Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-19 | 417 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Возникновение и основные исторические этапы развития русской социологии во второй половине XIX – начале XX вв. Вторая половина XIX века - время стремительного перехода России на рельсы индустриальной цивилизации, что обострило старые социальные проблемы и выявило массу новых. Средств традиционной социальной философии для их решения явно оказалось недостаточно. Необходимо было более точное социальное знание, что и выразилось в становлении и развитии социологии. Социологические проблемы начинают активно обсуждаться к концу 60-х годов XIX века, что можно считать исходным хронологическим рубежом начала социологии в России. Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития социологии.
Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины.
Складывается ряд школ и направлений социологических исследований: натуралистическая социология в различных формах - культурно-исторических типов теория Н.Я.Данилевского (1822-1885 гг.), географический детерминизм Л.И.Мечникова (1838-1888 гг.) и др.; этико-субъективная школа Н.М.Михаловского, П.Л.Лаврова, социологическая концепция народничества (М.А.Бакунин (1814-1876 гг.), П.А.Кропоткин (1842 -1921 гг.) и др
Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века.
В это время утверждается позиция, что социология есть одна из многих социальных наук, она имеет собственный предмет исследования и своеобразие задачи. В таком понимании социология все более положительно стала приниматься в научных и общественных кругах, в академической среде. Одновременно социологический подход начинает широко использоваться в других социальных дисциплинах.
|
В этот же период начинается, правда эпизодическое, преподавание социологии. Нет специальных изданий. Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Примечательно, что русская социология, особенно благодаря деятельности М.М.Ковалевского, выходит на международную арену на равных. Русские социологи участвуют в работе Международного института социологии, конгрессы которого собирались раз в три года. Три русских социолога (П.Ф.Лилиенфельд, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин) избирались президентами института, что говорит о международном признании русской социологии.
Начало XX - 50-е гг. ХХ века - третий этап в развитии русской социологии, насильственно прерванный в 1922 году. Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального развития (П.А.Сорокин). Ведущей школой становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная “христианская социология” в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк (1877-1950 гг.) и др.), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках марксизма, с одной стороны усиливается политизация социальной теории, формулирование теории социалистической революции (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современными научными, а не политическими, достижениями (А.А.Богданов (1873-1928 гг.).
Нарастает процесс институализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологического общество имени М.Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.Сорокиным.
|
Практически все социологи России в XIX -- начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития отечественной социологии в этот период времени. Именно этот аспект и использует автор в своей концепции социологам жизни, которая в развернутом виде учитывает состояние и тенденции развития общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями существования людей.
Высшая школа общественных наук в Париже.
Русская Высшая школа общественных наук — существовавшее в Париже в 1901—1905 годах учебное заведение, где прошли обучение многие российские политики оппозиционного направления.
Предпосылки к созданию. В конце XIX века в крупных города Европы (Стокгольме, Брюсселе, Милане, Лондоне и Париже) стали возникать так называемые свободные учебные заведения, в которых велось обучение различным общественным наукам. Эти учебные заведения существовали частью за счёт добровольных денежных пожертвований состоятельных людей, частью - за счёт платы, вносимой за обучение слушателями. Приём в них был свободным - без ограничений для женщин и по возрасту, не было при доступе в них и барьера в виде строгих экзаменов.
Создание школы. Убедившись во время общения с русскими студентами, обучавшимися в Париже, что лекции русских профессоров будут пользоваться в столице Франции успехом, Ковалевский и Гамбаров решили организовать здесь Русскую Высшую школу общественных наук. Для того, чтобы такое учебное заведение приступило к работе, требовались денежные средства. Ковалевский с Гамбаровым внесли на нужды школы 1 500 франков из своих личных средств, такая же сумма была собрана слушателями. Этих денег было недостаточно для открытия школы.Помог анонимный благотворитель, подаривший учрежденному в Париже русскому учебному заведению 30 000 франков. Позднее на нужды школы поступили деньги и от других лиц. Финансовые проблемы Русской Высшей школы общественных наук во многом решило включение её, на условиях сохранения автономии, в состав французской Свободной Высшей школы общественных наук.В здании последней, расположенном по адресу улица Сорбонны, 16, 19 ноября 1901 года состоялось торжественное открытие Русской Высшей школы общественных наук.
|
Политизация школы. Деятельность Русской Высшей школы общественных наук в Париже широко освещалась в российских газетах и журналах. Существенным преимуществом Школы являлось то, что она давала образование, равноценное высшему, но при этом не требовалось сдавать вступительных экзаменов и даже иметь свидетельство об окончании гимназии, плата за обучение была невысокой.Это способствовало высокой популярности школы. Ну а поскольку в Школе преподавались общественные науки, сама Школа была создана вопреки воле российского правительства, слушатели Школы легко получали право проживать во Франции, то в Школу потянулась политизированная молодёжь.
Закрытие школы. В 1904-1905 годах выступления в школе лидеров политических группировок стали постоянным явлением. Слушатели раскололись на противостоящие друг другу политические кланы. Интересы учёбы для слушателей, втянутых в политическую борьбу, отходили на второй план. А поскольку таких лиц в школе стало большинство, дальнейшее существование её в качестве учебного заведения уже в 1905 году потеряло какой-либо смысл.В декабре 1905 года император Николай II утвердил «Всеподданнейший доклад» министра народного просвещения И. И. Толстого, в котором признавалось необходимым разрешить открытие и в самой России свободных, частных учебных заведений, дающих образование «выше среднего». Существование Русской Высшей школы в Париже и с этой точки зрения лишалось какого-либо смысла. В январе 1906 года Русская Высшая школа общественных наук прекратила свою деятельность. Структура школы. Школа была задумана как своего рода просветительское мероприятие, основателями её были крупнейшие учёные-социологи позитивистского направления.. Преподавательский состав насчитывал 50 человек. Слушатели делились на две группы: постоянные учащиеся (360 человек) и слушатели отдельных лекций (400-500 человек). Лекции в основном читались на русском языке и иногда на французском. По свидетельству Ю. С. Гамбарова, практические занятия и спецкурсы проводились в школе днем, а лекции читались обыкновенно по вечерам.
|
Основные направления: географическое, историческое, субъективная школа, социал-органицизм, психологическая школа, генетическая социология, марксизм, бихевиоризм, неокантианство, социологические идеи религиозных философов.
Сложился ряд школ и направлений социологических исследований. Среди них можно отметить следующие: натуралистическая социология в различных ее формах (Н. Я. Данилевский, А. И. Стронин, Л. И. Мечников и др.), психологические направления (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н. И. Кареев, Е. В. де Роберти и др.), школа М. М. Ковалевского. Заявил о себе экономический материализм (Г. В. Плеханов). Правда, говорить о школах в социологии из-за отсутствия институциональных основ можно с определенной долей условности. В основном они представляли собой идейную общность, дружеские контакты, литературное сотрудничество и т. п. Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов—Ленин), с другой, выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идея с современной наукой (А. А. Богданов).
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!