Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде

2017-06-19 355
Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первой главе мы хотим рассмотреть проблематику конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде. В наше время мы наблюдаем множество конфликтных ситуаций из-за не выплаты з/п, из-за не выполнения обязанностей работадателей, особенно в туристских фирмах. Директора не очень любят набирать новые кадры, а если и набирают. То сразу же увольняют от месяца, до трех. Это из-за не готовности выплатить з/п коллективу, т.к. деньги уходят на кредиты дополнительного персонала (водители, закупка автобусов) и аренда фирмы.

В условиях перехода к рынку и частного предпринимательства, усиления экономического хаоса значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта[1.1].

Трудовые конфликты — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты) [1.1].

Трудовой конфликт в организации рассматривается как:

1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;

2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;

3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.

Особенности социально – трудовых отношений в России

В нашей стране значимость трудового конфликта сегодня резко увеличивается. Происходит не только становление рыночной экономики, но и существенная трансформация социально-трудовых отношений. С отказом государства от своего монопольного положения в отношениях собственности и в сфере управления трудом и производством произошла ощутимая поляризация участников трудовых отношений на собственников-работодателей и наемных работников — собственников своей рабочей силы. Они имеют во многом не совпадающие, а подчас и противоречивые интересы, что нередко приводит к трудовым конфликтам (спорам) между ними [1.1].

Другая особенность социально-трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор, заключаемых субъектами этих отношений [1.1].

Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективных договоров (эти стороны — наемный работник или коллектив наемных работников, с одной стороны, и работодатель или его уполномоченный представитель — с другой) должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств при соответствующих условиях создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт [1.1].

В зависимости от того, кто участвует в этом противостоянии и противоборстве, трудовые конфликты делятся на:

1) индивидуальные;

2) коллективные;

В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой — работодатель.

В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников (как единая организационная структура) и противостоящий ему работодатель (в лице представительных органов этой структуры) [1.1].

Индивидуальные трудовые конфликты возникают прежде всего в связи с такими обстоятельствами как:

· перевод работника на другую работу без его согласия;

· увольнение работника с постоянной работы без его согласия;

· задержка или невыплата заработной платы;

· непредоставленне отпуска или сокращение его срока;

· наложение дисциплинарного взыскания;

· привлечение к сверхурочным работам;

· работа в выходные (праздничные) дни;

· не возмещение материального ущерба, нанесенного действиями наемного работника и т.д.

Коллективные трудовые конфликты

Конституция Российской Федерации закрепила право работников не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры. В развитие этих конституционных прав Государственная Дума РФ 25 октября 1995 г. приняла специальный законодательный акт — Федеральный закон № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», разработанный с учетом опыта законодательства зарубежных стран. Он содержит основные понятия, связанные с разрешением коллективных трудовых споров, коллективных трудовых конфликтов, и достаточно подробно описывает саму процедуру их разрешения. Так, стержневым является понятие самого коллективного трудового конфликта [1.1].

Под коллективным трудовым конфликтом (спором) понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений [1.1].

Однако не всякое разногласие по установлению или выполнению условий коллективного договора следует оценивать как коллективный трудовой конфликт (спор), поскольку возникшие разногласия могут быть преодолены сторонами — участниками сложившихся (или складывающихся) трудовых отношений. Если же эти разногласия становятся неурегулированными, то наличие таких разногласий свидетельствует о возникшем коллективном трудовом конфликте [1.1].

Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, скалывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны [1.1].

Такими представителями являются:

· представители работников — органы профессиональных союзови их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;

· представители работодателя — руководители организации и другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы [1.1].

· Коллективные трудовые конфликты (споры), как и индивидуальные трудовые конфликты, обычно бывают двух видов:

· 1) конфликты, возникающие в связи с установлением и изменением условий труда.Они, в свою очередь, подразделяются на споры, связанные с заключением или изменением ранее заключенного коллективного договора, и споры, возникающие при разработке других нормативных актив или связанных с ними изменениями в их содержании;

· 2) конфликты по поводу выполнения уже заключенных коллективных договоров и соглашений. К этому виду коллективных трудовых конфликтов следует отнести также споры (конфликты), которые возникают при толковании (интерпретации) содержания коллективно-договорных актов, поскольку они возникают в процессе их реализации, в процессе выполнения содержащихся в них требований.

· Предметом споров, связанных с этим видом конфликтов, могут быть не только проблемы труда и его условия, но и различного рода социально – бытовые проблемы, связанные, например, с установлением льгот для определенной категории работников и др.

Сегодня основными причинами трудовых конфликтов являются:

· задержка выплаты заработной платы;

· отсутствие индексации заработной платы в связи с нарастающей инфляцией;

· неудовлетворенность размером оплаты труда;

· взаимные неплатежи между предприятиями-производителями и потребителями;

· нарушения, связанные с реализацией трудового законодательства (нарушение принятых обязательств работником, нарушения законодательства о труде руководителем, нарушения коллективных договоров обеими сторонами);

· систематические задержки бюджетных ассигнований;

· ухудшение охраны труда и рост производственного травматизма;

· недостатки информатизацией ной связи между работниками и руководителями отдельных структурных подразделений.

 

Основные понятия конфликтологии:

 

1) Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание од- них и тех же событий, связанных с деятельность другой стороны. Оппонент – это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими. Сильный оппонент – оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации. Конфликтный человек – человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты [1.2].

2) Объект конфликта – предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Как показывает практика управленческой деятельности, определить истинный объект конфликта не всегда просто. Нередко он скрыт за «официальными» суждениями, требованиями и претензиями. Для того чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта. Борьба за овладение объектом конфликта приводит к обострению конфликтной ситуации, а нередко и к открытому инциденту [1.2].

3) Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы разрешения личностно значимой проблемы. 14 Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности [1.2].

4) Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречий и провоцирует столкновение участников конфликта [1.2].

 

Сущность трудового конфликта и его отличие от трудового спора состоит в том, что трудовой спор – это спор между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда. Регулируется трудовым законодательством. Трудовой конфликт, кроме столкновения в области трудовых правоотношений, включает в себя столкновение интересов. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и не правовыми средствами. Межличностные трудовые конфликты, как правило, являются конфликтами «по вертикали». Предметом трудового конфликта могут быть условия труда, система распределения ресурсов, выполнение ранее принятых договоренностей и др. Среди причин трудовых конфликтов выделяют: – бюрократическое отношение администрации к интересам работников; – бездействие администрации в улучшении условий труда; – попытки администрации незаконно уволить работников; – незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства; – снижение ценностей трудовой культуры; – снижение трудовых и социальных гарантий работающих; – низкая заработная плата, несправедливые расценки; – несвоевременная выплата заработной платы; – нецелевое расходование руководителями финансовых средств [1.2].

– нарушения договорных обязательств; – рост безработицы; – обнищание населения, включая наемных работников. Функции трудовых конфликтов:

1) вносят вклад в социальную интеграцию предприятия (усиление сплоченности рабочих);

2) выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия;

3) помогают преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива;

4) социально-психологическая функция – приводит к изменению СПК, сплоченности, авторитета, взаимного уважения. Формы разрешения противоречия: – выступления на собраниях коллектива; – демонстрации; – обращение в СМИ; – обращение к вышестоящему руководству; – обращение в комиссию по трудовым спорам; – организация пикетов; – забастовки и т. д.

 

Пути разрешения трудовых конфликтов:

1. Заключение коллективного договора, соглашения и контрактов, содержащих права и обязанности договаривающихся сторон.

2. Конфликтные вопросы могут рассматриваться комиссией по трудовым спорам или народными судами.

3. Работа советов и конференций трудовых коллективов с участием представителей руководства отрасли или правительства региона.

4. Принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами [1.2].

 

Этапы анализа конфликтов.

 

Известно во­семь основных этапов научного анализа конфликтов:

 

1)Составление программы;

 

2)Определение конткретного объекта изучения;

 

3)Разработка методики анализа конфликтов;

 

4)Пробное исследование, доработка программы и методика;

5)Сбор первичной информации;

 

6)Качественная и количественная обработка собранных данных;

 

7)Анализ и объяснение полученных результатов;

 

8)Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций;

 

Определение конкретного объекта изучения (выборка). Кон­фликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, напри­ мер, его интересует состояние конфликтности взаимоот­ношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в органи­зации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокуп­ность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации [1.3].

Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анализирует состояние конфликтности взаимоотноше­ний. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной ин­ формации выборка должна по объему как можно меньше отли­чаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интере­сах максимального сокращения времени, которого потребует изу­чение, а также материальных затрат выборка должна быть наи­меньшей. Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки — ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учитывать ее характеристики, сушественные для решения поставленных в ходе изучения задач [1.3].

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов • процедур, используемых в процессе изучения конфликте Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации [1.3].

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оцен­ка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организа­ционные проблемы; особенности поведения изучаемых лю­дей в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать зна­чительное влияние на результаты, и способы их нейтрали­зации; достаточно точно определить силы, средства и вре­ мя, необходимые для изучения; выявить возможные труд­ ности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повы­сить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организацион­ную процедуру анализа, дать предварительную оценку эф­фективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации [1.3].

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопрово­ждается контролем достоверности и надежности получае­мых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что пла­нировалось подвергнуть изучению, не допустить искаже­ ния собираемой информации [1.3].

6. Качественная и количественная обработка собранных дан­ных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотеза­ ми, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расши­ряет его возможности обоснованное и грамотное исполь­зование математических методов, компьютерной техники [1.3].

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, по­ строении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодейст­вия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты.

На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике[1.3].

8. Обоснование и формулировка выводов, практических реко­мендаций завершают процесс исследования. Для повыше­ния эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полу­ченную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии[1.2].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.