Османская империя в ХVI – ХVII в.: от экспансии к обороне. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Османская империя в ХVI – ХVII в.: от экспансии к обороне.

2017-06-25 1084
Османская империя в ХVI – ХVII в.: от экспансии к обороне. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспансия Османского государства.

Османское государство стало формироваться в мировую державу, после взятия Константинополя. Город был взят в 1453 году войсками султана Мехмеда II Завоевателя. Столица византийской империи была переименована в Стамбул, султан перенес туда свою резиденцию. После падения великого города последовали другие завоевания османов на Балканах. Были ликвидированы все остатки византийских владений. В период с 1459 по 1470 г. были покорены: Сербия, Moрея, Босния, Албания, подчинение княжеств Молдавии и Валахии, уже за пределами Балкан.Далее султан приступил к зовоеваниям Малой Азии, турки захватили Трапезунд, а затем, разгромив Караман (династия, которая произошла от Нуре Суфи, выходца из рода Караманогуллары, племени Афшар) и его союзников (1473 г.), включили в состав Османского государства всю Малую Азию.

В период 1460-1470-х Турция наносит ряд поражений Венеции и Генуе, заполучив ряд островов (Хиос и Лесбос), колонию Генуи в Крыму, с этого момента (1475) Крымское ханство вассал Османской империи.

Такая агрессивная внешняя политика Турции была обусловлена внутренним развитием страны и его религией.

Тимарная система:

Земли Османской империи делились: государственные, частные и земли религиозных учреждений (вакф).

Часть государственных земель находилась в личном владении султана и членов султанского дома; часть же земель жаловались в ленное владение воинам-сипахам и сановникам на время несения их службы. Большая же часть государственных земель на основной территории расселения турок в Малой Азии отдавалась формально в пожизненное, а фактически в наследственное, владение феодалам, обязанным отбывать за это воинскую повинность и содержать, вооружать, обучать воинские отряды соответственно доходам с их ленных владений. Данная система еще носила название «Тимарной».

Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 до 20 тыс. акче в год (турецкая серебряная монета). Более крупные земельные пожалования — зеаметы, приносили держателям-займам доход от 20 до 100 тыс. акче. Хассы давались лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

Тимарная система должна была обеспечивать воспроизводство основной массы сипахов — наиболее многочисленной прослойки феодального класса. Обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения, а также отвечать за поддержание порядка на местах и надзор за крестьянством.

Вакфы формировались из земель, пожалованных султаном, а также из частновладельческих земель, завещанных мечетям, университетам.

 

Крестьянские повинности

Крестьяне были обязаны платить земельный налог: либо десятину — ашар, либо харадж, который достигал в некоторых местах половины урожая. Крестьяне выплачивали налоги на скот, на летние и зимние пастбища, на различные промыслы.

Тяжелым было положение крестьян и вообще населения, принадлежащего к категории подвластных народов и не исповедующих господствующей религии — ислама. Сверх многочисленных особых повинностей они были обязаны выплачивать подушную подать (джизья). Не мусульмане —не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, действовавшем на основе шариата.

 

Религия.

Религия турок – ислам, который они приняли, продвигаясь на запад через завоеванные арабами территории. Существовали четыре основных правила ислама: выполнять пять ежедневных намазов (молитв), подавать милостыню бедным, соблюдать пост в священный месяц Рамадан и совершить паломничество в священный город Мекку в Аравии. В религиозном смысле ислам прост для восприятия: в нем отсутствует апостольская преемственность, любой человек может стать имамом или руководить молитвой верующих, не допускается священства, поскольку между Аллахом и верующим в Него не может быть посредника. Тем не менее, на жизнь мусульманина и его образ мыслей воздействует огромное количество религиозных установлений.

Священной книгой ислама является Коран, который открылся Мухаммеду (570–632 гг. н. э.). Эта книга наряду с собранием хадисов – преданий, кодифицированных в IX веке, представляет собой основу мусульманского права. Пользуясь этими религиозными источниками – хадисы призваны выразить точку зрения пророка на множество разнообразных вопросов, – правоведы и религиозные лидеры могли найти посредством аналогии или прецедента решение для возникавших правовых, социальных и религиозных проблем в соответствии с принципами четырех великих правовых школ, к которым они принадлежали. Таким образом, законы и обычаи, взращенные на религиозной почве, образовали определенный образ жизни. К XVI веку основные предписания ислама представляли собой огромное число формул, регламентирующих поведение самым подробным образом. Большое число людей в это время ходило в мечеть, либо в небольшую местную, либо в большую соборную. Она представляла собой просторное, обычно под куполом, помещение, в середине одной из стен мечети имелась ниша – михраб, указывающая направление на Мекку, а справа от нее располагался минбар – кафедра проповедника. Поскольку в процессе богослужения требовалось принять распростертые положения на полу, в мечети отсутствовали сидячие места. Каждая мечеть имела один или несколько минаретов – тянущихся вверх башен с балконами, пробраться к которым позволяли внутренние лестницы.

Первая четверть века существования Халифата в Османской империи, прошла под знаменем завоевательных походов, сумевших за короткий срок существенно раздвинуть границы мусульманского государства.

На этом этапе сохранялось единство сподвижников пророка, возглавлявших армию и административный аппарат государства. Это существенно повлияло на внешнюю политику османского государства. Ведь обедняющей целью этих структур было – распространение власти ислама на все новые и новые территории, к тому же принося обогащение участников завоеваний.

В связи с такой религиозной политикой османского государства осуществлялась исламизация и отдельных групп населения, проходившая насильственным и добровольным путями. Исламизации способствовали материальные выгоды, ведь налогообложение мусульман было ниже, и они меньше подвергались прямому насилию. Переход в ислам для христиан-сипахи означал надежду на получение тимара большего размера, и гарантировало защиту от произвола местных властей.

 

Организация армии османской империи:

Структура османской армии была сформирована еще в XIV в. и сохранялась до первой трети XIX века.

При Орхане (второй правитель османского государства(1326-1359), реформатор армии и сподвижник первых завоеваний в Европе) были сформированы отряды пехоты и конницы, набиравшиеся из крестьян, которые в мирное время занимались земледелием и освобождались от налогов, а в военное — мобилизовывались и во время походов получали жалование. К первой четверти XV века стали играть вспомогательные функции. При нём же был основан отряд пехоты из 1000 рабов, обращённых в ислам, находившийся на государственном содержании — янычары («ени чери» — новое войско).

Сложившаяся в XIV веке структура делилась по способу комплектования:

· Войско капикулы — основная масса вооружённых сил, которая содержалась государством. Включало пехоту, конницу, артиллерию и флот.

§ Аджеми-огланы («чужеземные мальчики») набирались из детей, преимущественно, на Балканах. Их привозили в Стамбул и обращали в ислам, после чего они проходили подготовку. Наиболее способные из них переводились для службы во дворце султана, остальные через 5—10 лет зачислялись в янычарский корпус.

§ Янычары жили в казармах, получали ежедневное жалование на еду и снаряжение, в свободное время занимались воинской подготовкой — стрельбой из лука, а с начала XVI века — из огнестрельного оружия. С середины XVI века янычары стали лично свободными, позднее им была разрешена женитьба, предварительная подготовка в корпусе аджеми-огланов перестала быть обязательной, а к началу XVII века они получили право прекращать службу. Всё это отрицательно сказалось на их боеспособности. Численность янычар поначалу составляла 2—3 тысячи, при Мехмеде II (1451—1481) возросла до 12 тысяч, при Сулеймане I (1520—1566).

§ Топчу - корпус артиллеристов. Одна их часть занималась обслуживанием и стрельбой из орудий, другая — их производством.

§ Джебеджи формировались из аджеми-огланов. В их задачи входило производство и ремонт огнестрельного и холодного оружия, снаряжения, а также охрана складов, транспортировка и охрана оружия во время походов.

§ Сакка снабжали войска водой. Они были распределены по всем ротам пехоты, воду возили на лошадях в кожаных мешках.

§ Улуфели или сипахи — конная гвардия веке она составлялась султана. В военное время она охраняла султана, а в мирное — выполняла некоторые административные функции.

§ Чауши — всадники, выполнявшие функции адъютантов высокопоставленных лиц, гонцов. Во время битв они следили за обстановкой на поле боя. Их кони были одеты в конские доспехи.

· Войско сераткулы — вспомогательное войско, содержавшееся на средства провинциальных властей, состояло из пехоты и конницы.

§ Азабы или азебы представляли собой крестьянские ополчения. Это войско состояло из нескольких корпусов, каждый из которых составляли представители той или иной провинции. Они были довольно хорошо вооружены, в том числе, могли использовать ручное огнестрельное оружие.

§ Исарелы служили в приграничных городах и обслуживали пушки.

§ Сеймены формировались из крестьян в случае крайней необходимости. Каждым корпусом командовал паша данной провинции. За время службы получали жалование. Как правило, были плохо вооружены и необучены.

§ Лагумджи формировались, главным образом, из христиан. Они производили подкопы при осаде городов.

§ Мюселлемы также формировались из христиан, в их задачи входили инженерно-дорожные работы и рытьё траншей.

§ Джюнджюлы — конница, которая формировалась из местного населения с целью охраны пограничных городов.

§ Беслы формировались из лучших всадников с целью совершения набегов на территорию противника.

· Войско топраклы — конница, сформированная на основе военно-ленной системы. Представляло собой феодальную конницу тимарлы сипахи, сформированную на основе военно-ленной системы, сложившейся в XIV—XV веках. Тимариоты и заимы, которые составляли эту конницу, за службу снабжались ленами (земельными пожалованиями) — тимары и более крупные зеаметы. При мобилизации они должны были приходить с конными боевыми слугами (от 1 до 4), вооружёнными саблями и стрелами, которые назывались джебелю. Лены передавались по наследству, когда сын тимариота или заима был пригоден к несению службы. Общая численность топраклы в XVI—XVII веках достигало 200 тысяч человек, в XVIII веке снизилась до 150 тысяч.

· Конница платящих дань вассальных провинций.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.