Производственные и трудовые ресурсы туристской организации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Производственные и трудовые ресурсы туристской организации

2017-06-19 803
Производственные и трудовые ресурсы туристской организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

6.1 Трудовые ресурсы туристских организаций

 

Элементы основного и оборотного капитала, рассмотренные ранее в составе имущества туристской организации, являются базо­выми факторами производства. Ведущая роль принадлежит кадро­вому Потенциалу туристской организации. Именно от персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производст­ва и насколько успешно работает хозяйствующий субъект туризма.

Трудовые ресурсы — это списочная численность сотрудников (штатных, совместителей, временных) разных профессионально­-квалификационных групп, занятых в производстве туристских про­дуктов и услуг.

В зависимости от выполняемых функций и уровня профессио­нализма сотрудники туристских организаций подразделяются на пять категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал.

Руководители — работники, занимающие должности руководи­телей предприятия и структурных подразделений, а также замести­тели по следующим должностям: директора, начальники, заведую­щие, главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.). Сотрудники данной категории, как правило, имеют высшее специальное образование и значительный стаж работы по специ­альности. Они организуют производство туристских продуктов и услуг, принимают управленческие решения, решают сложные про­изводственные задачи, устраняют конфликты.

Специалисты — работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающие специальными знаниями и навыками, занимающие Определенные должности: бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.

Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформле­ние документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и де­лопроизводство: кассиры, делопроизводители, секретари, экспедиторы и др. Сотрудники данной категорий, как правило, имеют среднее техническое образование или свидетельство об окончании курсов.

Рабочие — работники, непосредственно занятые производством туристских продуктов и услуг. В турфирмах к рабочим можно отне­сти менеджеров по разработке туров, в гостиницах — горничных, в ресторанах — официантов.

Младший обслуживающий персонал — лица, занимающие долж­ности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).

Эффективность турбизнеса определяется квалификацией и от­ветственностью каждого сотрудника. Поэтому при подборе кадров важно убедиться в достаточности их знаний, умений и навыков.

Соотношение численности сотрудников отдельных категорий и их общей численности характеризует структуру трудовых ресурсов туристской организации. Структурная характеристика персонала определяется уровнем механизации, объемами производства, трудоемкостью туристских продуктов и услуг, а также отраслевой при­надлежностью субъекта туризма. Кадровая структура туристских организаций имеет как существенные отличия, так и общие черты. Например, удельный вес руководителей в гостинице составляет по­рядка 23—25%, тогда как для ресторана и турфирмы этот показа­тель значительно ниже (2—7%). Можно отметить характерное для всех туристских организаций преобладание рабочих в общей численности сотрудников (более 50%), что соответствует принципу оп­тимальности организации производства.

Трудовая (кадровая) структура туристской организации должна быть максимально приближена к оптимальному состоянию, т.е. Обеспечивать заданные результаты труда при обоснованных трудо­вых затратах. Формирование оптимальной структуры достигается нормированием.

Нормирование труда — процесс определения необходимых за­трат и результатов труда, установление соотношения между числен­ностью сотрудников различных категорий и числом единиц обслу­живания.

Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы, которые являются количественными характери­стиками трудовых ресурсов. На предприятиях сферы туризма могут устанавливаться нормы времени, трудоемкости операций, выработ­ки, обслуживания, численности, управляемости. При этом основ­ное место в нормативных материалах по труду отводится нормам времени. Норма времени — продолжительность рабочего времени, Необходимого для выполнения определенного вида работ. Напри­мер, в гостиницах разрабатываются нормы времени на выполнение уборочных работ.

Совокупность перечисленных характеристик и показателей мо­жет дать представление о количественном, качественном и струк­турном состоянии трудовых ресурсов (персонала) в определенный момент времени. Однако эти характеристики непостоянны и нахо­дятся в непрерывном изменении.

В статистической отчетности по труду предусмотрены показате­ли движения рабочей силы, характеризующие изменение списочно­го состава работников, занятых в деятельности туристской органи­зации. Для анализа данных о приеме и выбытии работников исчис­ляются коэффициенты оборота и текучести кадров, а также коэф­фициент постоянства работников.

Коэффициент оборота сотрудников туристских организаций ис­числяется отдельно по принятым (Кпро, %) и по выбывшим (Квыбо, %) сотрудникам по следующим формулам:

К про= Ч прс/ Ч с *100,

К выбо= Ч выбс/ Ч с *100,

где, Ч прс — общее число принятых на работу сотрудников в установлен­ном периоде, чел.;

Чсвыб — общее число выбывших сотрудников в установленном пе­риоде, чел.;

Чс — среднесписочная численность сотрудников в установленном периоде, чел.

В численность принятых сотрудников списочного (штатного) состава включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в дан­ную организацию приказом о приеме на работу в результате вос­полнения вакансий, а также расширения, реорганизации производ­ства, увеличения сменности работы и т.п. В численность принятых сотрудников списочного состава не включаются внешние совмести­тели и сотрудники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

В численность выбывших сотрудников включаются лица, оста­вившие работу в данной организации, независимо от оснований (расторжение трудового договора, перевод в другую организацию и др.), уход или перевод которых оформлен приказом, а также вы­бывшие в связи со смертью. В численность выбывших сотрудников списочного состава не включаются внешние совместители и со­трудники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

Среднесписочная численность сотрудников за месяц исчисляет­ся путем суммирования списочной численности сотрудников за ка­ждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е (для фев­раля — по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календар­ных дней месяца. Численность сотрудников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.

Рост Кпро, как правило, свидетельствует о расширении деятель­ности туристской организации и рассматривается как позитивная тенденция, а рост Квыбо, напротив, — о свертывании производства и сокращении штатов или реорганизации туристского бизнеса.

Коэффициент текучести кадров (КТ, %) исчисляется как отно­шение численности уволенных за прогул и другие нарушения тру­довой дисциплины и ушедших по собственному желанию в уста­новленном периоде к среднесписочной численности сотрудников за этот период, т.е. по формуле

КТ=прогс+ Чсобс) / Чс*100,

 

где Чпрогс — численность уволенных за прогул и нарушение трудовой дисциплины сотрудников в установленном периоде, чел.;

Чсобс — численность ушедших по собственному желанию сотруд­ников в установленном периоде, чел.

Рост КТ свидетельствует о неэффективной кадровой политике туристской организации, которая приводит к тому, что специали­сты уходят к конкурентам. Этот показатель требует к себе особого внимания, так как текучесть кадров неизбежно приводит к сниже­нию эффективности турбизнеса.

Коэффициент постоянства кадров (Кп, %) исчисляется как от­ношение численности сотрудников, состоявших в списочном соста­ве весь отчетный год, к среднесписочной численности сотрудников в установленном периоде и определяется по формуле

Кп = Чпостс / Чс *100,

где Чпостс — численность сотрудников, состоявших в списочном составе в установленном периоде, чел.

Рост Кп свидетельствует о хорошо отлаженной работе команды единомышленников. Главное, чтобы туристский бизнес не стал ру­тиной. Для этого важно своевременно повышать квалификацию кадров и обновлять коллектив по мере необходимости.

Анализ показателей движения рабочей силы позволяет отслежи­вать тенденции в кадровом составе туристской организации для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется произ­водительностью труда, т.е. степенью эффективности целесообразной деятельности людей или способностью производить за единицу рабоче­го времени определенный объем туристских продуктов и услуг. Произ­водительность труда может быть часовой, сменной, месячной, кварталь­ной, годовой.

Уровень производительности труда измеряется двумя способа­ми: прямым и обратным.

Прямой способ показывает выработку туристских продуктов или услуг на одного работника. Результативность труда здесь определя­ется количеством продуктов или услуг, произведенных и реализо­ванных в единицу времени. Выработка сотрудников туристских организаций измеряется отношением объема реализации продуктов или услуг (в натуральном или стоимостном выражении) к средне­списочной численности сотрудников по формуле:

где Вс — выработка одного среднесписочного сотрудника, руб.;

В — выручка от реализации туристских продуктов и услуг, руб.;

Чс — среднесписочная численность сотрудников, чел.

В общем виде выработка в натуральном выражении показывает, сколько клиентов обслуживает один среднесписочный сотрудник туристской организации. Она измеряется отношением численности клиентов к среднесписочной численности сотрудников туристской организации по формуле

где Вн — выработка в натуральном выражении, чел.;

Чт — численность туристов, чел.

Применительно к разным организациям сферы туризма целе­сообразно использовать частные показатели определения выработ­ки (например, в гостиничном секторе это может быть отношение объема предоставленных номеров (мест) к численности персона­ла), это позволит значительно повысить точность и достоверность расчетов.

Обратный способ измерения производительности труда показы­вает трудоемкость туристских продуктов и услуг. Результативность труда здесь определяется количеством времени, затраченного на их производство. Трудоемкость туристских продуктов или услуг (Т) измеряется в человеко-часах. Она определяется отношением фонда затраченного рабочего времени к количеству произведен­ных продуктов или услуг в натуральном.

Трудоемкость — величина, обратная выработке. Чем выше вы­работка и ниже трудоемкость, тем производительнее работает пер­сонал и тем эффективнее деятельность туристской организации.

Назовем основные пути повышения производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов.

1. Механизация и автоматизация, компьютеризация трудоемких процессов обслуживания. Важное значение для роста эффективности труда имеет интенсификация туризма, в том числе оснащение орга­низаций современным оборудованием, новыми средствами транс­порта и т.п. Повышение уровня механизации производства продук­тов и услуг приводит к экономии численности персонала. Эконо­мия численности сотрудников в результате внедрения новой техни­ки и инновационных технологий определяется путем сопоставления трудоемкости работ до внедрения нововведений.

2. Увеличение ассортимента и повышение качества туристских продуктов и услуг. Большое влияние на эффективность труда оказы­вают производство новых, более качественных и безопасных про­дуктов и услуг, например новых турпродуктов, вызывающих инте­рес у потребителей и удовлетворяющих их запросы, повышение ка­чества обслуживания туристов, применение новых форм обслужи­вания. Эти факторы удовлетворяют потребности каждого потреби­теля и тем самым увеличивают выработку сотрудников. Рост выра­ботки сотрудников вызывает при прочих равных условиях дополни­тельный рост объема реализации туристских продуктов и услуг.

3. Совершенствование организации труда. Это процесс внедрения мероприятий по сокращению трудовых затрат и улучшению исполь­зования рабочего времени:

• применение современных методов нормирования и стимули­рования труда, что создает материальную заинтересованность сотрудников в повышении количества и качества их труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест, производ­ственной санитарии и охраны труда, повышение техники без­опасности, что дает сокращение потерь рабочего времени за счет уменьшения числа и продолжительности больничных листов;

• улучшение условий труда, разработка оптимальных режимов труда и отдыха, что приводит к сокращению текучести кадров;

• совершенствование методов труда, использование передово­го опыта, улучшение психологического климата в коллекти­ве, правильное использование и расстановка обслуживающе­го персонала посредством ликвидации отдельных должно­стей, повышение квалификации работников;

• рациональное использование рабочего времени за счет пре­дельного уплотнения путем укрепления дисциплины труда и совмещения профессий, в результате чего сокращаются по­тери рабочего времени за счет уменьшения простоев, невы­ходов на работу.

Эффективность туристского бизнеса определяется качеством и оптимальным набором всех ресурсов: производственных и трудо­вых. Поэтому, приступая к производству туристских продуктов и услуг, необходимо убедиться в высоте качества заготавливаемых ресурсов. Именно подход позволит создать туристские продукты и услуги, востребованные рынком.

 

6.2 Производственный цикл туристской организации. Снабжение в туризме

 

Приобретенные на различных условиях материальные и немате­риальные ценности позволяют туристской организации приступить к непосредственному производству продуктов и услуг. Производст­во туристских продуктов и услуг является циклическим. Так, сначала заготавливаются материальные и нематериальные ценности, кото­рые нужны для производства и реализации продуктов и услуг. Часть выручки от реализации продуктов и услуг опять затрачивается на за­купку ценностей (таким образом, цикл повторяется), другая часть идет на оплату налогов, а оставшаяся сумма образует прибыль, которую туристская организация расходует по своему усмотрению.

Производственные циклы туристских организаций существенно отличаются друг от друга по составу и длительности хозяйственных операций, образующих цикл. Это объясняется технологическими особенностями производства туристских продуктов и услуг. Подроб­ное изложение технологий производства различных видов турист­ских продуктов и услуг представлено в узкоотраслевых учебниках. Наша задача — изучить общие подходы, характерные для туризма в целом. В данной связи рассмотрим традиционный производствен­ный цикл, состоящий из трех процессов: заготовления, производст­ва, реализации. Необходимо помнить, что процессы производства и реализации в туризме разграничены условно.

Заготовление — это процесс приобретения товарно-материаль­ных и нематериальных ценностей, необходимых для осуществления деятельности туристской организации. К товарно-материальным ценностям (ТМЦ) относят различные виды материалов, тары, запас­ных частей и др., входящих в состав оборотного капитала турист­ской организации и образующих ее запасы. Нематериальные ценно­сти — это различного рода услуги (водоснабжение, отопление, электроснабжение и др.), образующие кредиторскую задолженность организации. В любом случае задачей заготовления является свое­временное и бесперебойное обеспечение организации средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.

В современных условиях хозяйствования заготовление в туризме базируется на следующих принципах коммерческой логистики

• минимизации затрат на заготовление, сопряженной с выбо­ром более дешевого вида транспорта, сокращением уровня запасов, содержанием меньшего числа складов и обслуживающего персонала;

• координации деятельности участников движения материаль­ных потоков (производителей, посредников, потребителей) в целях сокращения сроков движения материальных и нема­териальных ценностей, что позволяет установить более низ­кие цены на реализуемые услуги и получить большую при­быль за счет привлечения большего числа потребителей;

• выборе инструментов заготовления в зависимости от харак­тера производства, масштабов туристской организации, а также специфики организации производства и управления;

• оснащении современными информационными технологиями процесса заготовления.

Эти принципы позволяют туристской организации наилучшим образом подготовиться к процессам производства и реализации ус­луг и определяют состав операций процесса заготовления, который традиционно включает следующие операции:

1) определение состава, классификация и индексация товарно­-материальных и нематериальных ценностей, необходимых турист­ской организации;

2) определение потребности туристской организации в ТМЦ и нематериальных ценностях, нормирование их расходов и запасов;

3) выбор поставщиков материальных и нематериальных ценностей;

4) снабжение;

5) организация складского хозяйства.

1. Определение состава, классификация и индексация товарно­-материальных и нематериальных ценностей, необходимых турист­ской организации для выполнения заданного объема производства туристских услуг. Современные туристские организации испытыва­ют потребность в ТМЦ широкой номенклатуры и ассортимента. В целях удешевления производства, поиска новых ТМЦ, позво­ляющих улучшить свойства и качество туристских услуг, оздоровле­ния условий производства в организации необходимо осуществлять классификацию используемых ТМЦ. Эта работа нужна и для со­вершенствования системы оперативного и бухгалтерского учета. В основе классификации лежит группировка товарно-материальных ценностей по однородности характерных признаков с последующим разделением на разделы, подразделы, виды и т.д. Каждому из раз­делов присваивается свой индекс по десятичной системе.

Классификация ТМЦ служит отправной точкой для нормирова­ния их расхода по каждой позиции номенклатуры.

2. Определение потребности туристской организации в товарно­-материальных и нематериальных ценностях, нормирование их рас­ходов и запасов. Прежде чем принять решение о закупке, турист­ская организация исследует рынок ТМЦ и определяет потребность в них согласно номенклатуре. Потребность планируется по всей номенклатуре в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, создания и поддержания уров­ня производственных запасов.

Существует три базовых метода определения потребности в ТМЦ:

• метод прямого счета, основанный на программе выпуска ус­луг и нормах расхода ТМЦ на единицу услуг;

• метод прогнозирования потребности на основе вероятностно­го прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;

• опытно-статистическая оценка, которая основывается на использовании данных о фактическом расходе ТМЦ за прошлые периоды с учетом изменений структуры и объемов производства туристских услуг.

Выбор метода зависит от особенностей ТМЦ, условий их по­требления и наличия данных для проведения необходимых расче­тов. В любом случае необходимо стремиться к сбалансированности между фактической потребностью в материальных ресурсах и источниками ее покрытия.

Туристская организация может испытывать потребность в мате­риалах на следующие цели:

• производство услуг (Рп);

• внедрение новой техники и технологий (Рнп);

• ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ);

• образование переходящих запасов (Р3).

Источниками покрытия потребности могут быть:

• ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож);

• мобилизация внутренних ресурсов (Мвн);

• приобретение и завоз материалов со стороны (Зс).

Таким образом, материальный баланс туристской организации может быть представлен формулой

РП + Ррэ + Рнп+ Р3 = Оож + Мвн+ Зс.

Приведенный баланс является инструментом управления дви­жением материальных ресурсов в туристских организациях. По­требности, представленные в балансе, нормируются, что позволяет туристской организации составить план снабжения, рассчитать се­бестоимости услуг и разработать стратегию экономного использо­вания материальных ресурсов.

Особое внимание в практике нормирования расхода ТМЦ об­ращено на нормирование их запаса. Объем запаса должен обеспе­чивать туристской организации устойчивую, стабильную работу в течение определенного времени и при этом не оказывать ощутимо­го воздействия на оборачиваемость вложенных в них оборотных средств. Такой подход будет способствовать рациональной организа­ции производственного процесса и экономному ведению хозяйства.

3. Выбор поставщиков материальных и нематериальных ценно­стей. Поставщиками материальных ценностей для туристских орга­низаций являются транспортные и складские предприятия, магази­ны, а также коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе доставки мате­риалов конкретным туристским организациям. Поставщики нема­териальных ценностей (услуг) для туристских организаций — это преимущественно предприятия, предоставляющие коммунальные услуги: освещение, отопление, водоснабжение и др.

Выбор поставщиков является основой создания устойчивой ба­зы снабжения туристской организации. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять заказчика по качеству и объему поставляемой продукции (услуг), условиям ее доставки, цене и уровню обслужи­вания, т.е. следует учитывать: его техническое состояние, разви­тость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отноше­ния и местонахождение.

Решения о выборе можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестных материальных и нематериальных ценностей. Поэтому следует обращаться к допол­нительным источникам информации: каталогам, торговым журна­лам, различного рода рекламным объявлениям и Интернету. Это свидетельствует о том, что выбор нужного поставщика среди мно­гих представляет непрерывный процесс отслеживания их деятель­ности.

Обычно организации-заказчики разбивают поставщиков на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена, во-вторую — те, что уже зарекомендовали себя в прошлые годы. Поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка складывается в процессе личных контактов с поставщиком. Формальная оценка, как правило, является предварительной и осуществляется посредст­вом определения рейтинга поставщиков на основе балльной систе­мы оценки по ряду факторов. Поставщики с высоким рейтингом могут быть вознаграждены дополнительными заказами, а те, чей рейтинг оказался низким, либо потеряют часть заказов, либо от их услуг могут полностью отказаться.

Следует отметить, что большинство туристских организаций на­блюдают за деятельностью не только существующих поставщиков, но и потенциальных. Для проверки деятельности последних часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важным фактором являются технические характеристики этих организаций. Наряду с техниче­скими характеристиками следует провести Исследование относи­тельно финансового состояния, сложившейся репутации, качества поставляемой продукции и обслуживания, надежности поставок и обоснованности цен.

После того как туристская организация выбрала поставщика, ей необходимо установить контакт с ним. Политика туристской орга­низации в отношении условий поставок охватывает вопросы, свя­занные с формой оплаты за поставленные ТМЦ, предоставлением различного рода скидок, кредита и т.д. Условия поставок оговари­ваются в контракте между поставщиком и туристской организаци­ей. Так, в соответствии с договором поставщик, как правило, обя­зан упаковать ТМЦ, Нести коммерческий риск и расходы по их транспортировке до места передачи покупателю. В свою очередь, туристская организация должна принять прибывшие ТМЦ и опла­тить их Стоимость. Грамотно составленный договор позволяет орга­низациям избежать конфликтов в дальнейшем при фактическом осуществлении сделок.

4. Снабжение. Это непосредственная покупка товарно-­материальных и нематериальных ценностей туристскими органи­зациями, связанная с подготовкой и ведением деловых перегово­ров, юридическим оформлением сделок и контролем за их ис­полнением.

В зависимости от системы обеспечения и особенностей движе­ния материальных ресурсов от поставщиков к туристским органи­зациям различают транзитную и складскую формы снабжения.

Транзитное снабжение — это доставка ТМЦ в момент обнару­жения потребности в них. Такая форма снабжения позволяет орга­низации экономить на складских запасах и имеет относительно вы­сокую скорость поставок. Однако транзитное снабжение может вы­звать серьезные перебои в производственном процессе при небла­гоприятном стечении обстоятельств (например, при обнаружении потребности в ТМЦ в выходные дни).

Складское снабжение обеспечивает комплексность поставок и наличие минимальной потребности в ТМЦ, что позволяет избежать сбоев в производственном процессе. Однако снабжению этой фор­мы свойственны дополнительные издержки, связанные со склад­скими операциями по погрузке, выгрузке и хранением ТМЦ.

Целесообразность внедрения на предприятии снабжения одной из названных форм зависит от интенсивности производственного процесса и объемов реализации туристских услуг. Избранная форма определяет особенности организации складского хозяйства.

5. Организация складского хозяйства. Функции складского хо­зяйства сводятся к приемке, хранению, учету, подготовке к отпуску и передаче ТМЦ.

Подготовка к приемке материалов на складе состоит из опреде­ления места складирования груза, осуществления приемно­-сортировочных операций, обеспечения наличия контрольных и ве­со-измерительных приборов и приспособлений. В современных ус­ловиях невыгодно приобретать ТМЦ в больших количествах и дер­жать их на складе в виде запасов, поэтому туристские организации обычно приобретают ТМЦ по мере необходимости в магазинах, на оптовых базах, у частных лиц.

Поступающие ТМЦ подвергаются входному контролю, в ходе которого выявляется их соответствие сопроводительным докумен­там по массе, объему, количеству, характеристикам, установленным техническими условиями, стандартами, образцами. Результаты входного контроля заносят в акт приемки материалов, а в случае невыполнения договорных условий, обнаружения порчи, недостачи, нарушения целостности упаковки, отсутствия пломб составляется акт претензий с предъявлением транспортным организациям или поставщикам.

Принятые ТМЦ необходимо подготовить к передаче в эксплуа­тацию или на хранение. Подготовка к хранению осуществляется путем сортировки, маркировки с последующим затовариванием. Особое внимание необходимо уделять наиболее дорогостоящим ма­териалам.

Необходимо помнить, что хранение запасов сопряжено со зна­чительными издержками. В данной связи туристским организациям необходимо оптимизировать объем складских запасов исходя из соображений сокращения годовых расходов на их приобретение и содержание.

Товарно-материальные ценности отпускают со складов на осно­ве лимитно-заборных карт, требований, накладных, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета и нормами расхода материалов. Лимиты на все виды ТМЦ, потребляемые на предприятии, составляют технические службы предприятия совме­стно с руководителями органов материально-технического снабже­ния. При этом они руководствуются основными документами пред­приятия по решаемым проблемам с учетом соблюдения правил экономии материальных ресурсов.

Учет поступления, внутреннего перемещения и списания на за­траты товарно-материальных ценностей осуществляется в специ­альных карточках. В целях обеспечения их сохранности на складах систематически проводится инвентаризация: подсчет, обмер, взвешивание с последующей сверкой полученных данных с учетными, а в случае отклонений составляется акт с указанием причины и ви­новных лиц.

Качественная организация названных операций в составе про­цесса заготовления приводит к конкретным экономическим резуль­татам: сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и повышению конкурентоспособности ту­ристской организации и ее услуг.

 

6.3 Организация производства туристских продуктов и услуг. Производственная мощность туристской организации

 

Грамотно организованный процесс заготовления ТМЦ позволя­ет туристской организации вовремя и подготовлено приступить к производству продуктов и услуг. Производственный процесс в туриз­ме — это процесс производства туристских продуктов и оказания услуг, т.е. последовательное проведение целевых работ на разных участках туристской организации.

Принципы рациональной организации процесса производства продуктов и услуг можно разделить на две категории: общие, не зависящие от содержания производственного процесса, и специфи­ческие, характерные для конкретного процесса. Общие принципы, которым должно подчиняться построение любого производственно­го процесса во времени и пространстве, включают:

• параллельность — одновременность осуществления отдель­ных частей производственного процесса;

• пропорциональность — относительно равная производи­тельность в единицу времени взаимосвязанных подразделе­ний организации;

• прямоточность — обеспечение кратчайшего производствен­ного цикла;

• непрерывность — максимальное сокращение перерывов ме­жду операциями;

• ритмичность — весь производственный процесс повторяется в равные промежутки времени;

• специализацию — разделение труда между подразделениями организации и рабочими местами и их кооперирование в процессе производства;

• техническая оснащенность ориентация на механизацию и автоматизацию производственного процесса, устранение ручного, монотонного, тяжелого, вредного для здоровья че­ловека труда.

Специфические принципы сугубо индивидуальны для каждого отдельно взятого производства туристских продуктов и услуг и оп­ределяются преимущественно отраслевыми особенностями. Эти принципы позволяют организовать производственный процесс со­гласно современным требованиям и производить туристские про­дукты и услуги, востребованные рынком.

Производственный процесс состоит из операций. Операция - часть производственного процесса, выполняемая на одном или не­скольких рабочих местах, одним или несколькими сотрудниками и характеризуемая комплексом последовательных действий.

Различают основные и вспомогательные операции. Основные операции в туризме непосредственно связаны с обслуживанием ту­ристов: это регистрация и размещение клиентов в гостинице, пре­доставление питания и др. Вспомогательные операции обеспечива­ют непрерывность совершения основных операций: покупка чис­тящих средств в гостинице, ремонт офиса турфирмы и др.

Совокупность основных операций называют технологическим процессом или технологией. Например, производство услуги разме­щения традиционно осуществляется в следующей последовательно­сти: регистрация прибытия гостя и оформление его проживания, обслуживание гостя на этаже во время проживания в номере, реги­страция выбытия гостя.

В соответствии с представленной технологией проводятся под­бор и расстановка специалистов, необходимых для выполнения операций, а также составляются специальные инструкции и указа­ния для выполнения каждой производственной операции, напри­мер порядок оформления проживания клиентов, порядок брониро­вания, порядок уборки номера и др. Кроме того, такая технология предусматривает изготовление и наладку специального оборудова­ния, закупку мебели и инвентаря, постельных принадлежностей и материалов, выполнение других вспомогательных операций.

Важным фактором производственного процесса является выбор варианта технологии. Именно технология определяет состав и тре­буемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и ква­лификационного состава персонала, переоборудованию производства.

Туристская организация в зависимости от характера производи­мых продуктов и услуг, масштабов, имеющихся у нее возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная тех­нология тесно связана с двумя показателями работы хозяйствующего субъекта: ценой продуктов и выпускаемых услуг и уровнем их качества. Эти два фактора формируют конкурентоспособность ту­ристского продукта (услуги).

Основными параметрами любой технологической операции яв­ляются: темп — скорость ее выполнения, т.е. количество каких-либо действий, совершаемых за единицу времени, и такт — время ее выполнения.

Технология производства должна обеспечивать максимальную производительность труда и требуемое качество обслуживания при минимальных затратах, т.е. с максимальным темпом и минималь­ным тактом каждой производственной операции, что в конечном итоге определяет производственную мощность туристской органи­зации.

Производственная мощность организации в туризме характеризу­ется количеством туристских продуктов и услуг требуемого качества и ассортимента, которое может быть произведено (или производит­ся) ей в единицу времени.

Производственная мощность находится под влиянием:

• технических факторов — количественного и качественного состава основного капитала организации, степени иннова­ционности, прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов;

• организационных факторов — степени диверсификации биз­неса, уровня организации производства, труда и управления;

• экономических факторов — формы оплаты труда сотрудни­ков, наличия материального стимулирования и др.;

• социальных факторов — профессионального, квалификаци­онного и образовательного уровня коллектива сотрудников туристской организации, их социальной защищенности и др.

Эти факторы влияют как на масштабы производственной мощ­ности туристской организации, так и на уровень ее использо


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.