Перечень изученной специальной и методической литературы по методике проведения учебного занятия. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Перечень изученной специальной и методической литературы по методике проведения учебного занятия.

2017-06-20 390
Перечень изученной специальной и методической литературы по методике проведения учебного занятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТЧЁТ

о прохождении педагогической практики

 

Отчёт выполнил (а): студентка гр. Ю(м)-31

 

Место прохождения практики:

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Период прохождения практики:

С 08.09.2014 г. по 04.01.2015 г.

 

Руководитель практики:

заведующий кафедрой ГПД Чернова О.А.

 

Хабаровск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1Учебно-методическая работа. 4

1.1 Перечень изученной специальной и методической литературы по методике проведения учебного занятия. 4

1.2 Конспект по теме «Современные инновационные образовательные технологии и интерактивные формы обучения». 5

1.3 Отчет о посещении учебного занятия. 14

1.4 Отзыв о посещении занятия. 15

1.5 Опорный конспект практического занятия 1 по теме «Понятие и виды конфиденциальной информации. Общие вопросы защиты сведений конфиденциального характера». 15

1.6 Контрольные вопросы по теме занятия 1. 21

1.7 Вопросы тестового контроля по теме занятия 1. 21

1.8 Кейс по теме занятия 1. 23

1.9 Фондовая лекция по теме занятия «Правовой режим государственной тайны». 24

1.10 Профориентационная лекция-презентация по теме «Правовые аспекты трудоустройства и социальной защищенности молодых специалистов на рынке труда». 35

2 Индивидуальное задание руководителя практики. 42

2.1 Задачи-ситуации по теме семинарского занятия 1 в количестве 3. 42

2.2 Перечень рекомендуемой литературы по теме занятия (в библиотеке ТОГУ и ЭБС не менее 7). 43

2.3 Презентация к профориентационной лекции на тему «Правовые аспекты трудоустройства и социальной защищенности молодых специалистов на рынке труда. 44

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Я, …, проходила педагогическую практику с 08.09.2014 года по 05.01.2015 года на кафедре государственно-правовых дисциплин.

В ходе прохождения практики мною были проделаны следующие виды работ, предусмотренные программой педагогической практики:

1) ознакомление с программой педагогической практики,

2) изучение:

− основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации: Закон РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в действующей редакции); Федеральный закон от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» (в действующей редакции);

− структуры и содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»); 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»); по направлению подготовки (специальности) 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «специалист»), требований к профессиональной подготовке бакалавра, магистра и специалиста;

− документов планирования педагогической деятельности (учебные планы направлений подготовки и специальности, размещенные на сайте ФГБОУ ВПО ТОГУ, УМКД по дисциплинам «Основы документооборота и режима секретности», «Информационное право», размещенные на сайте кафедры государственно-правовых дисциплин, журнал преподавателя-руководителя практики);

3) ознакомление с методиками подготовки и проведения всех видов аудиторных занятий, организации самостоятельной работы студентов;

4) посещение лекционного и семинарского занятия по дисциплинам «Основы документооборота и режима секретности», «Прокурорский надзор» руководителя педагогической практики;

5) участие в конференциях «Государственная политика в сфере содействия трудоустройству выпускников вузов» (март 2014), «Государственное управление III тысячелетия: проблемы и перспективы (ноябрь, 2014)», проводимых кафедрой и факультетом (подготовка статей для публикации в сборнике, материалов к профориентационным лекциям);

6) изучение современных образовательных технологий;

7) освоение и внедрение в учебный процесс при проведении учебных занятий со студенческой группой инновационных образовательных технологий.

Аудиторная работа предусматривала непосредственное проведение магистрантом одного семинарского и двух лекционных занятий, разработку дидактических и методических материалов к их проведению.

 

Учебно-методическая работа

Пассивный метод

Рисунок 1.1 Пассивный метод

 

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

 

Активный метод

Рисунок 1.2 Активный метод

 

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

 

Интерактивный метод

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

 

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

− пробуждение у обучающихся интереса;

− эффективное усвоение учебного материала;

− самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

− установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

− формирование у обучающихся мнения и отношения;

− формирование жизненных и профессиональных навыков;

− выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

− Круглый стол (дискуссия, дебаты)

− Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

− Деловые и ролевые игры

− Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

− Мастер класс

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Принципы работы на интерактивном занятии:

− занятие – не лекция, а общая работа.

− все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

− каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

− нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

− все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

− возраст участников, их интересы, будущая специальность.

− временные рамки проведения занятия.

− проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

− заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

− должна быть четко определена цель занятия.

− подготовлены раздаточные материалы.

− обеспечено техническое оборудование.

− обозначены участники.

− определены основные вопросы, их последовательность.

− подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

− уточнение проблем, которые предстоит решить.

− обозначение перспективы реализации полученных знаний.

− определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

− программа занятия.

− раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

− материал должен быть структурирован.

− использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

− быть активным.

− уважать мнение участников.

− быть доброжелательным.

− быть пунктуальным, ответственным.

− не перебивать.

− быть открытым для взаимодействия.

− быть заинтересованным.

− стремится найти истину.

− придерживаться регламента.

− креативность.

− уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

− что произвело на вас наибольшее впечатление?

− что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

− есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

− чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

− учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

− как вы оцениваете свои действия и действия группы?

− если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

Эффективность интерактивного обучения:

− интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

− повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

− обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

− изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям в интерактивной форме

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:

1. Подготовка занятия

2. Вступление

3. Основная часть

4. Выводы (рефлексия)

В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

− как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)

− какую литературу при подготовке необходимо использовать

− знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать

− какой инструментарий будет необходим при проведении занятия

− каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)

− какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)

− каковы правила поведения на данном занятии

− какова роль каждого студента на данном занятии

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:

− студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;

− способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;

− распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.

− соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

 

Форма занятия – система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения. Активные формы проведения занятий – организация учебного процесса, рассчитанная на коллективное, публичное обсуждение проблем, активные взаимодействия слушателей, обмен мнениями между ними, нацеленные на правильное понимание содержания изучаемой темы.

Активные формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция.

Активные методы проведения занятий: средства наглядности, занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемика.

Отзыв

Дисциплина: Прокурорский надзор

Вид занятия: семинарское (практическое)

Количество студентов по списку: 17

Присутствует на занятии: 15

Группы: Ю – 83 (дневное отделение)

Дата: 27.10.2014

Отзыв о посещении занятия

[составляется преподавателем и прилагается к отчету]

 

 

1.5 Опорный конспект практического занятия 1 по теме «Понятие и виды конфиденциальной информации. Общие вопросы защиты сведений конфиденциального характера»

 

Вопросы семинарского занятия:

Вопросы тестового контроля по теме занятия 1

 

Вопросы тестового контроля выдаются студентам в начале семинарского занятия. Время тестирования: 20 мин.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Определите, какая информация указом Президента РФ от 06.03.1997 «Об утверждении перечня конфиденциального характера» не отнесена к конфиденциальной:

1) персональные данные

2) тайна следствия

3) служебная информация

4) сведения, составляющие государственную тайну

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка:

1) «для служебного пользования»

2) «служебная тайна»

3) «конфиденциально»

4) «секретно»

 

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

На документ, содержащий информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен:

1) гриф «Конфиденциально»

2) гриф «Коммерческая тайна»

3) гриф «Коммерческая тайна с указанием обладателя информации»

4) законодательством не предусмотрено нанесение специального грифа

 

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Определите, к какому виду информации отнесена коммерческая тайна в соответствии с законодательством РФ:

1) к общедоступной

2) секретной

3) конфиденциальной

4) закрытой

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, предполагает:

1) ознакомление лица с информацией, составляющей коммерческую тайну при условии сохранения конфиденциальности данной информации

2) обязательную процедуру проверки лица органами собственной безопасности коммерческой организации

3) распространение на лицо, допущенного к коммерческой тайне, запрета на выезд за границу

 

ДОПОЛНИТЕ

Любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу, образует

 

 
 


ДОПОЛНИТЕ

Общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен федеральным законом, является

__________________________________________________________________

 

 

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

1 общедоступная информация А о разработке и производстве ядерных боеприпасов
2 информация с ограниченным доступом Б фонды библиотек, музеев и архивов
3 секретная информация В служебная тайна

1 –; 2–; 3–.

 

Кейс по теме занятия 1

 

Задание в малых группах 1. Изучите положения статей 10, 11, 13, 14 Закона «О коммерческой тайне» и Раздел VI Закона РФ «О государственной тайне». Заполните таблицу сравнительного анализа.

Раздаточный материал: таблица, извлечение из законов «О государственной тайне», «О коммерческой тайне».

Контрольное время выполнения: 45 мин.

Обсуждение в группе: 10 мин.

Работа над ошибками: 5 мин.

Таблица

 

Критерий разграничения Коммерческая тайна Государственная тайна
Предусмотрена ли процедура допуска лиц к данной информации?    
В каком случае лицо получает доступ к данной информации?    
Возлагается ли на лицо обязанность не разглашать ставшую ему известной информацию?    
Может ли быть ограничено лицо, обладающее такой информацией, в праве на выезд за границу    
Какая ответственность предусмотрена за разглашение данной информации    

 

Задание в малых группах 2. Составьте схему «Охрана конфиденциальной информации в коммерческой организации».

На основе анализа норм статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» определите, какие меры по охране конфиденциальной информации могут быть приняты в коммерческой организации. Составьте блок-схему.

 

Раздаточный материал: извлечение из закона «О коммерческой тайне».

Контрольное время выполнения: 45 мин.

Обсуждение в группе: 10 мин.

Работа над ошибками: 5 мин.

А. Правила засекречивания

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в Законе «О государственной тайне» сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

В статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведены сведения, не подлежащие засекречиванию.

Это сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Степени секретности

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него:

«особой важности»,

«совершенно секретно»,

«секретно».

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения.

 

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

 

┌─────────────────────────┐

│ Сведения, отнесенные к │

│ к государственной тайне │

└────────────┬────────────┘

┌────────────────────────┼─────────────────────────┐

┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Особой важности │ │ Совершенно секретные │ │ Секретные │

└───────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘

│ │ │

┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│Сведения в области │ │Сведения в области │ │Иные сведения из числа│

│военной, │ │военной, │ │сведений, составляющих│

│внешнеполитической, │ │внешнеполитической, │ │государственную тайну.│<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.