Законы диалектики. Понятие закона. Метафизика. Эклектика. Софистика. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Законы диалектики. Понятие закона. Метафизика. Эклектика. Софистика.

2017-06-19 981
Законы диалектики. Понятие закона. Метафизика. Эклектика. Софистика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В понятии закона любой науки мыслятся такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений. По степени распространенности за­коны делятся:

1) на универсальные, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах. Эти законы исследуются философией. Всеобщие законы – это законы диалектики;

2) общие – законы, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением (например, закон сохранения энергии);

3) частные, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т. д.).

Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией, но метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

– по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мне­нию, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется бла­годаря качеству (т. е. само по себе улучшается, ухудшается);

– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит главным образом по восходящей спирали, то метафизика при­знает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленно­сти развития;

– в системе мышления – если диалектический способ мышления идет по пути «тезис–антитезис–синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», т. е. метафизическое мышление негибкое и однобокое;

– в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «черное–белое»;

– в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Эклектика – механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи.

Метод эклектики – это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного.

Опасность эклектики в том, что внешне создается впечатление «всестороннего» подхода к действительности, но нет главного: анализа связей по степени их значимости.

Софистика – это сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию. Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием.

25. Специфика категории диалектики.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.


26. Общество как система.

Общество в широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство.

Социальная философия под понятием «общество» понимает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договора. Понятие «общество» шире понятия «общность», поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает чертами общности.

Отличие социальной системы от систем, действующих в природе, заключается в следующем:

общество в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности;

центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определённым целям, что придаёт развитию общества значительную степень неопределённости и непредсказуемости;

сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определённые автономные системы (государство, экономика, политика, право и т.д.);

развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество – это живая, противоречивая саморазвивающаяся система.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

 


27. Политическая система общества.

Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

- Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

- Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

- Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

- Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

- Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

- Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

- Политическая социализация

- Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 


28. Социально-классовая структура общества.

Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в период существования СССР в ней выделялось два дружественных класса - промышленные (рабочий класс) и сельскохозяйственные рабочие (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство и т.п.; деклассированные элементы - бомжи, проститутки, тунеядцы. Зарубежные ученые подвергали резкой критике такой подход, как не соответствующий действительности, как надуманный. По законам логики и диалектики если есть рабочий и, тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.

Социально - классовая структура это динамическая структура, то есть она находится в постоянном развитии. Конкретные люди, социальные группы могут осуществлять перемещения внутри ее, образуя новые социальные группы, например, на основе дальнейшего разделения труда и научно - технического прогресса. Но также образуются группы, которые “выпадают” из нее, некоторые временно, а некоторые “стабилизируются” в межклассовом состоянии, образуя так называемые деклассированные элементы: безработные, изолированные элементы (заключенные, психические больные), тунеядцы, бомжи и т.д., которые могут “вернуться” в социально - классовую структуру, а могут и остаться в данной группе людей, например, безработный может найти новую работу (по прежней квалификации или переучившись), а может “стабилизироваться” в состоянии тунеядца. В настоящее время достаточно спорным остается вопрос причисления к деклассированным элементам проституток. Сторонники причисления их к рабочему классу выдвигают следующее основное обоснование: рабочий, нанимаясь к предпринимателю, государству, продает свои руки (навыки, умения), служащий - свои “мозги” (знания, умения), а проститутка - свое тело.


29. Идеология. Функции идеологии.

Идеоло́гия — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.

Поскольку идеология – это система знаний, идей, а всякая система их обязательно упорядочивает, а значит, идеология выполняет логическую функцию, предлагая людям знания, информацию, «выстроенную» в определенном логическом ключе.

Функции идеологии:

· Интегративная — объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

· Информационная функция. Ее суть – соединение идей с сознанием людей.

· Пропагандистская функция.

· Образовательная (познавательная) — исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности.

· Мобилизующая — посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям.

· Прогностическая — идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования.

· Телеологическая функция - функция определения целей действий людей.

 


30. Принципы социального моделирования.

Моделирование - многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно обуславливает исследования реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем.

Его главная задача - воспроизвести на основе сходства с имеющимся объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом именно моделирование теряет смысл.

Функции социального моделирования:

· углубление познания существующих систем и объектов

· определение основных параметров, путей дальнейшего их применения сравнительного анализа оригинала и модели.

· Моделирование также оказывает негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты.

Выделяют несколько видов моделей: познавательные, эвристические; прогностические (модели будущего); модели желаемого, заданного состояния.

Цели моделирования: отобразить состояние проблемы на данный момент, выявить наиболее острые моменты противоречий, определить тенденции развития.

Модель должна отвечать определенным требованиям:

1. Быть более простой, более удобной, давать информацию об объекте, способствовать совершенствованию самого объекта.

2. Способствовать определению или улучшению характеристик объекта.

К социальным моделям относятся: моделирование демографических процессов; модели экологической безопасности; модели социальной адаптации мигрантов и др..


31. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров.

Мобильность - это изменение индивидом, группой, классом своей социальной позиции, занимаемой в экономическом, политическом, профессиональном пространстве жизнедеятельности человека.

Если человек:

• перешел из низшего класса в средний и повысил свои доходы, то он переместился в экономической сфере;

• изменил свою партийную принадлежность - в политической;

• сменил профессию или род деятельности - в профессиональной.

Социальное пространство структурно и функционально организовано. Способ организации следует называть стратификационным, включающим в себя:

• систему признаков и критериев социального неравенства в обществе;

• теорию и практику социальной дифференциации;

• мобильность в системе социального расслоения людей;

• социальную структуру общества.


32. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

Цивилизация - общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегулирования обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

В основу типологизации цивилизации положены четыре основных критерия:
1) общие фундаментальные черты духовной жизни;
2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Восточный тип цивилизации — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
5. Личностное начало не развито.
6. Осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

 

Западный тип цивилизации включает в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Современная цивилизация — особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.


33. Строение и функции культуры.

 

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории Структура культуры – это непосредственное строение культуры, которая основывается на базовых и функциональных элементах.

Культура состоит из следующих компонентов: образование, наука, литература, искусство, нравственность, право, религия, мифология, политика. Эти составляющие существуют одновременно и представляют собой единое целое. Помимо этого, сегодня структура культуры подразделяется на дополнительные составляющие, такие как классовая, мировая, национальная, сельская, городская, материальная, духовная и национальная области.

1. Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека).

2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.

3. Коммуникативная функция культуры. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

4. Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека.

5. Информационная функция культуры (накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса). В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации.

6. Нормативная функция культуры (любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.

7. Гуманистическая функция — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

8. Ценностная функция — Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они предают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.
Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

9. Семиотическая, или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею.

 


34. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

«Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие, как всего мира, так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены, требуют для своего решения международного сотрудничества, усилий всего человечества». В соответствии с этими критериями к числу глобальных проблем относятся следующие проблемы:

1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;

2) экологическая проблема;

3) энергетическая;

4) сырьевая;

5) продовольственная;

6) демографическая;

7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;

8) преодоление экономического отставания;

9) проблема человеческого здоровья;

10) проблема НТР.

Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования(денежные средства, направляемые из государственных источников для финансирования) в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:

1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;

2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);

3) необходимо новое глобальное мышление и новая методология;

4) соединение научных знаний с практическими действиями;

5) планетарная этика;

6) простой, т.е. здоровый образ жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.