Знания как объект управления — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Знания как объект управления

2017-06-19 501
Знания как объект управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем продолжить рассмотрение проблематики управления знаниями важно определиться с ключевыми понятиями этой области: «данные», «информация»,«знания».

В литературе, посвященной управлению знаниями, представлены различные подходы к их трактовке. Не претендуя на полномасштабный анализ, попробуем обозначить некоторые важные моменты.

Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения. Это – набор дискретных, объективных факторов о событиях. При этом в организационном контексте данные трактуются как структурированные записи об актах деятельности. Организации обычно хранят данные в информационных системах, в которые они поступают из различных подразделений и служб.

Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы категоризированы, они становятся информацией. Она трактуется как совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл.

Знание же трактуется как информация, готовая к продуктивному применению, действенная, снабженная смыслом. Оно представляет собой совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции нового опыта и информации. Оно формируется и применяется в умах людей, а в организациях зачастую оказывается закрепленным не только в документах и в хранилищах, но также в организационных процедурах, процессах, способах выполнения работы и нормах.

В таблице на основе обзора литературных источников приводятся различные определения знания.

 

Определение понятия «знания»

Ссылка из библиографического списка Определение
Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.896 с. Знание – селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая, в качестве именно знания, определенными социальными субъектами и обществом в целом.
Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет. А. М. Проюров (пред.).-М.: Советская Энциклопедия, 1981. 1600 с. Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
Логический словарь: ДЕФОРТ /Под ред. А.А Инина, В.Н. Перевезена, В.В.Летрова. М; Мысль, 1994. 268 с. Знание – система абстрактных объектов, доступная пониманию конкретного человека или сообщества людей. Знаниями являются не любые системы абстрактных объектов, а именно те из них, которые доступны пониманию человека
http://www.lcm.in] provementre Знание – необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т.д.) людей к информации
Поиск знаний как основа управления знаниями http://www.vest.msk.ru Знание – понимание, приобретаемое фактическим опытом
Поиск знаний как основа управления знаниями http://www.vest.msk.ru Знание – состояние осведомленности о чем-то или обладание информацией; диапазон информированности или осведомленности

В большинстве рассмотренных определений подчеркивается, что знания – понятие более широкое, глубокое и богатое по сравнению с информацией. Они представляют собой подвижное соединение разных элементов – опыта, ценностей, информации и экспертного понимания - и постоянно меняются; они интуитивны; характерны для людей и являются неотъемлемой частью человеческой сущности с ее непредсказуемостью.

С практической точки зрения важно использовать подход к трактовке знаний на основе последующих действий. В основе этого подхода лежит представление о том, что знания нельзя отделить от деятельности, и что знание того что, кто, как, когда, где и почему будет совершаться действие, является самым важнейшим ресурсом фирмы. Так, например, Дракер, Витцель и другие экономисты определяют знание, как «накопленные предпосылки для действия».

Классификация знаний на основе последующих действий

Типы знаний Характеристика типов знаний
Знание «что» Основной смысл знания. Представляет общепринятые «факты», а также опыт и доступ к обучению. Например, квалифицированный рабочий инстинктивно знает, что причиной поломки является определенный узел.   Профессионалы могут мгновенно оценить ситуацию намного быстрее, чем множество вариантов анализа основанных на использовании информационных технологий.
Знание «как» Это знание того, как производить действия. Частично это знание проявляется в организационных процедурах, но, на практике, оно большей частью имеет неявный характер и находится в головах людей.   Новые методы модернизации процессов рождаются из практики быстрее, чем находят свое отражение в инструкциях и процедурах. Овладение знанием «как» (ноу-хау) зависит от навыков и опыта, на развитие и совершенствование которых требуется время.
Знание «кто» Знание «кто» может помочь. Как и другие категории, знания основываются в определенной степени на суждении и способности оценить навыки и сильные стороны другого человека. Пример - специалисты, связанные в единую сеть в организации, являются естественным источником такой информации. Они могут не знать, как решить вашу проблему, но знают, кто может ее решить.
Знание «когда» Чувство времени. Например, квалифицированные брокеры как будто имеют чутье покупать, когда все продают. Некоторые компании превратили в преимущество свое умение определить точное время поглощения или выхода на рынок.
Знание «где» Знание, где лучше всего совершать действия. Движущие силы изменений усиливают свое воздействие или достигают критической массы в определенных местах, где концентрируются люди с определенной квалификацией.
Знание «почему» Предполагает более широкие контекст и видение, чем предыдущие типы знания. Такое знание позволяет людям приступать к решению неструктурированных проблем самыми подходящими способами. Например, удовлетворение потребностей клиента приемлемым для организации способом, а не беспрекословное следование процедуре.

Выделяются, в частности, и коммерческие знания, которые в условиях рыночных отношений представляют собой совокупность императивов, образцов и правил, реально воплощенных в деятельности фирмы и ее взаимодействии с внешней средой. Если решается задача развития организации, руководители используют все эти виды знаний. Разумеется, организации отличаются друг от друга. Но общим является то, что их развитие требует знаний о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах и т.д.

На личностном уровне типы знаний могут быть упорядочены по четырем степеням:

знание как результат познания (знание «чего») – владение основами предмета;

специальная квалификация (знание «как») – практическое выполнение, требующее больше знаний, чем можно извлечь из книг;

системное понимание (знание «почему») – глубокое знание причин и следствий, высшим выражением которого является интуиция;

самомотивируемое творчество (понимание «зачем») – желание и мотивация достижения успеха.

Такая трактовка знаний делает акцент на образовательные, организационные и социальные процессы приобретения знаний и помогает сформировать подходы к обучению разных категорий персонала.

Подход к трактовке знаний, основанный на способах структурирования и фиксации знаний, подчеркивает значимость трудно-формализуемого индивидуального знания и заставляет задуматься об организационных механизмах, способствующих обмену таким знанием и его продуктивному использованию.

Степень структуризации знания различается, как правило, по следующим категориям:

хорошо структурированные знания (алгоритмы, формулы, теории, схемы, процессы);

полуструктурированные знания (суждения, субъективные оценки, эвристические правила принятия решений);

неструктурированные знания (без теоретической основы, опыт в виде фактов).

Можно утверждать, что в каждом случае существует известное соотношение между определенностью знаний и степенью их структурирования.

Ф. Блэклер (Blackler, 1995) отмечает, что «знания многогранны и сложны, будучи и ситуативными и абстрактными, скрытыми и явными, распространенными и индивидуальными, материальными и ментальными, развивающимися и статичными, выраженными словами и закодированными». Он классифицировал фор мы знаний следующим образом:

включенные в технологии, нормы и организационные процедуры;

включенные в культуру в качестве общих соглашений, историй, ценностей и убеждений;

воплощенные в практических, основанных на деятельности компетенциях и навыках членов организации (практические знания или «ноу- хау»);

понимание и когнитивные навыки ключевых членов организации (понятийные знания или ноу-хау).

И. Нонака [Nonaka, 1991] считает, что знания хранятся либо индивидуально, либо коллективно. С точки зрения Ф. Блэклера, практические и понятийные знания являются индивидуальными, а технические и культурные знания – коллективными.

Представим классификацию знаний, разработанную экспертами Европейской комиссии (2003 г.).

Научные знания, формируемые в университетах, государственных научно-исследовательских институтах и частном корпоративном секторе исследований и разработок.

Технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения, университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в уже существующих организациях (spin-offs);

Инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями;

Человеческий капитал, создаваемый благодаря деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации; в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторе, а также в других специализированных заведениях высшего профессионального образования;

Квалификации (компетенции") - которые являются результатом получения образования в высших учебных заведениях, обучения, проводимого в корпоративном секторе, а также профессиональных курсов и профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сектор;

ИКТ (информация) – этот вид знаний создается в корпоративном секторе информационно-коммуникационных технологий и распространяется в результате применения ИКТ и деятельности сетевых структур.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.