Структурно-временной анализ урока — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Структурно-временной анализ урока

2017-06-25 275
Структурно-временной анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

l Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:

l рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока, т.е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание;

l рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;

l распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение.
Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;

l качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т.д.);

l рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.;

l разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Примечание. По меньшей мере, 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.

Психологический анализ урока

При психологическом анализе урока следует выделить три основных звена:

ü психология учения (деятельности детей),

ü психология учителя (его эрудиция, ум, эмоциональность, речь, поведение, отношение к детям);

ü эмоциональная связь между учителем и учащимися.

Психологический анализ включает в себя следующие элементы:

l характеристика познавательных процессов: восприятия, осмысления, закрепления, внимания, мышления, памяти;

l характеристика качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связь с практикой, формирование убеждений, точность знаний;

l характеристика интеллектуальной атмосферы урока:

l насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся;

l уровень развития познавательных интересов (удовлетворение любознательности, постановка и разрешение познавательные проблем, использование коллективных форм учебного труда, умения думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.);

l характеристика эмоциональной атмосферы урока (настроение учащихся, поддержка учителем мажорного тона урока, обеспечение положительных эмоций для воспитания интереса к учению, формирование ответственности за свою работу; заинтересованность своим делом учителя, влияние эмоциональной атмосферы урока на работоспособность учащихся);

l характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля).

Примечание. Такой психологический анализ урока сложен, он требует постепенного внедрения и практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом — качеству усвоения знаний, затем — характеристике интеллектуальной атмосферы
урока и т.д.

Комплексный анализ урока

Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.

1-е направление — анализ выполнения задач:

l учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике работы учителя;

l содержательность дидактических и воспитательных задач урока;

l способы активизации познавательной деятельности школьников на разных этапах урока;

l методы и формы стимулирования ответственного отношения учащихся к учебному труду;

l объективность оценки знаний, умений, навыков;

l методы и формы взаимосвязи теории с практикой;

l сочетание содержания и методов обучения;

l применение традиционных и инновационных видов обучения, технических средств;

l учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление — анализ воспитательного влияния урока:

l что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;

l как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса;

l каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками;

l насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и
т. д.

3-е направление — анализ педагогических возможностей педагога:

l какие его личностные качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать груд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).

4-е направление — анализ деятельности учащихся на уроке:

l учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на уроке, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику;

l уровень устойчивости интересов, развития речи, умения применять теорию на практике и др.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.