Виды конституционных институтов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Виды конституционных институтов

2017-06-13 411
Виды конституционных институтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

· головные;

· сложные;

· одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде­ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

46. ​ Федеративное устройство Российской Федерации. Становление и развитие Российской Федерации как федеративного государства.

 

Становление и развитие России как федеративного государства прошло ряд этапов:

Этап – до 1918 года

- 25 января 1918 года – принимается Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая впервые провозгласила Россию федеративным государством. В ней говорилось, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».

- 10 июля 1918 года – принимается Конституция РСФСР, которая юридически закрепила федеративное государственное устройство.

Особенностью федерации на этом этапе было то, что она создавалась на принципе автономии. Это значит, что не вся территория государства состояла из территорий субъектов федерации. На территории России в областях, отличавшихся особым бытом и национальным составом, могли создаваться автономные образования. В начале 1918 года такими автономными образованиями были только автономные республики. (Позднее появляются еще две формы автономий – трудовые коммуны и автономные области.)

Таким образом, формами автономий в составе России в 1918 – 1920 –е годы были:

- автономная республика;

- трудовая коммуна (со второй половины 1918 года);

- автономная область (с 1920 года).

Процесс формирования автономных образований в целом был завершен к 1922 году. Различия между видами автономных образований заключались в том, что автономная республика имела более высокий статус, в том числе имела свои органы власти.

Этап – 1922 год

В это время Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика вошла в состав Советского Союза Социалистических Республик. Юридически это было оформлено подписанием Договора об образовании СССР и принятием Конституции СССР 1924 года. Таким образом, РСФСР стала частью союзного государства. В этот период происходят изменения в федеративном устройстве самой Российской республики:

- трудовые коммуны как формы автономий были преобразованы в автономные республики;

- возникает новая форма автономий – национальный округ, первым из которых стал округ, образованный в составе Пермской области в 1925 году – Коми-Пермяцкий. Впоследствии были образованы Чукотский, Эвенкийский, Таймырский, Ненецкий и другие национальные округа. Таким образом, с созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому до 70-х годов XX века формами автономий в составе РСФСР были:

- автономная республика;

- автономная область;

- национальный округ.

Впоследствии Конституцией СССР 1977 года национальные округа были переименованы в автономные округа (данное название сохраняется и сегодня в Конституции РФ 1993 года). В результате Конституция РСФСР 1978 года закрепила в составе российского государства следующие формы автономий:

- автономная республика (их было 16);

- автономная область (их было 5);

- автономный округ (их было 10).

3 этап – 1990 год, который связан с существенными изменениями в федеративном устройстве РСФСР

12 июня 1990 год – принимается Декларация о государственном суверенитете в силу двух причин:

1) распад СССР;

2) рост сепаратистских тенденций в составе самой российской республики и требования ряда республик выхода из ее состава.

Все эти события привели к принятию 31 марта 1992 года Федеративного договора, содержание которого предусматривали положения о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Фактически данный договор состоял их трех частей:

1. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и суверенных республик в составе РФ.

2. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и краями, областями, городами федерального значения.

3. Договор о разграничении полномочий между Федерацией и автономной областью и автономными округами в составе РФ.

Договор имел важное значение на данный исторический период, который учеными называется «парадом суверенитетов»:

1) договор позволил сохранить целостность и единство государства;

2) договор признал субъектами Федерации такие территориальные образования как края, области и города федерального значения (до этого в составе РСФСР были лишь субъекты, образованные по национальному признаку);

3) в договоре были разграничены полномочия между органами власти Федерации и органами власти субъектов. Такое разграничение было необходимо, так именно в нем и заключается сущность федеративных отношений. При этом перечень вопросов, по которым законодательное регулирование осуществлялось исключительно РФ и исключительно субъектами РФ, был закрытым. Это являлось определенной гарантией соблюдения прав субъектов Федерации.

4) В договоре впервые устанавливался перечень совместного ведения РФ и ее субъектов, тех сфер, в рамках которых законодательное регулирование могли осуществлять как органы Федерации, так и органы субъектов Федерации.

Подписание Федеративного договора 1992 года вызвало среди ученых дискуссию о характере РФ и о том, каким именно документом была закреплена федеративная форма территориального устройства: либо Конституция РСФСР 1918 года (значит РФ является конституционной федерацией), либо данным Договором (значит Ф является договорной федерацией).

Этап – 1993 год

12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, которая юридически закрепила федеративное устройство государства. Положения Федеративного государства вошли в нормы Конституции РФ. При этом в Заключительных и переходных положениях Конституции закреплено, что в случае несоответствия Федеративного договора Конституции РФ, действуют положения Конституции РФ.

В Конституции РФ в отличие от Федеративного договора нет упоминания о суверенитете республик. Она признала равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция РФ 1993 года закрепляет шесть видов субъектов Российской Федерации:

1) республика – 22

2) края – 9

3) области – 46

4) города федерального значения – 3

5) автономная область – 1

6) автономные округа – 4

Всего 85 субъектов входят в состав Российской Федерации. Их перечень содержится в части 1 статьи 65 Конституции РФ.

Таким образом, Конституция РФ 1993 года предусматривает в составе Российского государства:

- национальные образования – это республики

- территориальные образования – это края, области, города федерального значения

- автономные образования – это автономная область и автономные округа.

Вывод: Таким образом, мы можем придти к выводу, что Российское государство прошло последовательный путь от унитарной формы устройства к федеративной, каждый из этапов которого знаменовался принятием нормативного акта конституционного значения.

Тенденцией развития федеративных отношений в Российском государстве на современном этапе является, прежде всего, изменение субъектного состава Российской Федерации (в сторону сокращения); исключение – принятие в состав РФ двух новых субъектов – Крыма и Севастополя.

В любом случае с 1993 года общее количество субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83 (до марта 2014 года), сейчас их количество составляет 85.

Остановимся на данном вопросе более подробно.

2. Изменение субъектного состава Российской Федерации регулируется

А) Конституцией РФ (глава 3) и

Б) Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и возможно в двух ситуациях:

1) включение в ст.65 Конституции РФ названия нового субъекта РФ в результате:

а) принятия в РФ нового субъекта. Это связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства либо его части с ратификацией такого договора и последующим внесением Президентов РФ в ГД проекта ФКЗ «о принятии в состав России нового субъекта».

Пример: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

б) образования в составе РФ нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих друг с другом субъектов РФ с предварительным проведением референдума в объединяющихся субъектах РФ. Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта». Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч.1 ст.65) на основе выше указанного ФКЗ.

Примеры:

2004 год - объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край)

2005 год – объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (Красноярский край включил в свой состав автономные округа)

2006 год – объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (образован Камчатский край)

2006 год – объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область включила в свой состав автономный округ)

2007 год – объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (образован Забайкальский край).

2) изменение названия уже существующего субъекта РФ происходит по его собственной инициативе по итогам проведения референдума без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (Постановление от 28 ноября 1995 г.). Согласно данному Постановлению изменения наименования субъекта РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

Примеры смены названия субъекта:

- изменение наименования Ханты-Мансийского автономного округа на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

- изменение наименования Чувашской Республики - Чаваш республики на Чувашскую Республику – Чувашию

- изменение наименования Республики Калмыкия - Хальмг Тангч на Республику Калмыкия

- изменение наименований Ингушской Республики на Республику Ингушетия

- Республики Северная Осетия на Республику Северная Осетия - Алания

Вывод: Таким образом, федеративные отношения в Российском государстве имеют свойство изменяться. Все подобные изменения в обязательном порядке отражаются в тексте Конституции РФ.

47. ​ ​ Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации.

 


Конституционно-правовой статус республик в составе РФ

В состав РФ входит 21 республика: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарская (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская – Чувашия.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Республика – равноправный субъект РФ. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Республика в составе РФ:
1) непосредственно входит в состав РФ,
2) обладает собственной территорией,
3) принимает конституцию,
4) вправе устанавливать свои государственные языки,
5) имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ,
6) образует собственные органы государственной власти,
7) наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти,
8) имеет право на представительство в Совете Федерации,
9) имеет право законодательной инициативы в ГД CФ РФ, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

На основе Конституции РФ статус республики конкретизируется ее конституцией.
Конституция республики в составе РФ:
1) является атрибутом государственности данного субъекта РФ;
2) обладает учредительными свойствами;
3) имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики;
4) принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке;
5) не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов власти;
6) закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;
7) гарантируется Конституционным Судом РФ и республиканскими конституционными судами.

Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ

Территория республики – пространственный предел ее власти.

Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус республики характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

 

48. ​ Статус государственного языка. Языковое равноправие.

 

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Признание русского языка государственным означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, судах.

Установление русского языка в качестве государственного не исключает права определенных субъектов Федерации устанавливать свои государственные языки. Такое право предоставлено (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ) республикам. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Конституция РФ закрепила за всеми народами право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Граждане России имеют право получать основное общее образование на родном языке, они вправе создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.