РАЗДЕЛ 3. Выпускные и вступительные экзамены по биологии в зарубежных странах — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

РАЗДЕЛ 3. Выпускные и вступительные экзамены по биологии в зарубежных странах

2017-06-19 429
РАЗДЕЛ 3. Выпускные и вступительные экзамены по биологии в зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данном разделе приводится анализ данных о проведении выпускных экзаменов в школе и приёмных экзаменов в вузы ряда зарубежных стран по биологии. Во многих из них результаты выпускных экзаменов в школе, так или иначе, учитывается при приёме в вузы. Это накладывает на экзамен требование как проверки усвоения материала, изученного в школе, так и его соответствия требованиям вузов. Таким образом, уровень образования в старшей школе приближается к требованиям вузов. Различия в требованиях к абитуриентам в разных вузах, желание только части учащихся по окончании школы поступать в них, приводит в одних странах к дифференциации образования в старшей школе, углублённому изучению различных предметов или подготовке выпускников к профессиональной деятельности. В других странах, например, в США, для подготовки к сдаче экзаменов, учитываемых вузами, для поступающих вводятся дополнительные по отношению к школьной программе курсы. При этом на экзаменах проверяется владение изученным материалом, умение применять его в непривычной ситуации, в заданиях разных типов. В разных странах требуемая глубина и объём проверяемого материала различны. Характерными примерами разных подходов к выпускным экзаменам по биологии в старшей школе являются экзамены в Англии и Уэльсе, Франции, Германии, Японии и США.

 

Организация экзаменов по биологии [4]

Экзамены проводятся либо как общенациональной системой образования (централизованный вступительный экзамен в вузы Японии), либо в отдельных территориях (Германия, Франция) под контролем общенациональной системы, либо независимыми экзаменационными комиссиями (Англия и Уэльс) и фондами (США) в школах или специальных центрах. Наибольшая самостоятельность у отдельных земель и школ вплоть до составления заданий в Германии. Государственные учреждения в Англии и Уэльсе вырабатывают требования к экзаменационным заданиям, правила проведения экзаменов и осуществляют контроль их выполнения, экзаменационные комиссии же свободно конкурируют между собой за выбор их школами и школьниками, причём любая школа в стране может выбрать любую из имеющихся комиссий. Первоначально комиссии составлялись ведущими вузами страны, и сейчас основная задача экзаменов – признание вузами. Число комиссий постепенно сокращается. Если в 1991 году их было 7, то теперь только 3. В Японии централизованные экзамены являются первой ступенью экзаменов для поступления в вуз. При этом разные вузы требуют сдавать разное число централизованных экзаменов (как правило 2, в Токийский университет 5, в некоторых частных вузах сдавать первую ступень не требуется) Вторая ступень экзаменов составляется и проводится вузами, вузами же определяется и относительный вес баллов за ступени.

В большинстве стран пересдавать экзамены в принципе можно неограниченное число раз, но не чаще двух раз в год. Также в вузах существуют «листы ожидания», куда записываются те, кто мог бы со своими баллами претендовать на поступление в следующие годы.

Экзамены нередко состоят из нескольких письменных работ по 1-2 астрономических часа или одной работы в 2,5-4 часа (Япония, Франция, Германия). В Англии и Уэльсе экзамены А-уровня включают практическую часть, преимущественно посвящённую планированию эксперимента, но обязательно контролирующую умение работать с микроскопом, микропрепараты (например, срезы тканей), могут готовиться учащимися или используются или имеющиеся у комиссии. Вместо практической части экзамена можно сдать курсовую работу. В Германии суммируются баллы за сдачу экзаменов и за текущую работу по 24 предметам, изучаемым в течение последних двух лет обучения в школе. В случае получения на письменном экзамене существенно худших результатов, чем в процессе обучения, в Германии экзамен может быть пересдан устно. Если во всех остальных странах состав сдаваемых экзаменов подбирается свободно в соответствии с требованиями вузов и желанием абитуриента (в Германии всё равно нужно прослушать 24 курса, из них 6 углублённо, и сдавать 2 экзамена по математике и естествознанию и 1 гуманитарный или 2 гуманитарных и один естественно-математический), во Франции же надо изучать и сдавать одну из широкого набора фиксированных программ бакалавриата с соответствующим набором предметов, изучаемых на соответственной глубине.

 

Цели и содержание экзаменов

Проведенный анализ показывает, что страны ставят различные цели при проведении экзаменов. В Англии на экзамене по биологии необходимо продемонстрировать углубленную подготовку по выбранным разделам биологии, во Франции наоборот показать широту подготовки по всем разделам биологии, в Германии требуется одновременно продемонстрировать и широту, и глубину подготовки. В США одной из основных целей является определение (прогнозирование) способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении, а в остальных рассматриваемых странах - оценить уровень подготовки по основным предметам.

Как правило, министерства образования стран определяют содержание экзаменов, используя различные средства (рекомендации по разработке экзаменов, обсуждения, экспертизы и др.). Только в США такой связи не прослеживается.

Покажем особенности определения целей экзаменов по биологии в Англии и Уэльсе (по официальным документам):

Экзамены А-уровня в Англии и Уэльсе должны выявить:

-существенные знания и понимание биологических понятий, умения, необходимые для их использования в новых и меняющихся ситуациях;

- развитие понимания научных методов;

- умение узнавать о новых технологиях в биологии, включая информационные технологии;

-умение распознать ценность и ответственное использование биологической науки в обществе;

-поддержание и развитие интереса к биологии.

Дополнительно, цель экзамена А-уровня создать условия для того, чтобы кандидаты показали знание и понимание фактов, принципов и концепций из разных областей биологии, устанавливать и использовать связи между ними.

Экзамены решают духовные, моральные, этические, социальные и культурные задачи, привлекают внимание к проблемам окружающей среды окружающей среде (роль Солнца в поддержании жизни на Земле, круговорот веществ и энергии, взаимозависимость живого, биологическое разнообразие, управление экосистемами, сельское хозяйство). В компоненте по выбору «окружающая среда» содержится материал о парниковом эффекте и глобальном потеплении, загрязнениях, сохранении природных ресурсов, мониторинге окружающей среды; в компоненте «микробиология и биотехнология» о чистых технологиях и промышленных процессах.

Важная составная часть экзаменов – сведения о здоровье человека – диете и неправильном питание, причинах и предотвращении болезней сердца, действии физических упражнений на организм, курении и его последствиях, предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, иммунитете и вакцинации, диабете, его предупреждении и лечении, процессах, важных для экономики и промышленности – генной инженерии, биотехнологии, сельскохозяйственного производства, производства леса, производства тканей, очистки воды. Сведения, о здоровье человека представлены в различных компонентах по выбору. Много внимания уделяется решению проблемы перегибов и пристрастий при составлении экзаменационных работ.

Покажем особенности структуры и содержания экзаменов по биологии различных стран.

В большинстве стран на экзаменах по биологии контролируется большой объём учебного материала (разнообразные фактические и теоретические знания, умения работать с текстом, диаграммами, графиками, умения применять знания в новой ситуации.

На сдачу экзамена A-level английские школьники в среднем тратят до 9-10 ч. Экзаменационная работа обычно разрабатывается в одном варианте и состоит из нескольких частей, при выполнении которых нужно показать различные знания и умения.

Возьмем для примера экзамен по биологии 1992 г., разработанный Лондонским комитетом по экзаменам и экзамен по биологии 2000 г, разработанный Кембриджским и Оксфордским синдикатом.

Приведем спецификацию экзамена 1992 г., которая определяет его содержание, т.е. темы, по которым группируются задания и виды деятельности, которые должны продемонстрировать учащиеся при выполнении заданий.

Рассматриваемый экзамен включал обязательные темы и темы по выбору. Обязательные темы: 1. Биология клетки. 2. Питание и дыхание. 3. Окружающая среда. 4. Экология. 5. Генетика. 6. Транспорт веществ и гомеостаз. 7. Регуляция деятельности организма. 8. Размножение и развитие. Темы по выбору: А. Микроорганизмы и биотехнология. В. Прикладные аспекты ботаники. С. Прикладные аспекты зоологии.

Экзамен проверял овладение следующими видами предметных и общеучебных умений:

A. Знание и понимание

- биологических фактов, терминов, принципов, понятий и взаимоотношений;

- экспериментальных методик;

- применения современной биологии в жизни общества (например, для решения проблем окружающей среды), а также в экономике и технологии.

Б. Применение биологических знаний при

- выдвижении гипотез, планировании и проведении экспериментов и интерпретации результатов;

- обработке и анализе количественной и качественной информации, включающей результаты экспериментов;

- формулировании выводов;

- оценке валидности экспериментов, их результатов, выводов и высказываний;

- нахождении противоречий, предположений и ошибок;

- решении проблем (социальных, экологических, экономических, технологических и др.).

В. Точность при использовании экспериментальных и практических методик, включая точность наблюдений и записи результатов.

Г. Согласованное и последовательное изложение биологической информации в письменном виде, а также в виде таблиц, диаграмм, рисунков и графиков.

Экзамен состоял из 5 частей. Все задания требовали письменного ответа. Среди них задания с краткими ответами, с полными развернутыми ответами и задания-эссе. Все задания имели подвопросы, в конце каждого сообщалось, сколько баллов дается за его выполнение (от 1 до 30). Две части экзамена включали вопросы, связанные с проведением экспериментальных и практических работ. Их выполняли по специальному разрешению только те учащиеся, которые не имели возможности провести экспериментальные работы в школе.


 

Краткое описание работы приводится в таблице 8.

Таблица 8.

Таблица спецификации экзаменационной работы по биологии (Лондонский экзаменационный комитет)

 

Часть Описание Время на выполнение Число вопросов Максимально возможный балл за выполнение части Вес данной части в экзамене
  Темы 1-5 3 ч     40%
  Темы 1-5 (практическая работа или альтернативная письменная) 1,5 ч     10%
  Темы 6-8 2 ч     25%
  Темы по выбору А,В или С     15%
  Темы 1-8 и по выбору А,В или С (практическая работа или альтернативная письменная) 1,5 ч     10%
  Всего       100%

 

Вся экзаменационная работа выполнялась в один день. К сожалению, очень трудно привести типичные задания, т.к. они все отличаются по содержанию, форме, структуре и числу подвопросов. Они охватывают все вышеперечисленные проверяемые умения. Практически все задания включают рисунки, графики, таблицы, диаграммы, сделанные на основе экспериментальных исследований. В некоторых заданиях или требуется в масштабе изобразить организм, назвать основные его части и их назначение, в других требуется построить и проанализировать график, таблицу и др. При выполнении заданий необходимы знания статистических методов обработки экспериментов. В самых простых заданиях (одно-два задания на весь экзамен), требуется объяснить значение определенного понятия, за правильное выполнение такого задания дается 2 балла. А в задании, на которое отводится наибольшее время (45 мин) и за которое дается наибольшее число баллов (30) требуется, например, проанализировать факторы, которые оказывают влияние на распределение растений и животных в исследованной абитуриентом территории.

По результатам выполнения каждого экзамена выставляются итоговые баллы A-G, соответствующие различному результату выполнения экзамена. После проверки всех работ во всех экзаменационных комитетах еще раз выравниваются требования к отдельным итоговым баллам, с тем, чтобы, например, балл С соответствовал одному и тому же уровню подготовки учащихся по всей стране, независимо от того, в каком экзаменационном комитете был сдан экзамен.[5]

В настоящее время в Англии и Уэльсе по окончании старшей школы сдаются экзамены А- или АS- уровней. Вся сумма знаний по всем предметам в них сводится к модулям с четырёхзначными номерами, из которых компонуются требования к содержанию различных А- и AS- экзаменов, причём программы некоторых модулей, могут частично перекрываться (в чём-то аналогично программам кандидатских экзаменов по специальности в РФ). При этом терминология несколько отличается от принято в РФ. Модулем (module) называется часть экзамена по содержанию, модуль может включать как составные части компоненты (components) - части экзамена, которые сдаются в один день. Не все они должны обязательно выполняться, между некоторыми компонентами предполагается выбор. Так, в разделах, проверяющих практические умения, можно либо написать курсовую работу, либо сдать полуторачасовой практический экзамен. В «разделе биологии по выбору» нужно сдавать одну из следующих тем: компонент 01 «рост, развитие и размножение», компонент 02 «приложения генетики», компонент 03 «биология окружающей среды», компонент 04 «микробиология и биотехнология» и компонент 05 «физиология и поведение млекопитающих». Всего программа А-экзамена по биологии (специальность «Биология») делится на 6 модулей. Три из них входят в программу АS-экзамена («основы биологии», «здоровье и болезни человека» и «транспорт веществ и экспериментальные умения 1») все шесть - А-экзамена (добавляются «основные концепции», раздел биологии по выбору «объединяющие концепции в биологии и экспериментальные умения 2»)., делящихся на компоненты) содержание одной экзаменационной работы (всего AS-экзамен включает 4 экзаменационных работы из 3 модулей, а А-экзамен 8 экзаменационных работ из 6 модулей). По всем разделам письменные экзамены длятся полтора часа (исключения – разделы, к которым примыкает курсовая работа или практический экзамен. На письменный экзамен по теме «объединяющие концепции в биологии» отводится час пятнадцать минут, а по теме «транспорт веществ» час). Таким образом, на уровне половинного курса изучается введение в биологию, человек и его здоровье и транспорт веществ, то есть темы, наиболее востребованные в жизни людей, не занимающихся впоследствии биологией профессионально либо, например, младшего медперсонала. Последующее же содержание углублённого курса включает общетеоретические и системные вопросы биологии и углублённое изучение одной области биологии по выбору. При этом если сдан AS-экзамен, то оставшийся материал при желании можно изучить впоследствии и досдать, и результаты AS-экзамена будут засчитываться за часть A-экзамена (вторая половина А-экзамена называется А2-экзаменом).

Столь серьёзный контроль соответствует высокому уровню специализации образования в старшей школе Англии и Уэльса. В последних классах школы в рамках учебного времени учащиеся могут изучать либо три углублённых курса, либо два углублённых и два на половинном уровне, либо один углублённый и четыре на половинном уровне, либо шесть на половинном уровне. Реально изучаются, как правило, три предмета на углублённом уровне, либо иногда два на углублённом и два на половинном.

В каждом разделе материал направлен на развитие шести «ключевых умений» – выражать свои мысли, абстрактно мыслить, работать с информацией, работать совместно с другими людьми, повышать уровень знаний, и решать задачи. Наличие или отсутствие материала по каждому ключевому умению в каждом модуле сводится в таблицу.

В спецификации к AS- и А- экзаменам отмечены межпредметные связи и перекрывание требований с требованиями экзаменов по другим предметам (химии, физике, естественным наукам, географии и геологии). Говорится, что эти перекрывания позволяют на некоторых этапах осуществлять совместное обучение групп, готовящихся к экзаменам по разным предметам (например, по материалу биохимии и т.д.). Спецификация экзамена – не программа обучения, а единый набор требований к знаниям в результате обучения, требований к экзаменам, составляемым экзаменационными комиссиями. Каким образом школы строят курс обучения, в этих документах не рассматривается. Каждая же школа в подготовке ориентируются на особенности содержания экзаменов той экзаменационной комиссии, с которой работает.

Например, межпредметные связи с химией: биологические молекулы (основах биологии) – с материалом о молекулах в основах химии, химические связи и свойства воды – материал идентичен спецификации по химии.

Есть сильное перекрывание между основами биологии и одной из областей по выбору на экзамене по химии – биохимией.

То же между областью по выбору в биологии – биологией окружающей среды (модуль 2805, компонент 03) и химией окружающей среды (модуль 2815, компонент 03): состав и изменения в атмосфере, парниковый эффект и глобальное потепление, качество и обработка воды, сохранение природных ресурсов, обработка отходов производства.

Тема «Опора и движение» в компоненте по выбору «Физиология и поведения млекопитающих» содержит материал, перекрывающийся с темой «механика тела» в компоненте по выбору «физика здоровья» из экзамена по физике А. В тех же компонентах темы «органы чувств», «восприятие сигналов» (в «физике здоровья» «глаз и зрение», «ухо и слух»).

Перекрывание с экзаменом «естественные науки» (естествознание) – материал о биологических молекулах, переносе энергии, экосистемах, генетике и наследственности, эволюции, окружающей среде.

Лабораторные техники, методы анализа и представления данных, подходы к научным исследованиям и другие темы общие в экзамене по биологии и GNVQ экзамене по естествознанию.

Связи с географией – экосистемы; основные концепции в биологии пересекаются с «населением и взаимодействиями населения» в географии; вопросы питания, обмена веществ в связи со здоровьем пересекаются с географической темой «сельское хозяйство и продукты питания», есть другие пересечения с географией модуля «здоровье и болезни человека».

Техника полевой работы в экзамене по географии соотносится с методами анализа и представления данных в экзамене по биологии, особенно у избирающих компонент по выбору «окружающая среда».

С геологией соотносится тема эволюции (в геологии в связи с возрастом горных пород).

На сдачу экзаменов накладываются ограничения. Для получения документа о сдаче экзамена, должны быть сданы все соответствующие модули. Экзаменационные сессии проводятся дважды в год, в январе и июне. Сдающие AS- экзамен не могут сдавать в ту же экзаменационную сессию какой-либо другой AS-экзамен с названием, включающем слово «биология». Сдающие A-экзамен не могут сдавать в ту же экзаменационную сессию какой-либо другой A-экзамен с названием, включающем слова «биология» или «естествознание». Отдельные модули можно пересдавать лишь однажды каждый, до подведения окончательных итогов экзамена (засчитывается лучший результат). Весь экзамен целиком (либо AS- или А2-половину) можно сдавать «более, чем однажды» в последующие сессии.

Экзамены, которые сдают французские студенты для получения диплома бакалавра, существенно отличаются от английских как по объему, так и по времени проведения.

Направление экзамена выбирается после первого года обучения в лицее и подготовка к нему занимает уже оставшиеся два года. Имеются среди прочих академические направления по С) математике, физике и химии; D) биологии и математике, физике и химии; D’) сельскому хозяйству; Е) математике и технологии, в которых изучается и сдаётся биология (по разным программам, на разном уровне и с разными весами). Наибольшие требования предъявляет направление «С», которое, включает 8 письменных экзаменов, в том числе по биологии.

Экзамен по биологии сдаётся также на некоторых профессиональных и технических направлениях. В 1992 году 44% выпускников бакалавриата сдавали биологию и 85% процентов из них получили дипломы бакалавров (в том числе технические и профессиональные).

Рассмотрим в качестве примера, письменный экзамен по биологии, разработанный в 1992 г. для студентов естественнонаучного отделения лицея для региона, включающего Париж, Амьен, Руэн, Версаль и некоторые другие города. На данный экзамен отводилось 3 ч. Из предложенных двух вариантов студент должен был выбрать один. Каждый вариант состоял из двух частей, включающих пять заданий со свободными ответами. Первая часть включала только одно задание с несколькими подвопросами на знание и понимание основного биологического материала; за его правильное выполнение давалось 10 баллов. Вторая часть включала 4 задания с подвопросами на интерпретацию информации, представленной в различных документах (описаниях экспериментов с использованием диаграмм, таблиц и графиков). За правильное выполнение этой части также давалось 10 баллов.

Решение о сдачи экзамена принималось на основе итоговых баллов, полученных за выполнение работы. Считалось: что экзамен сдан, если было набрано 10 баллов. За 10-11 баллов выставлялась отметка удовлетворительно, за 12-13 - почти хорошо, за 14-15 - хорошо и за 16 и выше баллов - очень хорошо.

В бакалаврском экзамене не преследуется цели проверить весь объём знаний, напротив, сдающему предлагается два варианта экзамена, основанных на разном фактическом материале, из которых он может выполнить любой. Каждый вариант включает часть А «организованное обращение к знаниям», которое требует детального воспроизведения знаний в приложении к заданному вопросу. В части В «интерпретация документов», даётся вся необходимая информация, нередко новая для учащегося, в текстовых, графических и других материалах, из которых нужно сделать правильные выводы. Например, в части А из в одном из вариантов экзамена даётся следующее задание:

Измерения в клеточной культуре во время предшествующей митозу интерфазы показали удвоение количества ДНК в ядре и увеличение веса белков цитоплазмы.

Используя тщательно подобранные, краткие и ясно подписанные диаграммы, проиллюстрируйте два процесса, вовлечённых в подготовку к митозу. Ограничьте ваш ответ стадиями, происходящими в ядре. Без детализации механизма синтеза белка объясните, как эти два процесса подготавливают клетки для сохранения их генетической информации и белковой массы от поколения к поколению.

В части В требовалось интерпретировать тексты и графики, посвящённые действию инсулина на жировые клетки и пищеварительного гормона бомбазина на панкреатические ацинарные клетки, которые выделяют поджелудочный сок, а также управляют выделением инсулина. Вопросы были типа «какую новую информацию вы получили из такого-то текста?», «используйте ваши ответы, чтобы построить функциональную диаграмму, показывающую последовательность событий, которые приводят к выделению инсулина».

В части А другого варианта спрашивалось:

Покажите, что гипоталамус – интеграционный центр по борьбе с холодом. При этом объясните процесс интеграции афферентных сообщений на уровне нейрона этого центра и, используя пример эффектора, управляемого гормонами, покажите, что гипоталамус участвует в поддержании температуры тела в ответ на холод, адаптируя ответ выбранного селектора.

В части В требовалось воспроизвести возможный генетический код, приводящий к синтезу конкретного участка белка известной последовательности (таблица кодонов прилагалась). Далее предлагалось сравнить кариотипы здорового человека и с болезнью Дауна (рисунки прилагались) и найти два различия. Затем давались результаты исследований с радиоактивными метками, из которых и из изображённых кариотипов нужно было предложить гипотезу местонахождения генетического кода фермента, который у здоровых и больных людей обнаруживается в разных количествах (из результатов исследования было видно, что кодирующий участок у больных больше, значит, на фоне одинаковых надо было искать большую по размерам хромосому).

В качестве примера немецкого экзамена «Абитур» рассмотрим экзамен по биологии, разработанный для выпускников гимназии земли Баден-Вюртемберг в 1992 г. (Данный регион Германии один из немногих, в которых проводится централизованный экзамен.) Экзаменационная работа состояла из одного варианта, включающего шесть частей (1. Энзимы. 2. Иммунобиология. 3. Генетика. 4. Нейробиология. 5. Молекулярная биология. 6. Эволюция.). В каждой части было по 5-6 вопросов, на которые учащиеся должны были дать письменные ответы, продемонстрировав свои знания биологического материала и умения объяснять, изображать схемы различных биологических объектов, решать биологические задачи, интерпретировать результаты экспериментов и другие умения. Всего в работе было 31 задание. На весь экзамен отводилось 4 ч 30 мин.

В системе немецких экзаменов «Абитур» экзаменационные задания не перекрывают всех изученных тем, однако в окончательной оценке учитываются текущие оценки в старшей школе по 24 предметам.

Вопросы в основном, как и во французском бакалавриате, на воспроизведение, анализ графиков и построение графиков и изображение рисунков. Значительное место в экзамене занимают структурированные вопросы.

Примеры заданий из каждой части:

Ферменты:

Сегодня биохимии известно свыше 2000 различных ферментов. Несколько сотен типов ферментов могут быть представлены в одной клетке.

а. Обоснуйте, почему так много различных ферментов представлены в одной клетке.

b. Опишите в общем химическое строение фермента. В связи с этим, объясните специфичность фермента по отношению к субстрату.

с. Назовите четыре фермента, которые есть у человека. Укажите их функцию и место действия.

Далее несколько вопросов по графикам.

Иммунобиология:

Приводится график относительной концентрации антител в крови больного после первого заражения болезнью.

В вопросах требуется описать, каким был бы график при вторичном заражении той же болезнью по прошествии некоторого времени, изобразить этот график и сравнить его с первым; предложить возможный метод определения количества антител в крови; сделать схематический рисунок структуры антитела, обозначить части; объяснить разницу между активной и пассивной иммунизацией и сказать, когда используется первая и вторая; нарисовать и пометить части двигательного нейрона и объяснить, какие возможные нейрофизиологические последствия могут проистечь из демиелинизации двигательного нейрона и почему.

Генетика:

Даны древа двух семей, в которых в последнем поколении проявилась наследственная глухота, основанная на двух разных аномалиях. В том и другом случае фенотип проявился в потомстве от брака дальних родственников и от брака двух глухих из этих двух семей родилось здоровое потомство (сами древа приведены с ошибкой, не мешающей понять общую идею). Требуется провести эти рассуждения и сделать вывод о том, что оба гена рецессивны.

Далее спрашивалось, что представляет кариограмма, и какую информацию она может дать о плоде и почему эти виды наследственной глухоты не диагностируются кариограммой и привести, по крайней мере, три нарушения, которые диагностируются.

Для проверки знаний по закону популяционной генетики Харди-Вайнберга спрашивалось, что в популяционной генетике имеется в виду под словом популяция (в английском, немецком и французском языках это слово имеет значение «население» и не является только биологическим термином) в популяционной генетике, требовалось сформулировать закон Харди-Вайнберга и объяснить, что он означает и при каких условиях соблюдается.

Некоторый наследуемый признак проявляется в 16% популяции. Сколь велик процент носителей рецессивного аллеля?

Нейробиология:

И гидра, и пиявка – беспозвоночные, но первая принадлежит к кишечнополостным, а вторая к кольчатым червям. Изобразите и пометьте схему нервной системы кольчатого червя (вид сверху и вид сбоку для области головы). Чем отличаются по структуре и функции нервные системы кольчатых червей и кишечнополостных. Опишите эти две нервные системы.

Пищевое поведение пиявки управляется крупными нейронами (нервными узлами) в области головы. Контакт губ с областью тёплой кожи даёт сигнал на укус и последующее всасывание крови. В эксперименте на область головы пиявки воздействовали искусственно. При этом измерялась активность нервной клетки. (активность равномерно нарастает, далее некоторое время постоянна, потом равномерно спадает). Объяснить эксперимент и интерпретировать результаты.

Поглощение крови прекращается, когда желудок пиявки достигнет определённых размеров. То же состояние может быть достигнуто искусственным заполнением желудка пиявки раствором поваренной соли. На рисунке показаны потенциалы, снятые с нервной клетки при постоянном тепловом стимуле до и после заполнения желудка пиявки. (с момента заполнения активность резко падает). Объясните результаты. Какое биологическое значение они могут иметь?

Далее более сложный опыт на ту же тему и последний вопрос о сравнении рефлекторной дуги у пиявки и человека.

Молекулярная биология:

Изобразите крупную схематическую диаграмму бактериальной клетки с помеченными элементами строения.

Какие преимущества даёт использование бактерий в генетических исследованиях?

Далее вопросы на воспроизведение и анализ информации об экспериментах Ледерберга.

 

Примером экзамена, которые сдают японские школьники на втором туре, может быть вступительный экзамен 1991 г. в один из самых престижных университетов страны, в Токийский Университет. Экзаменационная работа состояла из одного варианта. Она включала три части из пяти заданий (всего 15 заданий), на большинство, из которых нужно было дать краткие и развернутые (до 70-100 слов) письменные ответы. На экзамен отводилось 2 ч 30 мин. Каждая часть включала задания из одного раздела биологии, например, физиологии человека. Как правило, все задания начинались с описания некоторого теоретического материала, практической ситуации или эксперимента. Абитуриенты должны были продемонстрировать умение применять свои знания в незнакомой ситуации на основе анализа приведенной интегрированной информации.

Последним рассмотрим американский экзамен AP по биологии 1990 г. Как уже отмечалось, он состоит из двух частей, включающих различные по формату задания: в первой части только задания с выбором ответа или соответствия, во второй части - задания со свободными ответами. Известно, что для оценки учебных достижений учащихся с помощью заданий с выбором ответа или заданий соответствия необходимо использовать достаточно большое число заданий для обеспечения надежности измерения. В связи с этим в первой части экзаменационной работы AP по биологии таких заданий 120, причем 20 из них - задания на соответствие. По содержанию они охватывают весь школьный курс биологии. Во второй части всего четыре задания со свободными ответами на знание и понимание теоретического материала, а также на анализ и интерпретацию экспериментальных данных. Вес каждого задания и самих частей при подсчете итогового балла различный: за выполнение всех заданий первой части дается 60 баллов (0,5 балла за задание), а за выполнение четырех заданий второй части дается 40 баллов (10 баллов за каждое задание). Итоговый балл за выполнение заданий с выбором ответа корректируется с учетом угадывания. На основе общего балла за выполнение обеих частей выставляются отметки: 5 - очень хорошая подготовка, 4 - хорошая подготовка, 3- подготовлен, 2 - возможно подготовлен, 1 - не рекомендован (для поступления в вуз, примеч. автора). Проходной балл - от 3 до 5. Установление соответствия между баллами и отметками осуществляется экспертно.

Следует добавить, что, как и в большинстве стран, экзамен AP разрабатывался в одном варианте. На выполнение 124 заданий отводилось полтора часа.

Типы заданий

Большинство стран не пользуются для проверки знаний выпускников и абитуриентов заданиями с выбором ответа (кроме США и Японии). Наиболее распространенным типом заданий в экзаменационных работах 2000 г. являются «структурированные вопросы» (structured questions), относящимися к одной теме, связанными с одним или несколькими взаимосвязанными текстами, рисунками, таблицами. Такова, например, группа структурированных вопросов, использовавшихся на экзамене А-уровня в Великобритании по подтеме «Эволюция».

В Европе сосуществуют домашний и полевой воробьи. Известно, что полевой воробей происходит из Китая, через Сибирь распространился до Европы, где встретил уже жившего там домашнего воробья.

Гибриды домашнего и полевого воробья не известны. Дайте эволюционное/биологическое объяснение этому используйте для этого текст (о том, как продавец птиц освободит 20 полевых воробьёв в Америке, популяция стала быстро распространяться к северу и сейчас их много на большой площади).

Дайте возможные объяснения быстрого распространения полевого воробья в Европе и Америке.

В эволюционных/биологических терминах 20 полевых воробьёв представляют собой исходную популяцию. Охарактеризуйте исходную популяцию (три характеристики). Какие различия вы можете предположить в прогении американской исходной популяции с точки зрения генетического разнообразия. Обоснуйте ваши ответы.

Учёные исследовали ферменты полевых воробьёв из Северной Америки, Германии, Швеции и Австралии. Выяснилось, что между ферментами есть структурные различия. Больше всего отличается австралийская популяция от трёх других. Опишите биохимический метод, с помощью которого выяснялось сходство. Из результатов исследования составьте дерево родства и подтвердите ваши предположения информацией из текста выше.

В царствах растений и животных происходит дифференциация между расами и видами. На примере сделайте выбор между этими предположениями в данном случае. При каких условиях из североамериканского полевого воробья может получиться ещё какая-то разновидность воробья?

Экзамен по биологии в Токийский университет в 1991 г. включал 13 вопросов, разделённых на 3 части. Вопросы могли состоять из отдельных пунктов с развёрнутым ответом в несколько десятков слов (15, 25, 35, 50), что позволяло контролировать умение давать ответы заданного объёма. Другие задания представляли собой вопросы с выбором одного и нескольких правильных ответов и контролировали последовательность процессов, умения работать с наглядно-графической информацией и формулами, уравнениями химических реакций. Группе вопросов предшествовал текст, к которому они относились, не содержащий всю необходимую для ответов информацию, но вводящий контекст вопроса. Всего было 5 не связанных друг с другом текстов, объединяющих относящиеся к ним вопросы, в свою очередь имеющие сложную структуру. Таким образом, достигалась определённая аналогия с научным исследованием, и таких исследований было несколько. Ключевая для ответов фраза в тексте подчёркивалось. К этому предложению ставился вопрос, как правило, с развёрнутым ответом. В формулировке вопроса могла содержаться дополнительная информация, которую на основе информации из предшествовавшего текста требовалось обосновать. Несколько подчёркнутых фраз в тексте могли быть пронумерованы, и к ним последовательно ставились вопросы. Постановка во


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.