Основные пожарные автомобили общего применения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные пожарные автомобили общего применения

2017-06-19 1083
Основные пожарные автомобили общего применения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г л а в а 8.

Основные пожарные автомобили общего применения

 

Основные пожарные автомобили общего применения составляют более 85% всего парка пожарных автомобилей Государственной противопожарной службы (ГПС). Они предназначены для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ по спасению людей и материальных ценностей, а также тушения пожаров. Ими оснащаются пожарные части, обеспечивающие тушение пожаров в городах, поселках городского типа и селах. Они также применяются для тушения пожаров на различных объектах, где возможно применять для тушения воду или растворы пенообразователя.

Эта группа пожарных автомобилей включает пожарные автоцистерны (АЦ), автомобили насосно-рукавные (АНР); пожарные автомобили с насосами высокого давления (АВД) и автомобили первой помощи (АПП).

Пожарные автоцистерны

Показатели назначения

Пожарная автоцистерна – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (ОВ) и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарного оборудования. Решение этой оперативной задачи в минимально возможное время требует, чтобы АЦ были приспособлены для эксплуатации в различных категориях условий эксплуатации и природно-климатических условиях. Эти условия необходимо закладывать при обосновании технических условий на разработку новых типов АЦ и их выбора для комплектования напорных частей. В основу их необходимо положить показатели, указанные на рис. 8.1.

 

Совершенствование АЦ сопровождалось формированием основных параметров АЦ. Основные наименования параметров и их ряды представлены в табл.8.1.

Таблица 8.1

 

Тип ПА Наименование основные параметров Ряды параметров
АЦ 1. Вместимость цистерны для воды, м3   2. Вместимость пенобака (не менее 6% от вместимости цистерны), м3   3. Подача насоса нормального давления, л/с   4. Подача насоса высокого давления 5. Подача комбинированного насоса, л/с: ступени нормального давления; ступени высокого давления 6. Расход ОТВ через лафетный ствол, л/с: по воде; по раствору пенообразователя   0,8; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 5,8; 6,3; 8,3 0,08; 0,16; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,60; 0,80; 1,00   30; 40; 60; 70   4; 20   2; 4   20; 40 20; 30

Ряд этих параметров положен в основу классификации АЦ (табл.8.2).

Таблица 8.2

Водопенные коммуникации АЦ

 

Современные автоцистерны пожарные создаются на шасси грузовых автомобилей, самосвалов, тягачей заводов ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ различной грузоподъемности.

На них устанавливаются пожарные центробежные насосы

– нормального давления: ПН-1200, ПН-40УВ, ПН-60Б, ПН-70, НЦПН 40/100;

– высокого давления НЦПВ-20/200, НЦПВ-4/400;

– комбинированные НЦПК-40/100-4/400.

Водозаполнение насосов осуществляется вакуумными насосами: газоструйным вакуумным аппаратом (ГСВА); шиберным насосом (1В) и автоматической системой водозаполнения (АСВ-01Э).

Пожарные насосы могут размещаться как в кабинах расчетов (С), так и в корме АЦ (З).

Используя различные шасси автотранспортных средств, разные конструкции пожарных насосов, их размещение, а также системы водозаполнения, создаются АЦ различного класса. Примеры некоторых их них приведены в табл.8.3.

Рассмотреть конструкции всех модификаций и моделей АЦ практически невозможно. Поэтому будут изложены особенности водопенных коммуникаций АЦ с различными типами пожарных насосов.

 

Водопенные коммуникации АЦ

Водопенные коммуникации НЦП

 

Насосы центробежные пожарные нормального давления АЦ-40/100 устанавливаются на АЦ-2,3-40(531336)Амур,АЦ-2,5-40(433362)ЗИЛ со штатными системами водозабора, АЦ-6,0-40(5557)Урал с АВС-01Э. Комбинированные насосы НЦПК-40/100-4/400 установлены на АЦ-3,0-40(5557)Урал. На ряде АЦ возможно устанавливать как насосы нормального давления, так и комбинированные. Это АЦ-3,0-40(43206)Урал, АЦ-6,0-40(4320)Урал и т.д.

Водопенные коммуникации АЦ с насосом НЦПК 40/100-4/400. Как уже указывалось (см.гл.3), НЦПК сочетают две ступени. Первая из них насос нормального давления НЦПН-40/100, вторая – насос высокого давления НЦПВ-4/400. Поэтому будет описана ВПК насоса комбинированного (рис.8.25). На этой схеме в области, ограниченной штриховыми сечениями, сосредоточены все элементы насоса высокого давления.

Схема ВПК ступени нормального давления аналогична ВПК насоса ПН-40УВ (рис.8.16).

Водопенные коммуникации автоцистерн с пожарными насосами НЦПН-40/100; НЦПВ-4/100.

Пожарные насосы этого типа могут устанавливаться на АЦ любых шасси, на которых имеется сжатый воздух. Принципиальная схема их водопенных коммуникаций представлена на рис.8.25. В области А отражена секция насоса нормального давления. По-существу, как уже указывалось, это НЦПН-40/100. В этой схеме имеется все, что было указано на рис.8.16 для АЦ с насосом ПН-40УВ. Различие имеется только в устройстве пеносмесителя и вакуумного насоса. Выполнение же различных операций с использованием ВПК аналогичны тому, что изложено в описании схемы, представленной на рис.8.16.

 

Рис.8.25. Водопенные коммуникации АЦ с пожарным насосом

НЦПК-40/100 – 4/400: А – секция низкого давления; В – секция высокого давления.

1 – насос низкого давления; 2 – трубопровод подвода пенообразователя из пеносмесителя 13; 3 – трубопровод заполнения насоса из цистерны; 4 – вентиль Ду-80; 5 – цистерна; 6 – трубопровод забора воды из цистерны для промывки системы подачи пенообразователя; 7 – пенобак; 8 и 9 – вентили Ду-25; 10 – тройник; 11 – напорный вентиль подачи воды в рукавную; 12 – то же, для заполнения цистерны; 13 – пеносмеситель; 14 – кран и трубопровод соединения с вакуумным насосом; 15 – вентиль напорный для подачи воды в лафетный ствол (может быть заглушен); 16 – рукавная катушка высокого давления; 17 – кран высокого давления; 18 – кран включения воздуха; 19 – ресивер; 20 – клапан перепускной; 21 – коллектор высокого давления; 22 – трубопровод отвода воды в цистерну; 23 – механизм включения секции высокого давления; 25 – фильтр.

Руководствуясь этим описанием и схемой рис.8.16, легко уяснить управление всеми процессами при использовании ВПК.

Водопенные коммуникации насоса высокого давления представлены секцией В. Насос высокого давления 23 включается на подачу огнетушащих веществ механизмом включения 24 (устройство см. на рис.3.20 и 3.21). Вода из коллектора секции нормального давления 1 по трубопроводу с фильтром 25 будет поступать в секцию насоса высокого давления 23. При открытом кране высокого давления 17 из коллектора высокого давления 21 она будет поступать в рукавную катушку 16, а затем к стволу-распылителю или ГПС-600. При совместной их работе рукоятку дозатора следует устанавливать, исходя из условия, что подача одного ствола-распылителя высокого давления примерно вдвое меньше, чем подача одного ГПС-600. Например, при работе одного ствола-распылителя высокого давления и двух пеногенераторов ГПС-600 рукоятку дозатора следует устанавливать, примерно, посередине между положениями «2» и «3».

В целях экономии пенообразователя рекомендуется при временном прекращении и подаче ставить рукоятку дозатора в положение «ЗАКР».

Во время работы насоса следует контролировать режим его работы по контрольно-измерительным приборам. В случае расхода воды из цистерны (при этом увеличивается частота вращения вала насоса и давление резко падает) следует немедленно остановить насос.

При необходимости временного прекращения подачи воды следует уменьшить частоту вращения вала насоса и отключить ступень высокого давления.

В случае забора воды с глубины более 5 м и больших подачах (более 20-30 л/с) возникает кавитация. Она может наступать также, например, при засорении всасывающей сетки. Появление кавитации определяют по характерному усилению шума в насосе нормального давления и увеличении разрежения на входе (до 0,8 кГс/см2). Для выхода из режима кавитации следует при помощи вентилей уменьшить подачу насоса и уменьшить частоту вращения его вала.

После окончания работы инструкцией по эксплуатации насоса рекомендуется:

отключить ступень высокого (поз.24 на рис.8.25, или поз.13 на рис.3.26) давления (при этом подача ствола-распылителя высокого давления резко уменьшается, но не исчезает, так как вода по нему продолжает подаваться от ступени нормального давления);

в случае работы с пенообразователем – соответствующими органами управления пожарной машины (перекрыть вентиль поз.9 на рис.8.25) перекрыть подачу пенообразователя в насос, уменьшить подачу насоса (при помощи напорных вентилей) до 0,2÷1,0 л/с и произвести промывку дозатора и насоса в следующей последовательности:

а) соответствующими органами управления пожарной машины переключить магистраль пенообразователя (открыть вентиль поз.8 на рис.3.10) на подсос воды из цистерны;

б) установить рукоятку дозатора на максимум и поработать насосом на чистой воде в течение 2...3 мин при давлении на выходе насоса в пределах 5÷10 кГс/см2 В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку крана эжектора из положения «ОТКР» в положение «ЗАКР» и обратно, а также рукоятку дозатора от упора до упора (для промывки подвижных соединений);

перевести двигатель на холостые обороты и выключить привод насоса;

зарыть вентили внешних водоисточников (гидранта, цистерны);

отсоединить всасывающие и напорные рукава;

слить воду из насоса, для чего необходимо открыть все сливные краны в насосе (в том числе, сливные краны ступени высокого давления, даже если указанная ступень не включалась), открыть один или оба вентиля нормального давления, открыть кран эжектора и вакуумный кран;

в том случае, если использовалась вакуумная система, продуть вакуумный насос, включив его на 3...5 секунд при открытом вакуумном кране и открытой полости центробежного насоса;

закрыть все сливные краны, дозатор, кран эжектора, вакуумный кран и все напорные вентили;

выключить тумблер «Питание» блока управления вакуумным агрегатом и силовой выключатель;

поставит заглушки на всасывающий и напорный патрубки пожарного автомобиля;

устранить все замечания по работе насоса.

В з и м н и й п е р и о д необходимо:

по окончании работы после полного слива воды, не закрывая вентили и сливные краны, включить привод насоса и поработать им «всухую» на пониженных оборотах (1500÷2000 об/мин) 10÷15 секунд с целью удавления остатков влаги с вращающихся рабочих органов насоса, включая при этом на 3÷5 секунд ступень высокого давления;

по окончании работы, во избежание замерзания воды, случайно попавшей в полость вакуумного насоса (даже не работавшего), например, из-за подтекающего вакуумного крана, продуть вакуумный насос, включив его на 3...5 секунд при открытом всасывающем патрубке и открытом вакуумном кране.

Водопенные коммуникации АЦ с насосами НЦПВ-20/200 имеют некоторые особенности. Независимо от шасси автомобиля, на котором устанавливают насос, по требованию заказчика напорные патрубки могут устанавливаться не только по бортам, но и выводиться на корму АЦ (рис.8.26, поз.4).

 

Рис.8.26. Водопенные коммуникации автоцистерн с насосом НЦПВ-20/200

1 – пожарный насос; 2 – пеносмеситель; 3 – кран сообщения с атмосферой; 4 – труба с заглушкой; 5 – тройник; 6 – кран включения пенобака; 7 – пенобак; 8 – задвижка; 9 – датчик заполнения насоса; 10 – вакуумный кран; 11- падающий клапан; 12 – лафетный ствол; 13 – пневмодвигатель заслонки; 14 – задвижка; 15 и 18 – трубопроводы; 16 – воздуховод; 17 – цистерна; 19 и 20 – распределители включения пневмоприводов; 21 – воздуховод от ресивера; 22 – пневмопривод задвижки.

 

Вода в пеносмеситель 2 поступает из третьей секции насоса (показано стрелкой). При монтаже насосной установки на АЦ на трубопроводе от пенобака 7 до пеносмесителя 2 устанавливают кран включения пенобака 6 и тройник 5. Его используют как для промывки системы подачи пенообразователя, так и для заправки бака пенообразователем. В систему коммуникаций для заполнения насоса водой из водоисточников включена заслонка 14 (аналогичная по конструкции заслонке 8 (см. рис.3.30). Такого же типа заслонки установлены в линию подачи воды в лафетный ствол и забора воды из цистерны в пожарный насос. Управление этими заслонками осуществляется пневмодвигателями 13 и 22, соответственно.

Особенности водопенных коммуникаций является то, что для управления заслонками, регулирующими поступление воды в лафетный ствол 12 и забора ее насосом из цистерны 17, используются пневмодвигатели 13 и 22.

Пример такого пневматического двигателя представлен на рис.8.27.

Рис.8.27. Пневматический привод заслонки

1- крышка; 2- корпус; 3- ограничитель; 4- пружина; 5- уплотнительное кольцо (круглое в сечении); 6- поршневые кольца; 7- поршень; 8- направляющие штифты; 9- зубчатая рейка на поршне; 10- зубчатое колесо с осью для заслонки (см. рис….); 11- отверстие для подвода сжатого воздуха.

 

В корпусе 1 размещены два поршня 4 и 10. Каждый из них имеет уплотнительное кольцо 5, 10, поршневое кольцо 6,11. Поршни имеют сегменты, на плоской поверхности которых показаны зубья. Они являются как бы зубчатыми рейками. Между ними расположена верхняя часть оси 8 заслонки (см.рис.3.30, поз.8). Для ориентирования движения в горизонтальном направлении в сегментах поршней имеются вырезы. В эти вырезы в корпусе 1 вставлены штифты 7 и 15. В положении, указанном на рис.8.27, поршни удерживаются пружинами 3 и 13. В положении, указанном на рисунке, заслонка (поз.5 на рис.3.30) перекрывает трубопровод. При подаче сжатого воздуха через отверстие 9 поршни 4 и 10 будут, преодолевая сопротивление пружин 3 и 13, будут раздвигаться в разные стороны, зубья их выступов будут при этом поворачивать вал 8 против часовой стрелки. При подходе поршней к ограничителям 2 и 14 ось 8 повернется на 900. При этом заслонка будет ориентирована по оси трубопровода (см. поз.6 на рис.3.30). При стравливании воздуха из корпуса 1 привода поршни 4 и 10 под влиянием пружин 3 и 13 переместятся в исходное положение, ось 8 заслонки повернется на 900 по часовой стрелке и заслонка перекроет трубопровод (рис.3.30, поз.5).

Насосы высокого давления оснащаются специальным пожарно-техническим вооружением, обеспечивающим работу при больших расходах воды и напорах. К такому оборудованию относятся разветвления рукавные трехходовые. Общее устройство такого разветвления показано на рис.8.28.

 

 

 

Рис.8.28. Принципиальная схема общего устройства разветвления рукавного трехходового

 

1 – ручка; 2 – тройник; 3,10 – моховики; 4,9 – крышка редуктора; 5 – головка мукфтовая напорная ГМ-50Д; 6 – кран шаровой ДN50(2"); 7 – кран шаровой ДN70(2,5"); 8 – головка муфтовая ГМ-70Д.

 

Оно состоит из одного центрального и двух боковых выходных патрубков с условными проходами, равными 70 и 50 мм, соответственно. В корпусах кранов имеются отверстия для слива просочившейся воды.

Разветвление оборудовано шаровыми кранами 6 и 7. Повороты кранов осуществляются специальными червячными редукторами. Их корпуса крепятся болтами к площадкам оснований, приваренных к тройникам разветвления. Они закрыты крышками 4 и 9. Вращение червяков редукторов производится механизмами 3 и 10.

Поворот кранов требует больших усилий. Так, для поворота крана при отсутствии рабочего давления требуется приложить усилие к рукоятке маховика, не более 60 Н, а при рабочем давлении, не более 200 Н.

Масса разветвления не превышает 22 кг, для его переноса имеется откидная ручка 1.

Устройство червячных редукторов кранов представлено на рис.8.29. Вал 1 с однозаходным червяком установлен на двух подшипниках скольжения 8 и 6. Верхняя опора скольжения защищена уплотнительным кольцом, а нижняя закрыта крышкой.

Вал зубчатого сектора 3 соединен с валом шарового крана. Положение сектора червячного редуктора, указанного на рис.8.29, соответствует закрытому положению крана. При этом срезанная часть сектора колеса 3 упирается в верхний упор 4. Величина его выступа регулируется регулировочной гайкой.

Рис.8.29. Привод разветвления рукавного трехходового высокого давления

1 – червяк; 2 – маховик; 3 – зубчатый сектор червячного колеса; 4 – упор; 5 – головка муфтовая напорная высокого давления ГМ-70Д; 6 – нижняя опора скольжения; 7 – ножка; 8 – верхняя опора скольжения.

Поворачивая маховики 2, сектор 3 также будет постепенно поворачиваться. При полном открытии крана перемещение сектора ограничится нижним упором.

Применение разветвления имеет ряд особенностей.

В горизонтальном положении оно опирается на три ножки 7, приваренные к его патрубкам.

Перед применением до подачи для снижения усилий страгивания открытия шарового крана отвести рукоятку от упора «Закрыто» на ½…1 оборот. По окончании работы, отсоединив рукава, маховики всех кранов следует поставить в положение «полуоткрыто», повернуть маховики на 6-7 оборотов от любого упора для слива остатков воды. Особенно тщательно ее следует удалять при низких температурах воздуха.

При проведении ТО-2 автоцистерн необходимо заменить смазку в узлах трения разветвления. Для этого необходимо снять верхнюю опору около трения 8, промыть маслом опоры 6 и 11, а также зубья колес и червяка элементов редуктора и смазать их смазкой Литол 24.

Водопенные коммуникации на АЦ с насосом НЦПВ-4/400. Насос этого типа устанавливают на автоцистернах с цистернами вместимостью до 1,3 м3 воды и пенобаками вместимостью до 90 л. Эти автоцистерны оборудуются на шасси ЗИЛ – АЦ-1,0-4/400(5301)ЗИЛ, 4×2; АЦ-1,3-4/400(5301). Они могут забирать воду только из своих цистерн или от пожарного водопровода. Поэтому на них не имеется вакуумных насосов.

Особенностью ВПК является то, что пеносмеситель 5 (рис. 8.26) состоит из эжектора 6, отсекающего клапана 7 (см. рис.3.39) и перепускного клапана 9 (см.3.38). В пеносмесителе имеется сливной шаровой кран 8. Такие сливные краны имеются на коллекторе 2 и два сливных крана на насосе 1. Напорные вентили 11 аналогичны по конструкции.

 

 

Рис. 8.30. Водопенные коммуникации АЦ с НЦПВ 4/400

1 – насос; 2 – коллектор; 3 – пенобак; 4 – кран включения пенобака; 5 – пеносмеситель; 6 – эжектор; 7 – отсекающий клапан; 8 – сливной шаровой кран; 9 – перепускной
клапан; 10 – шаровой кран; 11 – напорный вентиль; 12 – цистерна; 13, 15 и
16 – трубопроводы; 14 – клапан

 

Забор воды осуществляется из цистерны 12 при открытом клапане 14 или от водопроводной сети через напорно-всасывающие рукава. При закрытом верхнем напорном вентиле 11 и открытом нижнем вентиле 11 заполняется цистерна. Подача воды в рукавную линию осуществляется при открытом верхнем напорном вентиле.

Подача пенообразователя осуществляется следующим образом. При работающем насосе включают эжектор 6 и кран 4. Пенообразователь будет поступать к отсекающему клапану 7, затем к эжектору 6 и из него по трубопроводу 16 во всасывающую полость насоса и через напорный вентиль 11 в рукавную линию.

Промывка системы подачи пенообразователя производится только при заборе воды от гидранта. Перед началом промывки к напорному вентилю должен быть подсоединен ствол-распылитель, а краном 4 необходимо отключить подвод пенообразователя из пенобака 3 к отсекающему клапану 7.

Регулируя обороты насоса, устанавливают давление на выходе из насоса в пределах 1 – 3 МПа, кран включения эжектора ставят в положение «открыто» и открывают шаровой кран 10. При этом вода из первой ступени насоса по трубе 13 поступит в отсекающий клапан 7, из него в эжектор 6 и по трубе 16 во всасывающую полость насоса. В насосе промывочная вода будет смешиваться с водой, поступающей из гидранта, и выливаться через ствол-распылитель. Насос должен работать 3 – 5 мин, при этом следует поворачивать на полный оборот 3 – 5 раз ручку дозатора пеносмесителя.

Периодически производится проверка работоспособности перепускного клапана 9. Для этого необходимо отсоединить трубопровод 15 от цистерны 12 и направить его конец в мерную емкость. Создав давление в насосе, равное 2 – 3 МПа, измерить расход воды. Он должен быть не менее 0,1 л/с. Открыв напорный вентиль 11 и включив ствол-распылитель при давлении воды 3,5 – 4 МПа, переток воды должен прекратиться. Полностью перекрыв ствол-распылитель при давлении в насосе 4 – 4,5 МПа, переток воды должен возобновиться с подачей не менее 0,1 л/с.

Проверка производится не менее двух раз.

После окончания работы насос следует привести в исходное состояние, для чего необходимо:

промыть систему подачи пенообразователя;

перевести двигатель на холостые обороты и выключить привод насоса;

закрыть задвижки внешних водоисточников (гидранта, цистерны);

слить воду из насоса, открыв все краники (рукоятка крана эжектора должна быть в положении «ВКЛ»);

закрыть все сливные краники, дозатор и все задвижки и вентили;

установить ручку дозатора в положение «0» и поставить заглушки на всасывающий патрубок.

Автомобили первой помощи

 

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20% от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условиях реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса ПТВ должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5…3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65-70 кВт удельная мощность может достигать значений 18…25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.45.

 
 

 

 


Рис. 8.45. Автомобиль первой помощи:

1 – шасси ГАЗ 2705; 2 – кабина боевого расчета; 3 – размещение пенобака и
мотопомпы; 4 – кассета (решетка для ПТВ)

 

Боевой расчет на АПП должен быть не менее четырех человек. При изложенных выше требованиях, запас огнетушащих веществ на АПП может находится в пределах 300…500 кг, пожарные рукава не менее 50 м, насос с подачей до 4 л/с, а ПТВ массой 60…100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40%, по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А.

При следовании на пожар в экстренном режиме возрастает вероятность аварийных ситуаций из-за увеличения числа случаев отрыва колес от поверхности дороги и бокового скольжения при маневрах автомобиля. И по этому показателю АПП оказался лучшим.

Вероятность появления аварийной ситуации при торможении также уменьшается в 2…2,5 раза.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты протяженностью до 2-х км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2-х до 6-и км – на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению с АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Замена одной автоцистерны на АПП экономически не всегда выгодна. Такая замена выгодна, если число выездов за год на пожары в жилой сектор более 70%. При условии, если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25…40% уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15…20% уменьшаются эксплуатационные расходы, главным образом, по экономии топлива.

Современные АПП создаются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Так как они предназначены для использования в городах, то для них используются неполноприводные шасси.

По параметрам основных показателей они мало различаются. Так, у них очень близкие значения мощности двигателей. Они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя. Они имеют большие значения удельной мощности (до 20…25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100 км/час и более. Однако они очень сильно различаются по оснащению ПТВ, компоновками. Некоторые параметры АПП указаны в табл.8.6 и табл.8.7.

Таблица 8.6

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 ГАЗ-33021 АПП-0,3-2,0 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-33023 АПП-0,4-2 ГАЗ-330273
Мощность переносного генератора   кВт     -   -   -
Количество / мощность прожекторов   ш/кВт   2/1,5   2/1,0   -   -
Высота подъема мачты   м     -   -   -
Мотопомпа - МПВ-2/400-60 Fire-Skid НЦПВ 4/400 НЦПВ 4/400
Подача л/с   0,8    
Напор м        
Длина шланга рукавной катушки   м        
Предприятия ПО - ОАО «Пожтехника» г.Торжок «Восток» г.Иркутск

 

Таблица 8.7

 

Показатели Размер- ность АПП-0,3-0,2 АПП-0,3-2,0 АПП-0,4-2 АПП-0,4-2
Марка шасси - ГАЗ-33021 ГАЗ-33023 ГАЗ-33023 ГАЗ-3300274
Колесная формула - 4 2 4 2 4 2 4 4
Мощность двигателя кВт        
Число мест боевого расчета чел.        
Вместимость цистерны для воды   л        
Вместимость пенобака л - -    
Полная масса кг        
Скорость км/ч        

 

Из таблиц следует, что АПП имеют достаточные запасы воды, а некоторые и пенообразователь. Удельная мощность АПП находится в пределах 18...22 кВт/т, что обеспечивает достаточно высокие скорости следования на пожары. В кузовах АПП возможно размещать пожарно-техническое вооружение и гидравлический спасательный инструмент.

На выпускаемых промышленностью АПП устанавливаются мотопомпы или насосы (табл.___) с большими напорами. Предприятие ПО «Восток» устанавливает на АПП пожарный насос НЦПВ-4/400 отечественного производства. Предприятие ОАО «Пожатехника» рекомендует переносные мотопомпы. Каждая из них имеет автономный привод. Это расширяет возможности рационального использования водоисточников.

На АПП-0,3-20 на шасси ГАЗ-33021 возможна установка мотопомпы Fire-Said и ИРН250Нi-Pulse - с подачей воды 0,4 л/с при напоре 2450 м. На этом же АПП имеется переносной генератор мощностью 6 кВт и прожекторы, которые возможно устанавливать на мачте высотой 5 м.

В городских условиях применение АПП скажется на уменьшении ущерба от пожаров.

 

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

 

1. Показатели назначения основных пожарных автомобилей

2. Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн. Назначение. Работы, выполняемые на них.

3. Основные типы водопенных коммуникаций АЦ с насосами ПН-40УВ. Их анализ.

4. Водопенные коммуникации автоцистерн с насосами НЦПЦ-40/100.

5. Порядок заполнения автоцистерн от естественного водоисточника.

6. Подача воды и раствора пенообразователя из цистерны и пенобака.

7. Классификация пожарных автоцистерн.

8. Анализ пожарных автоцистерн с лестницами.

9. Автомобили насосно-рукавные. Назначение, оборудование. Работы, выполняемые с их помощью.

10. Пожарные автомобили первой помощи. Особенность оборудования и их применения.

 

 

Г л а в а 8.

Основные пожарные автомобили общего применения

 

Основные пожарные автомобили общего применения составляют более 85% всего парка пожарных автомобилей Государственной противопожарной службы (ГПС). Они предназначены для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ по спасению людей и материальных ценностей, а также тушения пожаров. Ими оснащаются пожарные части, обеспечивающие тушение пожаров в городах, поселках городского типа и селах. Они также применяются для тушения пожаров на различных объектах, где возможно применять для тушения воду или растворы пенообразователя.

Эта группа пожарных автомобилей включает пожарные автоцистерны (АЦ), автомобили насосно-рукавные (АНР); пожарные автомобили с насосами высокого давления (АВД) и автомобили первой помощи (АПП).

Пожарные автоцистерны

Показатели назначения

Пожарная автоцистерна – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (ОВ) и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарного оборудования. Решение этой оперативной задачи в минимально возможное время требует, чтобы АЦ были приспособлены для эксплуатации в различных категориях условий эксплуатации и природно-климатических условиях. Эти условия необходимо закладывать при обосновании технических условий на разработку новых типов АЦ и их выбора для комплектования напорных частей. В основу их необходимо положить показатели, указанные на рис. 8.1.

 

Совершенствование АЦ сопровождалось формированием основных параметров АЦ. Основные наименования параметров и их ряды представлены в табл.8.1.

Таблица 8.1

 

Тип ПА Наименование основные параметров Ряды параметров
АЦ 1. Вместимость цистерны для воды, м3   2. Вместимость пенобака (не менее 6% от вместимости цистерны), м3   3. Подача насоса нормального давления, л/с   4. Подача насоса высокого давления 5. Подача комбинированного насоса, л/с: ступени нормального давления; ступени высокого давления 6. Расход ОТВ через лафетный ствол, л/с: по воде; по раствору пенообразователя   0,8; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 5,8; 6,3; 8,3 0,08; 0,16; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,60; 0,80; 1,00   30; 40; 60; 70   4; 20   2; 4   20; 40 20; 30

Ряд этих параметров положен в основу классификации АЦ (табл.8.2).

Таблица 8.2


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.