Поглощающая инновационная стратегия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поглощающая инновационная стратегия

2017-06-19 446
Поглощающая инновационная стратегия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Такой вид инновационных стратегий применяется предприятиями, которые, выпуская свой продукт или продукты, применяет не только свои научно-технические разработки, но и перекупая права на чужие. Подобная стратегия, как правило, применяется совместно с какой-нибудь другой.

17 Сущность инновационного процесса: понятие, содержание основных элементов

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в нововведение, который можно представить как последовательную цепь событий: «наука - техника – производство». В общем виде инновационный процесс состоит в коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция - инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Конвенция инновации - система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.

Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм-последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и в итоге - моральное старение инновации.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Инновационный процесс состоит из следующих последовательных этапов:

-фундаментальные научные исследования. Эти исследования не связаны непосредственно с решением конкретных прикладных задач, однако именно они составляют фундамент инновационного процесса. Не все фундаментальные исследования дают положительный эффект (в среднем лишь 10 % могут быть использованы в дальнейшем в инновационной деятельности);

-прикладные научно-исследовательские работы – они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательские работы прикладного характера ставят своей целью решение технических проблем, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем могут быть использованы для производства новых видов товаров, разработки новых технологий;

-опытно-конструкторские работы – завершающая стадия научных исследований, в результате которых создаются образцы новой техники, материалов, технологий и т. д., которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство;

-проектирование, строительство и освоение. На этом этапе осуществляется передача результатов опытно-конструкторских работв производственную плоскость: разрабатывается проект предприятия, осуществляется его строительство, проводится испытание новой (усовершенствованной) продукции, техническая и технологическая подготовка производства. Это этап коммерциализации нововведения-продукта – от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске производства требуются крупные инвестиции на реконструкцию производственных мощностей, на подготовку персонала, рекламную деятельность и т. д. На этом этапе реакция рынка на новый товар еще неизвестна, и инвестиции продолжают носить рисковый характер.

18 Классификация и идентификация рисков в инновационном менеджменте ресторанно-гостиничного бизнеса Инновационная деятельность сопряжена с различными видами риска. В общем виде риск в инновационной деятельности определяется как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в разработку и производство новшеств. К видам риска, возникающим в инновационной деятельности предприятий и организаций, относятся: риск ошибочного отбора проектов, маркетинговые риски, риск усиления конкуренции, риск необеспечения проектов достаточными финансовыми ресурсами, риск непредвиденных затрат, риск неисполнения контрактов и др. Кроме того, на инновационную деятельность оказывают влияние такие риски, как кредитные, инвестиционные, внешне-экономический, неполнота и неточность информации.Такая градация рисков позволит четко определить место каждого риска в их общей системе и создаст условия для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления этими рисками. Для эффективного управления рисками важно четко представить причины их возникновения. Причинами ошибочного отбора проектов являются необоснованное определение приоритетов финансово-экономического развития организации, нечеткость выбора вида стратегии инноваций (наступательной или защитной); неадекватный выбор различных видов инноваций (технологических или продуктовых, принципиально новых или модернизированных).Для инновационной деятельности, особенно малого инновационного бизнеса,опасность представляет риск усиления конкуренции. Причинами возникновения такого риска могут быть:

-неполная и недостоверная информация о конкурентах, удлинение сроков разработки и освоения нововведений, приведшее к отставанию от конкурентов;

-в результате промышленного шпионажа утечка конфиденциальной информации;

-недобросовестность конкурентов, рейдерский их подход;

-экспансия на региональный (местный) рынок со стороны зарубежных экспортеров и других регионов страны.

В функционировании инновационных предприятий немаловажную роль играет риск неисполнения хозяйственных контрактов (договоров). Этот риск проявляется в отказе партнеров от заключения договора после проведения переговоров, заключении договоров с неплатежеспособными партнерами, невыполнении партнерами договорных обязательств в установленный срок, возникновении угрозы загрязнения окружающей среды.

Обоснованные пути минимизации рисков могут быть выявлены на основе более детальной их классификации. Риски можно классифицировать по следующим признакам:

-по степени риска – допустимый, критический или сверх-критический (катастрофический);

-по роду деятельности

– исследовательской, экспериментальной или опытно-производственной деятельности;

-по видам риска – технический, производственный, информационный, экономический (коммерческий), экологический или политический;

-по уровню риска – высокий, средний или низкий;

-по экономическому содержанию – операционный, кредитный, инфляционный, валютный или инновационно-инвестиционный;

-по объектам (по месту возникновения) – страновой, региональный или отраслевой.

Особое место занимает инновационно-инвестиционный риск – это вероятность неполучения конечного результата, конкурентоспособной продукции, прибыли и в конечном счете – денежных потоков от конкретных инновационных инвестиций. Специфичность инвестиционного риска заключается в том, что инвестиции, если они сопровождаются внедрением принципиальных инноваций, практически оказывают воздействие на все стороны деятельности предприятия и отражаются на его экономическом росте, наращивании капитала и доходности.

19 Методы анализа рисков в процессе стратегического управления инновационным проектом в менеджменте предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса Анализ и оценка риска предполагают применение комплекса методов. К таким методам относятся:

-статистические методы, в частности метод факторного анализа рисков;

-метод аналогий;

-метод комплексногоанализа финансового состояния предприятия, диагностика его финансовой устойчивости;

-метод моделирования рисков;

-мультипликативный метод, базирующийся на расчете отдельных коэффициентов (мультипликаторов), которые позволяют охарактеризовать вероятность технического и коммерческого риска;

-нормативный метод;

-метод компьютерной имитации риска инновационного предприятия;

-рейтинговый метод.

По этим методам в той или иной степени оцениваются количественные уровни рисков. Точность оценки уровня рисков повышается при применении ряда методов, результаты расчетов по которым требуют квалифицированного анализа специалистов.

К формам защиты от повышенных рисков в деятельности инновационных предприятий относятся избежание риска (т. е. простое уклонение от решений, явно связанных с крупным риском), удержание риска (оставление риска за инвестором), передача риска другой организации (например, страховой компании), снижение степени (минимизация) риска, уменьшение вероятности и сокращение объема потерь. В инновационной деятельности важно четко представлять пути снижения риска, его минимизации. В управленческой и аналитической практике находят применение различные пути снижения риска.

Стратегическое управление инновациями решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. В широком смысле — это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе, основаны на нововведениях. Например, продуктово-рыночная стратегия направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта.

Инновационная политика (стратегия нововведений) требует объединения технической политики с политикой капиталовложений. Такая политика основывается на определенных объектах исследований и поиске новых технологических возможностей.

Стратегия - это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам. С выбором стратегии связано создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует определенные цели, основными из которых являются следующие.

1Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется ограничение в использовании таких ресурсов, как капитал, технологии, люди. Приобретаются предприятия в новых отраслях, и осуществляется выход из неприбыльных (нежелательных) отраслей. Подбирается эффективный портфель предприятий.

2Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению таких внешних факторов, как политика, демография, экономические изменения.

Стратегическое планирование требует проведения многочисленных объемных исследований и основано на сборе и анализе данных перерабатываемой среды. Это позволяет постоянно контролировать рынок, где обстановка изменяется стремительно. Стратегию разрабатывают так, чтобы ее можно было заменить другой. 20 Эффективность инновационного проекта предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса: понятие, методы и порядок оценки

При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие виды эффекта:

-экономический;

-научно-технический;

-социальный;

-экологический.

Каждый вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресурсов; социальный эффект – увеличением числа рабочих мест, повышением степени безопасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект – снижением выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых новшеств и др.

Различают потенциальный и фактический (коммерческий) эффект. В зависимости от временнóго периода оценивается эффект за расчетный период и годовой эффект. Расчетный период зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного процесса, точности исходных данных, срока использования новшеств, ожиданий инвесторов. В настоящее время в практике расчетов эффективности инноваций в основном определяется и учитывается лишь экономический эффект.

В основе оценки эффективности инноваций, как уже отмечалось, лежит сопоставление эффекта (доходов или денежных потоков) и затрат (инвестиций). Период жизненного цикла инноваций, инфляция, изменения процентных ставок и налогов приводят к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов (денежных потоков). Это требует приведения их в сопоставимый вид. Задача сопоставимости решается приведением затрат и результатов к одному моменту, например, к году начала реализации инноваций. Это называют методом приведенной стоимости, или дисконтированием. Дисконтирование основано на том, что сумма, которая будет затрачена или получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Дисконтированием учитывается фактор времени.

В настоящее время для оценки коммерческой эффективности инновации могут быть применены различные системы показателей, основанные на учете дисконтирования и без дисконтирования.

К показателям эффективности инноваций без дисконтирования относятся:

-коэффициент эффективности инвестиций;

-минимальные приведенные затраты;

-срок окупаемости дополнительных инвестиций;

-коэффициент сравнительной эффективности.

К показателям эффективности инноваций, основанным на учете дисконтирования, относятся:

-чистый дисконтированный доход;

-индекс доходности;

-внутренняя норма доходности;

-дисконтированный срок окупаемости инвестиций.

Вторая группа показателей дает возможность более объективно оценить инновационный проект.

Чистый дисконтированный доход(ЧДД) представляет собой величину разности результатов (доходов) и затрат (капитальных и текущих) на инновации с учетом дисконтирования.

Индекс доходности(ИД) представляет собой отношение разности доходов и текущих затрат к капитальным инновационным вложениям с учетом дисконтирования.

Внутренняя норма доходности (ВНД) (internal rate of return,IRR) это такая норма дисконта (Евн), при которой величина приведенного эффекта (дохода) в процессе реализации инновации равна дисконтированным капитальным вложениям.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций(Ток) представляет собой период времени в годах, в течение которого общая сумма инвестиций в инновации погашается суммарными результатами (денежными потоками). Эти показатели определяются с учетом дисконтирования.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.