Выявите место краеведения в системе наук. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Выявите место краеведения в системе наук.

2017-06-19 1130
Выявите место краеведения в системе наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краеведение наукой не является, т.к.не имеет предметов и методов исследования. Краеведение входит в раздел гуманитарных научных дисциплин, т.к. результаты краеведческого исследования обладают научной достоверностью. Эти результаты могут служить основой для исследования других наук.Пользуется научной системой методов- системный подход(когда обьек краев. Изучения рассматривается как система- цельное образование, состоящее из взаимосвязанных часте, в результате чего появляется новое качество. Для выявления этого нового свойста нужно понимать, что при изучении системы возникает междисциплинарная проблема. Наука-лидер позволяет определить вид краеведения: литология, гидрология, метеорология, почвоведение, биология, ландшафтоведение, экономика, социология, топонимика, этнография, история, литература, культурология;

5. Научное и учебное краеведение- особенности и организация работы.

Учебное краеведение – одна из форм группового краеведения. Происходит под руководством специалиста; Целью является ход исследования. Преследует задачу получения ЗУНов(знание,умение,навыки) по основным изучаемым предметам

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.

В школьном краеведении сложились две основные формы:

1.программное (учебное) краеведение, обязательное для всех учащихся и педагогического коллектива школы; его содержание и характер определяют учебные программы;

2.внепрограммное (внеклассное) краеведение, которое служит дополнением, непосредственным продолжением учебного краеведения на основе изучения своего края и активного участия в выполнении общественно полезной работы.

Научное- целью является получения научного результата; Результаты кр-ких исследований могут становится базисом для других наук;

6. Междисциплинарная проблема в краеведении

Так как основой методологии является системный подход. Словом, системный подход такой метод, когда внимание обращается не столько на сами объекты (хотя и на них тоже), сколько на отношения между ними При изучении системного объекта возникает междисциплинарная проблема.

Разумеется, связи краеведения с другими науками имеют двусторонний характер. Теоретические разработки и выводы, эмпирический краеведческий материал широко используются историей, географией, экономикой, педагогикой, литературоведением, библиотековедением, библиографоведением и др. Краеведение строится на достижениях перечисленных наук, а возможности применения их методов очень велики, и результаты обращения к ним во многих случаях оказываются весьма полезными.

 

7. Что отображают базисные и узкофункциональные модели объектов краеведческого изучения?

Базисные модели – модели, которые раскрывают особенности сущности явлений и процессов;

Узкофункциональные – модели, которые раскрывают особенности процесса и явления в конкретное время, месте, конкретных условиях.

8. Почему в отношениях объектов краеведческого изучения блоково-системные модели предпочтительнее эмпирических?

Потому что они способствуют лучшему пониманию системного объекта: рассматривают состав, соотношения, связи между объектами изучения. Помогает моделировать объекты краеведческих изучений. Эмпирический метод - метод получений математическим путём. Формулы/ матрицы/ построения

9. Что лежит в основе выделения видов краеведения?

Системный подход позволяет в краеведении определить науку-лидера или науку-заказчика, которая дает задание другим наукам, изучающим данную междисциплинарную проблему. Именно наука лидер, а не характер объекта определяет вид краеведения.Виды:географическое,историческое,археологич.,литературное.

10. Системный подход в краеведческих исследованиях.

Основой методологии краеведения как и любой другой научной дисциплины является системный подход.Объект краеведческого исследования рассматривается как система т. Е. целое образование состоящее из взаимосвязанных частей. В результате появляется новое качество, т. Е. совокупность свойств неприсущим отдельным элементам системы. Для выявления этого нового свойства нужно понимать что при изучении системного объекта возникает междисциплинарная проблема. Которую можно решить если создана гипотеза о сущности объекта или явления.Кроме того применения системного подхода позволяет моделировать объекты краеведческого исследования.

11. По какому принципу выделяют формы краеведения?

Имеют организационное значение т.е. выражают уровень организации кр-ких исследований. Индивидуальная, групповая (семейная, школьная, научное),государственное(всегда имеет финансовую поддержку от гос-ва)

В школьном краеведении сложились две основные формы:

· программное (учебное) краеведение, обязательное для всех учащихся и педагогического коллектива школы; его содержание и характер определяют учебные программы;

· внепрограммное (внеклассное) краеведение, которое служит дополнением, непосредственным продолжением учебного краеведения на основе изучения своего края и активного участия в выполнении общественно полезной работы.

 

12. Какими общенаучными методами пользуются в краеведение?

Метод полевых наблюдений, сравительно-географический, метод ретраспективного анализа, картографический, аэрокосмический, количественный, математический, социологический, литературно-аналитический.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод- этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка

Метод анкетирования в краведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др.

 

13. В чем заключаются достоинства и недостатки литературно-аналитического метода в краеведческих исследованиях?

Литературно-аналитический метод-метод изучения и критического анализа научно-методических источников по данной проблеме. Имеет огромное значение на начальных этапах кр-кого исследования.

Достоинства:

1.Метод материально легко доступен;

2.Экономичен во времени;

3.Полнота изложения материала;

4.Логическая последовательность изложения материала;

4.Лит-аналитический метод позволяет определить что уже известно об объекте исследования, а что неизвестно, соответственно на что необходимо обратить внимание, направить усилия в работе

Недостатки:

1.Разно масштабность покрытия территории литературными источниками;

2.Неверная трактовка или неверная подача факта;

3.Субъективизм автора;

Как работать?

1.Сопоставлять точки зрения разных авторов.

2.Не рассматривать лит-аналит метод как единственный совмещать с другими.

14. История развития краеведения. Дореволюционный этап.

Преподавание географии как учебного предмета в России началось XVIII в. В русской школе география носила характер собрания справочных сведений разнообразного содержания, которые заучивали учащихся. Однако в то время начинают возникать краеведческие идеи в их современном понимании. 1761 г М.В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения, собирались данные о минеральных богатствах. К сбору образцов были привлечены дети, это привело к лучшему результату. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которую входили сведения о городах, провинциях. Это считается первой программой краеведческого изучения территории, т. к. сбор материалов проводился не в экспедиционном порядке, а в полном содействии местного населения.

В XIX в мощный толчок в краеведение дало создание Императорского географического общества (1845).

Оно взяло на себя обязанность обеспечения методической литературы, финансирование исследования, создало возможность публикаций результатов исследований. Оно занималось тем чем в других странах занимались постоянно действующие службы(геологическая, метеорологическа). Причиной создания РИГО во вт пол XIX в послужили в России власть имущие, у них резко возрос интерес к своему краю(поиск внутренних рынков). Возникает движение отечествоведение. На основе этого движения возникает родиноведческое движение.Преследует те же цели но на более малую территорию. Вызвало к формированию родиноведческого направления географии того времени. Первые отчественные учебники по географии авторы Ломоносов, Ушинский, Зуев. До революции краеведение развивалось стихийно, его успехи во многом зависели от наличия краеведа-любителя. Лучшими краеведами становились полит ссыльные. Идеи краеведения оживают на кануне первой мировой войны. 1915 г

 

15. История развития краеведения. Послереволюционный, послевоенный, современный этапы.

II этап Послереволюционный. Краеведение приобретает массовый характер. Выделяют 2 причины:1) народ почувствовал себя хозяином своей страны. 2)Государство не могло позволить себе содержать постоянно действующие службы, их функции выполняли краеведы, но на более серьезной основе чем в дореволюционный период. Создается ЦБК (центральное бюро краеведения).ЦБК параллельно с РГО занимается обработкой результатов краеведческих исследований. В отличие от ГО располагались большими возможностями для оказания финансовой помощи краеведам. В учебном кр-нии и в обучении географии кр-кий принцип являлся единственным в преподавании. В научном краеведении происходят определенные изменения в конце 30-х у государства находятся деньги для создания постоянно действующих служб на базе научно-исследовательских институтов и организаций и их отделов. Государство не могло допустить распыления средств между службами и организациями. Краеведческие организации не могли долгое время выдержать конкуренцию со стороны служб более глубоко изучающих свою тематику. Краеведческие организации включая ЦБК закрываются. Создается и начинает развиваться государственное кр-ние, основой которого является кр-кий музей. Послевоенный этап

Научное по прежнему развивается в рамках госудрственного; В учебном усиливается роль преподавании многих предметов при этом происходит разделение на программное и непрограммное. Программное кр-ние – выполнение практических работ на местности с целью дальнейшего изучения своего края. Непрограммное(внеклассное) – начало массового формирования детских, юношеских станций, организаций. Современный этап: В Украине преподавания ряда предметов кр-кий принцип признается ведущим. Внешкольное кр-ние большую значимость преобретает формальный, а незначимый подход. Госуд краеведение развивалось на базе кр-ких музеев. Развивается государственное краеведение музеи, научно-исследовательские организации, вузы, отдельные кафедры проводят гос бюджетную или хоз договорную кр-кую работу.

16. План характеристики геологического строения своего края. Что означает каждый из пунктов характерист

1) Место положения своего края в окружающих геологических структурах.

2)Стратеграфия – описания горных пород с их возрастом. Используется геохронологическая шкала: Эоны, Эры, Периоды, Эпохи, Века, Зоны; Наряду с геохронологической шкалой существут стратеграфическая шкала – шкала слоев горных пород. В которых собственные имена подразделений звучат одинаково. Эра – эротема, период – система, эпоха – отделом, век – ярус, зона – горизонт; Стратеграфия является основой при региональных геологических исследований. Дает возможность понять особенности тектоники. Определяет направление поиска и разветки полезных ископаемых. Для определения возраста горных пород в кр-нии применяют биостратеграфический метод. Основан на изучении ископаемых организмов по преимуществу морских животных. Этот метод применим к осадочным породам. Исследование основано на принципе необратимости эволюции: последовательной смене комплексов животных и растений во времени, одни и те же формы которых не возникают повторно в процессе исторического развития. Руководящие окаменелости должны обладать такими признаками:

1) Иметь твердый наружный и внутренний скелет;

2) Эти скелеты должны обладать заметными внешними отличиями.(узор раковины, отличия внутренней поверхности)

3) Должны иметь активный способ передвижения.

4) Должны обладать быстрой во времени изменчивостью.

5) Должны иметь широкий ареал распространения вплоть до космополитизма.

6) Определение возраста идет по специальным справочникам и атласам руководящих ископаемых и окаменелостей;

3. Тектоника – выявление и описание геологических структур и составление реконструкции геологической истории. Бывают геологические структуры не большие по размерам, что позволяет наглядно их изучить: разломы, флексусы, складки. Но в большинстве случаев они значительны по размерам и скрыты от исследователя почвами, растительностью. В связи с невозможностью разглядеть вид геологических структур их выделение происходит на основе стратеграфии при геологическом картировании, поэтому на геологических картах показывают только возраст горных пород. Например, можно выделить 2 типа складок антиклиналь и синклиналь. На геологической карте если в середине структуры показаны более древние отложения,а по краям более молодые - антиклиналь. Если в центре более молодые, а по краям древние –синклиналь. Если показатели стратификационных подразделений вытянутой формы струтктура назыв геосинклинальной областью. Если стратегр элементы изометричны – платформы. Платформа - обширный участок земной коры, обладающий сравнительно малой тектонической подвижностью, равниннымили платообразным рельефом, выражающимся в наличии складчатого основания(фундамента) и осадочного чехла.

4. Магматизм

Формы: эффузивный (внешний) и интрузивный (внутренний); Формы интрузии: лаколиты, батолиты, дайки; Магма представляет собой природный, чаще всего силикатный, раскаленный, жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при остывании формирующий магматические горные породы. Лава - раскалённый жидкий (эффузия) или очень вязкий (экструзия) расплав горных пород, преимущественно силикатного состава (SiO2 примерно от 40 до 95 %), изливающийся на поверхность Земли при извержениях вулканов. Отличие от магмы — нет газов.

5.Полезные ископаемые – минералы и горные породы, обладающие достаточной величиной запасов при условии, если экономически выгодно и технически возможно в хоз деятельности человека.

горючие: твердые (уголь, сланцы), жидкие (нефть), газообразные (газ);

Рудные: черные (железо, магний, хром, марганец, чугун), цветные (Легкие металлы: алюминий, бериллий, магний, титан, литий; Тяжелые металлы: медь, никель, кобальт, свинец; Тугоплавкие: хром, молибден, вольфрам; Благородные: золото, серебро, платина, иридий; Радиоактивные: урон, технеций, полоний, паладий;

Негорючие: хим сырье: калийная соль, каменная соль, серка, фосфориты; стройматериалы: известняк, мел,песок;

 

 

17. На какие группы делятся магматические горные породы?

По происхождению: Интрузивные(застывают в толще Земли), Эффузивные (выливаются на поверхность)

По фациальным образованиям (по глубине залегания):

1.Плутонические породы образуются на глубинах более 3 км. Их кристаллизация осуществляется длительное время (до сотен миллионов лет);

2.Вулканические породы окончательно затвердевают – кристаллизуются на поверхности земли, иногда под толщей воды или льда.

3.Гипабиссальные породы, являются промежуточными между вулканическими и плутоническими.

Интрузивные делятся: от глубины, на которой происходит становление плутонов, выделяются гипабиссальные (глубина менее 3 км), мезоабиссальные (от 3 до 10 км) и абиссальные (более 10 км) Плутоны. По характеру становления они подразделяются на простые и сложные. Простые Плутоны возникают в результате одного этапа внедрения магмы в данный участок литосферы, а сложные – в несколько этапов (фаз),причем при последовательных внедрениях состав магмы мог меняться, а интрузивные тела оказывались сложенными породами различного состава. В зависимости от соотношения времени внедрения магмы и складчатости принято выделять три типа интрузивных тел: доскладчатые (доорогенные), соскладчатые (синорогенные) и послескладчатые (посторогенные). Подразделяются на группы и типы по их отношению к вмещающим толщам. Этот признак позволяет выделить согласные (конкордатные) и несогласные (дискордатные) интрузивные тела. Первые из них залегают параллельно с плоскостями наслоения вмещающих пород, а вторые занимают секущее положение.

18. Как в полевых условиях определяют возраст горных пород?

Для определения возраста горных пород применяют биостратеграфический метод. Основан на изучении ископаемых организмов по преимуществу являющихся морскими животными. Использует принцип необратимости эволюции: основан на последовательной смене комплексов животных и растений во времени одни и те же формы, которых не возникали повторно в процессе исторического развития. Руководящие окаменелости должны обладать след признаками:

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.