Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-13 | 506 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Бочкарникова Анна Андреевна
Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями)
Россия при Александре II.
Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг
УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, главными из которых стало поражение России в Крымской войне; сформировать представление о сущности крестьянской реформы, уяснить ее основные положения и значение
Развивающая: развивать мышление, кругозор
Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: репродуктивные и ч/п
Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1. Император Александр II.
Сообщение ученика, дополнения учителя
Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.
Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Александра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек».)
<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознательным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>
|
Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Николая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».
В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>
Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>
<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>
|
<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>
Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>
Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <...>
Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.
Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>
Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.
Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.
|
Первые годы царствования Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 августа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию политическим заключенным: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура.
Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые — либералы-западники К. Д. Кавелин, В. Н. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков. Объявляя о выходе «Колокола», Герцен писал, что он будет звонить, «чем бы ни был затронут — нелепым указом или глупыми гонениями раскольников, воровством сановников или невежеством сената».
Подготовка реформы по отмене крепостного права
Заполняем таблицу (с. 124 - 126)
год | событие |
30 марта 1856 г. | Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права |
3 января 1857 г. | Создан секретный комитет для обсуждение вопроса об отмене крепостного права. Его деятельность была неэффективна |
Октябрь 1857 г. | Виленский генерал-губернатор Назимов передал Александру II просьбу литовских помещиков отпускать крестьян на свободу без земли. Александр издал РЕСКРИПТ (письмо монарха к подданному) о создании губернских комитетов по обсуждению отмены крепостного права. – подготовка реформы стала гласной |
1858 г. | В 46 губерниях созданы губернские комитеты. Секретный комитет стал Главным комитетом (во главе великий князь Константин Николаевич) |
1859 г. | Созданы Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть губернские проекты и составить общий проект отмены крепостного права (Во главе Я. И. Ростовцев) |
1860 г. | Проект был утвержден и утвержден на заседании Государственного Совета |
Яков Иванович Ростовцев (1803—1860 гг.) родился в семье директора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Северного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Николаю I о готовящемся заговоре. Но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.
|
В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учебным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.
Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского вопроса, еще в 1857 г. введя его в Секретный комитет, где он примкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобождения крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой перемены имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательства декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.
Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений, высказанных дворянством в губернских комитетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.
После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного как консерватор. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.
|
Закрепление.
ЗАДАНИЕ: составьте схему подготовки проекта по отмене крепостного права
Беседа с учащимися
- Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)
Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.
- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных -оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являюсь основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)
- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы свободные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)
- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян.)
Запись в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);
б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).
Помещики оброчных имений | Помещики барщинных имений | |
Земля | Крестьяне получают землю, которую они обрабатывают Помещики – все остальные земли, в том числе леса, луга и т.п. | Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы поставить их в экономическую зависимость от помещиков и заставить их наниматься на работы к помещику |
Выкуп | Выкуп за крестьян должно внести государство в размере оброчных доходов помещика | Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда |
4. Домашнее задание. С. 119 - 126
Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме: «Подготовка отмены крепостного права»
1) Что вы знаете о личности Александра II?
2) Каковы были причины отмены крепостного права?
3) Какие учреждения занимались подготовкой реформы? Назовите цели и итоги работы каждого из них.
4) В чем была трудность при составлении единого проекта закона Редакционными комиссиями? (переход к изучению нового материала и вопроса о желаниях помещиков черноземных и нечерноземных губерний)
Изучение нового материала.
Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.
19 февраля 1861 г. – Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права
ü Крепостное право в России отменялось
ü Крестьяне получали личную свободу
ü Они становились свободными сельскими обывателями.
Реформу определяли 2 документа:
1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».
2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.
??? - Какую власть над крестьянами потерял помещик? {Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее.)
Крестьяне получили гражданские права.
Гражданские права:
1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д.);
2) открывать торговые и промышленные предприятия;
3) выступать от своего имени в суде;
4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
5) переходить в другие сословия.
Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.
??? Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет.)
До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.
Размер крестьянского надела
РАЗМЕР НАДЕЛА
- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собственность.)
- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки». (Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.)
Отрезки – отторгнутые у крестьян участки земли. Крестьяне получили на 10-40% меньше земли, чем у них было до реформы
Работа со статистическими данными
Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела.
- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно были крайне малы) Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно. Согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.
Запись на доске и в тетради:
«Дарственный надел» - 1/4 часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
Выкуп
Рыночная стоимость земли, которая отходила крестьянам – 544 млн. руб
Сумма выкупа была определена в 867 млн. руб.
К 1907 г. Крестьяне выплатили государству и помещикам 2 млрд. руб.
??? Кто больше всего выиграл от реформы? (государство)
ДОПОЛНЕНИЯ
Начинать процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготовки окончательного введения в действие «Положений».
Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.
- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.)
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.
Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.
За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.
Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.
Закрепление.
Работа с документом
Учитель читает отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле -угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина, Разутова,
Горелова, Неелова, Неурожайка тож.
Беседа с учащимися по вопросам
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы. (С 1861 до 1881 гг., до. издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)
- Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия? (Названия говорят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его.)
Беседа с учащимися для закрепления материала
- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян и что для этого было необходимо? (Только с 1863 г. крестьянина могли перевести на выкуп .)
- Можно ли сказать, что с 1863 г. прекращалось временнообязанное положение всех крестьян? (Нет. Временнообязанное положение сохранилось для крестьянина до тех пор, пока он не начинал процедуру выкупа земли.)
5. Домашнее задание. § 20, вопрос 3 – письменно ( В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы? )
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Комментарий к схемам
1. Не все дворяне были помещиками. Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государственной службе. Это были или разорившиеся дворяне-помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.
2. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общину, но их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьянства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.
3. Буржуазия и рабочие (пролетариат) — это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий. Следует отметить, что к буржуазии относят не только собственников крупных торговых или промышленных предприятий, но и мелких торговцев и производителей.
Состав буржуазии пополнялся прежде всего лицами, имевшими капитал и вкладывавшими его в какое-либо торгово-промышленное дело. Дворяне-помещики получили большие средства во время выкупной сделки. Но не все из них направляли полученные деньги на развитие своего "хозяйства или на создание капиталистического производства. Большинство помещиков тратило выкупные суммы на непроизводительные цели (проще говоря, «проедало» их).
Купечество, почетные граждане (выходцы из купечества и мещанства), мещане составили свои капиталы на торговой деятельности.
Крестьяне, пополнявшие класс буржуазии, также изначально занимались торговой или ростовщической деятельностью. Раньше их называли капиталистами.
Класс рабочих формировался прежде всего из бедных крестьян, уходивших на заработки на заводы и фабрики. Учитель напоминает, что еще до отмены крепостного права крестьяне нечерноземных губерний уходили на заработки, чтобы отдать помещику оброк (крестьяне-отходники). Во второй половине ХК в., когда за счет отрезков усилился земельный голод, все больше малоземельных крестьян устремляется на заводы и фабрики, пополняя ряды рабочего класса.
Мещане (жители городов) также поступали работать на предприятия. В большинстве своем это были обедневшие жители города, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных торговцев и промышленников. В завершение учитель должен указать на политическую слабость российской буржуазии и ее зависимость от правительства.
Комментарий к диаграмме
Диаграмма наглядно показывает, что если общее количество крестьянских и помещичьих земель было примерно равным, то их распределение между собственниками приводило к огромному несоответствию между размерами землевладения одного крестьянского и одного помещичьего хозяйства. В результате несложных вычислений выясняется, что одна крестьянская семья пользовалась в среднем 7 десятинами земли, тогда как на одно помещичье хозяйство приходилось боле 2300 десятин. Учитель должен пояснить, что эти цифры являются усредненными. К примеру, количество дворянского землевладения колебалось от 100 до 8000 десятин, но большинство дворян-землевладельцев были мелко и среднепоместными, то есть имели от 100 (а иногда и менее) до 500 десятин земли.
В заключение учитель предлагает сделать вывод об особенностях развития сельского хозяйства в России в пореформенную эпоху, выделить его положительные и отрицательные черты. На основе пройденного материала учащиеся высказывают свои мнения. Итоги обсуждения можно свести в схему:
Развитие промышленности
Учитель возвращается к схеме «Развитие капитализма в России». Он отмечает, что промышленность полностью переходит на наемный труд, увеличивается объем выпуска промышленной продукции, чему способствует завершение в 1880-е гг. промышленного переворота.
Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот. Однако учитель уточняет, что механизация производства затронула крупные предприятия, наряду с которыми существовало мелкое ремесленное производство, основанное на ручной технике. В связи с этим появляется понятие многоукладное™ экономики, подразумевающее одновременное существование нескольких, различных по характеру форм производства.
Затем учитель переходит к объяснению особенностей развития промышленности в России во второй половине 19 в. При этом он опирается на схему.
Неравномерность экономического развития означала, что промышленность концентрировалась в основном в пяти районах, на остальной же территории страны господствовало аграрно-ремесленное производство. Во второй половине XIX в. быстрыми темпами развиваются новые промышленные районы — Донбасс и Баку, — обгонявшие в своем развитии Урал, Центральный и Северо-Западный районы. Промышленность Урала даже испытывала кризис, так как не могла быстро перестроиться на наемный труд. Концентрация промышленности означала также сосредоточение в этих примышленных районах крупных предприятий с большим числом рабочих на них (до нескольких тысяч). Такая концентрация рабочего класса на крупных промышленных предприятиях в сочетании с тяжелым положением рабочих облегчала проведение революционной агитации — семена революционных идей падали на благодатную почву.
Железнодорожное строительство.
В течение второй половины XIX в. железные дороги покрыли своей сетью всю Европейскую часть России. При этом он показывает на карте построенные в это время железные дороги (к поволжским городам, в южном направлении, к южному Уралу и т.д.). Кроме того, надо упомянуть о строительстве в 1891—1904 гг. Транссибирской железной дороги, которая связала Европейскую Россию с Дальним Востоком. Южная часть ее проходила по территории Китая и называлась Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). В связи с этим русское влияние на севере Китая усилилось. В то же время обострились противоречия с Японией, приведшие в начале XX в. к войне между двумя странами.
3. Домашнее задание. § 23, ответить на вопросы к параграфу
Организационный момент.
Б
А
Г
В
Г
Изучение нового материала.
Консервативное движение
n Идеолог движения: М.Н. Катков.
ИДЕИ:
n Реформы привели к отрыву царя и интеллигенции от народа;
n Результатом стал рост революционного движения;
n Виноваты либералы, которые навязали правительству реформы.
Особенность консерватизма в России:
n Консерваторы не просто хотели сохранить существующий строй, но стремились к пересмотру и отмене реформ.
n Широкой поддержки в обществе консерваторы не имели
Консерваторы. Противники существенных перемен в жизни общества оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов ' главным начальником III Отделения. Пользуясь неустойчивым состаянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, увалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище «Петр IV». С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.
Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек, весьма далекий от царского двора,— публицист и издатель, в прошлом видный либерал, М. Н. Катков.
Михаил Никифорович Катков (1818— • 1887 гг.) родился в семье мелкого чиновника. Отец его рано умер, и мать, оставшись с двумя малолетними детьми, была вынуждена поступить на службу надзирательницей в тюрьму. Детство и юность Каткова прошли в бедности, граничившей с нуждой. Тем не менее с помощью богатой родни он закончил словесное отделение Московского университета, а затем поступил в Берлинский университет. В конце 30-х гг. Катков познакомился с В. Г. Белинским, который ввел его в журналистику. В 1839 г. он был назначен заведовать редакцией университетской газеты «Московские ведомости», а в 1856 г. вместе с группой московских либералов начал издание «Русского вестника».
На рубеже 50—60-х гг. произошел окончательный разрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей.
В 1862 г. Катков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать имя А. И. Герцена в печати и спорить с его изданиями. Он подверг резкой критике «лондонских агитаторов» и их последователей, которые «возымели благую мысль избрать театром для своих экспериментов Россию». Он обвинил Герцена в том, что тот, проживая «комфортабельно и спокойно» в Лондоне, толкает русских «юношей-фанатиков» на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияние Герцена в России. После событий, связанных с восстанием в Польше (1863—1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с либералами.
К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы. Газета «Московские ведомости» имела такое влияние, что Каткову стало по силам смещать и назначать новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.
М. Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого стал рост революционного движения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, «развратившие» общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в «стадо... мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана».
Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них.
Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.
4. Домашнее задание. § 24, вопросы устно
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Идеи С. Нечаева
Документ 1
"У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени... Нравственно для него все, что способствует революции" Из "Катехизиса революционера" С.Г. Нечаева
Документ2
"Не признавая другой какой-либо деятельности, кроме дела истребления, мы соглашаемся, что формы этой деятельности могут быть чрезвычайно разнообразными. Яд, нож, петля и т.п...Вопли страха раздадутся в обществе, тряпичные литераторы будит испускать лиричные стоны... Мы должны оставаться глубоко равнодушными ко всем этим завываниям и не входить ни в какие компромиссы с обреченными на гибель" С.Г.Нечаев, 1869 г.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Хождение в народ»
Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.
Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
Документ 1.
"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне... и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".
"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху ег
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!