Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-20 | 281 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками связной монологической речи в следующих формах:
· формирование навыков составления отдельных (фразовых) высказываний;
· формирование языковых (лексического, грамматического, синтаксического) компонентов связных развернутых высказываний;
· составление высказываний по наглядному восприятию;
· воспроизведение прослушанного текста;
· составление рассказа‒описания;
· рассказывание с элементами творчества;
Учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико‒грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно‒практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
|
Важная роль в развитии монологической формы речи принадлежит обучению рассказыванию. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят: обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинкам и др.) и устному сочинению по воображению.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в включает:
‒ усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями ‒ фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
‒ формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа‒сообщения;
‒ обучение лексико‒грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются:
v Принцип учета особенностей формирования речи в норме. Исходя из этого, исследователи выдвигают положение о необходимости первоочередного формирования «ключевых звеньев» или «узловых образований» речевой деятельности, «от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». К ним относятся: установление связи между субъектом и действием; овладение детьми способами словообразования по законам аналогии; развитие предикативной функции речи (85, 105, 157, 228 и др.).
|
v Обучение детей строится таким образом, чтобы они приобретали способность самостоятельно овладевать закономерностями родного языка.
v Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи ‒ грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.
v Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
Основные задачи обучения детей грамматически правильной связной речи можно обобщить следующим образом:
· Перед логопедом стоит задача: определить, какими знаками языка (элементами языковой системы) и какими речевыми действиями должен овладеть ребенок на каждом этапе обучения. Так, на начальном этапе обучения необходимо формирование предметной отнесенности слова и его обобщающего значения, формирование желания и мотивов говорить.
· Важнейшей задачей является формирование речевой практики ‒основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоение языка, как средства общения.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
* коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого‒синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
|
* усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
* обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа‒описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.). Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) ‒ к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность ‒ к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5‒6 чел.). Занятия рекомендуется проводить 1‒3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20‒30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР (83, 88, 109).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!