Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса

2017-06-13 288
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. Существуют два основных подхода к разрешению этой проблемы. Первый – стадиально-поступательный (линейный) – заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход – цивилизационный - исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.

С точки зрения стадиального подхода различными мыслителями предлагались следующие варианты периодизации истории человечества:

1. дикость, варварство, цивилизация;

2.охотничье-собирательский, земледельческий, торгово-промышленный периоды;

3. древневосточная (IV-II тыс. до н.э.), античная (VIII в. до н.э.-V в.), средневековая (V-XV вв.), новая (конец XV- до 1917 г.), новейшая истории (1917 г.- до наших дней);

4.первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая общественно-экономические формации (Маркс);

5. традиционное (аграрное) общество, индустриальное (промышленное) общество, постиндустриальное (информационное, технотронное и т.п.) общество (Белл, Тоффлер, Бжезинский и др.).

Основным недостатком линейных концепций является европоцентризм, то есть они описывают историю западного общества, но не применимы к анализу обществ других регионов мира. В конце XIX в. начинает формироваться цивилизационная концепция исторического процесса, принимающая во внимание многообразие и уникальность конкретных обществ, их культур и историй. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным.

Термин «цивилизация» (от лат. сivilis – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:

1. как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер). Признаками перехода к цивилизации являются возникновение городов, государства, письменности;

2. как синоним культуры (Тойнби и др.);

3. как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация);

4. как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер).

В настоящее время принято следующее определение этого сложного понятия. Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

Сторонники цивилизационного подхода выделяют разное количество конкретных (локальных) цивилизаций, которые проходят одни и те же этапы возникновения, роста и заката. В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории, который бы учитывал поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории и в то же время всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций. Интеграционный подход к пониманию истории человеческого общества некоторые исследователи называют всемирно-историческим, имея в виду, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления экуменической единой цивилизации. Немецкий ученый и философ Карл Ясперс начало всемирной истории называет «осевым временем» (с 800 по 200 г. до н.э.), когда в великих культурах древности (Индия, Китай, Персия, Палестина, Древняя Греция) начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества, тот тип человека, который существует и поныне. В ХХ в. четко обозначился процесс формирования общепланетарного мышления, осознание единства мировой цивилизации перед лицом глобальных проблем современности, «точки соприкосновения» и взаимовлияния отдельных цивилизаций.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.