К понятию коммуникативной рациональности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

К понятию коммуникативной рациональности

2017-06-13 189
К понятию коммуникативной рациональности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американский философ Дж. Роулз (J. Rowls) предложил кон­цепцию своеобразного общественного договора, претендующую на рационализацию данного взаимодействия на основе понятия справедливости3. Что может служить основой социального со­трудничества? Во-первых, рациональные представления каждого субъекта о собственном благе, формулируемые в виде целей, пла­нов, стратегий поведения и деятельности. Во-вторых, понимание того, что человек живет в условиях риска и нередко терпит фиа­ско, сколь бы рациональной ни была его деятельность. Из этого вытекает чувство справедливости, призывающее гарантировать всем некоторый минимальный успех и социальный статус именно потому, что максимальный гарантировать невозможно: он явля­ется всеобщей мечтой и предметом ожесточенной конкуренции, в которой всегда есть проигравшие, причем каждый с легкостью

1 Частично опубликовано как: Касавин И. Т. К дискурс-типологии институтов: узкая и широкая рациональность// Коммуникативная рациональность и социаль­ные коммуникации. М., 2012.

2 См., например: Деятельность: теории, методология, проблемы; сост. И.Т. Ка­савин; под ред. В.А. Лекторского. М., 1990.

3 См.: Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация

может вообразить себя на их месте. Справедливость — это требо­вание максимизации социального минимума, что потенциально идет на пользу всем социальным субъектам. Речь не идет о равенстве, оно недостижимо, и стремление к нему не делает общественные отношения рациональными. Задача в том, чтобы смягчить остроту социальных противоречий между победителями и побежденны­ми, обеспечить последним относительную мягкость приземле­ния. Тогда низы будут потенциально способны подняться вверх, а верхи не перестанут идти на предпринимательский риск, без чего невозможно экономическое развитие. Ясно, что понимаемая таким образом рациональность социальных отношений уже пред­полагает что-то вроде веберовской ценностной рационально­сти, т.е. предпочтения определенных ценностей демократическо­го общества — ценностей компромисса, консенсуса, рациональ­ного дискурса1.

Для Ю. Хабермаса и О. Апеля именно понятие рационального дискурса оказывается в центре внимания, выступая в качестве со­циального проекта, способного реформировать человеческое об­щение и общество в целом2. В своей концепции коммуникативно­го действия3 Хабермас строит идеальную модель коммуникации, которая включает в себя диалогичность, понимание, критическую рефлексию и взаимное стремление к творческому взаимодейст­вию. Достижение социальной справедливости и вообще принятие адекватных социальных решений возможно лишь тогда, когда в обществе ведущую роль играют открытые рациональные структу­ры общественных (внеправительственных) организаций, занятые обстоятельным, квалифицированным и критическим обсуждени­ем наиболее актуальных и значимых событий и проблем. При этом приоритет отдается не обмену экспертными оценками между учеными-специалистами, а обсуждению, учитывающему все мно­гообразие мировоззрений и форм знания — от науки и техники до

' Критику концепции Дж. Роулза применительно к российским реалиям см.: Федотова В.Г. Социальная рациональность и демократическое общество // Ра­циональность на перепутье. Кн. 1. М., 1999.

2 См.: Фарман И,П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.

3 См.: HabermasJ. Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bande. Frankfurt a/M, 1981; Он же. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt a/M, 1984.

Раздел III. Прикладные исследования

религии и повседневности. Критически мыслящий философ, не связанный парадигмой отдельной научной дисциплины, играет в такой дискуссии ключевую роль как человек, способный рассмат­ривать отдельную проблему в совокупном культурном контексте. Вовлечение в орбиту аргументированного, доказательного, ло­гичного, морально ориентированного дискурса все более широ­ких кругов общественности перестраивает общество на рацио­нальных основаниях, смягчает противостояние групп с разными общественными интересами, превращает политическую поляри­зацию в сотрудничество на благо всего общества.

Коммуникативная рациональность, или рациональность об­щения, обнаруживает свою рационализирующую роль тем, что только она способствует взаимному согласованию деятельности социальных субъектов, вписыванию локальных контекстов дея­тельности в функционирование общества в целом, нахождению той социальной меры, соразмерности личных и общественных ин­тересов, которая и тождественна справедливому социальному уст­ройству.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.