Тема I. Философия в системе культуры — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема I. Философия в системе культуры

2017-06-19 177
Тема I. Философия в системе культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начала философских знаний

Учебно-методическое пособие

для иностранных студентов

гуманитарных вузов

 

 

Минск 2009

 

Министерство образования Республики Беларусь

Минский государственный лингвистический университет

 

 

Начала философских знаний

Учебно-методическое пособие

для иностранных студентов

гуманитарных вузов

 

 

Минск 2009

 

УДК 101 (075.8)

ББК 87в

Н36

Р е к о м е н д о в а н о Редакционным советом Минского государственного лингвистического университета. Протокол № 4 (19) от 22.10.2008 г.

А в т о р ы: Л.В. Баландина, Н.П. Баранов, С.Г. Барбук, А.В. Верниковская, И.С. Каминская, В.М. Клокоцкий, С.В.Коваленок, И.С. Петровский, О.А. Полетаева, Н.Н. Федорович, И.М. Щербач

Р е ц е н з е н т ы: доктор философских наук, профессор В.Л. Акулов (МГЛУ); кандидат философских наук, доцент Н.К.Рудаковский (Институт управления и предпринимательства)

 

Н36 Начала философских знаний: учеб.-метод. пособие для иностранных студентов гуманитарных вузов / Л.В. Баландина [и др]. – Минск: МГЛУ, 2009. – 158 с.

ISBN

Пособие раскрывает содержание философии как учебного предмета. Предназначено для дидактической помощи иностранным студентам-гуманитариям в освоении актуального в их профессиональной подготовке учебного курса «Философия».

 

УДК 101 (075.8)

ББК 87в

 

ISBN © УО «Минский государственный

лингвистический университет», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 7

Тема I. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ................................................................ 9

Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА................................................................. 19

Тема III. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................................ 24

Тема IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ..................................................................... 32

Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................................ 40

Тема VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ................................................................... 45

Тема VII. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА (XX– начало XХI вв.)......... 59

Тема VIII. ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ........................................................... 65

Тема IX. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ.......................................................... 76

Тема X. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ как ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕГО................................................................................................................... 86

Тема ХI. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СУЩЕГО.......................... 91

Тема XII. ФИЛОСОФИЯ О ФЕНОМЕНЕ СОЗНАНИЯ.................................................. 100

Тема XIII. ФИЛОСОФИЯ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ 108

Тема XIV. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.... 117

Тема XV. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА............................................................................ 124

Тема XVI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА....................................... 132

Тема XVII. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ.............. 136

Тема XVIII. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА............................................... 140

Глоссарий............................................................................................................................ 144


ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначено для дидактической помощи студентам-иностранцам в освоении учебной дисциплины «Философия», актуальной в мировоззренческом и методологическом отношениях, в формировании важнейших гуманитарных компетенций выпускаемых вузом специалистов.

Пособие разработано в соответствии с учебной программой «Философия» государственного образовательного стандарта для вузов Республики Беларусь.

Ориентированное на изучение начал философских знаний, оно в систематизированном виде раскрывает основное содержание философии как учебного предмета. Дидактическое качество данного пособия обеспечивается тематической последовательностью изучаемого в курсе «Философия» учебного материала.

Особенностью пособия, подготовленного авторским коллективом кафедры философии и логики и кафедры славянских языков МГЛУ, является наличие в нем творческих методических материалов лексико-грамматического и логико-семантического характера. Представленные в форме послетекстовых упражнений и заданий, они направлены на снятие лексико-грамматических и логико-семантических трудностей в овладении философской терминологией, трудностей анализа студентами-иностранцами содержания философского учебного материала, его ключевых понятий и основных идей.

Отличающиеся дидактической простотой и доступностью, эти упражнения на определение значения слов, на замену слов близкими или противоположными по значению, на подбор однокоренных слов и других предназначены для проверки понимания прочитанного, умения извлекать требуемую информацию, обобщать ее и излагать в устой и письменной форме.

Предполагается активное многоуровневое использование данного пособия студентами-иностранцами на занятиях по развитию навыков владения русским языком, для самостоятельной работы над учебной информацией, предварительной подготовки к слушанию лекций по философии и участию в семинарских занятиях, а также по качественному изучению программного курса философии.

Авторы благодарят за замечания, пожелания и конструктивные предложения по улучшению пособия.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пока существует человек и он способен думать о себе и целях своего бытия, философия в интеллектуальной жизни будет занимать важнейшее место. П.Копнин Мудрость – око жизни. Народное Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией. Цицерон Дерзай быть мудрым. Гораций

 

Наука о мудрости, как известно, называется философией, и любовь к ней проявляется человечеством с древних, античных времен. Ф и л о с о ф и я – не просто житейское любомудрие, в ней сосредоточен огромный, поистине неисчерпаемый теоретический, прежде всего научный, опыт человечества в его наивысшем синтезе. Из века в век поступательно развивающаяся философия представляет собой сокровищницу высших знаний и мудрости человечества – его духовную Шамбалу, Всечеловеческий Разум. Своими эпохальными квинтэссенциями фундаментальных научных знаний философия служит Истине и Человечеству.

Философия является особой формой познания мира, вырабатывающей систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о сущностных характеристиках человеческих отношений к природе, обществу и духовной жизни в ее основных проявлениях.

Выдающийся мыслитель Р.Декарт отмечал, что «только тот народ более образован и цивилизован, который лучше философствует».

Философия связана с развитием рациональной мыслительной способности людей, направленной на формирование высокого уровня знаний о сущности и глубинных законах явлений действительности. Она обеспечивает формирование ряда высших умственных качеств, среди которых – развитая аналитическая способность по осмыслению действительности, креативность, критичность, аксиологичность и другие.

В профессиональной подготовке современных специалистов общество ориентируется на развитие у них именно таких интеллектуальных качеств философски мыслящих профессионалов-аналитиков.

На ХХ Всемирном философском конгрессе в преддверии нового тысячелетия было высказано мнение о новом статусе философии – «науки наук»: «философия является введением в современную и будущую культуру человечества».

Престиж философии как науки, интерес к философии закономерно высоки. Ценность классической философии как эталона классического образования и формируемого ею бесценного дара – Мудрости, Рациональности – непреходяща и ничем не заменима. Тысячи имен выдающихся мыслителей представляют многовековую философскую мысль человечества, достижения которой уникальны и необозримы.

Методологический (логический), эвристический и гуманистический потенциалы философии общепризнанны и неоспоримы. Ее социальное предназначение сегодня – поиск и формирование новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития. Ни одна наука, никакая другая форма общественного сознания, кроме философии, не призваны специально к решению задач формирования мировоззрения. Потребность в научном мировоззрении в сложном динамичном мире становится все более острой, люди все чаще задумываются над своим бытием, судьбами развития человечества. Жизнь становится более сложной, а ее цели все труднее улавливаются обыденным сознанием. Всякий, приобщенный к философской мудрости человечества, будет навсегда ее благодарным, преданным поклонником.

 

 

Текст 1

Текст 2

Текст 1

Европейская культура и наука имеют своим источни­ком древнегреческую философию. Она выдвинула идеи, которые лежат в основе почти всех современных философских направлений и школ. Мно­гие догадки и результаты наблюдений философов Древней Греции соз­дали предпосылки для возникновения конкретных наук – математики, физики, биологии, астрономии и др. Это стало возможным благодаря демократии древнегреческих полисов (городов-государств – форм социально-экономической и политической организации общества и государства).

За тысячелетнюю историю существования древнегреческая философия неоднократно меняла основной предмет своих исследований. На первом этапе она сосредоточила внимание на изучении при­роды, космоса. Затем целью философии был объявлен человек и общест­во (в основном, государство). На заключительной стадии своего раз­вития античная философия главной проблемой считала судьбу человека в условиях кризиса общества.

В так называемый досократический период (600–370 до н.э.) философы искали единую основу многообразного мира, источник его изменения и гармонии. В качестве начала всего называли землю, во­ду, воздух и огонь. Демокрит признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты (пространства). А т о м ы, по-Демокриту, очень малы, непроницаемы, имеют различную форму, способны в движении образовы­вать различные комбинации. Поэтому мир многообразен и един. Даже душа человека состоит из атомов. Она воспринимает атомы, истекающие с поверхности вещей, формирует образы и идеи о свойствах явлений.

Изучая проблему соотношения вещей, Пифагор причиной организованности космоса назвал число.

Представление о едином источнике мира сочеталось у древнегреческих мыслителей с убеждением, что все в нем находится в движении, изменении. Согласно основателю первой формы диалектики Гераклиту, причиной изменения является борьба противоположностей. Причем, это взаимодействие противоположностей тоже порождает гармонию.

Классический период древнегреческой философии (450–320 до н.э.) представлен идеями Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ основную цель философии видел не в изучении природы, а в исследовании нравственного назначения человека. Познай самого себя – этим древним изречением Сократ призывал каждого человека к пониманию своей нравственной сущности и ее реализации в жизни. Определяя основные понятия этики (благо, справедливость и др.), он использовал диалог и умение ставить наводящие вопросы, сталкивать разные точки зрения как основной метод поиска истины. Также в ка­честве метода познания он использовал индукцию – движение зна­ния от единичных утверждений к общим выводам.

Ученик Сократа, основоположник объективного идеализма – Платон признавал, что самостоятельно и вечно существует мир идей, который определяет образ всех материальных предметов. Идеи являются неизменными. Люди рождаются, живут и умирают, но идея человек существовала и будет существовать всегда. Мир идей и мир вещей не являются равноценными. Идеи выше, ценнее, поскольку они являются идеалами, к которым стремится человек, для познания Истины, Красоты и Добра.

По мнению Платона, душа человека бессмертна и принадлежит миру идей, а физическое тело есть часть природного мира. Когда человек изучает мир вещей, то его душа вспоминает идеи их и помогает мышле­нию понять реальный мир. Так, взаимодействуя с трехугольными явле­ниями, человек (его душа) вспоминает идею трехугольника и начи­нает исследовать ее как геометрическую фигуру.

По Платону, человек порождение не только двух миров (мира идей и природного), но и общества. Человек – существо политическое, гражда­нин государства. Все существующие государства, по мнению Платона, представляют отрицательный тип общественного устройства. В них царят насилие, стремление к власти и алчность, бедность и богатство. Чтобы создать государство, основным принципом которого должна быть справедливость, нужно распределить граждан по разрядам в соответствии с их нравственными задатками. Мудрые граждане (в их душе преобладает разумное начало) должны быть правителями, му­жественные – воинами, а умеренные и заботливые – производить продукты питания, строить жилье и т.п. Каждый должен заниматься одним делом, к которому приспособлена его душа, сочетающая три начала: разумное, волевое и вожделеющее. Еще Платон предлагал запретить частную собственность и семью для правителей и воинов. Все это обеспечит единство общества, гармонич­ное сочетание в нем мудрости, мужества, вожделения и справедливости.

 

 

I. Контрольные вопросы

1. Почему древнегреческая философия стала основой европейской

философской мысли?

2. В чем видели основу мира философы досократического периода?

3. Как описывал бытие мира и его познание человеком Демокрит?

4. В чем Сократ видел цель философского познания?

5. Каковы основные идеи объективного идеализма Платона?

6. Как Платон описывал познание человеком мира?

7. Каким путем Платон призывал создать идеальное государство?

 

 

Текст 2 (продолжение)

 

В отличие от Платона, Аристотель считал, что никакого мира идей (как неизменных эталонов конкретных вещей) нет. Общую идею класса или вида явлений человек образует при помощи мышления, изучая существенные свойства отдельных вещей. Всякое знание начинается с ощущения. Предмет познания предшествует существованию знания. Задача научного познания, во-первых, зафикси­ровать какой-то факт, во-вторых, выяснить его причину, в-третьих, исследовать сущность факта, в-четвертых, изучить условия, от кото­рых зависит существование или несуществование факта.

Все в мире находится вдвижении, при превращении возможности в действительность. Движущей силой изменений являются: 1) материя – из которой все образуется; 2) форма – активное начало, превращающее материю в действительность вещей; 3) причина движения и 4) цель. Например, при строительстве дома, материя – это строительный материал (кирпичи и др.), форма – реализованный план дома, причина – деятельность строителя, а цель – для чего он нужен.

Высшей формой и перводвигателем Аристотель называл Бога. По Аристотелю, мир устроен иерархически. Внизу находятся неживые вещи, выше – растения, затем – животные и, наконец, человек. В человеке, как и во всякой вещи, заложено стремление к благой цели. Деятельность человека как разумного существа связана с его умением находить добро. Оно есть середина между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Стремление избежать крайностей отразилось и в учении Аристотеля о государстве. «В каждом государстве, – пишет Аристотель, – мы встре­чаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими … очевидно,... средний достаток из всех благ всего лучше». Государство, где сред­ний класс обладает наибольшей властью, будет иметь широкую под­держку в народе и служить делу общественной пользы. Умеренная де­мократия является лучшей формой правления, так как она основана на демократическом принципе количества и аристократическом прин­ципе качества. При этом государство должно управляться на основе закона. Но действие закона не распространяется на рабов и варва­ров.

Все, что открывается человеку при помощи чувств и мышления, Арис­тотель назвал бытием. Философия изучает не отдельные области б ы т и я, а начала и причины всего бытия. Это можно сделать при помощи пре­дельно общих понятий – категорий, поэтому Аристотель впервые в ис­тории философии создает с и с т е м у к а т е г о р и й: сущность, количест­во, качество, отношение, действие и др.

Изучением различных форм движения, Аристотель внес большой вклад в развитие диалектики. Он заложил основы логики как науки о законах и формах мышления.

В период кризиса рабовладельческого общества судьба человека в условиях деспотической власти, постоянных войн и непредсказуемых событий стала главной проблемой философских направлений стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

С т о и к и (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) представляли мир (космос) живым организмом, пронизанным творческим логосом-первоогнем (в христианстве – «Святым Духом», Третьим лицом Троицы). Душа человека есть часть мирового духа, что делает его разумным и сопричастным к космосу. Нужно жить соглас­но природе; стремиться к мудрости; следовать судьбе, определяемой не внешними обстоятельствами жизни, а природным законом, призывающим к деятельности во имя добра. Важно достичь внутренней свободы (ког­да внешняя невозможна) и состояния бесстрастия (апатии) к любым событиям.

Э п и к у р (341–270 до н.э.) считал целью философии обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Эпикур признавал, что боги существуют, но они живут своей жизнью (блаженствуют) и не вмешиваются в явления природы и дела людей. Все в мире состоит из вечно движущихся атомов, которые объеди­няются в тела, а потом распадаются. Так умирает не только тело человека, но и его душа, также состоящая из атомов. Высшее благо в жизни – избегать страданий и научиться наслаждаться всем, что доступно – едой, дружбой, умной беседой, лите­ратурой. Познание природы освобождает от страха смерти, суеверий, религии. Важно достичь независимости от тех условий жизни, которых мы не можем изменить. Эпикур призывал прожить незаметно, уединенно, самоустраняясь от тревог и опасностей.

С к е п т и ц и з м – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Он отрицал возможность позна­ния мира (ибо сколько людей, столько и истин), отрицал способность людей обнару­жить причины явлений (ибо «все лишь кажется»), возможность провести различие между добром и злом (ибо что для одного добро, для другого зло). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.

 

 

I.Контрольные вопросы

1. Как Аристотель определял задачи научного познания?

2. Какие силы, по мнению Аристотеля, определяют движение мира?

3. К чему должен стремиться человек и государство, по учению Аристотеля?

4. Почему Аристотель начал создавать систему философских категорий?

5. К какому образу жизни призывали стоики?

6. Каковы основные идеи философии Эпикура?

7. Что представляет собой скептицизм?

 

Текст 1

По европейской периодизации истории, деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую в науке давно стало общепринятым. Тысячелетнюю историю после античности, называют с р е д н е в е к о в о й. Она охватывает период с конца V по середину XVII века нашей эры.

С понятием средневековой философии связывается своеобразие объяснения действительности, характерное для Европы, Ближнего Востока, арабского мира и Северной Африки в эпоху феодализма. Главным отличием способа осмысления действительности в данный период становится тесная сопряженность философии с религией, утверждавшейся повсеместно идеологически как в духовном, так и в светском властвовании. В Европе таким вероисповеданием было христианство, в арабском мире – ислам.

В средние века усиливается овладение религией как формой духовности, средством конфессиального объединения народов и их развития.

Философия и все ранее накопленные рациональные знания используются для утверждения религии и служения избранной религиозной вере. Так рациональность в синтезе с религией становится способом философствования, осмысления действительности. Постепенно определяющим в средневековой философии и христианизированной духовности Европы становится принцип религиозной философии.

Главной идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение по своей сути космоцентрично, то средневековое теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а сверхъестественное начало – Бог. Смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом «божьем царстве».

В развитии европейской средневековой философии выделяют следующие д в а основных э т а п а: патристики и схоластики.

 

                   
   
Средневековая философия Европы
 
   
   
 
 
 
Патристика
   
Схоластика
 

 


 

 

Первый этап п а т р и с т и к а (II–VIII вв.) – это период разработки и становления учения об основах христианской веры.

Наиболее яркими представителями патристики были Климент Александрийский, Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс из Карфагена, Августин Блаженный Аврелий (Рим), Григорий Богослов (Константинополь).

Климент утверждал, что античная философия является предшественницей и необходимой основой развития христианства.

Тертуллиан отстаивал идею бессмертия души, что всякая душа по природе своей – христианка; что вера выше разума; что истинность веры совершенно иная, чем истинность разума, требующая строгих логических рассуждений.

Августин (Augustinus Sanctus), главный представитель западной патристики, написал выдающиеся религиозно-философские трактаты, ставшие шедеврами христианской и всей мировой культуры: «Христианская наука», «О Граде Божием», «О пользе веры», «О Книге Бытия дословно» и другие.

Григорий Богослов внес огромный вклад в формирование основ православия византийской веры восточного христианства.

Патристикой как средневековой религиозной философией Европы, разрабатываются: теология, христология, христианская антропология.

Т е о л о г и я представляет собой учение о Боге как Творце мира, об Абсолютном Бытии, высшем Благе мира, высшей ценности и конечной цели всякого существования.

Х р и с т о л о г и я – это учение о богочеловеческой личности, жизни и миссии Иисуса Христа как Спасителя христиан.

Х р и с т и а н с к а я а н т р о п о л о г и я – это религиозно-философское учение о верующем человеке и обретаемой им в вере судьбе его личной души.

 

I. Контрольные вопросы

1. Какое историческое время охватывает средневековье?

2. Какие особенности осмысления действительности связывает наука с понятием средневековой философии?

3. Что выражает собой теоцентричность средневекового мировоззрения?

4. Какие этапы выделяют в развитии европейской средневековой философии?

5. Что представляет собой патристика?

6. Какие религиозно-философские учения и идеи разрабатываются в патристике?

Текст 2 (продолжение)

Вторым этапом развития европейской средневековой философии является с х о л а с т и к а.

Схоластика (IX–XVIвв.) – это период творческой разработки и совокупность разработанных религиозными мыслителями рациональных обоснований догматов распространяемой христианской веры.

Распространение и разъяснение христианского вероучения церковь осуществляла через создаваемые в христианизируемых странах схолы (церковные школы). Главными практическими задачами проповедников веры – схоластов – было обеспечение доступности религиозных учений для необразованных людей, переходящих в христианство, а также защита «истин веры» от искажений.

Принципиальными теоретическими проблемами, которые решались, обосновывались и разъяснялись схоластической философией были:

· основные формы существования Бога (как Космического Духа, как сотворенной им божественной, сверхъестественной и естественной природы, как управляющего Вселенной Мирового Разума и как Великого единого мирового процесса);

· соотношение веры и знания, принципиальное различие веры и разума как путей к истине.

· природа фундаментально общих понятий (так называемых универсалий) и их соотношение с конкретными эмпирическими формами или отдельно сущим.

В знаменитом средневековом философском споре об у н и в е р с а л и я х схоласты разделились на реалистов и номиналистов.

Р е а л и с т ы считали универсалии, выражаемые соответствующими общими понятиями о вещах, подлинной реальностью (причем, существующими до единичных вещей и вне их), поскольку полагали, что «идеи – это мысли творца и образцы творения мира». К важнейшей универсалии мира реалисты, естественно, относили Бога.

Согласно н о м и н а л и с т а м, общие понятия – это только имена (от лат. nōmen ’имя’), которые не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо эмпирических вещей. Причем, подлинно реально лишь единичное, а общее образуется нашим умом путем абстрагирования сходных признаков вещей. Так, абстрагируясь мысленно от конкретных, отдельных людей, мы формируем общее, универсальное понятие человек. Аналогично формируются и другие, важные для познания общие понятия о предметах и явлениях действительности.

Спор схоластов (и реалистов, и номиналистов) о природе общего имел важное значение для философского разграничения подлинного бытия, или существования (экзистенции), и постигаемой разумом сущности (эссенции) вещей, т.е. раскрытия природы идеального.

Виднейшим систематизатором схоластики явился Фома Аквинский (XIIIв.). Он сформулировал в своих трудах пять доказательств существования Бога, что имело непреходящее значение для развития религии. Им была выдвинута также идея гармонии веры и разума, способствовавшая освобождению науки от средневековой религиозной зависимости и последующему самостоятельному ее развитию.

Религиозно-философское учение Фомы Аквинского томизм (от Thomas ’Фома’)стало в XIII веке влиятельнейшим учением христианской церкви. На его основе развивается неотомизм – одно из ведущих направлений западной философии ХХ–ХХI веков.

Арабскую философию средневековья (Аравии, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Кордовы и др. стран*) представляет творчество таких выдающихся мыслителей мусульманского мира как Аль-Кинди, Фараби, Аль-Харезми, Аль-Бируни, Ибн Сины (Авиценны), Ибн Баджа, Ибн Рушда, (Аверроэса) и других.

«Величайшее украшение человека – знание» – учили мыслители арабского Востока. Путь интеллектуального совершенствования обеспечивает духовное восхождение на высшую ступень познания умопостигаемого мира. Европейскими философами так, например, отмечались высочайшие заслуги арабских мыслителей в лице одного из их представителей – Аверроэса: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля».

В средние века обретают начало своего развития и такие формы философствования как мистицизм, оккультизм, каббалистика и некоторые другие.

 

I. Контрольные вопросы

1. Что представляет собой схоластика?

2. В чем суть средневекового философского спора об универсалиях?

3. Какие принципиальные теоретические проблемы, актуальные для развития духовности, решались схоластической философией?

4. Назовите виднейшего представителя схоластической философии средневековой Европы.

5. Назовите выдающихся представителей арабской философии средневековья.

6. Какие формы философствования также обретают начало своего развития в средние века?

 

 

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Тема VII.

Текст 1

Текст 2

Философская мысль Беларуси

Первые элементы философской культуры Беларуси можно обнаружить уже в X–XI вв. Огромное значение для развития философской мысли имело развитие письменности. В X–XI вв. появляются «фларичели» – сборники фрагментов, включающих мысли философов античности, вопросы этики и эстетики. Сохранилось 29 рукописных книг, среди которых: «Супрасльская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. Мировоззренческие аспекты мифологического сознания отражаются в многочисленных легендах, преданиях, обрядах.

Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения, объясняющего сущность бытия, истории, человека уже с позиций религии.

Выдающийся вклад в распространение новой веры среди восточно-европейских народов в форме христианского просвещения внесла первая женщина-мыслительница земли белорусской – Ефросинья Полоцкая, получившая статус святой. В «Житии Ефросиньи Полоцкой» (XII–XIII вв.) актуализируются религиозные представления, утверждающие верность идее и ориентации человека на высшие ценности и благородные цели.

Глубоким и оригинальным мыслителем своего времени был Кирилл Туровский. Философ, богослов, писатель-проповедник, Кирилл Туровский считал, что человек есть единство двух начал – души и тела. А для познания Бога необходимо единство знания и веры.

В XV–XVII вв. в Беларуси существовали реальные предпосылки для становления духовной культуры нового типа, чему способствовало наличие контактов со странами Центральной и Западной Европы. С середины XVI в. происходят существенные перемены в ее духовной жизни. Огромную роль в формировании теоретической философии сыграло появление и развитие в Великом княжестве Литовском высшей школы. Открываются университеты. в Вильне (1570), в Полоцке (1581), Гродно (1664). В Минске создается ряд католических коллегиумов.

Значительное воздействие на формирование белорусской духовной культуры оказывала античная культура, нашедшая отражение в творчестве и мировоззрении Ф. Скорины, С. Будного, Н. Гусовского и др.

В истории белорусского Возрождения выделяют т р и э т а п а:

· философская и общественно-политическая мысль раннего Возрождения (первая половина XVI в.) Это – период ренессансно-гуманистического мировоззрения;

· философская и общественно-политическая мысли зрелого Возрождения (вторая половина XVI в.), связанная с именами С. Будного, А. Волана, М. Литвина и др.

· философия позднего Возрождения и контрреформации, совпадающая с философией Нового времени Европы (конец XVI–XVII вв.); для этого периода характерно утверждение схоластической философии.

Наиболее известным мыслителем XVI в. является Франциск Скорина. Он издал 23 книги Библии со своими предисловиями и послесловьями, считая эти книги уникальным источником не только божественной мудрости, но и светских знаний, определяя их как важное средство воспитания человека. Вместе с тем Скорина творчески углубил и такие философские понятия как духовный мир, мораль, человеческое достоинство, познание и смысл жизни.

К эпохе белорусского Возрождения относится также творчество Сымона Будного. Он был теологом-реформатором, выступавшим против основных догматов ортодоксального католицизма. Мыслитель отрицал бессмертие души, считал, что вера может быть обоснована рациональным способом. С.Будный считал индивидуальный человеческий разум важнейшим средством познания.

В XVII в. философия Беларуси развивается преимущественно в форме схоластики, определявшей в то время характер и стиль фундаментального мышления, уровень научных знаний и интеллектуальный климат общества.

Многогранно просветительское, богословское и литературное наследие Симеона Полоцкого. Его философские взгляды основывались на христианских духовных ценностях и их гуманистической интерпретации. Как философ-просветитель Симеон Полоцкий стремился к компромиссу между познанием и верой, природой и Богом, как центром мироздания, «кого ради солнце день творит, луна со звездами мглу ночную освещает».

В Беларуси крупнейшим представителем атеистического материализма в философии этого времени выступал Казимир Лыщинский (1634–1689). Свое материалистическое представление об окружающем мире он выразил в рукописном сочинении «О несуществовании Бога», за что по приговору сеймского суда в Варшаве был казнен.

С середины XVIIIв. в философской мысли Беларуси происходит столкновение двух миропониманий. Постепенно средневеково-теологическая картина мира вытесняется естественнонаучной. Созревает почва для философии белорусского Просвещения. Важную роль в развитии идей белорусского Просвещения сыграли работы философов-эклектиков А.Скарульского, Б.Добшевича, К.Нарбута и др. Антисхоластическое направление середины XVIII в. отрицало возможность компромиссов между схоластикой и новой философией. Основными чертами прогрессивной философии этого периода становится гуманизм, осуждение деспотизма, антикрепостнические тенденции.

В это время создается первая белорусская социальная утопия. Ее автором является И.М. Еленский. В его произведении «Благовест к Иерархию Российскому» подвергалось критике крепостничество и звучал призыв к упразднению этой системы общественных отношений.

Философия Просвещения явилась своеобразным идейным мостом между несколькими поколениями передовых людей Беларуси. Она объединила свободомыслие XVIIIв. со взглядами дворянских революционеров XVIII–XIX вв. и революционых демократов XX в. В философии Беларуси в Новое время (XVIII–XIX вв.) можно обнаружить определенную преемственность и тематическое единство, которые обеспечили видные представители ее духовной культуры: К.Нарбут, А.Скорульский, С.Шадурский, И.Хрептович, Я.Чечот, А.Мицкевич, И.Домейко, К.Калиновский, Ф.Богушевич и др.

Назревание революции, подготовка и начало Первой мировой войны обусловили утрату белорусской философией своей теоретической формы, переход ее на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными для осмысления проблемами становятся проблемы духовности, борьбы за национальное самоопределение белорусского народа.

В советское время философия Беларуси развивалась на основе диалектического материализма. Повышению научно-профессионального уровня белорусских философов способствовало открытие Института философии в Национальной академии наук (1931), и отделения философии в БГУ (1947). Таким образом, философская мысль Беларуси сохранила преемственность проблематики, конституировалась в совокупности специализированных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию.

 

I.Контрольные вопросы

1. С какого времени проявляются первые элементы философской культуры Беларуси?

2. Кто стоял у истоков христианского Просвещения?

3. Каковы принципиальные философские идеи Кирилла Туровского?

4. Что способствовало формированию теоретической философии в Великом княжестве Литовском в XV–XVII веках?

5. Назовите основные этапы в истории белорусского Возрождения.

6. Дайте характеристику философского творчества Ф. Скорины.

7. В чем заключалась критика С. Будным ортодоксального католицизма?

8. Каковы основные черты прогрессивной философии Беларуси в XVIII веке?

9. В чем прогрессивность философии белорусского гуманизма?


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.