Этапы развития стиля классицизма в России. Годы, архитекторы, основные характеристики. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Этапы развития стиля классицизма в России. Годы, архитекторы, основные характеристики.

2017-06-25 2024
Этапы развития стиля классицизма в России. Годы, архитекторы, основные характеристики. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

1760-1780 годы - ранний классицизм;

1780-1800 годы - строгий классицизм;

1800-1830 годы - высокий классицизм или ампир.

Ранний классицизм: Ринальди (екатерининское барокко).

Вален-Деламот

Постройки:

здание Академии художеств

В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором. Особенности архитектуры раннего классицизма: связь с барокко,

использование наследия А. Палладио, разработка новых типов построек и

традиции древнерусской культуры.

Строгий классицизм:

Кваренги. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Александровский дворец в Царском селе

здание Академии наук

Смольный институт

Кваренги один из представителей строгого классицизма в Русской архитектуре. Его постройкам присущи: строгая симметрия, сдержанность декора (почти его отсутствие), расположение колон в центре главного фасада, подчеркивающих центральную часть постройки, деление постройки на уровни при помощи междуэтажного карниза, однородная высотность здания.

Старов. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки: Сухопутный шляхетский корпус

Троицкий собор Александро-Невской лавры
Таврический дворец

Высокий классицизм: русский ампир

Отличительной чертой считают использование строгих дорических и тосканских ордеров, связь декоративных элементов и скульптуры с функциями зданий. Александровскому классицизму присущи строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта. Усиливается стремление к монументальности, парадности, пафосности, мужественности. Появляется милитаристская символика Древнего мира: орлы, лавровые листы, доспехи. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

Формируются архитектурные ансамбли незамкнутого типа.

Росси. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Влияние древнеримской архитектуры.

Росси целиком отошёл от французских источников ампира. Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства.

Дворцовой площадь со зданием Главного штаба

Сенатской площади со зданиями Сената и Синода

Михайловской площади с Михайловским дворцом

Завершающей вспышкой русского ампира в архитектуре явился кафедральный Исаакиевский собор О. Монферрана. Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.

Таким образом, стиль ампир, обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии Санкт-Петербурга, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений.

Монферран. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Исаакивский собор. Пятиглавый собор в классическом стиле.

Александрийская коллона

19. Тома де Томон. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры. Тома́ де Томо́н — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России. Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют о его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий.

Очевидно, благодаря Леруа Тома де Томон пристрастился к архитектуре Древней Греции, что нашло достаточно яркое отражение в его творчестве в Петербурге. Так, например, здание Биржи на первый взгляд напоминает древнегреческий периптер.

Тома де Томон, перестраивая в 1806-1809 гг. дом графини Лаваль на Английской набережной, оформил его интерьеры в строгом и мощном дорийском стиле, напоминающем и Египет, а знаменитые гранитные львы у парадного подъезда этого дома настолько связаны с архаикой, что перекликаются с фигурами египетских сфинксов, находящихся напротив, через Неву у Академии художеств. Он сумел создать грандиозную композицию стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами.

В здании Биржи использован иной композиционный прием колоннады, свободно опоясывающей объем здания и «распространяющейся в окружающий ее пейзаж». Колонны расставлены мощно и широко (интерколумнии - расстояния между колоннами, оказались значительно шире, чем в античных постройках, что вынудило архитектора расположить в пролетах не один триглиф фриза, а два). Пространственный размах композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Они изображают великие реки: Волгу, Волхов (работа скульптора Ф. Тибо), Днепр и Неву (скульптор И. Камберлен). Скульптурные группы в аттиках восточного и западного фасадов Биржи - «Нептун» и «Навигация» - также (по последним данным) вероятнее всего исполнены фламандцем И. Камберленом. Эти произведения отличаются выразительной пластикой и романтическим монументальным стилем.

Тома де Томон предложил построить памятник в виде древнегреческого простиля с единственным зальным помещением и четырехколонным портиком, отмечающим главный вход. С целью достижения большей выразительности архитектор сумел здесь искусно сочетать композиционные основы греческой архитектуры с приемами, которыми пользовались римские архитекторы.

Постройки:

Стрелка Васильевского острова

Здание Биржи

Воронихин. Основные постройки. Композиционные приёмы. Примеры.

Постройки:

Собор Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Горный институт

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой.

Закладка собора состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихину был пожалован орден Св. Анны второй степени и пожизненная пенсия.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.