Организационно-функциональная характеристика сил и средств патрульно-постовой службы милиции — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организационно-функциональная характеристика сил и средств патрульно-постовой службы милиции

2017-06-20 700
Организационно-функциональная характеристика сил и средств патрульно-постовой службы милиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Непосредственная охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, пресечение административных правонарушений и борьба с преступностью на улицах и в других общественных местах осуществляются силами и средствами патрульно-постовой службы милиции.

Силы патрульно-постовой службы – это личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, используемый для выполнения обязанностей милиции по охране общественного порядка. С учетом назначения, подчиненности, места и роли в охране общественного порядка они разделяются на основные, дополнительные и приданные.

Основные силы – это подразделения ППС милиции, главным назначением которых является охрана общественного порядка на улицах и в других общественных местах. Они включают полки, (отдельные) батальоны, роты, взводы, отделения ППС милиции территориальных и транспортных органов внутренних дел, ОМОН, а также СМВЧ и ЧОН МВД России.

Дополнительные силы – это службы и подразделения органов внутренних дел, которые, наряду с выполнением основных функций своей деятельности, активно участвуют в охране общественного порядка. К ним относятся личные составы полков, батальонов, рот, взводов милиции вневедомственной охраны при ОВД и дорожно-патрульной службы ГИБДД, экипажей медицинских вытрезвителей и других специальных учреждений милиции, а также личный состав аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганов, выделяемые для несения патрульно-постовой службы в установленном порядке.

Приданные силы – это службы, подразделения и учреждения органов внутренних дел, поступающие по распоряжению старшего начальника вышестоящего органа в оперативное подчинение начальника нижестоящего органа для усиления патрульно-постовой службы при осложнении оперативной обстановки (на время проведения массовых мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций и т. д.). К приданым силам относятся личные составы резервных подразделений МВД, ГУВД, УВД и УВДТ, образовательных учреждений, воинских частей внутренних войск МВД России, а также силы горрайлинорганов, направленные для обеспечения общественного порядка и безопасности в другой регион или орган внутренних дел для выполнения оперативно-служебных задач. Кроме того, к охране общественного порядка могут привлекаться другие сотрудники органов внутренних дел[28].

Подразделения патрульно-постовой службы составляют основу сил и средств органов внутренних дел, используемых для охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на улицах и в других общественных местах.

Главным назначением подразделений ППС милиции, создаваемых в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганах внутренних дел, являются обеспечение общественного порядка, безопасности личности и общественной безопасности, а также борьба с преступлениями и административными правонарушениями на улицах, площадях, в парках, скверах и в других общественных местах городов, иных населенных пунктов, на крупных транспортных узлах и отдельных объектах.

Отдельные подразделения – полки, отдельные батальоны, отдельные роты (взводы) ППС милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, создаваемые в республиканских, краевых и областных центрах, на крупных транспортных узлах в качестве мобильного оперативного резерва соответствующих органов внутренних дел. Они находятся в непосредственном подчинении руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, УВД на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.

Полки и отдельные батальоны ППС милициидислоцируются в крупных городах и используются для охраны общественного порядка на всей территории республики, края, области, железной дороги или водного бассейна. Структура и численность этих подразделений определяются Примерным положением о строевых подразделениях патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (местной милиции) Российской Федерации.

Организационно-штатное построение полков и отдельных батальонов ППС милиции и численность их структурных подразделений (батальонов, рот, взводов) определяются такими факторами, как:

а) численность населения города (области) в целом;

б) административно-территориальное деление города;

в) географическое расположение региона;

г) состояние оперативной обстановки;

д) наличие в крае, области (городе) частей внутренних войск МВД России и других резервов;

е) ресурсные возможности региона и другие факторы.

Министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД, УВДТ вправе перераспределять численность личного состава отдельных строевых подразделений ППС милиции между органами внутренних дел в зависимости от изменений оперативной обстановки, а также временно использовать подчиненных сотрудников милиции для выполнения задач по охране общественного порядка в пределах соответствующей республики, края, области, города.

Строевые подразделения – батальоны, роты, взводы и отделения ППС милиции, создаваемые в структуре городских, районных и линейных органов внутренних дел для охраны общественного порядка на подведомственной территории и объектах транспорта и находящиеся в непосредственном подчинении их начальников. В органах внутренних дел, имеющих небольшую штатную численность, как правило, в сельской местности и на отдельных объектах транспорта (вокзалах, аэропортах), создаются отделения ППС милиции численностью не менее 12 единиц.

Специальные подразделения – отряды милиции особого назначения (ОМОН), роты и взводы специального назначения (СН), создаваемые в составе милиции общественной безопасности органов внутренних дел для охраны общественного порядка и выполнения специальных задач в условиях сложной оперативной обстановки, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Специальные моторизированные воинские части и части особого назначения предназначены для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в других общественных местах. Организационно они входят в состав внутренних войск МВД России. Подразделения СМВЧ и ЧОН создаются в крупных административных и промышленных центрах страны, а также в районах со сложной оперативной обстановкой. Использование СМВЧ и ЧОН в охране общественного порядка и борьбе с преступностью организуют начальники милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД во взаимодействии с командирами этих воинских частей.

Начальники горрайлинорганов внутренних дел являются оперативными руководителями этих подразделений на время несения ими службы по охране общественного порядка. Силы и средства СМВЧ, выделяемые для несения патрульно-постовой службы в городах и районах со сложной оперативной обстановкой, несут службу в усиленном режиме.

Использование личного состава воинских частей оперативного назначения в охране общественного порядка осуществляется с обязательным участием сотрудников милиции в составе войскового патрульно-постового наряда. В обычных условиях наряды СМВЧ и ЧОН привлекаются к несению службы пять раз в неделю по 6 часов в сутки. Для этих целей выделяется до 70% имеющейся численности личного состава воинской части, из них до 60% для несения ППС и до 10% – в резерв для решения внезапно возникающих задач.

Привлечение сил и средств подразделений СМВЧ и ЧОН к несению службы при проведении специальных, крупных общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, а также во время резкого осложнения оперативной обстановки осуществляется на основе специальных решений руководителей МВД, ГУВД, УВД на охрану общественного порядка, согласованных с командирами воинских частей и соединений внутренних войск МВД России.

При несении патрульно-постовой службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности личный состав СМВЧ и ЧОН пользуется правами и обязанностями, предусмотренными Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[29], от 6 февраля 1997 г. приказами МВД России и другими нормативными правовыми актами.

Подразделения милиции вневедомственной охраны (ОВО)при органах внутренних дел, наряду с выполнением своих задач по охране различных форм собственности на договорной основе, активно участвуют в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. При выполнении этих задач их права, обязанности и тактика действий определяются Уставом ППС милиции.

К несению патрульно-постовой службы привлекается личный состав строевых подразделений (полки, батальоны, взводы и отделения), которые создаются в структуре управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах внутренних дел и входят в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Организация и основные направления деятельности нарядов милиции ОВО по охране имущества собственников и объектов на договорной основе регламентируются Наставлением по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел[30].

Подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД участвуют в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в составе дополнительных сил патрульно-постовой службы милиции. Сотрудники дорожно-патрульной службы участвуют в раскрытии преступлений и административных правонарушений в зоне своих постов, маршрутов патрулирования, контрольных постов милиции, КПП, где они несут службу по регулированию дорожного движения, проводят мероприятия по розыску и выявлению угнанных автомототранспортных средств и выполняют другие задачи.

Отдельные сотрудники, наряды или подразделения ДПС ГИБДД могут вводиться (временно или постоянно) в состав подразделений и нарядов ППС милиции для несения службы на КПМ, КПП, выполнения специальных оперативно-служебных задач. Во время несения службы по охране общественного порядка и пресечению правонарушений сотрудники ДПС ГИБДД руководствуются Уставом ППС милиции и Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[31].

Строевые подразделения дорожно-патрульной службы (специализированные полки, отдельные батальоны, роты и взводы), участвующие в охране общественного порядка, входят в структуру милиции общественной безопасности и являются составной частью ГИБДД МВД России. Виды, структура и численность личного состава этих подразделений определяются Положением о строевых подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России[32].

Экипажи автопатрулей и другие наряды подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых специальных учреждений органов внутренних дел – батальонов, рот, взводов и отделений охранно-конвойной службы, медицинских вытрезвителей, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) – участвуют в предупреждении и пресечении правонарушений на своих маршрутах патрулирования и в местах дислокации, взаимодействуют с патрульно-постовыми нарядами милиции и силами общественных формирований в соответствии с планом комплексного использования сил и средств милиции для охраны общественного порядка в городе (районе).

Участковые уполномоченные милиции принимают участие в организации и непосредственном осуществлении охраны общественного порядка на обслуживаемой территории. С этой целью они информируют начальника и оперативного дежурного горрайлиноргана обо всех изменениях оперативной обстановки на своих участках, вносят предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств охраны общественного порядка.

В пределах своей компетенции они осуществляют маневрирование патрульно-постовыми нарядами, оказывают им помощь в пресечении преступлений и административных правонарушений, обеспечивают взаимодействие с общественными объединениями. Участковые уполномоченные осуществляют совместно с нарядами ППС милиции патрулирование подведомственной территории, обучают милиционеров приемам и способам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений. Во время несения службы они взаимодействуют с командирами строевых подразделений ППС милиции, старшими патрульных участков и нарядами милиции, выполняющими служебные задачи по предупреждению и пресечению правонарушений на территории их участков.

Сотрудники аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганов привлекаются к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, как правило, во время проведения массовых мероприятий и введения усиленного варианта несения службы при осложнении оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах по планам соответствующих органов внутренних дел.

Во время несения службы и пресечения правонарушений они руководствуются Уставом ППС милиции.

Образовательные учреждения МВД России привлекаются к охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в городах и других населенных пунктах в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации. Привлечение личного состава образовательных учреждений к несению службы осуществляется руководителями МВД, ГУВД, УВД, как правило, по месту их постоянной дислокации. Использование личного состава осуществляется в установленном порядке с учетом его подготовленности к выполнению оперативно-служебных задач, возложенных на милицию.

В процессе несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка, при пресечении административных правонарушений и преступлений сотрудники милиции используют различные средства.

Средства патрульно-постовой службы милиции – это предметы, вещества, механизмы и служебные животные, состоящие на вооружении подразделений органов внутренних дел и используемые нарядами милиции для охраны общественного порядка. С учетом назначения, оснований и порядка их применения они подразделяются на средства охраны общественного порядка и специальные средства.

Средства охраны общественного порядка используются патрульно-постовыми нарядами для выполнения обязанностей милиции в процессе своей повседневной деятельности. Их применение во время службы не связано с непосредственным вторжением в сферу основных прав и свобод человека и не нарушают телесной и имущественной неприкосновенности, свободы передвижения и других конституционных прав и свобод граждан.

К ним относятся: автомототранспорт, специальные автомобили, вертолеты, катера, мотоциклы, велосипеды и др.; осветительные приборы (прожекторы, переносные и карманные фонари и т. п.); средства радио- и проводной связи, а также специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и др.); специальная аппаратура и другие технические средства; предметы снаряжения и экипировки патрульно-постовых нарядов (жезлы для остановки транспорта, аптечки, свистки и др.).

Специальные средства, находящиеся на вооружении милиции, состоят из средств индивидуальной защиты сотрудников милиции и средств непосредственного принуждения, которые используются патрульно-постовыми нарядами, как в обычных условиях своей повседневной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Средства индивидуальной защиты – бронежилеты, стальные шлемы, противогазы и иные средства различных модификаций – предназначены для защиты жизни и здоровья сотрудников милиции от преступных посягательств во время несения службы, воздействия поражающих факторов при пожарах, авариях и катастрофах. Их использование сотрудниками милиции не связано с какими-либо ограничениями прав и свобод граждан.

Средства непосредственного принуждения применяются для пресечения преступлений, задержания и доставления лиц, их совершивших, принудительной остановки транспортных средств и в других случаях, прямо предусмотренных законом. Их применение по прямому назначению всегда сопряжено с вторжением в сферу прав и свобод гражданина, его телесной неприкосновенности (например, применение резиновой палки, слезоточивого газа, резиновых пуль, наручников и др.), поэтому все средства непосредственного принуждения применяются сотрудниками милиции лишь по основаниям и в порядке, установленном законом. Только с учетом этого их применение будет правомерным.

В настоящее время на вооружении милиции состоит 15 видов специальных средств непосредственного принуждения, которые используются для выполнения задач по охране общественного порядка, как в обычных, так и в сложных условиях оперативной обстановки. К ним относятся: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, патроны с резиновыми пулями непроникающего действия, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, карабин специальный, средства принудительной остановки транспорта («Еж-Диана», «Еж-М»), специальные окрашивающие средства, ранцевый аппарат «Облако»; водометы, бронемашины, служебные собаки, спирали, электрошоковые устройства.

Назначение и виды нарядов патрульно-постовой службы милиции, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка, определяются Уставом ППС милиции и другими нормативными актами МВД России. Основными видами патрульно-постовых нарядов являются пост и патруль.

Пост – это наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников милиции, который выполняет обязанности по обеспечению общественного порядка и безопасности на определенном участке местности или объекте. Для поста устанавливаются центр и границы. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м. Посты могут быть одиночными, парными, групповыми, наружными (вне помещений) и внутренними (в помещениях), круглосуточными и т. д.

Патруль – это подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников милиции и выполняющий возложенные обязанности на установленном маршруте патрулирования. Сотрудник милиции, входящий в его состав, называется патрульным.

Патруль может нести службу на автомобиле (ПА), мотоцикле (ПМ), катере (ПКТ), велосипеде (ПВ), вертолете (ВП). Применяются также пешие (ПП), конные (ПК) и патрули со служебными собаками (ПС). Протяженность маршрута патруля на автомобиле составляет 6 – 8 км, на мотоцикле – 3 – 5 км, для пеших патрулей – 1 – 1,5 км.

Старшими нарядов (постов, патрулей) назначаются наиболее опытные сотрудники милиции, прошедшие первоначальную профессиональную подготовку и допущенные к самостоятельному несению службы.

Для охраны общественного порядка в городах и других населенных пунктах широко используются патрули на автомобилях и мотоциклах. Они предназначены для несения службы на маршрутах, преследования преступников и доставления в милицию лиц, задержанных за совершение преступлений и административных правонарушений, в случаях отсутствия специального транспорта – для доставления в медицинские учреждения граждан, оказавшихся в беспомощном состоянии, а также лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.

Конные патрули используются при несении патрульно-постовой службы на окраинах населенных пунктов, в лесопарковых зонах, при проведении спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий. Достаточно эффективно несение патрульно-постовой службы со служебными собаками.

Групповые наряды применяются при осложнении оперативной обстановки и для выполнения специальных задач. К их числу относятся патрульные группы милиции (ПГ), специализированные группы (СГ), маневренные группы (МГ), контрольные посты милиции (КПМ), контрольные милицейские посты (КМП), контрольно-пропускные пункты (КПП) и другие виды нарядов, выработанные практикой и установленные нормативными правовыми актами МВД России.

Такие наряды, как правило, объединяют несколько постов или патрулей ППС милиции, которые выполняют общие и специальные функции под единым руководством. В состав групповых нарядов включаются сотрудники подразделений ДПС ГИБДД, ОМОН, иных служб и подразделений милиции, представители таможни и других правоохранительных органов. При организации ППС в экстремальных условиях могут использоваться специальные виды групповых нарядов, предусмотренные отдельными нормативными правовыми актами МВД России.

В процессе охраны общественного порядка патрульно-постовые наряды постоянно взаимодействуют с другими службами милиции и общественными формированиями. Как правило, патрульно-постовые наряды выполняют возложенные на них обязанности, взаимодействуя с участковыми инспекторами милиции, работниками подразделений ГИБДД, подразделений УР, БЭП, ФМС, дознания, следствия, паспортно-визовой и других служб. В ходе совместного решения задач по охране общественного порядка сотрудники ППС милиции получают необходимую информацию, оказывают практическую помощь в пределах своих патрульных участков, постов и маршрутов, приобретая опыт профилактики и пресечения отдельных видов правонарушений.

Повышению эффективности и безопасности обеспечения общественного порядка способствует взаимодействие нарядов милиции с общественными объединениями, негосударственными правоохранительными формированиями и гражданами. Наиболее часто взаимодействие осуществляется с членами ДНД, внештатными сотрудниками милиции, а также представителями иных общественных объединений, общественными инспекторами природоохранительных организаций, частными охранными предприятиями, товарищескими судами и др.

Значительную роль в профилактике и предупреждении правонарушений играют общественные объединения граждан. Создаваемые в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях»[33] от 19 мая 1995 г. общественные организации, движения, фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности, осуществляя общественно полезную деятельность, активно участвуют в правовом воспитании населения, профилактике пьянства, наркомании, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка в городах и иных населенных пунктах.

Взаимодействуя во время несения службы с общественными формированиями, патрульно-постовые наряды милиции оказывают им содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению правопорядка, оказывают помощь в задержании и доставлении в милицию правонарушителей. При совместном несении службы по охране общественного порядка сотрудники милиции обучают представителей общественных формирований приемам и методам работы по предупреждению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомят их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории.

Наряды милиции органов внутренних дел на транспорте решают вопросы охраны общественного порядка и обеспечения безопасности в постоянном контакте с представителями администрации вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, иных объектов транспорта. При этом общественные формирования привлекаются к мероприятиям по обеспечению безопасности пассажиров и перевозок грузов, пресечению хищений чужого имущества, детской безнадзорности, незаконной торговли в районах дислокации транспортных объектов и сооружений.

При получении информации о преступлениях и иных правонарушениях наряды ППС милиции информируют внештатных сотрудников милиции, членов ДНД, других общественных объединений о приметах разыскиваемых лиц и похищенного имущества, задействуют их в установлении свидетелей и потерпевших, охране места происшествия. Таким образом, сотрудники патрульно-постовой службы на практике реализуют принцип взаимодействия с различными группами населения, активно используют помощь граждан в обеспечении общественного порядка, борьбы с правонарушениями и выполнении иных обязанностей, возложенных на милицию.

Глава 5. Служба милиции по содержанию, охране
и конвоированию подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений

§ 1. Правовое положение и организационное построение
службы милиции по содержанию, охране и конвоированию
подозреваемых органов внутренних дел

 

В ст. 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эта норма нашла отражение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ) – ст. 94, а статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей. Что же касается режима содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[34], от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений[35].

В соответствии с Законом РФ «О милиции» (п.п. 14 – 16 ст. 10) на милицию возлагается ряд обязанностей по:

а) исполнению определений судов, постановлений судей, письменных поручений прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производству разыскных, следственных и иных действий, оказанию им содействия в производстве отдельных процессуальных действий;

б) исполнению постановления судьи об административном аресте;

в) охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых.

Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создана служба по охране и конвоированию, которая входит в состав милиции общественной безопасности на основании Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности» и постановления Правительства РФ
«О подразделениях милиции общественной безопасности».

Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. На федеральном уровне в структуре Департамента охраны общественного порядка МВД России образован отдел нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности изоляторов временного содержания, специализированных учреждений милиции и конвоирования.[36] На региональном уровне в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации созданы управления (отделы) милиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы. Если в штатах горрайорганов внутренних дел имеются подразделения по охране изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ИВС), ответственность за организацию их работы возлагается на начальников милиции общественной безопасности и командиров подразделений охранно-конвойной службы.

Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:

1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

2) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.

§ 2. Организация деятельности изоляторов временного содержания
подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел

 

В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей[37] и предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

По Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Кроме того, в статье 46 УПК РФ закреплено, что – это лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Обвиняемый – это лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт
(ст. 47 УПК РФ).

В изоляторах временного содержания органов внутренних дел содержатся:

– подозреваемые;

– обвиняемые;

– осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.

В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии специального приемника.

Основанием для приема и содержания лиц в ИВС являются следующие документы:

а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания составленный следователем или дознавателем в соответствии со ст. 92 УПК РФ;

б) для подозреваемых и обвиняемых – постановление суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения в соответствии со ст. 108 УПК РФ;

в) для осужденных к лишению свободы – приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор), постановление суда об этапировании;

г) для административно арестованных, содержащихся в порядке исключения при отсутствии специального приемника – копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который проверяет наличие документов, свидетельствующих об основаниях для помещения этих лиц в место содержания под стражей, опрашивает доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета лиц, помещенных в изолятор. Все эти лица подвергаются личному обыску (административно арестованные – досмотру), а находящиеся при них вещи – досмотру в присутствии понятых того же пола.

По окончании обыска и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, производившим обыск, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

Принятым в ИВС лицам оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть органа внутренних дел, а личные вещи в камеру хранения ИВС.

На дежурного по ИВС возлагается также обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) т. е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее двух часов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ В ИВС:

1. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Рассмотрим первое требование – соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

Водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которыми устанавливается порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) приема и выдача подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;

5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;

6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;

7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Второе требование – осуществление пропускного режима в ИВС.

В ИВС при предъявлении соответствующих документов пропускаются: – прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, по удостоверениям личности в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;

– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие инспектирование или другой контроль за организаций и несением службы, сотрудники МОБ – по удостоверению личности;

– сотрудники других служб – по предъявлении специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;

– следователи органов внутренних дел, прокуратуры и дознаватели – по удостоверению личности – в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;

– сотрудники криминальной милиции – по удостоверению личности и письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело – в следственные кабинеты;

– защитники – по документу, удостоверяющему личность и по предъявлении ими ордера юридической консультации – в следственные кабинеты;

– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым – по предъявлении паспорта и соответствующего разрешения – только в комнату для свиданий.

Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие лица, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.

Третье требование – содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

Строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений, применяемых в органах внутренних дел. Устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через конные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий[38].

Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам следующих категории лиц:

а) мужчин и женщин;

б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;

в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, пригов


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.