Упражнения для проведения тренинга — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Упражнения для проведения тренинга

2017-06-25 811
Упражнения для проведения тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Банк энергизаторов

Упражнения для проведения тренинга

Москва

Банк энергизаторов

Упражнения для проведения тренинга

Ответственный редактор: Васютина О.П.

Дизайн: Михаил Круглов

Художник: Александра Торбина

КНИГА ИЗДАНА ПРОЕКТОМ “ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ” ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, КОМПАНИЙ EPOS И SOCON

Содержание публикации является предметом ответственности сотрудников Проекта “Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации” и не отражает точку зрения

Европейского Союза.

В электронном виде данное пособие доступно по адресу http://www.hesp.ru

Москва, 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение................................................................ … Упражнения, использующиеся для знакомства участников, получения информации об участниках, применяющихся в начале занятия........... Упражнения, использующиеся для деления группы на пары/малые группы........... Упражнения, применяющиеся для сплочения группы............................... Упражнения для тренировки невербальных навыков общения....................... Упражнения для тренировки внимания.......................................... Упражнения для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы................................... Упражнения для завершения занятия....................................... …..  

 

 

Введение

 

 

Знание всегда имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением людей, детей или взрослых, должны принимать во внимание это измерение; тогда урок или занятие станет для каждого участника увлекательным и жизненным. Учитывать эмоциональный аспект обучения значит - пробуждать интерес к изучаемой теме или вопросу и создавать в классе безопасную, доверительную атмосферу, которая позволяет обучающимся как можно полнее использовать свой потенциал. Такую атмосферу создают на занятии “энергизаторы” - короткие многофункциональные упражнения, которые помогают участникам проявить различные способности:

§ телесно-кинестетические;

§ музыкально-ритмические;

§ визуально-пространственные;

§ межличностного общения.

Одни “энергизаторы” применяются в основном для знакомства или для того, чтобы участники занятия лучше узнали друг друга. Они используются чаще всего в начале занятия. Другие предназначены для более тесного сплочения группы, демонстрации ответственности за свои действия и ответственности за безопасность и комфортные условия для других участников. Они позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы, испытать “чувство локтя”. Третьи способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции. Многие из них носят соревновательный характер, и применять их необходимо с осторожностью, лучше, когда группа уже достаточно сплочена. Четвертые служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы. Часто в ходе урока или занятия ученики испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания. Ученики перестают работать, начинают мешать учителю. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, или упражнение-энергизатор. Есть упражнения, в результате выполнения которых группа делится на определенное количество подгрупп или малых групп. Наконец, существуют упражнения для завершения занятия, дающие участникам ощущение удовлетворения от занятия и проделанной ими работы. Многие “энергизаторы” часто выполняют сразу несколько функций, например, снимают напряжение и создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал участников и позволяют разделить учебную группу на подгруппы.

Эксперты проекта

 

Упражнения, использующиеся для знакомства

участников, получения информации об участниках,

применяющиеся в начале занятия

 

Упражнение 1. “Хоровод”

Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает свое движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и представиться. Повторив имена друг друга 3 раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает свое движение, выбирает следующего участника для знакомства и т.д., пока все не познакомятся.

Примечание: Это упражнение можно использовать в самом начале работы с группой, участники которой не знакомы друг с другом для более уверенного запоминания имен друг друга.

Однако, если изменить задание, например, попросив участников сделать друг другу комплимент или пожелать доброго утра и т.д., то это упражнение можно использовать в занятии по

эффективному общению или для создания доброжелательной атмосферы в группе.

 

Упражнение 2. “Снежный ком”

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.

Примечание: Упражнение способствует запоминанию имен участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы. Лучше выполнять его с количеством участников не более 20.

 

Упражнение 3. “3 правды и 1 ложь”

Дайте задание участникам написать свое имя на листе бумаги и описать 4 факта из своей жизни, 3 из которых – правда и 1 – ложь.

Попросите всех объединиться в пары. В парах участники зачитывают друг другу эту информацию и пытаются угадать, что является правдой, а что – ложью.

По окончании работы в парах попросите участников поделиться, легко ли было угадать, что

было ложью, а что правдой.

Некоторые участники могут рассказать всей группе о самых интересных моментах, почему

было трудно угадать, соответствовало ли то, что написал партнер, их представлениям о нем/ней и т.д.

Примечание: Это упражнение можно использовать в качестве одного из упражнений для

сплочения группы. При работе с детьми, лучше не включать его в план занятия, если Вы находитесь в самом начале Вашей работы (2-3 занятия), и доброжелательные отношения в группе еще не сформировались.

 

Упражнение 4. “Коля-Алена”

Участники в круге задают ритм с помощью хлопков в ладоши и хлопков по коленям.

Затем ведущий называет свое имя и имя того, на кого смотрит, не выпадая из ритма. Затем тот, кого назвал ведущий, произносит свое имя и имя следующего участника, на кого обратил свой взгляд, и так то тех пор, пока все не назвали свои имена. Важно во время называния чужого имени смотреть на адресата и не выпадать из ритма.

Примечание: Упражнение направлено на более тесное знакомство участников, развитие

внимания, наблюдательности, координации.

 

Упражнение 5. “Что изменилось?”

Участники разбиваются на пары и пары объединяются в группы по 4 человека. Партнеры изучают и пытаются запомнить внешность друг друга. Потом один из них поворачивается спиной, пока трое других совершают три изменения во внешности второго партнера, например: переодевают часы с одной руки на другую, убирают очки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

Примечание: Упражнение способствует формированию коммуникативной компетентности,

участники активно включены в работу, выполняя совместную деятельность и взаимодействуя

друг с другом.

 

Упражнение 5 (вариант)

Участники разбиваются на пары. Партнеры в паре, стоя напротив друг друга, изучают и запоминают внешность друг друга. Затем по команде ведущего они поворачиваются спиной и изменяют что-то одно в своей внешности или одежде (например, перекалывают волосы, или надевают часы на другую руку). По команде ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются отыскать изменение. Затем снова по команде поворачиваются спиной друг к другу и проводят три изменения в своей внешности. Повернувшись лицом, определяют, какие изменения произошли у партнера.

 

Упражнение 6. “Передай сверток”

Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоев, на каждом из которых написано задание или вопрос. Примеры заданий: спеть песню, обнять человека рядом с тобой и т.д.

Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, как тебя зовут. Ведущий включает музыку или хлопает в ладоши, если музыки нет. Участники передают сверток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, которые держит сверток, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его.

Игра продолжается пока все слои не развернуты. Подарок достается человеку, снявшему последний слой бумаги.

Примечание: Данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

 

Упражнение 7. “Считалочка”

Попросите участников образовать круг. Объясните, что группе нужно сосчитать вместе числа

от одного до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7,

нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.

Примечание: Данное упражнение подходит для начала проведения занятия. Внимательно

считая вместе, участники активизируют свое внимание и вовлекаются в групповую деятельность.

 

Упражнение 8. “Баланс в группе”

Попросите участников разбиться на пары. Попросите пары, держась за руки, приседать и

вставать, не отпуская рук. Повторите то же самое упражнение вчетвером, потом ввосьмером в кругу. Попросите в каждой группе рассчитаться почетным и нечетным числам. По сигналу, четные номера идут назад, а нечетные вперед, достигая баланса в группе.

Примечание: В ходе данного упражнения участники вовлекаются в совместную деятельность. Лучше применять его в начале Вашего занятия.

 

Упражнение 9. “Мяч”

Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен:

имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч.

Примечание: Это задание следует использовать на первых этапах Вашей работы с группой,

с целью познакомить участников. В ходе упражнения участники запоминают имена тех, с кем

предстоит работать в ходе занятия (тренинга).

 

Упражнение 10. “Пожелание”

Ведущий просит участников группы сесть в круг и говорит инструкцию: “Давайте начнем (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день), и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание”.

Примечание: Данный энергизатор заряжает участников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале Вашего занятия, так в конце в качестве оптимизатора.

 

Упражнение 11. “Комплимент”

Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать “Спасибо” и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани.

Примечание: Данное упражнение можно применять и на начальном, и на завершающем этапе Вашего занятия. Задание развивает творческие способности, участники группы чувствуют

себя включенными в групповой процесс.

 

Упражнение 12. “Давайте похлопаем”

Участники располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные закрытые (вопрос, на который участник должен ответить утвердительно или отрицательно) вопросы (можно и шуточные). Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встает, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно, если это детская группа.

Примечание: Это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга почувствовать

себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце Вашего занятия.

Упражнение 13. “Что? Где? Когда?”

Ведущий задает участникам группы вопросы, ответы на которые, широко известны и предлагает участникам ответить на них письменно индивидуально, затем предлагает участникам объединиться в пары/группы и суммировать варианты ответов (предоставить для работы несколько минут). Группы должны дать большее количество ответов, чем отдельный человек. Примеры вопросов: Назовите по порядку планеты Солнечной системы? Назовите названия российских рек, которые начинаются на букву О?

Примечание: Данное упражнение демонстрирует ребятам эффект синергии, когда эффективность группового взаимодействия выше, чем у каждого участника по отдельности. В ходе выполнения задания ребята активизируются, у них появляется спортивный азарт, усиливаются мыслительные процессы. Лучше применять этот энергизатор в начале Вашего занятия.

 

Упражнение 14. “Я никогда не...”

Участники сидят в кругу, положив руки на колени. Каждый должен сказать о себе одну фразу, начиная со слов “я никогда не...”, например, “я никогда не прыгал с парашютом”. Если кто-то из участников в этой группе не прыгал с парашютом, то он должен загнуть один палец. Когда у кого-то загнуты 5 пальцев, он убирает одну руку за спину. Если загнуты 10 пальцев, участник выходит из игры. Выигрывает тот, у кого остался хотя бы один не загнутый палец. Главное условие – говорить правду.

Примечание: упражнение применяется для знакомства в игровой форме, разрядки. Ведущий должен оговорить, что не называются действия, связанные с половыми различиями, на-

пример: “Я никогда не носил бантики”. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, что может повлиять на самооценку человека, поэтому следует соблюдать осторожность при работе с группой, участники которой разнородны по социальному статусу, с разными возможностями в отношении приобретения жизненного опыта.

Упражнения, применяющиеся

для сплочения группы

 

Упражнение 28. “Построиться по...”

Участники строятся в шеренгу по любому признаку: рост, цвет волос, длина волос, величина

 

 

ладони, веселость, двигательная активность и т.д. Ведущий предлагает обсудить различные системы оценки, комментируя, что в зависимости от оцениваемого критерия человек может оказаться первым или последним.

Примечание: Упражнение применяется для разрядки, сплочения группы, помогает осознанию относительности любой системы оценки, повышению самооценки участников.

Упражнение 29. “Разгоняем паровоз...”

Участники передают по кругу по два хлопка в ладоши, постепенно уменьшая интервалы между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс.

Примечание: Упражнение помогает сплочению, ощущению общности группы, тренирует

внимание, координацию.

Упражнение 30. “Колпак...”

Участники все вместе поют песню:

“Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

А если не треугольный, то это не мой колпак”.

Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляя обозначение слова жестом. Послед-

нее исполнение песни состоит почти из одних жестов.

 

Упражнение 31. “Взгляд”

Участники стоят в круге. Стоящие друг против друга пары встречаются взглядом и меняются местами. Поменяются практически все одновременно. Предложите меняться молча в полной тишине, не прерывая контакт глазами. Затем предложите поприветствовать друг друга в центре круга.

Примечание: Это упражнение можно использовать для сплочения группы. Причем в данном

энергизаторе используется невербальный подход установления контакта в группе. На наш

взгляд, проведение данного упражнения эффективно в уже сложившейся группе для большей

оптимизации контактов.

Упражнение 32. “Имя и определение”

Участники, стоящие в круге, придумывают себе определения, как они сегодня себя чувствуют, или кто они. Затем, по очереди, называют свое имя и определение. Условия: 1) имя и определение должны начинаться на одну и туже букву. Например: Я – Ольга, я – очарованная; я – Гена, я – голодный. 2) каждый должен сыграть и показать определение без слов.

Примечание: Данное упражнение эффективно не на первых стадиях сплочения группы, а во

второй половине первого дня работы или на второй день, когда участники уже достаточно знают друг друга, не опасаются возможных шуток или насмешек, доверяют друг другу. Также данный энергизатор позволяет участникам проявить себя с творческой стороны.

Упражнение 33. “Место справа от меня”

Участники садятся в круг. Ведущий просит подвинуться так, чтобы место справа от каждого участника освободилось. Затем один из участников говорит: “Я бы хотел/а, чтобы... сел/а рядом справа от меня”. Так продолжается до тех пор, пока все не сядут вплотную друг к другу.

Примечание: Данное упражнение направлено на сплочение, поддержание доверия в группе, лучше его использовать, когда участники уже хорошо знакомы, и группа прошла стадию конфликта.

Упражнение 34. “Автолайн”

Эта игра может быть названа любым видом местного общественного транспорта. Выберите определенное количество “водителей”. Назовите им определенное число пассажиров, которых необходимо подвезти. (Проверьте, правильно ли вы всех подсчитали, чтобы никто не остался без поездки!) Попросите водителей ходить по комнате, создавая шум моторов и рекламируя свои автобусы (или другие транспортные средства). Пассажиры образуют цепочку за водителем, как будто это средство передвижения. Теперь все автобусы ездят как будто они в пробке, подавая звуковые сигналы.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию таких анализаторов участников, как: тактильный, слуховой, зрительный; а также активацию коммуникативных невербальных навыков. В ходе совместной деятельности усиливается групповая сплоченность.

Упражнение 35. “Кролики”

Кто-нибудь начинает: поднимает обе руки к ушам и постукивает по ним пальцами. Соседи с обеих сторон поднимают только одну руку к уху, ближнему к этому человеку. Ведущий указывает на одного из участников, сидящих напротив. Этот человек тоже поднимает обе руки к ушам. Участники по бокам от нового “кролика” тоже поднимают по одной руке. Так продолжается до тех пор, пока все не побывают “кроликами”.

Примечание: Энергизатор представляет собой ролевую игру, его также хорошо применять как в начале, так и в конце занятия. Участники легко вовлекаются в игровой процесс, активизируются, кооперируются.

Упражнение 36. “Правый борт / левый борт”

Участники стоят в центре комнаты и представляют, что они на корабле в шторм. Если ведущий кричит: “правый борт!”, все бегут направо. Если “левый борт” – налево, а если кричат “выровнять корабль!”, то все бегут обратно в центр. Могут быть и другие задания: “вскарабкаться на такелаж, когда все представляют, что они карабкаются; “драить палубы!” и так далее.

Примечание: Это очень энергичное упражнение, участники все вовлекаются в игру, актив-

но выполняя задания. Следует иметь в виду, что после упражнения участники будут возбуждены.

Упражнение 37. “Я собираюсь в путешествие”

Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие” и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине” и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.

Примечание: Данное упражнение можно применять в середине занятия для большей групповой сплоченности и позитивного эмоционального настроя участников. В упражнении проявляются кинестетические ощущения.

Упражнение 38. “Прикосновение тела”

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы.

Примечание: Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом. Энергизатор можно применять для большего сплочения участников.

Упражнение 39. “Пять островов”

Мелом нарисуйте на полу пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Дайте название каждому из островов. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните название острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.

Примечание: Данный энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятий. Задание усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.

 

Упражнение 40. “Бумага и соломинка”

Участники делятся на команды. Каждая команда выстраивается в линию и помещает карточку в начале линии. У каждого члена команды есть питьевая соломинка или тростник. Когда

игра начинается, первый участник должен подобрать карточку, засасывая ее в соломинку. Затем карточка передается следующему члену команды тем же методом. Если карточка па-

дает, все начинается сначала.

Примечание: Очень энергичное задание, участники группы испытывают эмоциональный подъем.

 

Упражнение 41. “Лиса или заяц”

Для игры понадобятся два шарфа. Участники встают в круг. Один шарф называется “лиса”, другой – “заяц”. “Лиса” завязывает шарф на шее одним узлом, “заяц” – двумя. Начинается игра выбором двоих участников, которые стоят напротив друг друга в кругу. Шарфы повязываются на шеи участников. Игра начинается, ведущий дает команду к

старту. Участникам нужно развязать их шарфы и повязать на шею соседа. Шарфы двигаются в одном направлении по кругу. Шарф “лиса” только с одним узлом движется быстрее, чем “заяц”.

Те, кто завязывают два узла шарфа “заяц” должны постараться делать это как можно быстрее, чтобы убежать от шарфа “лиса”. (Вариант: “Заяц и кондуктор”).

Примечание: Физически активное задание, требует пристального внимания от участников,

кооперирует. Участники активно “болеют” за зайца, но в то же время им всем приходится исполнять роль и “лисы” и “зайца”.

Упражнение 41 (вариант). “Лис и кролик”

Участники сидят в кругу и передают два мяча, один из которых “Лис, а другой “Кролик”. Задача “Лиса” поймать “Кролика”. “Кролик” может прыгать из рук в руки как угодно, а “Лис” может только передвигаться по кругу. Если мяч оказался в руках у одного человека – “Лис” поймал “Кролика”.

Упражнение 42. “Игра в бутылочку”

Участники стоят в кругу. В первом раунде бутылка (или другой предмет) просто передается по кругу. Участники должны что-то сделать с бутылочкой, например, погладить ее, потереть или перевернуть. Во втором раунде, попросите участников вспомнить, что они делали с бутылочкой и то же проделать со своим соседом справа.

Примечание: Данное задание предполагает укрепление взаимосвязей между участниками,

снятие напряжения, укрепление сплоченности. Его можно использовать в середине и ближе к

концу тренинга.

Упражнение 43. “Групповой массаж”

Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди

него.

Примечание: Данный энергизатор позволяет усилить групповую сплоченность через телесный контакт. Упражнение лучше применять в конце занятия.

Упражнение 44. “Коленки”

Участники встают в тесный круг, соприкасаясь плечами, и поворачиваются так, чтобы их правые плечи смотрели внутрь круга. Попросите участников поставить ладони на талию стоящих перед ними партнеров. На счет “три!” предложите участникам сесть. Каждый должен оказаться сидящим на коленях участника, находящегося сзади от него.

Примечание: Данное упражнение направлено на сплочение группы через телесный кон-

такт и одновременное выполнение задания. Это задание можно предложить только хорошо

сплоченной группе, с высокой степенью доверия участников друг другу.

 

Упражнение 45. “Ведущий и ведомый”

Участники разбиваются на пары. Один участник завязывает глаза, он будет исполнять роль ведомого. Его партнер, ведущий, осторожно водит по комнате, следя за тем, чтобы они никуда не врезались.

После некоторого времени, ведущий занятие просит пары поменяться ролями. В конце участники обсуждают, что они чувствовали, когда им пришлось доверять кому-то, чтобы быть в безопасности.

Примечание: Данное упражнение можно применять, когда участники уже достаточно сплочены и доверяют друг другу. Это задание позволяет участникам переживать чувства других, мотивирует доверять друг другу, заботиться и принимать на себя ответственность за других, тем самым создавая атмосферу

групповой сплоченности.

Упражнение 46. “Лицом к лицу”

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например “нос к носу”, “спина к спине”, “голова к колену” и т.д.

Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит “человек к человеку”, каждый должен найти себе другую пару.

Примечание: Данный энергизатор можно применять в середине и в конце занятия для усиления групповой сплоченности и активизации учащихся.

 

Упражнение 47. “Ищем клад”

Ведущий говорит, что сейчас ребята начнут искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого участникам предлагается рисунок – план комнаты.

Примечание: В игре происходит планирование и организация совместных действий, которая требует от участников сообразительности и исполнительности. В результате приложения определенных усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия. Можно применять данное упражнение и в начале, и в конце занятия.

 

Упражнение 48. “Айсберги”

Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или

раскладывает на полу ватманы, чтобы на них смогли поместиться почти все участники. Все участники свободно и хаотично двигаются вне кругов. По команде ведущего “Айсберги” все должны поместиться на всем выделенном пространстве. Кто заступает за край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остается либо самый маленький круг, либо небольшой ватман.

Примечание: Упражнение способствует укреплению сплоченности группы, быстроты реакции, взаимопомощи. Его можно использовать в любое время занятия.

Упражнение 49. “Хомячок”

Все садятся в круг, первый участник начинает рассказ словами: “У меня живет хомячок, у него вот такие лапки” и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рассказ: “У меня живет хомячок, у него вот такие ушки” и т.д. по принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хомячка, про которого они только что рассказали.

Примечание: Упражнение способствует развитию воображения, находчивости, сообразительности, тренировке памяти, может выполняться в любое время занятия.

Упражнение 50. “Переход через реку”

Вся команда держится за плечи друг друга, в то время как нога каждого участника связана попарно с ногой соседа. Команда должна за 5-7 минут перейти с одного конца помещения до другого – через нарисованную “реку”. Для команды здесь приготовлены препятствия в виде перевернутых стульев. Инструкция: команда без потерь в ограниченное время должна перебраться на другую сторону реки через все препятствия (камни, ямы), должна уложиться в отведенное время.

Примечание: Упражнение стимулирует участников кооперироваться для выполнения задания, принимать совместно решения, слушать друг друга, доверять друг другу.

Упражнение 50 (вариант). “Переход на другую сторону реки”

(“Переход с темной на светлую сторону луны”)

В группе выбираются 11 – 12 добровольцев. Остальные будут наблюдателями.

На полу на расстоянии 1 шага раскладываются листы плотной бумаги – “камни” (или кольца

диаметром 60-70 см или нарисуйте подобные кольца мелом – 5-6 штук). Добровольцы встают

вдоль свободной стены помещения в шеренгу по одному и ноги каждых двух соседей связываются при помощи косынки или шпагата на уровне лодыжек. Таким образом, ноги каждого участника оказываются связанными с ногами соседей справа и слева, кроме начинающего и завершающего. Ведущий дает инструкцию: “Представьте, что вам необходимо пройти с одной стороны бурной речки на другую по камням (с “темной” стороны луны на “светлую”). Вы можете идти, ступая только на газеты-”камни” (в область кругов “кратеров”, обозначенных кольцами). Первый участник – лидер, начинает движение” Если не получается – начать сначала.

Примечание: упражнение способствует сплочению группы, совместному планированию по-

следующих действий, принятию решений. Рекомендуется делать это упражнение в помещении достаточной площади, например, в спортзале, с “разогретой” группой.

Упражнение 51. “Слепые, немые и лидер”

В группе выбираются 11 добровольцев. Остальные будут наблюдателями.

11 добровольцев встают вдоль свободной стены помещения в шеренгу по одному, выбирают одного “самого смелого” – лидера, 5 участникам завязывают глаза (каждому второму в шеренге).

В результате получилось 5 человек с завязанными глазами – они могут говорить, но не могут

видеть (слепые), еще 5 участников – могут видеть, но им не разрешается разговаривать (немые), и один участник, зрячий и говорящий – он будет в данном случае лидером. Ведущий предлагает взяться всем за руки. Ведущий “закручивает шеренгу в спираль”, так, что один участник, стоявший в конце шеренги оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) – снаружи. Этот последний берет в свободную руку конец шпагата, и шпагатом обертывается вся группа по периметру, и второй конец оказывается у лидера. Таким образом, вся группа превратилась в один “узел”. Теперь “лидер” выбирает путь, по которому группа должна пройти из одного угла класса (зала) в другой, и ставит на пути препятствия (стулья, два стула с натянутой между ножками веревкой и т. д.) и предлагает группе пройти этот путь. Если не получается – начать сначала.

Примечание: Упражнение применяется для укрепления сплоченности группы, чувства доверия и ответственности за других. Обсудите, какие чувства испытывал каждый участник, какие трудности испытывал ведущий, как участники пришли к победе, что помогло выполнить задание. Наблюдатели пусть поделятся своими чувствами относительно выполнения упражнения.

Рекомендуется использовать безопасное помещение большой площади.

 

Упражнение 52. “Поиск решения проблемы”

В ограниченном пространстве (участниками, стульями, стеной и т.д.) несколько участников с завязанными глазами пытаются поймать одного зрячего – “проблему”. Для выполнения задачи они должны объединиться. Ведущий не должен подсказывать, что нужно делать.

Примечание: Упражнение способствует формированию навыка совместного принятия решений. После выполнения упражнения необходимо обсудить, как участники пришли к решению.

Необходимо достаточное пространство, чтобы участники не могли поймать “проблему” в одиночку.

Упражнение 53. “Просьба о помощи”

Каждому участнику предлагается взять канцелярскую резинку, надеть ее на кисть так, чтобы резинка была надета на мизинец и большой палец с перекрестом на тыльной стороне ладони.

Задание: попытаться снять резинку без помощи второй руки.

Примечание: Если у кого-то получилось, ведущий должен попросить объяснить, как он/а это

сделал/а. У большинства не получилось? Что необходимо для того, чтобы снять резинку? По-

мощь со стороны? Помощь соседа? Обсудить с группой возможность попросить о помощи в

трудных ситуациях без стеснения.

Упражнение 54. “Горячий стул”

Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные по очереди говорят ему, с чем (или с кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.

Примечание: Упражнение способствует развитию навыка восприятия мнения окружающих

о себе, способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга, провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Проведение этого упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности.

Упражнение 55. “Доверяющее падение”

Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной.

Задача группы – его не уронить. Варианты: а) на сцепленных руках передавать лежащего на спине участника с одного конца колонны до другого; б) подсунуть под спину лежащего на твердой поверхности участника по два пальца рук остальных участников стоящих справа и слева и по команде ведущего поднять лежащего участника.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, сплочению группы, выработке групповой

стратегии решения проблемы.

 

 

Упражнения для тренировки

невербальных навыков общения

 

Упражнение 56. “Переманивания”


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.