Различают несколько типов монополий. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Различают несколько типов монополий.

2017-06-13 273
Различают несколько типов монополий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства

2.Искусственные монополии. Под этим условным назвп нием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии вы ступают в виде различных монополистических отношений.

В результате концентрации производства могут возникнуть, разные организационные формы монополии:

1.Картель — участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д

 

2.Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. 3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4.Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

5.Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6.Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятии для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.

7. Законными формами чистой монополии являются так же патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идеи изобретателя. Авторские права дают авторам произведении исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые пред приятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

10. Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых — обеспечить бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это позволяет рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1 .Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают гос., монопольный и свободный рынки.

Факторы, влияющие на развитие рынка: 1.изменение уровня цен; 2.маневрирование товарными запасами; 3.регулирование денежных доходов потребителей.

2. Торговля. Специфическая отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами (оптовая и розничная, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).

Рыночные институты — коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро. Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.

 

11. В ЛЮБОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВО ИГРАЕТ ВАЖНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РОЛЬ, ВЫПОЛНЯЯ БОЛЬШИЙ ИЛИ МЕНЬШИЙ НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ. Рынок ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ НЕСОВЕРШЕНЕН И НЕ ПРИЗВАН РЕШАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ЧТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВЫЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА.

Несовершенство РЫНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:

1)РЫНОК НЕ СПОСОБЕН ПРОТИВОСТОЯТЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ, ОГРАНИЧИВАЮЩЕЙ СВОБОДУ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Монополисты ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МОНОПОЛЬНЫХ СВЕРХПРИБЫЛЕЙ ДИКТУЮТ ЦЕНЫ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ЦЕН НА ТРАНСПОРТ, УСЛУГИ СВЯЗИ, ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ, СЫРЬЕ;

2)РЫНОК НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОИЗВОДСТВЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ, ОСОБЕННОСТЬ КОТОРЫХ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ИМИ ДОЛЖНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВСЕ, НО НЕ ОБЯЗАНЫ ЗА НИХ ПЛАТИТЬ. Общественные БЛАГА — ЭТО НЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ДОСТУПНЫЕ КАЖДОМУ. Например, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ, УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И МНОГИЕ ДРУГИЕ. Несмотря НА ТО ЧТО ОНИ БЕСПЛАТНЫ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ОНИ НЕ БЕСПЛАТНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И СВЯЗАНЫ С ИЗДЕРЖКАМИ, КОТОРЫЕ НЕ СПОСОБЕН НЕСТИ РЫНОК;

3)РЫНОК НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, НЕ МОЖЕТ НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СТАБИЛЬНУЮ ЗАНЯТОСТЬ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ. Все ЭТО ВЕДЕТ К СОЦИАЛЬНОМУ РАССЛОЕНИЮ, УСИЛИВАЕТ СОЦИАЛЬНУЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ;

4)РЫНОК НЕ УСТРАНЯЕТ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РОСТЕ ПРОИЗВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА. Чаще ВСЕГО ЭТО СВЯЗАНО С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НАРУШЕНИЕМ ЭКОЛОГИИ;

5)ИМЕЮТ МЕСТО НЕПОЛНЫЕ РЫНКИ, НАПРИМЕР, РЫНОК ПЕНСИОННОГО ИЛИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Для ИХ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕБУЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА;

6)НЕСОВЕРШЕНСТВО ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ СОБОЙ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО. Без ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА ИНФОРМАЦИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ.

Все ЭТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА УКАЗЫВАЮТ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ СВОИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Государство — ЭТО ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ. Государственное РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — ПРОЦЕСС ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, В ХОДЕ КОТОРОГО РЕАЛИЗУЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ОСНОВАННАЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ.

На РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ГОСУДАРСТВО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ ВОЗДЕЙСТВОВАЛО НА ЭКОНОМИКУ. Так, В XVI—XVII ВВ., ГОСУДАРСТВУ ОТВОДИЛАСЬ ВАЖНАЯ РОЛЬ ПО ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИЮ ЗАРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ. По МЕРЕ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В XVIII—XIX ВВ. Уровень ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СНИЗИЛСЯ ДО ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЗАЩИТЕ РЫНОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

Размеры МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУЩЕСТВЕННО ВОЗРОСЛИ В ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1929—1933 ГГ. И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Повышение РОЛИ ГОСУДАРСТВА ВЫРАЗИЛОСЬ В УВЕЛИЧЕНИИ СОВОКУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ВАЛОВОГО ПРОДУКТА ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ГОСБЮДЖЕТ.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ЕЩЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАЕТ, ТАК КАК РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ НЕ В СОСТОЯНИИ СПРАВЛЯТЬСЯ СО ВСЕМИ ЗАДАЧАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ И ДОХОДОВ. Государство ДОЛЖНО ДОПОЛНЯТЬ РАБОТУ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ ВСЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО.

 

 

12. Одной из главных экономических проблем в рыночной системе хозяйствования является проблема «Что производить?». И решается она при помощи изучения спроса покупателей товаров и услуг. Главным критерием существования спроса является возможность потребителя заплатить за предлагаемый товар или услугу. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре и при данной цене. То есть спрос существует только тогда, когда потребность обеспечена деньгами. На спрос (D) воздействует множество факторов. Главным является цена, определяющая величину спроса. Функциональная зависимость спроса от цены выглядит так: QD = f (Р), где Р – цена товара; QD – величина спроса. Если цена повышается, то спрос уменьшается. Чем ниже цена, тем больше спрос. В этом сущность закона спроса. Со снижением цены товара возникают два эффекта: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода означает, что на один и тот же по величине доход, но при снижающейся цене, можно приобрести больше товара. Это создает возможность увеличения дохода. Эффект замещения состоит в том, что потребитель замещает более дорогие товары более дешевыми.

Кроме цены, на спрос воздействуют и другие, неценовые, факторы, которые приводят к изменениям в спросе. К ним относятся:

- потребительские вкусы и предпочтения; - величина дохода; - число покупателей; - цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; - мода, реклама, климатические условия и другие факторы.

Различают следующие виды спроса: 1) отрицательный – потребители воздерживаются от покупки товара; 2) отсутствующий – потребитель полностью отказывается от данного товара; 3) скрытый – его невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров; 4) падающий – теряется интерес к товару; 5) нерегулярный – колеблется в зависимости от сезона, времени; 6) полноценный – потребитель удовлетворен качеством и ценой товара; 7) чрезмерный – спрос на товар больше, чем имеется товаров на рынке; 8) нерациональный – спрос на товары, не приносящие пользы.

Разделяют также индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос характеризуется особенностью реакции каждого отдельного потребителя на изменение цены. Рыночный спрос – это сумма индивидуальных спросов.

13. Предложение – это количество продукта, которое производитель может произвести и предложить к продаже на рынке по определенной цене. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров: сырье (ресурсы); оборудование; труд; капитал; товары потребительского назначения. Состав предложения постоянно меняется. Его объем увеличивается, обновляется, в него включаются новые товары и услуги. Предложение зависит от множества факторов. Определяющим фактором является цена. С ростом цены предприниматель предлагает к реализации больше продукции.

Закон предложения: чем выше цена, тем больше предложение

Величина предложения – это его изменение под воздействием цены.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение: 1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства; 2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм; 3. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение; 4. технологические возможности производства; 5. уровень налогов и дотации; 6. перспективы развития отрасли; 7. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.