Методические приемы дозирования нагрузки. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методические приемы дозирования нагрузки.

2017-06-20 650
Методические приемы дозирования нагрузки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дозировка в ЛФК - это суммарная величина ФН, которую больной получает на занятии процедуре. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

И.п. лежа, сидя - облегчают нагрузку, стоя - увеличивают. Величина и число мышечных групп; Включение небольших групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку; упр для крупных мышц – увеличивают; Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка; Число повторений одного и того же упр: увеличение его повышает нагрузку; Темп выполнения: медленный, средний, быстрый; Ритмичное выполнение упр облегчает нагрузку;

Требование точности выполнения упр: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма – уменьшает; Упр сложные на координацию - увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни; Упр на расслабление и статические дыхательные упражнения - снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка; Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку; Различная степень усилий больного при выполнении упр изменяет нагрузку; Принцип рассеивания нагрузки с чередованием разл мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку; Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

 

№ 56 Организация учебного процесса по физической культуре в спец. мед группах. Особенности структуры и содержание занятий.

спецмедгруппу зачисляют студентов со II-й и III-й группой здоровья; учащиеся IV-й, V-й групп освобождаются от занятий физической культурой.

Ежегодно в вузы страны поступает определенный процент студентов, имеющих отклонения здоровья. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает большого внимания. Опыт работы с данным контингентом показывает, что при правильной организации занятий по физическому воспитанию заболеваемость студентов снижается, повышается их умственная и физическая работоспособность.

Существующая программа преподавания по предмету "физическая культура" для вузов России, декларируя в теоретическом разделе свои задачи по укреплению здоровья, улучшению работоспосоности и повышению заинтересованности студентов занятиями физической культурой и спортом рекомендует (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Так, данные медицинского обследования студентов СГУ, проведенного в 2001–2003 гг., показали, что отклонения в состоянии здоровья имеет свыше 20% учащихся. Среди студентов-первокурсников структура выявленных заболеваний, которые препятствуют занятиям в общей группе, выглядит следующим образом. Патология опорно-двигательного аппарата выявлена у 14,1% студентов, желудочно-кишечного тракта – 4,9 %, сердечно-сосудистой системы – 2,6%. органов зрения – 1,7%, дыхательной системы – 1,2%, нервной – 0,8%. мочевыделительной – 0,6%. прочие – 1,4%.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную. Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшилось состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу, или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. Из одной учебной группы в другую (основную, спортивную) студенты могут быть переведены по решению кафедры физического воспитания после окончания учебного года или семестра. В специально-медицинские группы студенты переводятся в любое время года при появлении заболевания.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы этого отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя. Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие заболеваний, последствий травм и анатомических дефектов позволяет объединить всех больных в 3 большие группы с условным обозначением «А», «Б», «В».

В группу «А» включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспалительными процессами в почках, болезнями обмена веществ и эндокринных желез и др.

Группа «Б» объединяет заболевания органов брюшной полости и малого таза.

В группе «В» заболевания связаны со значительной деформацией опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции. Группа «В» – самая многочисленная.

Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

– укрепление здоровья;

– закаливание организма;

– повышение уровня физической работоспособности;

– возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

– ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний;

– приоретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся в течение всего периода обучения в вузе в объеме 4-х часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физиическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учетом отклонений в состоянии здоровья студентов.

Практические занятия проводятся в форме, подобной форме группового занятия ЛФК. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учетом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке – овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное ее повышение. Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили свое физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Объем и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха подбираются таким образом, чтобы частота сердечных сокращений в каждом задании достигла бы допустимого максимума. Таким максимумом для студентов спецмедгруппы может быть частота сердечных сокращений (считать по частоте пульса) 150-170 уд. в 1 мин. После отдыха (1-2 мин.) частота сердечных сокращений не должна превышать 120-140 уд. в 1 мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд. в 1 мин., отдых следует продлить до 3-4-х мин., а последующую нагрузку следует снизить. Основными методами воспитания силы у студентов специальной медицинской группы являются метод повторных усилий и метод динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует. Воспитание силы у студентов с миопией и гипертонической болезнью нужно начинать постепенно, когда у них будут в значительной степени уже развиты такие качества, как выносливость, гибкость, ловкость и быстрота. Применяются различные прыжковые упражнения с места и с разбега, метание мячей, упражнения с медицинболами, игровые упражнения в сочетании с общеразвивающими, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). При воспитании силы у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности отдыха. Максимальные величины ЧСС при силовых упражнениях не должны превышать 130-150 уд. в 1 мин. Осторожность при силовых упражнениях следует соблюдать при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии (близорукости). Постепенно возрастающая нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.

 

№ 57 Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

Врачебно-педагогический контроль является обязательным условием эффективности занятий ЛФК. Его выполнение должно помочь специалисту ЛФК в оценке эффективности влияния физических упражнений на организм больного и в своевременной коррекции применяемых нагрузок и в методике их использования.

Существуют различные виды врачебно-педагогического контроля, соответствующие тем или иным эффектам занятий физическими упражнениями. В арсенале специалиста ЛФК должны быть средства, которые бы позволили ему осуществлять следующие виды контроля:

1. Текущий контроль, соответствует срочному тренировочному эффекту физических упражнений, под которым понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после него. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его реализовывают применительно к каждому занятию ЛФК – до него, в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия и после окончания занятия.

Оценку проводят:

• по величине выполненной работы;

• по внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

• по самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

• по особенностям дыхания;

• по объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

• по характеру восстановления после работы.

2. Периодический контроль характеризует отставленный тренировочный эффект ЛФК и подразумевает изменения в поздних фазах восстановления – после занятия и в последующие дни. Его выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Оценку проводят:

• по антропометрическим показателям;

• по самочувствию;

• по пульсу в покое;

• по динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

• по анализу дневника самоконтроля;

• по состоянию и поведению после занятия, в частности, оценивают особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

3. Этапный контроль проводят при перспективе перехода к новому периоду ЛФК для оценки кумулятивного тренировочного эффекта ЛФК, т.е. изменений, происходящих в организме на протяжении длительного периода в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу относительно бывших до начала ЛФК. Результаты этапного контроля имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации лечебного процесса с помощью ЛФК; они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий.

Необходимо отметить, что уже на первых занятиях специалисту ЛФК следует обучить занимающегося простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.