Беспризорность, как социально-педагогическая проблема — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Беспризорность, как социально-педагогическая проблема

2017-06-19 224
Беспризорность, как социально-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская беспризорность — социокультурный феномен, возникающий, как правило, во время острых социальных, экономических и политических кризисов:

· международных военных конфликтов,

· гражданских войн,

· голода,

· природных бедствий и т.п.

В современном мире к беспризорности все чаще приводят экономические кризисы, бедность, конфликты в семье и жестокое обращение с детьми. В результате всех этих причин дети — вынужденно или добровольно — оказываются на улице.

Явление детской беспризорности однозначно свидетельствует о кризисном состоянии общества на всех уровнях — от семьи до государственных институтов. Специалисты считают беспризорность особой социальной болезнью, связанной с маргинализацией взрослых и детей, не вписывающихся в стандарты и нормы, по которым живет большинство общества. Опасность этой болезни в том, что находясь долгое время на улице, будучи предоставленными сами себе и выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, беспризорные дети формируют особую субкультуру, жизненную философию и набор ценностей, противоречащих цивилизованным нормам жизни.

 

Предоставленные семейным законодателям права обретают смысл не для всех детей. К числу тех, кто начисто игнорирует эти права, относятся так называемые беспризорные дети, которые живут по неписаным законам, сообразно своим понятиям, изолированно от общества. Их еще называют "детьми улицы".

Безнадзорность относится к понятиям педагогического характера. Это есть отсутствие надзора со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Если речь идет о воспитаннике детского учреждения, то со стороны педагогов, воспитателей. В семье детская безнадзорность может объясняться как объективными причинами (занятость родителей на работе), так и обстоятельствами субъективного свойства (болезнь родителей, алкоголизм матери – отца, применение к ребенку антипедагогических мер воспитания). И то, и другое способно выбросить несовершеннолетнего из дома на улицу, порвать полностью его связь с родным домом. Безнадзорность подпитывается и низким уровнем материальной обеспеченности семьи, заставляющей искать дополнительную работу, и стремление родителей к обогащению. Словом, обстоятельствами, когда семейное воспитание детей как таковое исчезает из поля зрения родителей. Количество детей, попавших в категорию безнадзорных, не поддается исчислению. Однако налицо опасное явление, способное трансформироваться в еще более гибельное – детскую беспризорность. Практика показывает, что среди тех, кто становится беспризорниками, главным образом дети:

· потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

· отвергнутые родителями, которые не проявляют любви к своим детям, заменяют свою к ним привязанность другими ценностями;

· являющиеся объектами семейного насилия, жестокости со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

· беглецы из детского интернатного учреждения;

· имеющие патологию развития в форме влечения к бродяжничеству.

Если количество безнадзорных детей не поддается исчислению, то число детей-беспризорников определяется хотя бы в общих чертах и в большом числовом диапазоне: от 2 до 4 млн. Таким образом, более массовое явление – детская безнадзорность нередко порождает малочисленную, но крайне опасную со всех точек зрения массу детей-беспризорников.

ПРИЗНАКИ БЕЗПРИЗОРНОСТИ:

· в полном прекращении всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

· в обитании в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

· в добывании средств к жизни незаконными способами;

· в подчинении собственным не писаным законам, продиктованным признаваемым беспризорниками авторитетом.

От других детей беспризорника отличает то обстоятельство, что он живет там, где человек не живет и жить не может (на свалке, в канализационных трубах, в разрушенных жилищах, на чердаках и в подвалах, в вокзальных помещениях, а то и просто на улице и т.п.). Словом, где могли бы находиться бесхозяйные животные. При этом беспризорники легко переходят с места на место по разным причинам (чтобы скрыться от полиции, не замерзнуть и т.д.). Отсутствие собственного жилья нередко превращает беспризорника в бродягу, кочующего с места на место.

Будучи беспризорником, ребенок попадает как бы в социальный вакуум. Для него уже не существуют законы, предназначенные для других граждан. Беспризорники чаще всего презирают принятые в обществе правила и нормы общежития. На их место приходят неписаные законы клана, в который они попадают, где поощряется, признается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, правда, ценности и авторитеты, наделенные подчас безграничной властью.

Для беспризорника, начинающего общаться с такими же, как он, все неудобства жизни приобретают притягательную силу. С точки зрения криминалистов, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, наживы. Наблюдается ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, не самокритичность и т.д. Перейдя в разряд "отщепенца", беспризорник теряет возможность усвоения более сложных форм социального поведения. Все это ведет к деградации несформировавшейся окончательно личности несовершеннолетнего, и как результат – понимание детской беспризорности как опасного социального явления. Неслучайно поэтому беспризорники опасны для общества, так как чаще всего превращаются в правонарушителей. Беспризорность опасна и для самого несовершеннолетнего, поскольку он обитает в угрожающих его жизни, здоровью условиях. И, наконец, беспризорность, будучи социальным явлением, грозит вырождением нации.

Вопрос№7

Проблема употребления учащимися алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков и наркотических веществ в мире характеризуется огромными цифрами. Например, в международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь все эти вещества особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни – алкоголизм и наркомания. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Таким образом, все это наносит большой урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям.

С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, аморальное поведение, самоубийства. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет.1 Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Алкоголизм как заболевание у подростков встречается не часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. У подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростка формирование хронического алкоголизма происходит в 3- 4 раза быстрее, это связано с анатомо-физиологическим строением молодого организма


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.