Динамика развития активной речи детей, третьего года жизни — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Динамика развития активной речи детей, третьего года жизни

2017-06-20 512
Динамика развития активной речи детей, третьего года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: выявить эффективность проведённой работы, определить изменения, которые произошли у детей относительно результатов констатирующего эксперимента. Итоги повторных диагностик отражены в таблицах и диаграммах.

 

Таблица 4 - Уровень развития активной речи детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента.

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2 - ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3 - я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
  Алина                           средний
  Семён                           низкий
  Элина                           высокий
  Егор                           средний
  Катя                           высокий
  Соня                           высокий
  Лера                           средний
  Глеб                           средний
  Виолетта                           средний
  Влад                           средний

Примечание:

О – отсутствие;

Н - низкий;

С - средний;

В - высокий

В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме:

Рисунок 4 - Уровень развития активной речи детей на этапе контрольного эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

- высокий уровень – 30% (у Эллины, Кати и Сони). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы;

- средний уровень – 60% (у Алины, Влада, Глеба, Леры, Виолетты, Егора). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок;

- низкий уровень – 10% (у Семена). Этот мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым.

 

 

Таблица 5- Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента

 

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в    
  Алина                                       средний
  Семён                                       низкий
  Элина                                       высокий
  Егор                                       высокий
  Катя                                       высокий
  Соня                                       высокий
  Лера                                       высокий
  Глеб                                       средний
  Виолетта                                       средний
  Влад                                       средний

Примечание:

Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме:

 

Рисунок 5 - Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе контрольного эксперимента

 

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

Высокий уровень – 50% ( у пяти детей, Элины, Егора, Кати, Сони и Леры) – дети активны в общении, запас словаря достаточный;

Средний уровень – 40% (у четырёх детей, Алины, Виолетты, Глеба, Влада) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря;

Низкий уровень – 30% (у одного мальчика, Семёна) - мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден.

По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе контрольного эксперимента получили следующие уровни:

- у Эллины, Кати и Сони: активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.

- у Алины, Виолетты, Леры, Егора, Влада и Глеба: характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.

- у Семена: характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.

Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе контрольного эксперимента

 

№ п/п Имя ребенка Названия диагностик Уровни
1 – ая диагностика активной речи 2 - ая диагностика развития словаря
Уровни Уровни
  Алина средний средний средний
  Семён низкий низкий низкий
  Элина высокий высокий высокий
  Егор средний высокий средний
  Катя высокий высокий высокий
  Соня высокий высокий высокий
  Лера средний высокий средний
  Глеб средний средний средний
  Виолетта средний средний средний
  Влад средний средний средний

 

В основном результаты совпали, расхождения получились только у Егора и Леры, потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.

В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме:

Рисунок 6 - Общий уровень диагностик на этапе контрольного эксперимента

Таким образом, итоговые результаты контрольного эксперимента следующие:

Высокий уровень – 30% (Эллина, Катя и Соня) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.

Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Глеб и Влад) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.

Низкий уровень – 10% ( Семён) такой мальчик малоинициативен по отношению к взрослому, практически не разговаривает сам, но может повторить слова за взрослым, мальчик малоактивен и малоразговорчив, словарь скуден, у мальчика не развита активная речь и словарь.

Таблица 7 – Результаты констатирующего и контрольного эксперимента.

Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий 10% 30%
Средний 60% 60%
Низкий 30% 10%

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего эксперимента (таблица 7), следует отметить:

· число детей с высоким уровнем развития активной речи и словаря увеличилось на 20% (было 10%, стало 30%);

· число детей со средним уровнем развития активной речи и словаря не изменилось (60%);

· на 20% уменьшилось число детей с низким уровнем развития активной речи и словаря (было 30%, стало 10%).

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных отражает положительную динамику развития активной речи и словаря детей третьего года жизни, тем самым подтверждает выбранную гипотезу и позволяет констатировать эффективность использования дидактических игр для развития активной речи и словаря у детей данного возраста.

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента в результате обследования активной речи детей первой младшей группы были выявлены уровни развития активной речи детей и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи.

Нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход.

Применяемые нами методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, следовательно одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни, является, конечно, же дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей третьего года жизни. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей третьего года жизни осуществлялась в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента в результате обследования активной речи детей первой младшей группы были выявлены уровни развития активной речи детей и уровень развития словаря детей. В основном дети показали средний и низкий уровень развития активной речи.

Нами был разработан перспективный план работы, в который были включены дидактические игры на развитие звукоподражания, на обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными и на развитие диалогической, связной речи. Важным моментом в эффективности проведенной работы считаем дидактические принципы: систематичности, последовательности, наглядности, доступности, научности и индивидуализации, а также дифференцированный подход.

Применяемые нами методы и приемы работы способствовали развитию активной речи детей. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у детей в уровне развития активной речи детей и уровне развития словаря, что свидетельствует об эффективности применения дидактических игр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой, Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артёмова М.: Просвещение 1989. – 286с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 400 с.

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- 3 - е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.

4. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 560 с.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 225 с.

7. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2015 – 368 с.

8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 1961. - 472 с.

9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада для воспитателя детского сада / В.В. Гербова. - 2-е. изд., испр и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозайка – синтез, 2014 – 128 с.

11. Закурдаева, Н.Н. Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=34750.

12. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. / В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - Москва: Издательство «Педагогика», 1986 – 296 с.

13. Куролёва, Н.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://loktkom.ucoz.ru/Rabota_RMO/kuraleva_n.a-opyt_pedagogiche - skoj_dejatelnosti_po. pdf.

14. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016. – 128 с.

15. Малева, А.С. Развитие речи детей в первой младшей группе (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.maam.ru/detskijsad/otchet-razvitie-rechi-detei-v-1-mladshei-grupe.html

16. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Т. А. Марковой, Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология; феноменология развития, детство, отрочество; Учебник для студентов вузов – 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999-456 с.

18. Неверова, Ю.В. Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет: конспекты занятий; демонстрационный и раздаточный материал / Ю.В. Неверова, Е.В. Иванова. – М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2014. – 189 с.

19. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под общ. ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Просвещение», 1985 – 144 с.

20. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников: учим, развиваем, воспитываем / А.В. Печерога. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.

21. Печора, К.Л Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. / К.Л. Печора., Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004. – 172 с.

22. Радина, Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: учебное пособие для воспитателей детских садов – 2-е изд. / Е.И. Радина, М.И. Попова – М.: «Просвещение», 1972. – 191 с.

23. Синаря, Ю.А. Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.maam.ru/detskijsad/download - 2481- html

24. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982.- 96 с.

25. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детских садов / Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. – 187с.

26. Сохин, Ф. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. Сохин // Вопросы психологии. – 1995. - № 3. – 89 с.

27. Старикова, Э.Ф. Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www/ maam.ru/.../vystuplenie-iz-opyta-raboty-na-temu-razvitie-aktivnoi-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnyh-vidah - dejat-ti /html//

28. Теплюк, С.Н. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк. – М.: Мозайка – синтез, 2016 – 256 с.

29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Тихеева, Ф. А. Сохин, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

30. Ушакова, О. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание.- 2013. - № 12. - С. 98.

31. Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Собр. соч. – М., 1948. – 647 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры

и постепенном переходе в работу...»

А.С.МАКАРЕНКО

АНКЕТА

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Пожалуйста, старайтесь отвечать как можно точнее и конкретнее. Выбранный ответ подчеркнуть.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.