Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-25 | 448 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии.
2. Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая.
Для стран Древнего Востока характерно восхождение политико-правовой мысли к мифологическим истокам. На ранней стадии политико-правовые воззрения еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и являлись составным элементом целостного мифологического мировоззрения. Такого рода философия связана с возникновение первых государств и народов Древнего Востока.
Божественный первоисточник существующих социальных порядков – основная идея и тема древних мифов, но в них различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями.
1. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати. Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Законы Ману».
Одно из основных положений брахманизма – догмат о перевоплощении душ – душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого положения. Поведение человека брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны (в Древней Индии их было четыре: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, шудры - рабы). Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной.
Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало государственное принуждение как продолжение карающей силы богов.
Государственная власть – единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве существует семь элементов: государь, советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важнейший элемент в этом перечне – царь.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Его основателем согласно преданию был принц Сиддхартха Гаутама – Будда, т. е. просветленный. Самый ранний свод буддийского канона – «Три корзины». Ранний буддизм представлял собой религиозное учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину, в которую допускались только свободные. Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари представлялись выборными и правившими в полном согласии с народом. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергли учение пересмотру. В нем усилились мотивы покорности и непротивления существующей власти. Светские правители, в свою очередь, стремятся приспособить буддийские догмы к официальной идеологии.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Японии и др.
2. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н.э.
В этот период в стране происходят глубокие политические и экономические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Страну охватывает затяжной политический кризис. В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность.
Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Основоположником даосизм является Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Его взгляды изложены в трактате «Книга о дао и дэ». В основе учения лежит понятие «дао» (путь). Оно заимствовано из традиционных китайских верований и означает правильный жизненный путь человека и народа, соответствующий велениям неба. Дао недоступно познанию и невыразимо в словах. В отношении к дао все равны. Существующие в обществе недостатки связаны с тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям. Восстановление естественной простоты человечески отношений связано с умными вождями из числа наследственной знати. Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы призывал правителей и знать восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-179 гг. до н.э.). Его взгляды точнее всего изложены в книге «Суждения и беседы», составленной после смерти учениками.
Основными критериями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Эти категории тесно взаимосвязаны и представляли собой различные стороны его политического идеала. Управлять государством, по его мнению, были призваны благородные мужи во главе с государем. Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Именно по этим качествам необходимо выдвигать людей на государственную службу.
Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить человеколюбие, которое включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. В сфере политики эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Конфуций был противником управления на основе законов и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение. Однако он не исключал, что до наступления этого времени потребуются карательные подходы против непокорных.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи, которые заключались в распространении моральных знаний и обучении людей независимо от их сословной принадлежности.
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – основатель школы моистов. Это учение сложилось в борьбе против конфуцианства и даосизма. Мо-цзы по-новому трактует традиционное понятие «воля неба» и подчеркивает, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Небо играет в моизме роль образца и модели для человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей.
На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. Источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами - желанием служить простому народу, усердием в делах и т.п. Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя – залог и основа прочности власти.
В IV веке до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение – легизм. Одним из основателей этой школы является Шан Ян (около 390-338 гг. до н.э.), инициатор реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Его проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан».
Легисты отказались от моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Легисты привали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.
Идеологи легизма намечали провести экономические и политические реформы. В области управления: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты предлагалось назначать тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Для обеспечения представительства зажиточных слоев в государственной аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались, к чиновникам предъявлялось лишь одно требование – слепо повиноваться государю.
Легисты предлагали установить единые для всего государства законы. Под законом понимали репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, объединение Китая путем захватнических войн. Легизм содержал детальную программу централизации государства.
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!