Тема IV. Средневековая философия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема IV. Средневековая философия

2017-06-19 191
Тема IV. Средневековая философия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текст 1

По европейской периодизации истории, деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую в науке давно стало общепринятым. Тысячелетнюю историю после античности, называют с р е д н е в е к о в о й. Она охватывает период с конца V по середину XVII века нашей эры.

С понятием средневековой философии связывается своеобразие объяснения действительности, характерное для Европы, Ближнего Востока, арабского мира и Северной Африки в эпоху феодализма. Главным отличием способа осмысления действительности в данный период становится тесная сопряженность философии с религией, утверждавшейся повсеместно идеологически как в духовном, так и в светском властвовании. В Европе таким вероисповеданием было христианство, в арабском мире – ислам.

В средние века усиливается овладение религией как формой духовности, средством конфессиального объединения народов и их развития.

Философия и все ранее накопленные рациональные знания используются для утверждения религии и служения избранной религиозной вере. Так рациональность в синтезе с религией становится способом философствования, осмысления действительности. Постепенно определяющим в средневековой философии и христианизированной духовности Европы становится принцип религиозной философии.

Главной идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение по своей сути космоцентрично, то средневековое теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а сверхъестественное начало – Бог. Смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом «божьем царстве».

В развитии европейской средневековой философии выделяют следующие д в а основных э т а п а: патристики и схоластики.

 

                   
   
Средневековая философия Европы
 
   
   
 
 
 
Патристика
   
Схоластика
 

 


 

 

Первый этап п а т р и с т и к а (II–VIII вв.) – это период разработки и становления учения об основах христианской веры.

Наиболее яркими представителями патристики были Климент Александрийский, Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс из Карфагена, Августин Блаженный Аврелий (Рим), Григорий Богослов (Константинополь).

Климент утверждал, что античная философия является предшественницей и необходимой основой развития христианства.

Тертуллиан отстаивал идею бессмертия души, что всякая душа по природе своей – христианка; что вера выше разума; что истинность веры совершенно иная, чем истинность разума, требующая строгих логических рассуждений.

Августин (Augustinus Sanctus), главный представитель западной патристики, написал выдающиеся религиозно-философские трактаты, ставшие шедеврами христианской и всей мировой культуры: «Христианская наука», «О Граде Божием», «О пользе веры», «О Книге Бытия дословно» и другие.

Григорий Богослов внес огромный вклад в формирование основ православия византийской веры восточного христианства.

Патристикой как средневековой религиозной философией Европы, разрабатываются: теология, христология, христианская антропология.

Т е о л о г и я представляет собой учение о Боге как Творце мира, об Абсолютном Бытии, высшем Благе мира, высшей ценности и конечной цели всякого существования.

Х р и с т о л о г и я – это учение о богочеловеческой личности, жизни и миссии Иисуса Христа как Спасителя христиан.

Х р и с т и а н с к а я а н т р о п о л о г и я – это религиозно-философское учение о верующем человеке и обретаемой им в вере судьбе его личной души.

 

I. Контрольные вопросы

1. Какое историческое время охватывает средневековье?

2. Какие особенности осмысления действительности связывает наука с понятием средневековой философии?

3. Что выражает собой теоцентричность средневекового мировоззрения?

4. Какие этапы выделяют в развитии европейской средневековой философии?

5. Что представляет собой патристика?

6. Какие религиозно-философские учения и идеи разрабатываются в патристике?

Текст 2 (продолжение)

Вторым этапом развития европейской средневековой философии является с х о л а с т и к а.

Схоластика (IX–XVIвв.) – это период творческой разработки и совокупность разработанных религиозными мыслителями рациональных обоснований догматов распространяемой христианской веры.

Распространение и разъяснение христианского вероучения церковь осуществляла через создаваемые в христианизируемых странах схолы (церковные школы). Главными практическими задачами проповедников веры – схоластов – было обеспечение доступности религиозных учений для необразованных людей, переходящих в христианство, а также защита «истин веры» от искажений.

Принципиальными теоретическими проблемами, которые решались, обосновывались и разъяснялись схоластической философией были:

· основные формы существования Бога (как Космического Духа, как сотворенной им божественной, сверхъестественной и естественной природы, как управляющего Вселенной Мирового Разума и как Великого единого мирового процесса);

· соотношение веры и знания, принципиальное различие веры и разума как путей к истине.

· природа фундаментально общих понятий (так называемых универсалий) и их соотношение с конкретными эмпирическими формами или отдельно сущим.

В знаменитом средневековом философском споре об у н и в е р с а л и я х схоласты разделились на реалистов и номиналистов.

Р е а л и с т ы считали универсалии, выражаемые соответствующими общими понятиями о вещах, подлинной реальностью (причем, существующими до единичных вещей и вне их), поскольку полагали, что «идеи – это мысли творца и образцы творения мира». К важнейшей универсалии мира реалисты, естественно, относили Бога.

Согласно н о м и н а л и с т а м, общие понятия – это только имена (от лат. nōmen ’имя’), которые не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо эмпирических вещей. Причем, подлинно реально лишь единичное, а общее образуется нашим умом путем абстрагирования сходных признаков вещей. Так, абстрагируясь мысленно от конкретных, отдельных людей, мы формируем общее, универсальное понятие человек. Аналогично формируются и другие, важные для познания общие понятия о предметах и явлениях действительности.

Спор схоластов (и реалистов, и номиналистов) о природе общего имел важное значение для философского разграничения подлинного бытия, или существования (экзистенции), и постигаемой разумом сущности (эссенции) вещей, т.е. раскрытия природы идеального.

Виднейшим систематизатором схоластики явился Фома Аквинский (XIIIв.). Он сформулировал в своих трудах пять доказательств существования Бога, что имело непреходящее значение для развития религии. Им была выдвинута также идея гармонии веры и разума, способствовавшая освобождению науки от средневековой религиозной зависимости и последующему самостоятельному ее развитию.

Религиозно-философское учение Фомы Аквинского томизм (от Thomas ’Фома’)стало в XIII веке влиятельнейшим учением христианской церкви. На его основе развивается неотомизм – одно из ведущих направлений западной философии ХХ–ХХI веков.

Арабскую философию средневековья (Аравии, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Кордовы и др. стран*) представляет творчество таких выдающихся мыслителей мусульманского мира как Аль-Кинди, Фараби, Аль-Харезми, Аль-Бируни, Ибн Сины (Авиценны), Ибн Баджа, Ибн Рушда, (Аверроэса) и других.

«Величайшее украшение человека – знание» – учили мыслители арабского Востока. Путь интеллектуального совершенствования обеспечивает духовное восхождение на высшую ступень познания умопостигаемого мира. Европейскими философами так, например, отмечались высочайшие заслуги арабских мыслителей в лице одного из их представителей – Аверроэса: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля».

В средние века обретают начало своего развития и такие формы философствования как мистицизм, оккультизм, каббалистика и некоторые другие.

 

I. Контрольные вопросы

1. Что представляет собой схоластика?

2. В чем суть средневекового философского спора об универсалиях?

3. Какие принципиальные теоретические проблемы, актуальные для развития духовности, решались схоластической философией?

4. Назовите виднейшего представителя схоластической философии средневековой Европы.

5. Назовите выдающихся представителей арабской философии средневековья.

6. Какие формы философствования также обретают начало своего развития в средние века?

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.