Субъекты и объекты административной деятельности органов внутренних дел — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Субъекты и объекты административной деятельности органов внутренних дел

2017-06-19 2418
Субъекты и объекты административной деятельности органов внутренних дел 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Одной из главных задач любого государства является обеспечение должного порядка в обществе, в том числе реальной защиты жизни, здоровья, законных прав и свобод, чести и имущества граждан.

Органы внутренних дел как субъекты административной деятельности представляют собой организацию, решающую государственные задачи и осуществляющую свои функции специфическими формами и методами посредством реализации предоставленных ей государственно-властных полномочий[2].

К наиболее общим объектам административной деятельности ОВД относятся общественный порядок, обеспечение безопасности граждан и правопорядка в общественных местах, общественная безопасность.

Одной из важнейших задач, возложенных государством на органы внутренних дел и полицию, является охрана общественного порядка[3]. Охрана общественного порядка – это область административно-политической деятельности государства.

Общественный порядок – весьма объемное понятие, к тому же не определенное законодательно. Он "… выступает как результат соблюдения правовых и иных социальных норм"[4]. В административно-правовой науке принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле.

М.И. Еропкин определяет общественный порядок в узком смысле, считая под ним «… обусловленную интересами всего народа, регулируемую нормами права, морали, правилами общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций»[5]. Нельзя согласиться с тем, что общественный порядок может включать те волевые отношения, которые имеют место вне общественных мест. Кроме того, при таком подходе в сферу нарушений общественного порядка войдут иные деяния, посягающие на личность, на собственность, на общественную безопасность и иные правонарушения, затрагивающие честь, человеческое достоинство, жизнь и здоровье участников общественных отношений.

По мнению Н.Н. Жильского, общественный порядок – это урегулированное нормами права и морали морально-правовое состояние общества, при котором компетентные органы исполнительной власти путем реализации системы мер обеспечивают личную и общественную безопасность и правомерное поведение граждан в общественных местах, свободное использование ими своих прав и свобод. Личная и общественная безопасность, правомерность поведения граждан в общественных местах, свободное использование ими законных прав и свобод – существенные признаки общественного порядка. Его сущность – здоровое морально-правовое состояние общества, обеспеченное путём надзора в соответствии с нормами права и морали компетентными органами государства[6]. Данное определение носит институциональный характер.

Л.Л. Попов под общественным порядком в широком смысле слова понимает систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности[7]. Это понятие представляется наиболее правильным.

Интересным представляется понимание общественного порядка как объекта правовой охраны, высказанное в Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О. В частности, из этого Определения следует, что объектом правовой охраны выступает такой общественный порядок, при котором права и законные интересы человека и гражданина гарантируются от нарушения в результате противоправного поведения других лиц[8].

Общественные отношения, составляющие содержание общественного порядка, регулируются не только нормами права, но и обычаями, нормами морали, и не всегда сотрудник полиции имеет юридические правомочия требовать совершения или прекращения определенных действий от нарушителей норм морали и обычая. Законодателем на полицию возложено обеспечение общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в общественных местах на основе норм права, причем речь, в первую очередь, идет о защите от противоправных посягательств.

Следует отметить, что до сих пор в федеральном законодательстве отсутствует и нормативно закрепленное определение правопорядка, в т.ч. в общественных местах. Вместе с тем, задачей полиции является охрана общественного порядка (ч. 1. ст. 1 Закона «О полиции», а обеспечение правопорядка в общественных местах согласно п. 6 ч. 1. ст. 2 Закона «О полиции» – это одно их направлений ее деятельности (т.е. комплекс функций административной деятельности полиции).

Одним из обязательных элементов общественного порядка является общественное место. В юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае.

Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей. К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования (например, парки, скверы, кинотеатры, вокзалы, аэропорты, кафе, рестораны и т.п.) для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, помещения предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т. п.)[9]. Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц[10].

Главным признаком общественного места является возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.

Так как на федеральном уровне нет нормативного закрепления понятия «общественного места», то по-разному учитываются преступления и административные правонарушения, совершенные в этих местах, что приводит к искажению отчетности и статистики и нарушает объективную картину реального состояния уровня преступности и общественного порядка.

Правопорядок (англ. law and order) – одна из основных составных частей общественного порядка, это состояние упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и законности[11], либо "… результат действия права и условий его реализации"[12]. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями[13].

Несомненно, что охрана правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, собственности являются необходимыми условиями нормального функционирования общества и государства. Охрана правопорядка предполагает борьбу с его нарушениями, а функция охраны правопорядка реализуется одновременно с функцией борьбы с любыми его нарушениями, в том числе и преступлениями. Охраняя должный порядок, сотрудники полиции предупреждают (общее предупреждение) и пресекают правонарушения, разъясняют гражданам недопустимость противоправного поведения.

Понятие безопасности граждан можно определить как состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища. Когда речь идет об обеспечении личной безопасности граждан, имеется в виду обязанность всех государственных органов обеспечивать и охранять права и свободы каждого человека как высшие социальные ценности. Безопасность гражданин может быть нарушена преступлением против жизни, здоровья, свободы личности, неприкосновенности жилища и т.п. Состояние безопасности многих людей, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций, т.е. состояние общественной безопасности, может подвергаться угрозе при массовых скоплениях людей, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. От безопасности отдельного человека зависит состояние безопасности общества в целом.

Таким образом, обеспечение безопасности граждан предполагает обязанность ОВД (полиции) принимать в пределах предоставленных законом полномочий исчерпывающие меры к предотвращению, устранению, снижению угрозы конституционно закрепленным правам и свободам конкретного человека (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т.д.), вызываемой преступными, административно наказуемыми деяниями или общественно опасными событиями. Данная задача решается полицией в ходе реагирования на заявление гражданина о совершенном в отношении него или других лиц противоправном посягательстве, в ходе охраны свидетелей, потерпевших, мест проведения массовых мероприятий. Следует отметить, что не исключается принятие со стороны полиции соответствующих мер к обеспечению безопасности личности при отсутствии заявления соответствующего лица.

 

3. Предмет, задачи и система дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел».

 

Административная деятельность органов внутренних дел – это специальная дисциплина, изучающая закономерности государственного управления в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью в пределах, установленных законом, с использованием определенных форм и методов.

Предметом курса "Административная деятельность органов внутренних дел" являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются административно-правовыми нормами. Особенностью предмета курса является то, что общественные отношения в данной сфере носят ярко выраженный организационный характер и направлены на обеспечение общественного спокойствия, охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, нормальное их функционирование, защиту чести и достоинства граждан, общественной нравственности.

В рамках курса изучаются содержание и особенности государственного управления в области внутренних дел, компетенция различных государственных органов и их структур, действующих в этой сфере; понятия общественного порядка, правопорядка, общественной безопасности; содержание, характерные черты и виды административной деятельности органов внутренних дел (полиции), формы и методы ее осуществления.

Задачи курса:

- привитие обучаемым знаний о сущности и значении государственного управления в сфере внутренних дел государства; об организации работы различных служб и подразделений ОВД; о практическом обеспечении охраны правопорядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью административно-правовыми способами; о правовом положении российской полиции, нормативной основе организации и деятельности;

- обучение правильному ориентированию в действующем законодательстве, регулирующем административную деятельность ОВД; привитие обучаемым умений и навыков правильно и в соответствии с законом решать типичные вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности;

- ознакомление обучаемых с системой и структурой ОВД, их служб и подразделений; формами и методами осуществления административной деятельности и способами обеспечения ее законности; с содержанием и правовым регулированием отдельных видов административной деятельности; организацией и тактикой предупреждения и пресечения административных правонарушений, а также охраны общественного порядка в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Успешное решение этих задач невозможно без изучения достижений административно-правовой науки, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, рост их авторитета, а также административной правоприменительной практики полиции.

Учебная дисциплина «Административная деятельность ОВД» – это целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования.

Система дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел» определяется ее содержанием как юридической специальной дисциплины, изучающей закономерности государственного управления в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью в обычных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах. В основу системы курса положена объективно существующая система отношений, складывающихся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел. Эти отношения делятся на две группы: отношения, общие для административной деятельности в целом, и отношения, характерные для ее отдельных видов. В соответствии с этим главы, относящиеся к административной деятельности органов внутренних дел в целом, составляют Общую часть курса. Главы, характеризующие отдельные направления административной деятельности, составляют его Особенную часть.

В Общей части изучаются вопросы, раскрывающие сущность общественного порядка, правовое положение и организационное построение органов внутренних дел, государственной службы в ОВД. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым вопросам административной деятельности полиции, применению ею мер убеждения и принуждения, формам и методам этой деятельности, вопросам обеспечения законности и прав граждан.

В Особенной части рассматриваются организационно-правовые основы административной деятельности отраслевых служб органов внутренних дел по поддержанию правопорядка в общественных местах, обеспечения общественной безопасности, борьбе с отдельными видами правонарушений, охране собственности, формы и методы борьбы с нарушениями общественного порядка на объектах транспорта и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Курс «Административная деятельность ОВД» базируется на следующих источниках:

- нормативные источники: Конституция Российской Федерации, конституции республик входящих в состав России; конституционные и федеральные законы; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления Государственной Думы и Совета Федерации; акты Правительства Российской Федерации; законы, решения представительных органов субъектов Российской Федерации; акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты МВД России и международные соглашения по вопросам правоохранительной деятельности;

- научные источники (монографии, статьи, научные публикации);

- учебно-методические источники (учебники, учебные пособия, лекции, программа курса, методические указания и т.д.);

- учебно-практические (материалы передового опыта ОВД и служб полиции; материалы периодической печати; статистические данные и другие аналитические материалы административной практики ОВД).

Следует учитывать, что данный учебный курс, как и все административное право, сложен в изучении: его характеризуют большой объем нормативного материала, динамичное законодательство. Поэтому необходимо использовать нормативные правовые акты в их действующей редакции.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.