Особенности коррекционной логопедической работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ринолалией. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности коррекционной логопедической работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ринолалией.

2017-06-19 424
Особенности коррекционной логопедической работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ринолалией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса разработала И.И. Ермакова. Определены следующие этапы коррекционной работы:

· дооперационный подготовительный этап;

· послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса;

· этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;

· этап полной автоматизации новых навыков. Автором особо подчеркивается важность дооперационного этапа, на котором необходимо предотвратить закрепление компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе особенно важно:

· подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки;

· выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания;

· укрепить мускулатуру гортани;

· создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед;

· дифференцировать слуховое восприятие фонем.

Анализируя собственный опыт работы, автор делает вывод, что благодаря профилактическим мерам удается быстрее активизировать нёбно-глоточный затвор после операции и вырабатывать кинестезии неназализованной речи в наилучших, близких к норме условиях. Тогда ребенок включает кинестезии нёбно-глоточного смыкания в правильно организованный двигательный стереотип. В противном случае движения нёба затормаживаются для приспособления к патологическим дыхательному и артикуляционному стереотипам.

Начинать послеоперационную логопедическую работу по устранению расстройств речи следует спустя 15-20 дней. Работа после операции направлена главным образом на то, чтобы приучить больного пользоваться в процессе речи новыми анатомическими условиями. На послеоперационном этапе обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания (велофарингиальной функции).

После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и после постановки дыхания приступают к коррекции согласных звуков.

Вопросам ранней коррекционной помощи детям с челюстно-лицевой патологией посвящены работы Т.В. Волосовец. Впервые представлена система исследования и коррекции речи у детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба в возрасте от одного до трех лет. Охарактеризованы особенности речевого онтогенеза, выражающиеся в отсутствии интенсивного лепета. Наиболее типичные лепетные звуки [п], [б], [т], |д] артикулируются беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей.

Автор указывает на влияние ведущей деятельности возраста на речевое развитие и предлагает проводить коррекционное воздействие на детей в процессе формирования предметно-игровой деятельности. Разработана дифференцированная система индивидуальных логопедических занятий с ребенком в домашних условиях, в стационаре и в специальных группах детских дошкольных учреждений.

Методы и приемы коррекционной работы по устранению ринолалии

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания

Для того чтобы стало возможным произнесение звуков, требуется направленная воздушная струя. Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. Так как у ребенка с ринолалией дыхательная функция грубо нарушена, требует коррекции и физиологическое (в покое) и фонационное (в процессе речи) дыхание.

Коррекция физиологического дыхания заключается в устранении ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования правильной речи является нижнереберное (косто-абдоминальное) дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха.

При выполнении дыхательных упражнений следует соблюдать ряд определенных условий. Добиваясь легкого дутья без напряжения и излишних усилий, не рекомендуется употреблять фразу: «вдохни сильнее». Услышав такое предложение, ребенок обычно пытается набрать как можно больше воздуха, что приводит к еще более сильному напряжению ключично-грудного отдела во время вдоха и способствует закреплению патологических дыхательных навыков. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею и в то же время ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота. Количество и темп упражнений должны быть строго дозированы с учетом возраста и физического развития ребенка.

Работа логопеда по нормализации дыхательной функции ведется параллельно с работой врачей ЛФК по укреплению мышц брюшного пресса и формированию правильной осанки с помощью общих дыхательных упражнений, что предупреждает перегрузку дыхания, вредную для ребенка.

Упражнения, направленные на развитие косто-абдоминального дыхания, предпочтительно проводить в игровой форме. Все задания предлагают начинать выполнять в положении лежа. Дети пробуют поиграть в воздушный шарик. Ребенок ложится на кровать, мышцы максимально расслаблены, и под чтение стихотворения логопед показывает движения, которые затем ребенок должен выполнить сопряженно.

Вот мы шарик надуваем,

Воздух носом набираем (живот надувается),

Шарик сдулся вот беда,

Воздух вышел изо рта.

Когда ребенок начинает выполнять упражнение, надувать шарик-животик, необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха поднималась передняя стенка живота, а грудная клетка оставалась максимально неподвижной. Сдувают шарик (производят выдох) плавно, по возможности длительно, передняя стенка живота медленно втягивается и принимает обычное положение. После того как дети усваивают данные движения в положении лежа, можно переходить к выполнению аналогичных упражнений сидя и стоя.

Как вариант игры можно использовать упражнения со зрительным контролем. В игру вовлекается волшебная книжка, которая оживает и может двигаться, если ребенок правильно выполняет требуемые движения. Упражнениетакже осуществляется в положении лежа, книга находится на животе ребенка. Если ребенок демонстрирует правильный вдох, то он может сам увидеть, как надувается живот и книга поднимается. При выдохе книга медленно опускается.

Эти игры включаются и занятия с детьми ежедневно. Родители получают подробные инструкции по закреплению сформированных навыков в домашних условиях.

Следует помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, и во время занятия их необходимо чередовать с другими упражнениями. Дыхательные упражнения повторяются не более пяти раз подряд. Наибольший эффект достигается, если домашние занятия будут короткими по времени (по 1015 минут), но частыми (до 5 раз вдень).

Коррекция фонационного дыхания подразумевает выработку целенаправленной воздушной струи при фонации, после того как у ребенка появилось правильное физиологическое дыхание.

Для детей с ринолалией характерным является смешанное фонационное дыхание, при котором основная часть выдыхаемою воздухa направляется в носовые ходы, а ротовой выдох чрезвычайно слабым и коротким. Основной задачей на этапе коррекции фонационного дыхания является формирование продолжительного, устойчивого, плавного ротового выдоха, достаточного для произнесения слогов, слов, фраз. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, способствующая развитию носового вдоха, увеличению объема ротового выдоха и воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.

Виды упражнений для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу (как дышит собачка);

вдох широко открытым ртом, выдох носом;

вдох и выдох носом;

вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой;

вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;

вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю; затем поменять;

вдох носом, выдох поочередно через правую или левую ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

Можно проводить упражнения в игровой форме с использованием наглядного материала.

Детям предлагают подуть на яркие бумажные игрушки в форме различных предметов, животных, сказочных существ, прикрепленные к ниткам длиной до 20 сантиметров, на ватные шарики - «загони мяч в ворота» (ворота - кубики). Дети учатся надувать мыльные пузыри, задувать свечи, студить горячую пищу, согревать замерзшие руки во время прогулки, дуть в трубочку, опущенную в стакан, наполненный какой-либо жидкостью, например, соком.

Чтобы отработать у ребенка правильный носовой вдох, можно показать ребенку, как нюхают цветы.

При выполнении упражнений следует контролировать ребенка, т. к. в первое время ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Для контроля используется небольшой пузырек с узким горлышком, который попеременно подносится к губам и носовым годам ребенка. При этом необходимо объяснить, что характерный шум, который появляется во время выдоха, должен быть слышен, лишь когда пузырек поднесен ко рту. В качестве образца логопед может предварительно показать, как правильно выполняется данное упражнение.

Как уже было сказано, вся коррекционная работа должна осуществляться с учетом ведущей деятельности возраста. Детям дошкольного возраста рекомендуется предлагать как можно больше игровых ситуаций.

2. Развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания

К занятиям приступают на 21 сутки после проведения операции. Работа над этим направлением проводится параллельно с коррекцией физиологического и фонационного дыхания.

В послеоперационный период, когда созданы анатомо-физиологические условия для становления правильной речи, особую значимость приобретает активизация нёбной занавески и развитие подвижности мышц нёбно-глоточного кольца. Решению этих задач способствуют:

· массаж мягкого и твердого нёба;

· гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки. Основными целями массажа мягкого нёба являются: растяжение рубцовой ткани,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.