Понятие, предмет, задачи, факторы и этапы развития — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие, предмет, задачи, факторы и этапы развития

2017-06-20 220
Понятие, предмет, задачи, факторы и этапы развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ю.Н. Аброськина

 

ЛОГИСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

ББК 65.40

УДК 658.7

А**

Рецензенты:

д.э.н., профессор Г.И. Москвитин, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,

д.э.н., доцент Т.А. Бурцева, Калужский государственный

университет им. К.Э. Циолковского

 

Аброськина Ю.Н.

А** Логистика. Курс лекций: учебное пособие для бакалавриата – Калуга, ****

 

Цель курса лекций – ознакомление студентов с основными теоретическими положениями логистики. Может использоваться для преподавания учебных дисциплин «Логистика», «Коммерческая логистика» направлений бакалавриата: «Экономика», «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Управление персоналом».

В курсе лекций в краткой концентрированной форме изложены основные положения современной логистики, сгруппированные в десять глав. Курс может использоваться для изучения теоретического материала на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной подготовке.

 

 

ББК 65.40

УДК 658.7

© Ю.Н. Аброськина, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………....…5

Понятие, предмет, задачи, факторы и этапы развития

логистики………………………………………………………………...6

1.1 Сущность, объект и предмет логистики…………………………6

1.2. Задачи и функции логистики……………………………………..6

1.3. Факторы и этапы развития логистики…………………………..7

1.4. Принципы логистической концепции……………………………8

1.5. Организация логистики на предприятии……………………...10

1.6. Показатели эффективности деятельности предприятия с позиции логистической концепции……………………………….....11

Материальные потоки и логистические операции.

Логистические системы…………………………………………….14

2.1. Понятие и виды материальных потоков………………………14

2.2. Логистические операции…………………………………………17

2.3. Логистическая цепь предприятия. Логистические каналы…18

2.4. Логистические системы, их свойства и виды………………...19

3. Закупочная логистика…………………………………………….24

3.1. Цель и задачи закупочной логистики………………………….24

3.2. Служба закупок (снабжения) на предприятии…………….....24

3.3. Изучение рынка сырья и материалов…………………………25

3.4. Выбор поставщиков материальных ресурсов……………….27

4. Производственная логистика…………………….……………30

4.1. Понятие производственной логистики. Традиционные и

логистические концепции организации производства……….….30

4.2. Производственные процессы на предприятиях, их

структура и классификация…………………………………………..31

4.3. Требования к организации материальными потоками……..34

4.4. Система управления материальными потоками………….…37

5. Сбытовая логистика……………………………………………...39

5.1. Цель и задачи сбытовой логистики……………………………39

5.2. Планирование ассортимента……………………………..….…40

5.3.Планирование сбыта продукции предприятия…………….…42

5.4. Выбор сбытовой структуры……………………………………..43

5.5. Правовое обеспечение сбытовой логистики…………………45

6. Распределительная логистика…………………………………46

6.1. Сущность и задачи распределительной логистики…………46

6.2. Определение оптимального количества складов в системе распределения………………………………………………………….47

6.3. Оптимизация расположения распределительного центра на обслуживаемой территории………………………………………….51

6.4. Выбор и построение системы распределения……………....53

6.5. Характеристика современных грузовых терминалов и

распределительных центров в логистических системах……..…53

7. Логистика запасов…………………………………………………55

7.1. Понятие, причины создания и виды запасов……………...…55

7.2. Управление запасами……………………………………………56

7.3. Система «точно в срок», «CANBAN»……………………….…60

7.4. Анализ ABC, XYZ……………………………………………….…64

Список литературы ………………………………………………….67

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка бакалавров экономики и менеджмента предполагает наличие знаний, умений и навыков, формирующих компетенции, позволяющие управлять материальными и информационными потоками.

В условиях современной рыночной экономики и глобализации объем материальных и информационных потоков существенно возрос, а их скорость значительно увеличила. Поэтому для будущих руководителей, специалистов и предпринимателей необходимы знания в области логистики – науки об управлении материальными и информационными потоками.

Изучение логистики начинается с ознакомления с ее теоретическими положениями, для чего используются различные формы обучения. Наиболее распространенной и достаточно эффективной формой теоретической подготовки являются классические лекции. Данный курс в краткой концентрированной форме знакомит студентов с теоретическими положениями логистики и составлен, как на основе собственных разработок автора, так и с использованием учебников и учебных пособий ведущих российских ученых и специалистов.

Курс лекций включат в себя десять тем, охватывающих все основные области данной науки.

 

 

Понятие, предмет, задачи, факторы и

Этапы развития логистики

 

Задачи и функции логистики

В процессе управления материальными потоками логистика выполняет следующие задачи:

а) определение оптимальных объёмов и направления движения материальных потоков;

б) формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация (сбытовая логистика);

в) организация складирования (складская логистика);

г) организация упаковки и транспортировки (транспортная логистика);

д) управление запасами в сфере обращения

Согласно задач, различают два вида функций и соответствующие им подвиды:

1. Оперативные (сходны с функциями материально-технического обеспечения)

a) в сфере снабжения – управление движением сырья и материалов от поставщика к складам и производственным предприятиям;

б) в сфере производства – управление движением полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также управление готовой продукцией при её движении на склады и розничные рынки сбыта;

в) в сфере распределения – организация потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

2. Координационные:

а) выявление и анализ потребности в материальных ресурсах;

б) анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других участников этого рынка;

в) обработка данных, касающихся запасов и потребностей.

 

Логистические операции

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Логистические операции с материальным и

информационными потоками

Логистические операции
с материальным потоком с информационным потоком
погрузка транспортировка разгрузка комплектация складирование упаковка сбор обработка передача информации, соответствующей материальному потоку

Классификация логистических операций приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Классификация логистических операций

 

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка.

 

Логистические каналы

Логистическая цепь – совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материальных потоков от поставщика исходных ресурсов до потребителей готовой продукции.

Логистическая цепь предприятия представлена в виде последовательных трёх звеньев:

1) звено «Закупки», где элементами материального потока являются материальные ресурсы:

- доставка материальных ресурсов;

- складирование;

- хранение материальных ресурсов на складах;

- выдача материальных ресурсов производства;

- перемещение материальных ресурсов от поставщиков или со складов к производственным подразделениям;

2) звено «Производство», где элементами материального потока являются запасы незавершённого производства:

- изменение запасов материалов (изменение размеров и свойств элементов материального потока), например, обработка;

- изменение размеров и форм элементов материального потока (сборка, упаковка, комплектование партии);

3) звено «Сбыт», где элементами материального потока является готовая продукции.

- поступление продукции из звена «Производство»;

- складирование на складе готовой продукции;

- упаковка;

- отпуск готовой продукции со склада.

Специфика состава элементов материального потока, типов движения звеньев в логистической цепи при всеобщем и обязательном выполнении требования минимизации затрат вызывают противоречивые экономические интересы в них. Противоречивое поведение затрат возникает всякий раз, когда, при минимизации затрат в одном звене увеличивают затраты в других звеньях.

Разный состав элементов материальных потоков и разный тип движения МП предполагают разные цены:

- закупочные;

- внутрипроизводственные;

- сбытовые.

Указанные цены представляют собой основу для формирования противоречивой среды в логистической цепи.

Чтобы обеспечить устойчивое высоко эффективное функционирование предприятия, необходимо выработать механизм согласования затрат между звеньями логистической цепи. Внутри предприятия это может быть достигнуто либо на основе внутрифирменных трансфертных (льготные) цен, либо на основе централизованного распределения ресурсов между подразделениями предприятия.

 

Закупочная ЛОГИСТИКА

 

Производственная логистика

 

Требования к организации материальными потоками

Современная рациональная организация и управление материальным потоком предполагает обязательное исполнение основных логистических принципов:

1) однонаправленности;

2) гибкости;

3) синхронизации;

4) оптимизации;

5) интеграции потоков процессов;

6) специализации;

7) пропорциональности;

8) непрерывности;

9) параллельности;

10) прямоточности;

11) ритмичности

Современная организация и оперативное управление производством должны отвечать ряду требований:

1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

Ритмичная работа – прежде всего гармонизация всех процессов производства (основных, вспомогательных, обслуживающих, управленческих) и эффективное использование располагаемых ресурсов, т.е. работа в соответствии с принципами и методами логистики.

Ритмичная работа – оптимальная (целенаправленная, искусная в соответствии с закономерностями движения производственного процесса) организация во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждого конкретного вида продукции в установленном объёме с минимальными затратами производственных ресурсов.

2. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность производственного процесса имеет две противоречивые стороны:

- непрерывность движения предметов труда;

- непрерывность загрузки рабочих мест

Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов. В условиях непоточного производства может быть обеспечен за счёт организации непрерывной загрузки рабочих мест. В поточном производстве – выбором варианта с минимальным временем межоперационного пролеживания деталей.

3. Обеспечение максимальной надёжности плановых расчётов и минимизации трудоёмкости плановых работ. Представление о ходе производства как о статичном процессе базируется ряде предположений, которые в реальности далеко не всегда оправдываются. (таблица 4.2):

 

 

Таблица 4.2

Представления о ходе производства как о статичном процесе

Предположения На самом деле
o длительность производственного цикла изготовления детали является величиной конечной, окончательной; o длительность производственного цикла изготовления ведущей детали комплекта определяет длительность производственного цикла изготовления всего комплекта · является величиной вероятностной – ошибка в определении сроков составляет 40%; · длительность производственного цикла изготовления комплекта деталей как минимум в 1,5 раза больше длительности производственного цикла изготовления ведущей детали комплекта, ошибка возрастает в 1,5 раза
Предположения 1 и 2 приводят только к нарушениям плановых сроков.
o трудоёмкость изготовления изделия распространена равномерно в пределах каждой стадии длительности производственного цикла; o внутри каждой стадии производства структура трудоёмкости работ изготовления изделий во времени не меняется · плотность (интенсивность) работ на протяжении цикла каждой стадии производства меняется в значительных пределах; · структура трудоёмкости работ изготовления изделий во времени меняется очень сильно
Предположения 3 и 4 вызывают разбалансированность планов, дефицит деталей на сборке.

 

4. Обеспечение достаточной гибкости и манёвренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана (рис. 4.2). Это единственное требование к организации и управлению материальными потоками, которые реализуются любой ценой и за счёт которого выполняются производственные планы и программы.

Производственная мощность
резерв оборудования
универсальный обслуживающий персонал
гибкие автоматизированные системы
резерв рабочей силы
Качественная гибкость
Количественная гибкость

 

Рис. 4.2. Гибкость производственной мощности

 

5.Обеспечение непрерывности планового руководства.

6. Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством (ОУП) типу и характеру конкретного производства.

 

Сбытовая логистика

 

Планирование ассортимента

Планирование ассортимента продукции включает ряд этапов:

I этап: исследование товарного рынка по следующим основным направлениям:

1. Изучение самого товара. В основе изучения товара находится выявление:

- соответствия выпускаемой продукции вкусам и потребностям потребителей;

- недостатков и достоинств продукции;

- сравнение качества продукции данного товара с характеристиками товара конкурентов;

- прогнозирование изменений требований рынка к характеристикам и качеству выпускаемых изделий.

2. Определение ёмкости рынка. Ёмкость рынка – потенциальный объём сбыта товара в течение определённого времени:

где: Он.п. – остаток на начало периода; П – объем произведенного товара; Э – экспорт за тот же период; И – импорт за тот же период.

На ёмкость рынка оказывает влияние следующие факторы:

- изменение цен;

- модернизация продукции;

- выпуск новой продукции;

- улучшение организации и качества сбыта;

- правильный выбор каналов товаров движения;

- грамотная реклама;

- грамотное стимулирование сбыта и т.д.

2. Анализ конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – сложившаяся на данный момент времени экономическая ситуация, характеризующая соотношение спроса и предложения, а также уровень цен и товарных запасов.

Анализ конъюнктуры рынка включает изучение производства, сбыта товарной продукции, уровень динамики цен, анализ факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и уровень цен.

3. Изучение потребителей и их мотиваций является основой для сегментации рынка. Сегментация (сегментирование) рынка – разделение потребителей производимой продукции на группы, одинаково реагирующих на один и тот же набор стимулов к покупке.

Факторы, определяющие поведение потребителей:

- уровень доходов;

- уровень образования;

- увлечения;

- демографические характеристики;

- обычаи и традиции;

- стиль жизни;

- географический признак

- и т.д.

4. Анализ деятельности конкурентов. Исследование деятельности конкурентов предполагает ответы на некоторые вопросы:

- доля рынка, которая приходится на отдельных конкурентов по отдельным видам товаров;

- известность продукции конкурентов;

- объёмы реализации продукции у конкурентов;

- численность сотрудников в сфере сбыта у конкурентов;

- ценовая политика конкурентов;

- виды и средства рекламы;

- условия и сроки поставки;

- формы организации сбыта;

- уровень сервиса;

- и т.д.

5. Определение форм и методов сбыта продукции.

Методы сбыта:

- прямой (характерен для продажи средств производства);

- косвенный (характерен для продажи товаров массового спроса через торговые организации);

- интенсивный (сбыт фирменных товаров одновременно через большое количество посредников);

- селективный (сбыт товаров, требующих специального обслуживания через ограниченное число торговых посредников);

- нацеленный (продажа конкретной группе потребителей);

- не нацеленный (продажа всем покупателям) метод требует больших затрат на рекламу

II этап: выбор для производства и выводов на рынок новой продукции.

III этап: изготовление опытных образцов.

IV этап: составление калькуляции издержек производства.

V этап: выпуск небольшой партии изделий для проверки на рынке.

VI этап: массовое производство товара.

 

Планирование сбыта продукции предприятия

 

Ни отечественная, ни зарубежная теория не выработала абсолютно надёжных методов расчёта количества продаж. Поэтому в основе определения объёма продаж лежат методы прогнозирования.

В зависимости от степени конкретности результатов исследования различают три формы предвидения:

1. Гипотеза – научное предвидение в общей форме без каких-либо расчётов.

2. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем; имеет значительно большую определённость, обязательно количественные и качественные характеристики; носит вероятностный характер и составляется с определённой степенью достоверностью.

3. План – постановка строго определённой цели, в плане фиксируются пути и средства достижения поставленных задач.

Прогнозирование представляет собой исследовательскую базу планирования, которая имеет собственную методическую и методологическую основу и во многом отличается от планирования.

Методы прогнозирования – совокупность приёмов мышления, позволяющих на основе анализа внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их изменений вынести суждения определённой достоверности относительно будущего развития объекта.

Классификация методов прогнозирования представлены на рис. 5.2.

Для прогнозирования объёма продаж в основном используются две группы методов:

1) статистические методы (метод экстраполяции);

2) на основе экспертных оценок

После определения объёма сбыта перед каждым предприятием стоит задача выбора наиболее эффективного канала сбыта. Одновременно с выбором канала сбыта предусматривает методы и формы сбыта.

 

Выбор сбытовой структуры

Сбытовая стратегия включает в себя следующие решения:

- выбор канала распределения готовой продукции;

- установление хозяйственных связей с посредниками и конечными покупателями;

- разработка мероприятий по стимулированию сбыта (реклама, скидки, добавление подарков к купленным товарам, премии, конкурсы, распространение каталогов, проспектов, буклетов, стимулирование торговых агентов и посредников);

- определение оптимального размера партии поставок;

- составление графика поставок готовой продукции;

- определение размера страхового запаса готовой продукции;

- тарно-упаковочное обеспечение сбыта готовой продукции

Критерием выбора сбытовой стратегии выступает минимизация затрат на достижении целей, стоящих перед звеном «Сбыт».

Выбор каналов сбыта готовой продукции является одним из ключевых решений при выработке сбытовой стратегии.

Канал сбыта (распределения) – путь, который проходит материальный поток от производственных подразделений предприятия до потребителя готовой продукции.

Выбор канала распределения готовой продукции включает в себя определение:

1. Структура канала. Она характеризуется числом уровней его составляющих и степенью зависимости от предприятия-производителя.

По числу уровней различают:

- прямой канал (канал нулевого уровня: готовая продукция сбывается потребителю без посредников);

- многоуровневый (продукция сбывается через одного или нескольких посредников);

По степени зависимости посредников:

- горизонтальные (канал состоит из одного или нескольких посредников);

- вертикальные (предприятие-производитель и посредники действуют как единое целое);

- смешанные (присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные связи между предприятиями-производителями и посредниками)

2. Конкретный состав участников. Состав канала готовой продукции может включать различные типы посредников, которые характеризуются следующими признаками (таблица 5.1):

Объём сбыта:

- оптовые;

- мелкооптовые;

- розничные.

От чьего имени работают посредники:

- от своего (дилеры, коммивояжеры, комиссионеры);

- от чужого (дистрибьюторы, агенты, брокеры);

- за чей счёт работают посредники;

- за свой (дилеры, дистрибьюторы);

- за чужой (комиссионеры, агенты, брокеры).

Таблица 5.1

Состав участников канала распределения на основе двух признаков: от чьего имени и за чей счёт работают посредники

От чьего имени   За чей счёт От своего От чужого
За свой Дилеры Дистрибьюторы
За чужой Комиссионеры Агенты, брокеры

 

При подборе посредников учитывается следующие факторы:

- стоимость оказанных услуг;

- надёжность и положение на рынке;

- зона действия;

- финансовое состояние;

- предоставляемые услуги (по хранению и доставки товаров, информационные услуги).

Окончательный выбор канала распределения основывается на сравнении затрат и качества обслуживания потребителей.

 

Распределительная логистика

 

Логистика запасов

 

Управление запасами

 

Управление запасами включает решение следующих основных задач:

1. Определение оптимального размера запасов

2. Создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением

Для решения первой задачи используют два метода: графический и аналитический.

Графический метод решения задачи:

Оптимальный размер партии товаров и соответствующее количество завозов зависит от:

D – объём спроса (размер заказа);

μ – расходы по доставке;

φ – расходы по хранению запасов

В качестве критерия оптимальности выступают минимальные затраты по доставке и хранению.

Расходы по доставке и хранению зависит от объёма заказа, т.е. μ=μ(D) и φ=φ(D).

Расходы по доставке и хранению снижаются, так как перевозки осуществляются реже. График этой зависимости имеет следующих вид (рис. 7.2):

Рис. 7.2. Зависимость расходов по доставке запасов от объёма заказа

 

Расходы по хранению запасов растут пропорционально размеру заказа (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Зависимость расходов по хранению запасов от объёма заказа

 
D
y= y(D)
y
min y
μ=μ(D)
φ=φ(D)
Sopt

Сложив обе функции, получим кривую, отражающей характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению запасов от размера заказываемой партии, т.е. y=y(μ(D),φ(D))=y(D) (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Зависимость совокупных затрат по транспортировке и хранению

запасов от размера заказываемой партии

 

Кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные издержки будут минимальными. Абсцисса этой точки даёт оптимальное значение заказа (Sopt).

Задача оптимального определения значения заказа наряду с графическим методом использует и аналитический метод. Оптимальный размер заказа по критерию минимальных затрат по хранению и транспортировке запасов рассчитывается по формуле Вильсона:

где: С – затраты на размещение и выполнение одного заказа; S – годовая потребность в материале (годовой спрос на товар); i – годовые затраты по хранению единицы товара / материала.

Контроль за состоянием запасов – отслеживание и регулирование запасов, материалов и товаров с целью выявления отклонения от норм запасов и оперативной ликвидации отклонений.

Наиболее часто встречаются системы контроля:

1. Система с фиксированной периодичностью заказа. Контроль за состоянием запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени путём инвентаризации. По её результатам составляется заказ на поставку новой партии до заранее определённой максимальной нормы. Размер заказываемой партии определяется по следующей формуле:

где: Р – размер партии; Зmax – предусмотренный нормой максимальный запас; Зфакт – запас фактический на момент проверки; Зt – запас, который будет израсходован в течение времени размещения и выполнения заказа.

Особенность: допускает возникновение дефицита. Система применима, когда возможные потери от дефицита для предприятия несущественны. Вообще, эта система применима в следующих случаях:

- условия поставки позволяют получать заказы по различной величине партии;

- расходы по размещению и доставки товаров сравнительно невелики;

- потери от возможного дефицита невелики.

2. Система контроля состояния запасов с фиксируемым размером заказа. Сущность: как только запас какого-либо товара достигает заранее определённого минимального значения, этот товар снова заказывается, при этом размер заказываемой партии один и тот же, а интервалы времени, через которые производится размещение заказов, могут быть разными.

Заказ на поставку размещается по уменьшению наличного заказа до точки возобновления заказа. Точка возобновления заказа определяется по формуле:

где: Pз – средний расход ресурса в расчете на единицу продукции, tз – продолжительность заказа, Зр – размер резервного (гарантированного запаса)

Данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования запасов. Система предполагает непрерывный учёт запасов для определения точки возобновления заказа. На практике данная система применима в следующих случаях:

- возникают большие потери в результате отсутствия запасов;

- высокие издержки по хранению;

- высокая стоимость размещения заказа;

- высокая степень неопределённости.

 

Анализ ABC, XYZ

ABC-анализ – способ нормирования и контроля запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры товарно-материальных ценностей на 3 подгруппы (подмножества) A, B и C на основании следующего группировочного признака – удельный вес запаса в общей стоимости запаса.

ABC-анализ применяется для сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия и в др. целях.

Порядок проведения ABC-анализа:

1. Формулировка целей анализа.

2. Идентификация объектов управления, анализируемых анализом ABC.

3. Выделение признака, на основе которых будет осуществлена классификация объектов управления (группировочный признак).

4. Оценка объектов управления по выделенному признаку (удельный вес запаса в общей стоимости запаса).

5. Группировка объектов управления в порядке убывания признака; построение кривой ABC.

6. Разделение объектов управления на 3 группы.

7. Выработка стратегии работы с каждой группой запасов (товаров).

Построение кривой ABC осуществляется в прямоугольной системе координат (рис. 7.5). По оси Ox откладывают позиции ассортимента, построенные в порядке убывания доли вклада в общий результат, в процентах к общему количеству позиций ассортимента. По оси Oy отражается доля вклада объекта в общий результат нарастающим итогом, в процентах к общему количеству объектов.

 

Рис. 7.5. Кривая ABC

 

Товары (материалы) класса A – немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по этой группе контролируются, точно определяются издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары (материалы) группы B занимают среднее положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой A требуют к себе меньшего внимания. Обычный контроль запасов, который позволяет своевременно обнаружить изменения в запасах.

Товары (материалы) группы C составляют большую часть ассортимента, относятся к второстепенным, на долю этих запасов приходится наименьшая часть финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимальные расчёты с товарами этой группы не выполняются.

Текущий учёт уровня запасов не ведётся, проверка наличных запасов проводится лишь периодически, например, раз в шесть месяцев.

XYZ-анализ

В процессе анализа XYZ весь ассортимент делят на 3 группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования спроса. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции:

где: xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции, ˉxˉ - среднее значение спроса по оцениваемой позиции, n – величина периода, за который проводится оценка.

Разделение товаров на группы X, Y и Z может быть осуществлена на основе алгоритма, представленного в таблице 7.1:

Таблица 7.1

Возможный алгоритм дифференциации ассортимента

на группы X, Y и Z

Группа Интервал
X 0 ≤ ν < 10%
Y 10% ≤ ν < 25%
Z 25% ≤ ν < ∞

Общий алгоритм проведения анализа XYZ:

Определение коэффициента вариации ν по отдельным позициям ассортимента

Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации ν

Построение кривой XYZ

Разделение совокупности объектов управления на 3 группы: группа X, группа Y и группа Z

Группа X – товары, спрос на которые равномерный либо подвержен незначительно; объём реализации хорошо предсказуем.

Группа Y – товары, которые потребляются в колеблемом объёме; могут быть включены товары с сезонным характером спроса; возможности прогнозирования спроса среднее.

Группа Z – товары, спрос на который возникает лишь эпизодически; прогнозировать объём реализации товара сложно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский – 20-е изд. – М.: «Дашков и Ко», 2012 – 484 с.

2. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский – 8-е изд., - М.: «Дашков и Ко», 2012 – 312 с.

3. Григорьев М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учеб. для бакалавров / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, О.А. Уваров. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 490 с.: ил. - (Бакалавриат.Углубленный курс) ГРИФ.

4. Иванов Г.Г., Киреева Н.С. Складская логистика / Г.Г. Иванов, Н.С. Киреева. – М.: Инфра-М, 2016 – 468 с.

5. Логистика: тренинг и практикум / Б.А. Аникин [и др.] под ред. Б.А. Аникина, Родкиной Т.А. – М.: Проспект, 2014 – 350 с.

6. Логистика: учебное пособие для бакалавров / Б.А. Аникин [и др.] под ред. Б.А. Аникина, Родкиной Т.А. – М.: Проспект, 2014 – 363 с.

 

 

Аброськина Ю.Н.

 

Логистика. Курс лекций

Учебное пособие для бакалавриата

 

 

Ю.Н. Аброськина

 

ЛОГИСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

ББК 65.40

УДК 658.7

А**

Рецензенты:

д.э.н., профессор Г.И. Москвитин, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,

д.э.н., доцент Т.А. Бурцева, Калужский государственный

университет им. К.Э. Циолковского

 

Аброськина Ю.Н.

А** Логистика. Курс лекций: учебное пособие для бакалавриата – Калуга, ****

 

Цель курса лекций – ознакомление студентов с основными теоретическими положениями логистики. Может использоваться для преподавания учебных дисциплин «Логистика», «Коммерческая логистика» направлений бакалавриата: «Экономика», «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Управление персоналом».

В курсе лекций в краткой концентрированной форме изложены основные положения современной логистики, сгруппированные в десять глав. Курс может использоваться для изучения теоретического материала на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной подготовке.

 

 

ББК 65.40

УДК 658.7

© Ю.Н. Аброськина, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………....…5

Понятие, предмет, задачи, факторы и этапы развития

логистики………………………………………………………………...6

1.1 Сущность, объект и предмет логистики…………………………6

1.2. Задачи и функции логистики……………………………………..6

1.3. Факторы и этапы развития логистики…………………………..7

1.4. Принципы логистической концепции……………………………8

1.5. Организация логистики на предприятии……………………...10

1.6. Показатели эффективности деятельности предприятия с позиции логистической концепции……………………………….....11


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.278 с.