1. Организация совместной деятельности между священнослужителями традиционных для РФ конфессий и сотрудниками ИУ ФСИН.
2. Формы и методы просвещения сотрудников ИУ ФСИН священнослужителями традиционных для России религиозных конфессий.
3. Пути совершенствования деятельности, связанной с улучшением взаимодействия священнослужителей РПЦ с руководством и сотрудниками ИУ ФСИН.
Литература:
Конституция РФ 1993 года.
Федеральный Закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях».
Каледа Глеб. Остановитесь на путях ваших … Записки тюремного священника. Издательство: Зачатьевский монастырь. М., 2002.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издательство БЕК, Москва, 1994.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Издательство «Вердикт-1М», 1997.
Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью. НИИ ФСИН. М., 2007.
Социальная работа с осужденными в УИС. АПУ МЮ РФ. Рязань. 2005.
Социальная работа с осужденными в ИУ. АПУ МЮ РФ. Рязань. 2007.
Христианское служение в местах лишения свободы. Справочник для сотрудников уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов и священнослужителей, начинающих христианское служение в местах лишения свободы. Москва – Санкт-Петербург. 2005.
I.Организация совместной деятельности между священнослужителями традиционных для РФ конфессий и сотрудниками ИУ ФСИН.
1. Духовное просвещение сотрудников уголовно-исполнительной системы – современная задача. Задачи духовного просвещения сотрудников УИС решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки района расположения учреждений и органов УИС, морально-психологического состояния работников УИС. При этом обеспечивается максимальная сопряженность решаемых задач и воспитательной работы.
Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными действиями должностных лиц всех уровней; обеспечением непрерывности и дифференцированным подходом при ее организации с различными категориями работников УИС; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Результативность мер, направленных на воспитание работников УИС, достигается за счет индивидуального воздействия, с учетом их уровня образования, возраста, опыта, пола, отношения к религии, национальных и других особенностей, нравственного, духовного и физического развития, соблюдения их законных прав. Основными задачами социальной работы с сотрудниками УИС являются: - реализация мер по обеспечению социальной защиты сотрудников и членов их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации; - изучение и прогнозирование развития социальных процессов в служебных коллективах и районах дислокации подразделений, учреждений и органов УИС; - выработка, принятие и организация исполнения решений по осуществлению социальной защиты личного состава; - организация и проведение правового воспитания личного состава, разъяснение содержания нормативных правовых актов о правах и льготах; - оказание индивидуальной социальной помощи сотрудникам; - обучение начальников структурных подразделений, учреждений и органов УИС, других должностных лиц правовым основам осуществления социальной защиты личного состава; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений сотрудников и членов их семей по социальным вопросам; - поддержание взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в целях эффективного решения социальных проблем сотрудников и членов их семей. Основными задачами защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны являются: - разъяснение решений руководства страны, задач, стоящих перед учреждениями и органами УИС; - анализ и прогнозирование информационной обстановки; сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-психологического влияния на личный состав с выработкой информационно-психологического воздействия противостоящей стороны, недопущение деморализации, дезинформации, морально-психологического подавления личного состава; - организация профилактических мер по предупреждению распространения ложных слухов среди личного состава, недопущению возникновения массовых негативных психических реакций; пресечение слухов, тревожных высказываний и противоправных действий, направленных на снижение морально-психологического состояния личного состава. Планирование морально-психологического обеспечения осуществляется заблаговременно и уточняется в ходе непосредственной подготовки к решению задач. Основным планирующим документом МПО является План морально-психологического обеспечения учреждения, органа УИС.
При оценке обстановки анализируются и определяются: морально-психологическая (социально-политическая, религиозная, криминальная) и информационная обстановка, морально-психологическое состояние личного состава; состав, состояние и возможности сил и средств МПО; степень и характер информационно-психологического воздействия противостоящей стороны на личный состав и возможности защиты; характер местности и наиболее целесообразные места для развертывания и действий сил и средств МПО; потребность и обеспеченность материальными средствами; вероятные психогенные потери; возможности по эвакуации психотравмированного личного состава и оказание ему психологической помощи и реабилитации; морально-психологическое состояние непосредственно подчиненного личного состава; условия управления МПО и наличие для этого сил и средств; организация взаимодействия.
В интересах морально-психологического обеспечениясогласовываются: с начальниками учреждений, органов УИС, структурных подразделений учреждений, органов УИС - вопросы организации и содержание МПО в подчиненных им подразделениях; порядок обмена информацией по вопросам складывающейся морально-психологической и информационной обстановки; порядок использования сил и средств учреждений, органов УИС, структурных подразделений учреждений, органов УИС в интересах МПО; вопросы обеспечения периодической печатью и техническими средствами воспитания; организация связи при управлении МПО, перемещении сил и средств МПО; совместные действия по изучению и доведению до личного состава примеров мужества, героизма и самоотверженности;
с силовыми структурами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ФСБ России, МВД России, Минобороны России, МЧС России и др.) - вопросы (способы) предупреждения распространения панических слухов, снижающих морально-психологическое состояние личного состава и населения; проведения совместных мероприятий в подразделениях в интересах повышения бдительности, готовности к действиям в любых условиях обстановки; защиты от информационно-психологического воздействия противостоящей стороны; порядок организации МПО в условиях режима военного положения; проведения совместных мероприятий по воспитанию высокой ответственности и психологической устойчивости личного состава, предназначенного для охраны и обороны важных объектов; взаимного информирования об обстановке; вопросы состояния экологии на территории района; сведения о наличии предприятий химической, атомной промышленности, крупных гидротехнических сооружений; выполнения совместных мероприятий, направленных на снижение негативного влияния последствий разрушения экологически опасных объектов в районе решения задач на морально-психологическое состояние личного состава; координации совместных действий в ходе ликвидации последствий разрушений химических и других объектов;
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - порядок проведения совместных мероприятий по воспитанию у личного состава готовности к решению задач и патриотической работы с населением; совместного анализа морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава в местах его дислокации, районах предстоящих действий; порядок реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий и прав сотрудников УИС; использования телерадиоцентров, полиграфической и культурно-досуговой базы в целях решения задач МПО; проведения совместных культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава;
с общественными объединениями - вопросы совместного проведения мероприятий патриотической направленности, мобилизации населения на решение задач в интересах подразделений; нейтрализации негативных по отношению к личному составу УИС настроений среди населения; проведения благотворительных акций по оказанию помощи членам семей сотрудников, больным, раненым; проведения культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава;
со средствами массовой информации - порядок непрерывного информирования населения и личного состава о складывающейся в регионе обстановке, объективного освещения поставленных задач, противодействия информационно-психологическому воздействию противостоящей стороны; использования телерадиоцентров, полиграфической базы, других средств массовой информации в интересах решения задач, стоящих перед подразделениями; обеспечения личного состава печатными изданиями; -
с религиозными объединениями - данные о религиозной обстановке и ее возможном влиянии на морально-психологическое состояние личного состава; организация посещений священнослужителями личного состава, проведения панихид по погибшим; совместно разрабатываются предложения по умиротворению противостоящих сторон.