Основные проблемы и функции философии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные проблемы и функции философии

2017-06-19 177
Основные проблемы и функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История философии поражает множеством учений, которые с разных сторон и позиций изучают с л е д у ю щ и е вечные п р о б л е м ы.

Во-первых, люди с древних времен искали ответы на три воп­роса, связанные с окружающим миром и им самим: Как возник мир природы, появились общество и человек? Имеет ли мир единую первооснову и в чем она состоит? Каково будущее мира и человека?

Во-вторых, начиная с Сократа, древнегреческая философия актуализирует проблему самопознания человека. Следующие знаменитые изречения и идеи показывают основные вехи постижения человеком самого себя: Познай самого себя (Фалес), Мера всех вещей – человек (Протагор), И сотворил Бог человека по образу и подобию своему (средневековая философия), Я мыслю, следо­вательно, я существую (Декарт), Человек есть одновременно и «я» и «ты» (Фейербах), Сущность человека есть совокупность всех общест­венных отношений (Маркс), Человек есть свобода (Сартр).

Третья важная проблема отношения человека к миру связана со второй стороной основного вопроса философии: Можем ли мы познать мир? Большинство философских учений исследовало те или иные стороны познавательного процесса. Они искали ответа на такие воп­росы: Человек познает мир реальных явлений или он анализирует свои ощущения и идеи? Как соотносятся субъект и объект познания? Возможно ли достижение истины? Каким способом отличить истину от заблуждения? Что такое чувственное познание? В каких формах осу­ществляется рациональное познание? Зачем нужно научное познание?

Четвертая проблема отвечает на вопрос: Находится ли мир (при­рода, общество и познание) в состоянии развития или же пребывает в состоянии покоя? Уже в древней философии Индии, Китая и Гре­ции было обнаружено, что все явления и мир в целом пребывают в постоянном изменении и движении. Что все тела и явления связаны друг с другом и существуют благодаря взаимодействию. Подход к миру с позиции принципа всеобщей связи и движения, развития называется диалектическим. В развитой форме д и а л е к т и к а формулирует ответ на три принципиальных вопроса: Почему происходит движение? Возникает ли что-либо новое в процессе развития? Какова направленность развития?

Метод мышления, противоположный диалектике, Гегель назвал метафизикой. Она или отрицает развитие, или понимает его односто­ронне по формуле мышления «или – или».

Всеобщими философскими проблемами являются вопро­сы социальные. К ним относятся представления о сущ­ности общества и общественных отношений, о сочетании объективного и субъективного, стихийного и сознательного; взгляды на политику, право, культуру и общественный прогресс.

Любая система философс­ких знаний включает следующие разделы: онтологию – учение о бытии мира; гносеологию – учение о познании человеком мира; аксиологию – представления о природе ценностей и их значении в жизни общества; социальную философию. Эти области философии взаимодополняют друг друга. Конечно, в конкретном философском учении на передний план выходит та или иная тема.

Как форма духовной деятельности философия выполняет в общест­ве следующие основные функции:

- мировоззренческую. Представляя собой систему наиболее общих понятий (категорий) о мире, месте человека в нем, изучая отношение людей друг к другу и природе, философия выступает теоретической основой мировоззрения, его ядром. Основой любого мировоззрения является тот смысл, который придают люди своему отношению к миру и своей жизни.

- методологическую. Основные идеи философии выступают как стратегические принципы познания мира. Так, если философ признает, что в мире существует неразрывная связь всех явлений, всех сторон каж­дого явления, то при изучении конкретных объектов своей науки, он кроме специфических методов применяет данную идею такой связи в качестве ис­следовательского принципа. Вместе с тем использование наиболее общих понятий позволяет изучить универсальные связи мира как единого целого.

- праксеологическую. Философские идеи сами ничего изменить в мире не могут. Лишь став убеждениями, воплощаясь в практику, эти идеи приобретают значение программ деятельности, норм поведения и общения. Очень важно, чтобы философские идеи, которые описывают будущую модель мира и образа жизни людей, не программи­ровали людей на создание тоталитарных государств и антигуманных систем, обезличивающих человека и превращающих его в раба, лишенного свободы самостоятельно мыслить и поступать.

 

I. Контрольные вопросы

1. Какие актуальные мировоззренческие вопросы издревле волновали человека?

2. На какие вопросы надо ответить при изучении проблемы познаваемости мира?

3. Назовите основные принципы диалектики.

4. В чем сущность метафизики как метода философствования, противоположного диалектике?

5. Назовите основные разделы философских знаний.

6. В чем заключается методологическая функция философии?

7. Какое влияние оказывает философия на деятельность людей?

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.