Превенция самоубийств. Руководство для учителей и других — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Превенция самоубийств. Руководство для учителей и других

2017-06-19 361
Превенция самоубийств. Руководство для учителей и других 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

работников школ………………………………………………………….. 7

Проблема, значение которой недооценивается …………………………. 8

Защитные факторы ………………………………………………………… 9

Факторы и ситуации риска ………..……………………………………… 9

Как выявить стресс и суицидальный риск у учащихся.………………. 15

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе …………….……. 16

Заключительные рекомендации…… ………………………………………. 21

Список литературы …………….……………………………………………... 23

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самоубийство представляет собой сложное явление, в течение многих столетий привлекающее к себе внимание философов, теологов, врачей, социологов и людей искусства; по мнению французского философа Альберта Камю, высказанному в его сочинении «Миф о Сизифе», самоубийство является единственной по-настоящему серьезной философской проблемой.

Самоубийство требует нашего внимания, поскольку является серьезной проблемой общественного здоровья, однако его превенция, к сожалению, представляет собой весьма нелегкую задачу. На основании существующих объективных данных можно сказать, что превенция самоубийств возможна, однако для ее осуществления необходим довольно широкий диапазон мер, начиная с обеспечения как можно лучших условий воспитания детей и юношества, включающих эффективное лечение психических нарушений, а также контроль факторов риска, обусловленных окружающей средой. Необходимым условием успеха программ суицидальной превенции является постоянное повышение образовательного уровня лиц, профессионально вовлеченных в этот процесс и уровня осознания значимости проблемы широкими слоями населения.

В 1999 году ВОЗ приступила к осуществлению программы SUPRE – всемирной инициативы по превенции самоубийств. Настоящая брошюра входит в серию руководств, подготовленных в рамках этой программы и адресованных соответствующим социальным и профессиональным группам, имеющим отношение к превенции самоубийств. Она является одним из звеньев системы, в которой участвует множество лиц и групп, в том числе, работники системы здравоохранения, образования, социальные службы, государственные и законодательные органы, органы охраны правопорядка, а также отдельные семьи и сообщества.

Мы прежде всего обязаны профессору психиатрии и суицидологии Дануте Вассерман и д-ру Вероник Нарбони из Шведского национального и Стокгольмского регионального Центров исследования самоубийств и превенции расстройств психического здоровья, сотрудничающих с ВОЗ, которые подготовили первую версию настоящей брошюры. Впоследствии ее переработали специалисты Международной сети превенции самоубийств ВОЗ, которым мы выражаем благодарность:

д-ру Аннетте Ботро, Школа медицины Крайстчерч, Крайстчерч, Новая Зеландия;

проф. Ричарду Рэмсею, Университет Калгари, Калгари, Канада;

проф. Жан-Пьеру Субрийе, больница Кошин, Париж, Франция;

д-ру Шутао Жай,, Медицинский университет Нанкина, неврологический госпиталь, Нанкин, Китай.

Мы также считаем своим долгом поблагодарить следующих экспертов за их вклад:

проф. Бритту Алин-Акерман, отдел образования, Стокгольмский университет, Стокгольм, Швеция;

проф. Алана Аптера, психиатрическая больница Геха, Петах Тиква, Израиль;

проф. Дэйвида Брента, Западный психиатрический инст. и клиника, Питтсбург, США

д-ра Пола Коркорана, Нац. фонд исследований самоубийств, Корк, Ирландия;

д-ра Агнес Хултен, Шведский национальный и Стокгольмский региональный Центр исследования самоубийств и превенции нарушений психического здоровья, Стокгольм, Швеция;

д-ра Маргарет Келлехер, Нац. фонд исследований самоубийств, Корк, Ирландия;

проф. Франсуа Ладам, отделение для подростков и юношей, Женевский университет, Женева, Швейцария;

д-ра Гуниллу Люнгман, детская и подростковая психиатрическая клиника, Центральная больница Вастерас, Вастерас, Швеция;

д-ра Гуниллу Олссон, отделение детской и подростковой психиатрии, Упсальский университет, Упсала, Швеция;

проф. Израэля Орбаха, Университет Бар-Илан, Рамат-Ган, Израиль;

проф. Ксавье Ромморо, Центр Абади, Бордо, Франция;

л-ра Ингу-Лилл Рамберг,, Шведский национальный и Стокгольмский региональный Центр исследования самоубийства и превенции нарушений психического здоровья, Стокгольм, Швеция;

проф. Пер-Андерса Риделиуса, отдел детской и подростковой психиатрии, Каролинский институт, Стокгольм, Швеция;

проф. Дэйвида Шаффера, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США;

проф. Мартину Томори,, Люблянский университет, Любляна, Словения;

проф. Сэма Тиано, психиатрическая больница Геха, Петах Тиква, Израиль;

проф. Киса ван Херингена,, отдел исследования самоубийств, психиатрическое отделение, Университетская больница, Гент, Бельгия;

проф. Анне-Лиз фон Кнорринг, отдел детской и подростковой психиатрии, Упсальский университет, Упсала, Швеция:

проф. Мирну Вейссман,, отдел детской психиатрии, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США

Наша цель состоит в максимально широком распространении этих брошюр. Мы надеемся, что найдутся желающие перевести и адаптировать их к местным условиям - это является важной предпосылкой их эффективности. Руководство ВОЗ приветствует любые комментарии и обращения за разрешением на перевод и адаптацию.

Д-р Ж.М.Бертолоте,,

Координатор,

подразделение психических и поведенческих расстройств

Отдела психического здоровья ВОЗ

ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛ

Во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 15-19 лет. Во многих странах оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.

В связи с этим превенция самоубийств среди детей и подростков является приоритетной задачей. Учитывая тот факт, что во многих странах и регионах большинство населения этой возрастной группы посещают школы, школа является тем учреждением, где следует разрабатывать и воплощать соответствующие превентивные мероприятия.

Настоящее руководство предназначено, в первую очередь, для учителей и других работников школ, таких как школьные психологи-консультанты, врачи, медицинские сестры и социальные работники, а также члены школьных попечительских советов. Вместе с тем, работники системы здравоохранения и представители других групп, занимающихся разработкой программ суицидальной превенции, вероятно, также найдут представленную здесь информацию полезной. В брошюре кратко описана распространенность суицидального поведения в подростковом возрасте, приведены основные факторы защиты и риска, описаны способы выявления групп риска и работы с ними, а также, действия, которые следует предпринимать в случае совершения суицидальной попытки и самоубийства в школьном коллективе.

В настоящее время самоубийства среди детей в возрасте до 15 лет, в основном, являются редким явлением. Самоубийства лиц моложе 14 лет, в большинстве случаев, совершаются в раннем подростковом возрасте, еще реже наблюдаются подобные поступки у детей младше 12 лет. Однако, в некоторых странах отмечается вызывающее тревогу повышение частоты самоубийства детей в возрасте до 15 лет, равно как и в возрастной группе от 15 до 19 лет.

Методы самоубийств среди подростков различаются в разных странах. Например, в некоторых странах распространенным методом является отравление пестицидами, в других – интоксикация медикаментами, выхлопными газами автомобилей или использование огнестрельного оружия. Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки; одной из причин этого является то, что они чаще, чем девочки, прибегают к насильственным методам, таким как повешение, применение огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. В то же время, в некоторых странах частота суицидов среди девушек 15-19 лет превышает этот показатель у сверстников-юношей, кроме того, в течение последних десятилетий возросло количество девушек, прибегающих к насильственным методам.

Лучшим из всех возможных подходов суицидальной превенции, осуществляемым на базе школ, является командная работа, проводимая совместно учителями, школьными врачами и медицинскими сестрами, школьными психологами и социальными работниками в тесном сотрудничестве с соответствующими местными службами.

Периодическое появление суицидальных мыслей не следует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем:, когда появляются попытки понять смысл жизни, часто возникают мысли о смерти. Как показывают результаты опросов, более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве (1). Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы с взрослыми (2).

Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций. В этоихэтих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийства.

 

ПРОБЛЕМА, ВАЖНОСТЬ КОТОРОЙ НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ

В некоторых случаях невозможно установить, являлась ли смерть, например, в результате автомобильной аварии, утопления, падения с высоты или передозировки наркотических веществ, случайной или преднамеренной(3). Частота суицидального поведения среди подростков, по-видимому, недооценивается, так как множество подобных смертей классифицируются как непреднамеренные или случайные.

При посмертном анализе состава подростков, погибших насильственной смертью, выясняется, что они не являются гомогенной группой. У них обнаруживаются трудно различимые проявления аутодеструктивных тенденций и наклонности к риску (4), их смерть часто обусловлена непреднамеренными действиями, но порой она является следствием преднамеренных поступков, совершаемыми под влиянием боли и страданий.

Кроме того, то, что подростки понимают под суицидальными попытками, отличается от определения, используемого психиатрами. Результаты самоотчетов выявляют почти вдвое большее число суицидальных попыток, чем психиатрические интервью. Наиболее вероятная причина расхождения состоит в том, что молодые люди, заполнявшие анонимные анкеты, использовали более широкие определения суицидальных попыток по сравнению с критериями, которые применяют профессионалы. Более того, только 50% подростков, сообщавших о совершении суицидальных попыток, впоследствии обращались за медицинской помощью. Поэтому статистика госпитализаций после суицидальных попыток не является достоверным показателем распространенности этой проблемы среди населения.

Как уже говорилось, мальчики-подростки совершают самоубийства чаще, чем девочки. Однако частота суицидальных попыток у девочек вдвое или втрое больше в сравнении с мальчиками. Хотя девочки чаще страдают депрессией, им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом. Юноши чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.

 

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ

Защиту от суицидального поведения обеспечивают следующие основные факторы:

Характеристики семьи:

· хорошие, сердечные отношения между членами семьи;

· поддержка со стороны семьи.

Когнитивный стиль и личностные защитные факторы:

· хорошие социальные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми);

· уверенность в себе, в своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;

· умение обращаться за помощью при возникновении трудностей, например в учебе;

· стремление посоветоваться сос взрослыми при необходимости принятия важных решений;

· открытость к мнению и опыту других людей;

· открытость ко всему новому, способность к усвоению новых знаний.

Культуральные и социально-демографические факторы:

· социальная интеграция (участие в общественной жизни, например, в спортивных мероприятиях, членство в обществах, клубах и т.д.);

· хорошие, ровные отношения с товарищами по школе;

· хорошие отношения с учителями и другими взрослыми;

· поддержка со стороны близких людей.

 

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ РИСКА

Установлено, что при определенных обстоятельствах суицидальное поведение в одних семьях возникает чаще, чем в других, вследствие генетической предрасположенности и воздействия внешних факторов среды. Исследования показывают, что описанные ниже факторы и ситуации часто связаны с суицидальными попытками и самоубийством детей и подростков, однако не следует забывать, что в каждом конкретном случае присутствие всех этих факторов не обязательно.

Следует также помнить, что описанные ниже факторы риска и ситуации риска обладают отличительными чертами в разных странах, на разных континентах и даже в соседних государствах в зависимости от их культурных, политических и экономических особенностей.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.