

Такие, казалось бы, "мелочи", как удобная мебель, места для отдыха, бесед и дискуссий, хорошая организация рабочих мест, гигиена помещений, имеют большое значение для повышения эффективности труда ученых.

Очень важны также постоянная забота о быте ученых, в частности об улучшении их жилищных условий, об их здоровье, обеспечении научных работников путевками в дома отдыха и санатории.

Ведущие НИИ в области строительства в нашей Республике:

1. БелНИИС – институт строительства. Научные направления: высотное строительство, технология модифицированных бетонов и растворов, железобетонные и каменные конструкции, фундаменты и основания, опалубочные системы, отделочные материалы и сухие смеси, акустика зданий, системы вентиляции. Раньше институт был частью НИИСа и мог сопровождать весь цикл строительства начиная от проектирования зданий и заканчивая сопровождением возведения.

2. НИПТИС им. Атаева.– институт жилища. Основные отделы: отдел энергоэффективных технологий в строительстве, энергосбережения и энергетических обследований, отдел строительной информатики.

3. НИИСМ – институт строительных материалов. НИЛ керамических материалов, НИЛ вяжущих материалов, НИЛ теплоизоляционных материалов, НИЛ стекла, НИЛ физхимии силикатов, НИЛ теплофизических исследований, НИЛ сырьевых и функциональных строительных материалов.

При всех институтах есть испытательные центры, которые проводят сертификационные испытания. Для институтов данные испытания – это способ зарабатывания денег, так как наши институты – это хоз. расчетные организации.

Подготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров

В нашей стране главным направлением совершенствования кадровой политики в последние годы является не столько количественный рост численности ученых, сколько повышение уровня их подготовки. Основным источником пополнения научных кадров являются специалисты с высшим образованием – в сферу науки вовлекается до 10 % выпускников вузов.

Одной из форм подготовки научных кадров является магистратура, открываемая при высших научных учреждениях. Обучение в магистратуре регулируется «Положения о многоуровневой системе высшего образования в Республике Беларусь». Оно определяет общие положения, требования к подготовке и аттестации для получения академической степени «магистр». Магистерская подготовка осуществляется в первую очередь для пополнения научных и научно-педагогических кадров, а также руководителей высшего звена и повышения образовательного уровня специалистов.

Программа обучения магистров предусматривает научно-исследовательскую и общеобразовательную подготовку (курс философии, информатики, иностранный язык). Научно-исследовательская часть направлена на подготовку обучающегося для дальнейшей научной, преподавательской. Результаты научных исследований по окончании обучения оформляются в виде магистерской диссертации. Срок обучения в магистратуре – один год.

Важнейшей формой подготовки специалистов-исследователей является аспирантура, которая открывается при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, располагающих высококвалифицированными учеными, способными обеспечить руководство аспирантами. Подготовка кадров через аспирантуру осуществляется по специальностям научных работников, перечень которых разрабатывается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Учеба в аспирантуре осуществляется с отрывом от производства (очная сроком на 3 года) и без отрыва от производства (заочная сроком на 4 года). В очную аспирантуру принимаются специалисты в возрасте до 35 лет, в заочную – до 45 лет. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать вступительные экзамены, а в процессе обучения аспиранты сдают кандидатские экзамены.

Для каждого из поступивших в аспирантуру утверждается научный руководитель, который консультирует аспиранта и контролирует ход выполнения индивидуального плана, утверждаемого Советом вуза (факультета) или научного учреждения. Каждому аспиранту утверждается тема диссертационной работы.

После завершения разработки диссертационной темы оформляется диссертация, подлежащая защите в специализированном совете. Такие советы организуются Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров Беларуси (ВАК) в научных учреждениях и высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами ученых соответствующего профиля. Защита диссертации признается успешной, если в результате тайного голосования за присуждение искомой ученой степени высказалось более 50 % членов совета, участвовавших в защите.

ВАК также рассматривает предложения Советов научных учреждений и принимает решения о присвоении ученых званий доцента и профессора.

В целях повышения эффективности разработки актуальных проблем науки, техники и культуры, совершенствования подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации – докторов наук – в ряде организаций работает докторантура, как высшая ступень в единой системе непрерывного образования в стране. Докторантура организуется при ведущих вузах, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными научными кадрами и необходимой исследовательской и экспериментальной базой. В нее направляются кандидаты наук в возрасте до 40 лет, имеющие научные достижения, проявившие себя перспективными научно-педагогическими работниками. Подготовка специалистов в ней осуществляется сроком до трех лет только с отрывом от производства. Докторанты при необходимости могут командироваться в ведущие отечественные и зарубежные научные центры.

В современных условиях чрезвычайно важной задачей является систематическое пополнение и обновление знаний специалистов. С этой целью в нашей стране сформирована система повышения квалификации, состоящая из институтов повышения квалификации, подчиненных соответствующим отраслевым министерствам и ведомствам, и факультетов повышения квалификации, организованных в основном в высших учебных заведениях. Каждый специалист республики обязан один раз в пять лет пройти через систему повышения квалификации и обновить свои знания. Преподают в таких институтах и на факультетах высококвалифицированные специалисты народного хозяйства, профессора и преподаватели вузов.

Для подготовки и переподготовки высшего руководящего состава народного хозяйства на уровне министерств, производственных объединений, руководителей крупных промышленных предприятий организована Академия управления при Президенте Республики Беларусь со сроком обучения до двух лет.

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.