Моделирование как метод исследования социальной реальности. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Моделирование как метод исследования социальной реальности.

2017-06-19 591
Моделирование как метод исследования социальной реальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моделирование как метод исследования социальной реальности.

Моделирование в социологии – метод исследования соц явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредованное изучение соц объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющий получать новое знание о предмете исследования.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных и идеальных (знаковых) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Зачем моделируют (цель моделирования):

➢ Чтобы прогнозировать результаты

➢ Чтобы определить возможности управления процессом (обществом)

➢ Чтобы испытать объект и определить экстремальное воздействие на модель

➢ Чтобы синтезировать из отдельных малых моделей более сложный объект

Почему моделируют (что вынуждает моделировать):

➢ Не все прямые эксперименты этичны

➢ Некоторые вещи непосильно решить напрямую

➢ Некоторые вещи в реальности проводить опасно

➢ Невозможность изучения «онлайн» (мы не можем посмотреть на процесс через тысячелетие, т.к. это долго, а мы смертны).

 

Одна из коренных проблемных ситуаций социолого-математического моделирования (СММ) – это противоречие между ускоряющимися в эпоху информатизации усложнением социума, т.е. необходимостью усложнения его модельного образа, а, значит, увеличения времени построения адекватной модели, и между сжимающимся временем существования соц явления, что равносильно сокращению возможностей эффективного использования модели.

Особенности СММ:

• Сложность

• Многомерность

• Многоуровневость

• Многокомпонентность

• Открытость

• Целостность

• Динамичность.

• Историчность (соц структуры оказываются носителями исторической памяти: историческое прошлое во многом определяет направление эволюции системы в будущем)

 

Достижение такого специфического единства особенностей СММ возможно при синтезе:

1. Информатики (кибернетической подход)

2. Синергетики

3. Эволюционной генетики.

 

П ринцип поэтапного подхода к изучению соц процесса.

1. Выявление (не)управляемых переменных (соответственно строится прогноз изменения неуправляемых переменных).

2. "Решение оптимальной задачи по определению управляемых переменных в соц процессе".

3. "Определение оптимальной системы мероприятий по реализации оптимального плана".

4. " Установление устойчивых зависимостей между осуществлением отдельных мероприятий и величиной управляемых переменных".

Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. Моделирование обладает элементом предсказания.

2 фазы моделирования:

1. Собственно само построение модели.

2. Её логический или математический анализ, либо проведение с моделью экспериментов (мысленных или вычислительных), позволяющих актуализировать ту информацию, которая в ней потенциально существует.

Значение анализа и обработки социологической информации для принятия решения по управлению социальными процессами в общественных системах.

Я собираюсь говорить общие слова: о том, что это необходимо, о том что инфа должна быть полной, достоверной и поступать на всех этапах, она важна для управленческих решений. Сочетать количественные и качественные данные. Ну и примерчик привести

 

Культура передается посредством научения.

Коллективный опыт не наследуется генетически. Поэтому каждое новое поколение должно освоить этот опыт путем обучения. Каждая культура предусматривает наличие определенных механизмов передачи культуры.

Культура прививается воспитанием.

Усвоение культуры новыми поколениями предусматривает не только овладение какими-то знаниями и навыками, но также и «дисциплинирование животных импульсов ребенка с целью приспособления его к социальной жизни».

Культура социальна.

Культура это всегда культура определенной общности.

Культура идеационна.

Коллективный опыт, составляющий содержание культуры, мб в словах и понятиях, которые служат руководством к действию в самых разных областях.

Культура адаптивна.

Адаптация это приспособление к среде. Любая культура результат приспособления общности к природной и социальной среде.

Культура интегративна.

Элементы любой культуры имеют тенденцию образовывать некую целостность, что каждый элемент культуры должен получать свое объяснение лишь в связи с культурой в целом.

Типы: материальная/нематериальная; элитарная/массовая/народная; контр-культура (культура, нормы и ценности которой не только отличаются от широко распространенных, но и противоречат им); субкультура (культура группы, отличающаяся от доминирующей "культуры большинства").

Функции культуры:

1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде природной, исторической, психологической.

2. Социализация.

3. Смыслополагающая (мировоззренческая) функция. Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.

4. Легитимация. Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.

5. Интеграция. На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.

6. Идентификация. Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" – идентичность.

7. Инноваторская. Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.

8. Регулятивная. Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

Предпринимательские функции

1) финансист (поставщик капитала);

2) “изобретатель” технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);

3) эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы);

4) менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий).

 

Моделирование как метод исследования социальной реальности.

Моделирование в социологии – метод исследования соц явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредованное изучение соц объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющий получать новое знание о предмете исследования.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных и идеальных (знаковых) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Зачем моделируют (цель моделирования):

➢ Чтобы прогнозировать результаты

➢ Чтобы определить возможности управления процессом (обществом)

➢ Чтобы испытать объект и определить экстремальное воздействие на модель

➢ Чтобы синтезировать из отдельных малых моделей более сложный объект

Почему моделируют (что вынуждает моделировать):

➢ Не все прямые эксперименты этичны

➢ Некоторые вещи непосильно решить напрямую

➢ Некоторые вещи в реальности проводить опасно

➢ Невозможность изучения «онлайн» (мы не можем посмотреть на процесс через тысячелетие, т.к. это долго, а мы смертны).

 

Одна из коренных проблемных ситуаций социолого-математического моделирования (СММ) – это противоречие между ускоряющимися в эпоху информатизации усложнением социума, т.е. необходимостью усложнения его модельного образа, а, значит, увеличения времени построения адекватной модели, и между сжимающимся временем существования соц явления, что равносильно сокращению возможностей эффективного использования модели.

Особенности СММ:

• Сложность

• Многомерность

• Многоуровневость

• Многокомпонентность

• Открытость

• Целостность

• Динамичность.

• Историчность (соц структуры оказываются носителями исторической памяти: историческое прошлое во многом определяет направление эволюции системы в будущем)

 

Достижение такого специфического единства особенностей СММ возможно при синтезе:

1. Информатики (кибернетической подход)

2. Синергетики

3. Эволюционной генетики.

 

П ринцип поэтапного подхода к изучению соц процесса.

1. Выявление (не)управляемых переменных (соответственно строится прогноз изменения неуправляемых переменных).

2. "Решение оптимальной задачи по определению управляемых переменных в соц процессе".

3. "Определение оптимальной системы мероприятий по реализации оптимального плана".

4. " Установление устойчивых зависимостей между осуществлением отдельных мероприятий и величиной управляемых переменных".

Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. Моделирование обладает элементом предсказания.

2 фазы моделирования:

1. Собственно само построение модели.

2. Её логический или математический анализ, либо проведение с моделью экспериментов (мысленных или вычислительных), позволяющих актуализировать ту информацию, которая в ней потенциально существует.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.