Степень централизации экзаменов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Степень централизации экзаменов

2017-06-19 247
Степень централизации экзаменов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской Федерации

Государственное учреждение
«Центр сравнительной образовательной политики
Министерства образования Российской Федерации»

________________________________________________________

 

УДК

Утверждаю

Директор Государственного учреждения

«Центр сравнительной образовательной политики Минобразования России»

_____________ В.Н.Чистохвалов

«_____»__________ 2001г.

 

М. П.

 

ОТЧЕТ

 

по проекту:: «Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах».

программы 3: «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала»

подпрограммы 303: «Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы»

Научный руководитель

 

 

________________ (Г.С.Ковалева)

 

г. Москва

2001 г.


СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Руководитель работы, ст.науч.сотр. канд.пед.наук   Г.С.Ковалева (введение, раздел 1, 3, заключение, приложения 1-4)
  Исполнитель     И.В.Аржанова
канд.пед.наук     Исполнитель канд.пед.наук   (приложение 1)     А.П.Карп (введение, раздел 2)
    Исполнитель ст.науч.сотр. канд.пед.наук       К.А.Краснянская (раздел 2, приложение 1)
    Исполнитель мл.науч.сотр.       Д.Л. Украинский (раздел 3)
    Исполнитель мл.науч.сотр.       О.В. Гущина (Приложение 2)
     
     
     
     
     

 

 


РЕФЕРАТ

Отчет 129 с., 8 таблиц, 193 источника, 4 приложения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СИСТЕМА ЭКЗАМЕНОВ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, МОДЕЛИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, МАТЕМАТИКА, БИОЛОГИЯ

Для анализа эффективности эксперимента по введению единого государственного экзамена и определения государственной образовательнойполитики в области обеспечения равного доступа к качественному образованию необходимы ориентиры для сравнения. Таким ориентиром может быть сравнительный анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития экзаменационных систем в различных странах мира.

Объектом исследования является система проведения единого экзамена в различных странах мира и его организационное, научно-методическое, технологическое, правовое и финансовое обеспечение.

Целью проекта является получение сравнительной информации о проведении единого экзамена в зарубежных странах и системе его обеспечения.

В процессе работы был проведен анализ литературы по проблеме исследования, выделены ключевые сайты Интернет, разработана специальная анкета на английском языке, которая направлена более чем в 40 стран мира. На основе сравнительного анализа полученной информации была впервые получена сравнительная информация по организации и проведению экзаменов более чем в 50 странах мира, выделены четыре основные модели организации экзаменов.

На примерах экзаменов по математики и биологии рассмотрены проблемы организации и проведения экзаменов, структуры и содержания экзаменов, используемых типов заданий, системы оценивания, а также основные тенденции изменения экзаменационных систем стран мира.

Результаты проведенной работы могут использоваться в качестве основы при принятии решений в связи с введением единого государственного экзамена в России, а также при разработке контрольных измерительных материалов и системы их оценивания.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..................................................................................................................... 6  
Раздел 1. Организация и проведение экзаменов при переходе из среднего общего образования в профессиональное образование в странах мира................................................................................... 9  
Модели экзаменов................................................................................................... 9 Степень централизации экзаменов.................................................................... 16 Система предметов, по которым сдаются экзамены, соотношение обязательных предметов и предметов по выбору................. 20 Форма проведения экзаменов............................................................................. 23 Особенности организации и проведения экзаменов..................................... 24 Статистическая информация о сдаче экзаменов........................................... 27 Основные выводы.................................................................................................. 29   Раздел 2. О системах проведения экзаменов по математике в разных странах..................................................................................................... 31  
Источники................................................................................................................ 31 Место и роль выпускных экзаменов.................................................................. 32 Организация выпускных экзаменов................................................................. 35 Способы итоговой аттестации по математике............................................... 38 Дифференциация на экзаменах........................................................................... 39 Возможность передачи экзамена....................................................................... 40 Объекты проверки на экзамене по математике.............................................. 40 Структура экзаменационных заданий.............................................................. 43 Структура экзаменационных вариантов.......................................................... 48 Способы подачи информации в вопросах......................................................... 52 Типы и характер экзаменационных заданий................................................... 55 Об оценке и проверке экзаменационных работ............................................... 59 Критические замечания и тенденции изменения экзаменационных вариантов.............................................................................. 61 Основные выводы.................................................................................................. 63   Раздел 3. Выпускные и вступительные экзамены по биологии в зарубежных странах...................................................................................................................... 67  
Организация экзаменов по биологии................................................................ 67 Цели и содержание экзаменов............................................................................ 69 Типы заданий........................................................................................................... 83 Требования к системе оценивания.................................................................... 89 Основные выводы.................................................................................................. 95   Заключение.............................................................................................................. 97  
Приложение 1.Анкета.......................................................................................... 111  
Приложение 2. Краткая информация об экзаменционных системах по странам........................................................................................... 116  
Приложение 3. Информация о проведение экзаменов в странах мира.......................................................................................................... 125  
Приложение 4. Организация государственного контроля за результатами обучения в средней школе в 8 странах OECD................................................ 128  
 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Для анализа эффективности эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также выбранных подходов к организации и проведению экзамена, разработке его инструментария необходимы ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть сравнительный анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития экзаменационных систем в различных странах мира, преобладающие подходы в оценочной деятельности при переходе из среднего образования в высшее профессиональное, подходы к разработке инструментария и многие другие аспекты, которые можно использовать при сравнении с отечественными разработками для обоснования их практической значимости и перспективности, а также в качестве основы для развертывания новых исследований в данной области. Результаты проводимого сравнительного анализа могут служить также одним из оснований для оценки государственной образовательной политики в области обеспечения равного доступа к качественному образованию.

Целью проекта является получение сравнительной информации о проведении единого экзамена в зарубежных странах и системе его обеспечения.

Объектом исследования является система проведения единого экзамена в различных странах мира и его организационное, научно-методическое, технологическое, правовое и финансовое обеспечение.

Основными задачами проекта в 2001 г. были:

1. Отбор стран, в которых существует единый экзамен.

2. Сбор информации о проведении единого экзамена в отобранных странах и системах его обеспечения.

3. Перевод отдельных материалов на русский язык.

4. Анализ организационного и научно-методического обеспечения системы экзаменов в различных странах.

5. Выявление особенностей структуры и содержания единого экзамена для различных образовательных областей.

В соответствии с задачами проекта был проведен анализ литературы по проблеме исследования и выделены ключевые сайты Интернет.

Для отбора стран, в которых проводится единый экзамен, была разработана специальная анкета на английском языке (см. Приложение 1), которая была направлена более чем в 40 стран мира. В данную анкету были включены вопросы, сформулированные представителями Министерства образования. На основе этой анкеты собиралась информация о том, как организованы экзамены (когда и как они проводятся, по каким предметам, как учитываются результаты экзамена в школах и университетах, кто разрабатывает содержание экзаменов, кто проверяет работы экзаменуемых и другие).

В работе использовались официальные документы, монографии, статьи в периодической печати, а также интервью и неопубликованные материалы, подготовленные специалистами стран по запросу авторов отчета.

Аналитический отчет подготовлен на основе материалов, собранных по каждой отдельной стране, в которых представлена вся основная информация. В отчете многие детали по странам опускаются, приводится только та информация, которая необходима для представления результатов анализа и выводов. Краткая информация по каждой анализируемой стране представлена в Приложении 2.

Дополнительно была проанализирована информация о проведении государственных экзаменов по математике и естествознанию в странах, участвовавших в международном исследовании по естественно-математическому образованию TIMSS-R в 1999 г. (всего 35 стран). На основании ответов национальных координаторов исследования была составлена таблица, приведенная в Приложении 3.

Проведенное исследование первого года проекта впервые дает обобщенную аналитическую информацию по многим странам мира о системе проведения экзаменов при переходе из среднего образования в высшее профессиональное.

Необходимо отметить, что не обо всех странах в отчете говорится одинаково подробно, например, многие сведения о некоторых странах оказались недоступными в связи с отсутствием переводов или по другим обстоятельствам. К сожалению, любая попытка описать в рамках одного исследования несколько экзаменационных систем будет заведомо не полна – подробное описание содержания и процедур лишь одного экзамена занимает там, где оно предпринимается (например, в Англии) буквально сотни страниц; в других странах сходную роль играют традиции и неписаные правила, которые иностранному исследователю обычно весьма трудно кодифицировать. Следует иметь в виду, и то, что система проведения экзаменов во всем мире меняется и меняется весьма быстро. В отчете приводятся наиболее современные сведения, однако, и они достаточно быстро могут оказаться устаревшими и не вполне точными. Дополнительно нужно подчеркнуть, что анализируемые системы экзаменов часто весьма существенно отличаются от российских и что при этом даже в пределах одной страны могут параллельно действовать несколько различных систем, – можно спорить, какие именно их аспекты нужно считать наиболее близкими и соответствующими по своим функциям тем или иным российским.

 


РАЗДЕЛ 1. Организация и проведение экзаменов при переходе из среднего общего образования в профессиональное образование в странах мира.

В настоящем разделе существующие в различных странах системы экзаменов при переходе от среднего образования к высшему профессиональному рассматриваются по следующим характеристикам:

- модель экзаменов (независимо существуют два экзамена – выпускной и вступительный в вуз или только один экзамен, выпускной, результаты которого учитываются при приеме в вуз, или не существует экзаменов вообще);

- степень централизации при разработке экзаменационных материалов, проведении экзамена и представлении результатов;

- система предметов, по которым сдаются экзамены, соотношение обязательных предметов и предметов по выбору;

- форма проведения экзаменов.

Была проанализирована имеющаяся в наличии информация по 50 странам мира (Австралии, Австрия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Израиль, Индонезия, Иордания, Иран, Италия, Исландия, Канада, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кувейт, Латвия, Литва, Македония, Малайзия, Марокко, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, США, Таиланд, Тайбэй, Тунис, Турция, Франция, Финляндия, Филиппины, Чешская Республика, Чили, Швейцария, Швеция, Шотландия, Эстония, Южная Африка, Япония).

Модели экзаменов

Анализ существующих систем экзаменов в 50 странах мира выявил четыре основных группы моделей.

· Модель 1. «Один экзамен» Выпускники средней школы сдают экзамены только один раз. Результаты одних и тех же экзаменов могут использоваться и в школе, и в вузе.

Страны: Австралия, Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Иордания, Италия, Исландия, Кипр, Колумбия, Кувейт, Литва, Марокко, Норвегия, Нидерланды, Румыния, Тунис, Франция, Финляндия, Швейцария, Эстония, Южная Африка (25 стран).

Из вышеприведенных стран экзамен проводится централизованно по всей стране по единым материалам, разработанным в центре по заданию Министерства образования только в 8 странах: Болгарии, Венгрии, Дании, Израиле, Индонезии, Италии, Норвегии и Финляндии.

В Австралии и Германии такие экзамены проводятся централизованно только в отдельных регионах (штатах, землях), например в Германии в 6 из 16.

Экзамены проводятся нецентрализованно (материалы разрабатываются в школе, возможно по рекомендациям Министерства образования) в Австрии, Исландии и на Кипре, а также в отдельных штатах Австралии и Германии.

В ряде стран (Германия, Франция, Эстония) организуются дополнительные экзамены или собеседования в вузах при условии большого конкурса.

В Кувейте при поступлении в вузы учитываются, какие курсы и в каком объеме изучались в школе.

В Нидерландах используется смешанная модель: экзамены включают централизованную часть, единую для всех школ (обычно проверяется теоретический материал) и школьную часть, содержание которой определяют учителя школы (обычно проверяется овладение практической частью курса). В основном используются другие, чем в централизованном экзамене, формы оценки (устный экзамен, подготовка докладов или статей, выполнение экспериментальных работ, использование компьютеров и т.д.). На экзаменах по естественнонаучным дисциплинам разрешается пользоваться учебником. Итоговый балл выставляется как среднее арифметическое результатов централизованной и школьной части экзаменов.

В Эстонии выпускники средней школы сдают три государственных и два школьных экзамена.

Экзамены проводятся в школе в таких странах, как: Австралия, Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Италия, Исландия, Кипр, Кувейт, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Франция, Швейцария, Эстония, Южная Африка. (По другим странам нет информации по данному вопросу). Обычно экзамены проводятся в присутствии внешних наблюдателей.

Заслуживает внимания литовский вариант модели одного экзамена. Существует два типа централизованных экзаменов: школьные (только выпускные) и национальные (заменяют выпускные и вступительные в вуз). Выпускник в праве выбирать экзамен. Школьные экзамены проводятся и проверяются в школе по централизованно разработанным материалам. Национальные экзамены проводятся в экзаменационных центрах по единым материалам, результаты представляются по единой шкале.

· Модель 2. «Два независимых этапа экзаменов: выпускной в школе и вступительный в вуз». Все выпускники средней школы сдают экзамены в школе. По результатам этих экзаменов выдается аттестат зрелости. Выпускники, желающие поступить в вуз, сдают вступительные экзамены.

Страны: Греция, Латвия, Македония, Словацкая Республика, Словения, США, Чешская Республика.

По степени централизации проведения экзаменов страны сильно отличаются:

Греция: Оба экзамена проводятся нецентрализованно. Экзамены в вуз проводятся по 4 программам.

Латвия: По всем предметам Министерство образования разрабатывает перечень вопросов для выпускных экзаменов, школа может изменить 10% из них. Для поступления в вуз сдаются вступительные экзамены, перечень и содержание которых определяет вуз.

Македония: Экзамены нецентрализованные. Результаты школьных экзаменов составляют 40% от максимального балла, необходимого для поступления в вуз, остальные баллы добираются на вступительных экзаменах в вузы.

Словацкая Республика: Выпускные экзамены проводятся централизованно, перечень и содержание вступительных экзаменов определяет вуз.

Словения: Централизованные экзамены проводятся с 1990 г. только для поступающих в университеты (по программе бакалавриата). Экзаменационные работы проверяются централизованно школьными учителями и преподавателями вузов. Для выдачи аттестата проводятся внутренние школьные экзамены.

США: Экзамены проводятся нецентрализованно. По данным исследования TIMSS (1999 г.) в 1997-98 учебном году выпускные экзамены в конце 12 класса проводились в 47 из 50 штатов по материалам, разработанным и утвержденным в каждом штате. Для поступления в университет, особенно в престижный, необходимо сдать экзамены, результаты которых принимает данный университет (SAT-I, SAT-II, AP, ACT). Эти экзамены проводятся частными компаниями. В большинстве университетов и колледжей при приеме учитываются некоторые из следующих показателей: число кредитов, полученных при обучении в старшей средней школе; отметки по отдельным курсам, изученным в школе; результаты экзаменов, проводимых частными компаниями; другие факторы, такие как, письменные сочинения, интервью и участие во внешкольных мероприятиях. Для поступления почти в треть вузов страны вообще не требуется сдачи вступительных экзаменов.

Чешская Республика: Экзамены нецентрализованные. В большинстве школ сдают 4-5 устных экзаменов, письменные экзамены также возможны. Правила приема в вузы меняются в зависимости от вуза. В основном в вузы принимаются на основе результатов вступительных экзаменов, но учитывается полный балл за среднюю школу, включая результаты выпускных экзаменов.

Разновидностью модели двух экзаменов является система экзаменов, реализованная в ряде стран (Корея Южная, Таиланд, Тайбэй, Турция, Чили и Япония), которые в официальных документах говорят только о системе национальных вступительных экзаменов в вузы. При этом не упоминают о том, что в каждой школе, как правило, проводятся свои экзамены, т.е. выпускники, поступающие в вуз, сдают на самом деле два этапа экзаменов: один в школе, а другой вне школы централизованно, или в институте. Среди названных стран отличается Япония, в которой выпускники сдают два тура вступительных экзаменов. Первый тур экзаменов (University Entrance Center Examination /UECE/), одинаковых для всей страны, выпускники средней школы сдают почти за полгода до поступления в вуз. Сдача этих экзаменов обязательна для всех государственных и некоторых частных университетов. Учащиеся должны пройти тестирование по нескольким предметам из 12. Число предметов определяется требованиями университета. Второй тур экзаменов проводится самими университетами. Данные экзамены превосходят по сложности национальные экзамены; они разрабатываются специалистами университетов и отличаются по содержанию для различных университетов и даже для отдельных факультетов одного и того же университета. Обычно абитуриенты должны сдать 1-2 университетских экзамена.

· Модель 3. «Два независимых этапа экзаменов, разделенных во времени: выпускной в средней школе и вступительный в вуз». Все выпускники средней школы сдают экзамены в школе. По результатам этих экзаменов выдается аттестат зрелости. Выпускники, желающие поступить в вуз, должны пройти дополнительную подготовку в течение 1-3 лет по специализации выбранного университета, после этого они сдают вступительные экзамены в вуз.

Страны: Англия, Гонконг, Иран, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Шотландия.

Особенности организации и проведения экзаменов в названных странах:

Англия: Экзамены за курс обязательного обучения (в конце 10 класса) проводятся централизованно. Для поступления в вуз экзамены проводятся после окончания специального двухлетнего обучения (6-th form, соответствует 12 классу) по программам, нацеленным на сдачу экзаменов в вузы. Экзамены разрабатываются и проводятся специальными экзаменационными комиссиями (синдикатами). Учащиеся сдают экзамены на двух уровнях А (advanced) и АS (advanced supplementary).

Гонконг: Система экзаменов напоминает английскую. В отличие от Англии, аттестат об окончании средней школы учащиеся получают по результатам централизованных экзаменов в конце 11 класса. Подготовка в вуз занимает также 2 года. Вступительные централизованные экзамены в вуз сдаются также на двух уровнях А (advanced) и АS (advanced supplementary).

Иран: Централизованно проводятся экзамены в конце 11 класса для итоговой аттестации за курс средней школы и в конце 12 класса для поступления в вузы.

Канада: Экзамены проводятся нецентрализованно. В разных провинциях существует своя система экзаменов. В 4 провинциях выпускные экзамены за курс средней школы проводятся по основным предметам. Результаты этих экзаменов объединяются с отметками, поставленными учителями для определения ранга учащегося. Например, в провинции Британская Колумбия доля экзаменов в итоговой оценке – 40%. В провинции Саскатчевань экзамены проводятся только в случае, если учитель не прошел аттестацию. Для поступления в вуз необходимо дополнительное обучение и сдача дополнительного экзамена. Например, в штате Онтарио среднее образование заканчивается в 12 классе. Для поступления в вуз необходимо проучиться еще один год и сдать специальный экзамен Ontario Academic Credit, необходимый для поступления в университет. В штате Квебек выпускники 11 класса, желающие поступить в университет, должны закончить 2-х или 3-х летние подготовительные программы.

Малайзия: Выпускные экзамены для получения аттестата зрелости проводятся в конце средней школы (в 11 классе), вступительные экзамены в вуз через 2 года после специальной подготовки.

Новая Зеландия: Централизованные экзамены проводятся в 10 классе (выпускной школьный экзамен, School Certificate Examination) и в 12 классе (Bursary and Scholarship Examination) с целью поступления в вузы или поступления на работу (по отдельным профессиям).

Сингапур: В конце завершения обязательного обучения все выпускники сдают экзамен, который разрабатывается в Кембриджском экзаменационном комитете (Singapore-Cambridge General Certificate of Education Normal Level Examination). Экзамены проводятся централизованно. Для поступления в вуз экзамены проводятся после окончания специального двухлетнего обучения по программам Кембриджа, нацеленным на сдачу экзаменов в вузы (Singapore-Cambridge General Certificate of Education Advanced Level Examination).

Шотландия: Экзамены за курс обязательного обучения (в конце 11 класса) проводятся в школе по централизованно разработанным материалам (Standard Grade Examinations). Для поступления в вуз экзамены проводятся после окончания специального двухлетнего обучения (6-th form) по программам, нацеленным на сдачу экзаменов в вузы. Экзамены разрабатываются и проводятся специальными экзаменационными комиссиями. Практическая часть экзамена проводится и проверяется в школе при участии внешнего экзаменатора.

· Модель 4. «Отсутствие обязательных экзаменов»

Обязательные выпускные или вступительные экзамены в вуз отсутствуют в двух странах из 50 анализируемых. Это Бельгия и Швеция. Ниже приводится краткое описание особенностей этих стран.

Бельгия (фламандская): Нет выпускных централизованных экзаменов. Решение о выдаче сертификата об окончании средней школы и определении уровня подготовки для поступления в вуз осуществляются на уровне школы. 90-95% учащихся получают диплом о среднем образовании, который выдают специальные правительственные комитеты. Роль этих комитетов заключается в контроле за прохождением программы. Диплом выдается, если ученик имел возможность пройти все темы, включенные в программу.

1. Швеция: Выпускные экзамены не проводятся. Школы или отдельные учащиеся могут принять решение об участии в национальном централизованном тестировании, которое проводится на добровольной основе по математике, родному (шведскому) языку и иностранному (английскому) языку. Баллы, полученные на экзамене, просто прибавляются к полученным в процессе обучения, что увеличивает шансы поступления в университет. Тесты включают в большом количестве задания, ориентированные на решение практических и жизненных проблем. Данное тестирование проходит до 60% поступающих в университеты.

 

Форма проведения экзаменов

Существенно различается форма проведения экзамена: время на его проведение, возможность выбора предложенных вариантов или вопросов, а также тип вопросов. Практически во всех странах используются различные типы заданий (с выбором ответа, с кратким ответом и полным развернутым ответом). В Болгарии, Греции, Израиле, Иране, Италии, Кипре, Кувейте, Латвии, Румынии, Франции используются в основном открытые задания.

В большинстве стран проводятся в основном письменные экзамены (Австралия, Англия, Болгария, Гонконг, Израиль, Индонезия, Исландия, Кипр, Корея, Литва, Румыния, Сингапур, Словения, США, Финляндия, Шотландия, Южная Африка, Япония).

Письменные экзамены сочетаются с устными в следующих странах: Австрия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Канада, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Словацкая Республика, Франция, Чешская Республика, Эстония.

Дополнительно проводятся испытания по альтернативной форме в следующих странах:

Англии (практическая часть экзамена проводится во время экзамена или перед экзаменом в школе),

Венгрии (выпускные экзамены заканчиваются лекцией, которую должен подготовить и провести выпускник по любой теме выбранного для экзамена предмета; лекция проводится в школе и оценивается учителями),

Дании (в конце учебного года выделяется специальная неделя, когда выпускники представляют свои письменные работы по родному языку, истории и еще одному предмету углубленного уровня; полученные за эти работы отметки отражаются в аттестате.),

В Нидерландах (на школьной части экзамена проверяют овладение практической частью курса; в основном используются другие, чем в централизованном экзамене, формы оценки /устный экзамен, подготовка докладов или статей, выполнение экспериментальных работ, использование компьютеров и т.д./; на экзаменах по естественнонаучным дисциплинам разрешается пользоваться учебником),

Шотландии (практическая часть экзамена проводится и проверяется в школе при участии внешнего экзаменатора).

Основные выводы

Проведенный анализ организации и проведения экзаменов в странах мира при переходе из среднего образования в высшее профессиональное показал следующее:

1. Наиболее распространенной моделью является проведение одного экзамена, результаты которого могут использоваться и в школе, и в вузе. Причем степень централизации при проведении экзамена, разработке инструментария, обработки и анализа результатов различная. Наибольшая централизация наблюдается при сдаче экзаменов, на основе которых абитуриенты могут поступить в вуз. Они чаще всего проводятся независимыми организациями по централизованно разработанным экзаменационным материалам. Однако многие страны доверяют своим школам проведение экзаменов по централизованно разработанным материалам. Экзамен, как правило, проходит в присутствии внешних наблюдателей.

2. Итоговая аттестация за курс среднего образования (или обязательного общего образования) в значительном числе стран осуществляется на основе двух форм контроля: внешнего централизованного и внутреннего школьного. При проведении школьной части аттестации наблюдается большое разнообразие в используемых формах. В большинстве случаев это не стандартизированные письменные тесты, а формы их дополняющие и оценивающие сформированность различных интеллектуальных, общеучебных или практических, экспериментальных умений (устные экзамены, подготовка и проведение публичных лекций, защита письменных работ, выполнение практикумов или экспериментальных работ и др.). В некоторых странах просто учитываются текущая успеваемость за последний год обучения или выставляется взвешенный средний балл на основе всех проверочных работ за старшую среднюю школу. Все это направлено на установление большей преемственности различных ступеней образования и формирование комплексной системы оценивания образовательных достижений.

3. В большинстве стран при выборе предметов, по которым проводятся экзамены в школе, наблюдается сочетание обязательных предметов и предметов по выбору. В большинстве стран (но не во всех) обязательным является математика. Следующими наиболее часто относимыми к обязательным предметам являются родной язык, иностранный язык и естествознание.

4. При проведении экзаменов, на основе которых принимаются решения о приеме в высшие учебные заведения, в анализируемых странах решаются различные задачи. В ряде стран одной из основных целей экзаменов является оценить уровень подготовки учащихся по общеобразовательным предметам. Причем в одних странах эта подготовка оценивается по основным предметам, в других от учащихся требуется продемонстрировать углубленную подготовку по ряду предметов, в третьих наоборот показать широту подготовки по различным областям знаний, в четвертых требуется одновременно продемонстрировать и широту, и глубину подготовки. Имеются страны, в которых целью экзаменов является определить (спрогнозировать) способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении. Все это оказывает значительное влияние на особенности проведения экзаменов, отведенное время на экзамен, структуру экзаменационных работ, тип заданий и систему оценивания.

5. Отличительной особенностью экзаменационных систем в рассматриваемых странах является наличие в них механизмов и организационных структур, контролирующих и обеспечивающих качество работы на всех этапах проведения экзамена, также доступность результатов экзаменов для широкого круга заинтересованных лиц и общественности.


Дифференциация на экзаменах

Дифференциация на экзаменах осуществляется не везде. Так в США предлагается единый для всех вариант заданий SAT; в Англии имеется определенная дифференциация при сдаче экзаменов за курс основной школы – варианты предлагаются в трех уровнях: базовом, промежуточном и высшем – при этом, получить высший балл, сдавая экзамены по нижнему уровню невозможно. При сдаче же выпускного экзамена старших классов дифференциация осуществляется уже при выборе образовательного маршрута – многие учащиеся просто не изучают математику в старших классах (в определенной мере дифференциацией и на этом уровне можно считать предоставление возможности сдавать экзамены по так называемым специальным вариантам (содержащим значительно более трудные задания) в дополнение к обычным: хотя соответствующий успешный результат официально нигде не требуется, но, безусловно, престижен и полезен в случае поступления в наиболее известные университеты). С другой стороны, во Франции, Голландии или Израиле имеется разработанная многоуровневая система дифференцированного изучения математики. В Германии математику можно изучать, а тем самым и сдавать, в двух уровнях – основном и углубленном. Соответственно, достаточно заметно и по уровню сложности, и в определенной степени по содержанию различаются и работы.

Спецификация экзамена

Требования Уточнения и замечания
Доказательства. Доказательство прямыми методами Доказательство прямыми методами, предполагающее последовательность логических шагов. Например, доказать, что уравнение х2+рх+q=0 имеет различные вещественные корни лишь тогда, когда p2>4q. Может быть потребовано провести доказательство для формулы суммы членов арифметической или геометрической прогрессии.
Алгебра Правила действий со степенями для всех рациональных показателей Действия с дробями   Действия с многочленами, включая раскрытие скобок и приведение подобных, использование теоремы Безу.     Квадратичные функции и их графики.Дискриминант. выделение полного квадрата. Решение квадратного уравнения.     Тождества. Деление многочленов. Решение систем уравнений   Решение линейных и квадратичных неравенств.   Знание определения степени с рациональным показателем.   Умение производить действия с дробями. Использование скобок. Разложение многочленов первой и второй степени на множители. Использование обозначение f(x) вычисление значений функции для конкретных значений х. Знание того, что если f(x)=0 при х=а, то х-а делител f(x).   Решение квадратного уравнения разложением на множители, по формуле и выделением полного квадрата. Доказательство формулы корней может быть потребовано. Нахождение коэффициентов.   Например, когда одно уравнение линейное, а второе квадратное. Например, ax+b>cx+d, px2+qx+r³0    

Отметим, что для получения высшей оценки обычно не требуется решить все задания.

Германия. Анализируемый баварский вариант включает 6 структурированных вопросов (по несколько частей в каждом) по трем темам (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика). Каждая школа (администрация и педагогический коллектив) выбирает по одному вопросу из каждой темы. Таким образом, уже учащимся предоставляется 3 вопроса. (В других землях выбор заданий в определенной степени предоставляется учащимся).

Голландия. Анализируемый вариант включает пять структурированных вопросов (в общей сложности двадцать заданий).

Израиль. Изучаемый материал разделяется на 5 разделов. В анализируемой работе первая часть (3 часа) посвящена первым трем разделам и в свою очередь состоит из двух отделов. В первом четыре структурированных вопроса (в каждом два пункта), из которых предлагается решить любые три. Во втором пять вопросов, из которых также нужно решить любые три. Вторая же часть работы (2 часа) посвящена оставшимся темам, в которой предлагается восемь заданий, из которых требуется р


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.338 с.