Тема 3. Основные категории этики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 3. Основные категории этики

2017-06-13 1066
Тема 3. Основные категории этики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

Категории этики: их генезис и специфика

Долг и совесть

Честь и достоинство

Справедливость

Один из центральных вопросов морали состоит в том, каким образом осуществляется нравственный контроль над поступками людей. Подобно тому, как в своем физическом и нравственном развитии человек проходит стадии детства, отрочества, зрелости, меняется характер и механизм регулирования его поведения. С ростом самосознания личности обязанности, выступавшие прежде как внешняя навязанная ей необходимость, т.е. сфера несвободы, постепенно замещаются добровольным следованием моральному долгу.

Совершаемые нами поступки можно контролировать по-разному, например силой традиции, давлением общественного мнения, что отражается в нравственных оценках и санкциях, применяемых обществом, от имени которого чаще всего выступает конкретный социальный субъект (группа, общность). Такого рода формы воздействия оправданы на ранних стадиях социального развития. Однако на более высоких стадиях общество сталкивается с ситуацией, при которой государство и его органы пытаются присвоить и в известной степени даже монополизировать функцию морального контроля над сознанием и поведением индивидов.

Категории этики: их генезис и специфика

Категориями (от греч. kategorein - суждение, определение, высказывание) называются основные понятия морального сознания, с помощью которого люди ориентируются в жизни, оценивают человеческое поведение и поступки с точки зрения их классификации как нравственных и безнравственных.

Этические категории (они же категории морального сознания) отличаются от категорий других наук рядом особенностей:

· во-первых, категории этики отражают многогранные связи людей, возникшие в обществе в системе общественных отношений;

· во-вторых, с помощью этических категорий дается положительная или отрицательная оценка поведения людей;

· в-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; долг и совесть; здравый смысл; честь и достоинство и др.

Имеются основания полагать, что к числу важнейших компонентов профессионального и нравственного сознания юристов, определяющих их способность успешно выполнять профессиональный долг, в соответствии с требованиями закона и юридической этики, относятся такие категории, как: долг и совесть, честь и достоинство, справедливость.

Долг и совесть

Долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполняется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека, но и предполагает ее.

Как категория этики долг означает отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.

Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может и не имеет права мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть - это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:

· внутреннюю (рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;

· чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.

Формами проявления совести могут быть: нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

Виды и функции совести

Существует заблуждение относительно того, что совесть дана человеку как нечто вечное и неизменное, оставаясь одной и той же у всех и каждого. Между тем, как мы уже говорили, совесть наличествует лишь у тех людей, кто достаточно независимо и свободно определяет сферу своей нравственной компетенции и долга, способен давать объективную оценку собственным намерениям и действиям. Более значимо то, что совесть и глубина ее нравственного проявления могут неоднократно меняться даже на протяжении жизни одного человека. Кроме того, сама совесть в процессе своего развития принимает различные формы, обладающие определенной спецификой.

Ключевой вопрос, с которым сталкивается этика, – это соотношение чистой и больной совести. Исходный момент дискуссии здесь составляет известное высказывание А. Швейцера: "Мы никогда не должны становиться глухими. Мы будем жить в согласии с истиной, если глубже прочувствуем конфликты. Чистая совесть есть изобретение дьявола" [1]. Положение о чистой совести по прошествии лет стало хрестоматийным, часто цитируется. Однако мы не случайно привели весь абзац, содержащий мысль великого гуманиста: взятая вне контекста, она теряет часть своей смысловой нагрузки.

В самом деле, можно ли характеризовать чистую совесть как изобретение дьявола? И что вообще она означает для человека? Если мы обратимся к истории этической мысли, то обнаруживается, что более всего уделяли внимания этой проблеме представители стоицизма. В их понимании совесть есть некое вместилище (часто в этом же значении они говорили о душе), куда Бог, а по мере взросления – уже сам человек, закладывает качества, призванные способствовать добродетельности жизни и отдельных поступков людей. Однако с тех пор, как в компетенцию человека перешло право определять свой моральный выбор, возникает собственно проблема чистоты совести. Так, если одни люди вполне добровольно следуют идее морального блага, то другие в той же степени могут грешить против нее (рис. 4.1). Было бы наивно полагать, что в последнем случае совесть человека не пострадает, не изменится ее качество.

Чистую совесть стоики ставили несравнимо выше всех иных ценностей, сколь бы привлекательны они ни были. "Чистая совесть – не гораздо ли лучше богатства?" – восклицает Эпиктет [2]. Первое дано нам свыше, досталось почти даром, и поэтому далеко не всегда мы оказываемся в состоянии представить цену возможной ее утраты; второе относительно и случайно, его можно в ряде случае легко приобрести, но также легко потерять. Путем утраты души, совести можно обрести кажущуюся независимость от морали, достигнув и богатства, и власти, и славы. Однако справедливо и то, что нельзя осуществить обратного обмена – богатства на добродетель. Поэтому, например, Сенека, отвечая на вопрос о путях достижения блага, говорит, что "его дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному" [3]. Как видим, чистая совесть связывается здесь с сознательным выбором в пользу добра, блага, следованием элементарным требованиям человечности.

Утрата совести может протекать в различных формах, что обусловливается конкретными причинами, вызывающими изменения в нравственном микрокосме личности. Так, Эпиктет различает проступки против совести, если человек заблуждается, "искренне принимает ложь за истины", и те случаи, когда люди "нарочно не принимают истины... не потому, что не могут понять ее, а потому, что она обличает их злые дела, отнимает у них оправдание своих пороков..." [4]. Именно эта намеренность, т.е. осознанный выбор в пользу зла, позволяет сделать вывод, что совесть таких людей больна. Следовательно, больная совесть – это такое состояние, при котором человек, осознавая нравственную сомнительность либо даже аморальность своих действий, тем не менее совершает поступки, противоречащие его собственным нравственным представлениям.

Еще один аспект интересующей нас проблемы можно обнаружить в размышлениях Н. А. Бердяева. По мнению философа, достоинство совести определяется свободой человека от внешнего мира: "Совесть может быть задавлена и закрыта, искажена и извращена...". Извне, со стороны общественного мнения, государства, семьи, церкви и т.п., исходит угроза чуждого авторитета, навязывания привходящих представлений и оценок. Поэтому "этика должна раскрывать чистую совесть, незамутненную социальной обыденностью, она должна быть критикой чистой совести" [5] Нравственная чистота – залог нашей способности судить себя по самой высокой мерке. Отсюда требование дистанцироваться от всего внешнего, что может негативно повлиять на чистоту нашего нравственного выбора. С точки зрения Н. А. Бердяева, свобода человека в первую очередь – это свобода от внешнего мира, а уже во вторую – внутренняя.

Вернемся к исходной мысли А. Швейцера, с которой мы начинали рассмотрение проблемы. Он имел в виду тот несомненный для верующего человека факт, что совесть есть Божий дар. Уже в силу этого следует сверять с нею свои мысли, намерения, поступки. Это активная наступательная совесть, нетерпимая к любым проявлениям зла. Прямо противоположная ситуация складывается, если человек остается глух к своему внутреннему голосу. Так называемая "чистота" обеспечивается тем, что личность не ощущает ни малейшего сомнения в собственных деяниях, их результатах, путях, которыми эта цель достигнута, а также морально сомнительных последствиях, которые могут проявиться спустя, например, годы. Совесть у такого человека либо спит, либо окончательно утеряна. И первое и второе суть ступени одного и того же процесса, результат же заключен в утрате личностью потребности в нравственной самооценке. Именно в этом случае допустимо утверждение, согласно которому чистая совесть – это "изобретение дьявола".

Существуют и иные подходы к типологии совести. Так, современный отечественный исследователь проблем этики Ю. А. Шрейдер выделяет такие формы ее проявления, как боязливая, фарисейская и здоровая совесть

Боязливая совесть связана с неспособностью индивида отделить важное от случайного, не имеющего существенного значения. Ее наличие говорит о том, что человек несвободен, он все делает с оглядкой, сообразуя любое свое действие с мнением начальника, окружающих людей, инструкцией и т.д. Наличие боязливой совести есть верный признак духовного рабства, личной ограниченности в выборе линии поведения. На практике, в повседневной жизни такой человек стремится избежать любой ответственности, перекладывая ее на плечи других людей. Причина этого может корениться как в субъективном начале (психологический склад личности), так и в факторе семейного или религиозного воспитания, непосредственной социальной среде, господствующем типе отношений между людьми. Наиболее тяжелые в социальном плане последствия влечет ситуация, при которой носителем боязливой совести оказывается лицо, облаченное большими полномочиями.

Фарисейская совесть проявляется в показном соблюдении нравственных правил, получивших закрепление в моральном кодексе поведения, традициях культуры или же официальное одобрение свыше. Сам термин, ставший со временем нарицательным, ведет свою историю от имени фарисеев-законников (от греч. pharisaioi – отделившиеся), стиль и характер деятельности которых описан в Новом Завете. Нравственная суть этого явления прекрасно выражена в словах Иисуса, обращенных к его преследователям и оппонентам: "Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Евангелие от Матфея, 23:28). Поведение фарисея может быть определено как ханжеское лицемерие. С одной стороны, это практика придания заведомо безнравственным поступкам псевдоморального возвышенного смысла. Например, в годы культа личности поощрялись всеобщая подозрительность и доносительство. С другой стороны, люди такого типа выставляют себя поборниками благонравия, требуя от окружающих формального соблюдения требований, уже утративших свое нравственное значение.

Здоровая совесть принадлежит человеку, который умеет правильно соотносить мнение о нем окружающих с собственной самооценкой. Значение совести вовсе не в том, чтобы абсолютно игнорировать нравственные требования. Скорее, наоборот, совесть позволяет личности увидеть, усвоить, переработать прошедшие проверку временем ценности высокой морали.

Благодаря этому формируется способность и потребность ответственного поведения, в основании которого лежит свободный выбор индивида. Если кто-то гонит от себя сомнения, не слышит внутреннего голоса, есть повод насторожиться, задуматься, а всегда ли я правильно поступаю? Совесть необходимо воспитывать, оберегать, чтобы она всегда была верным и надежным советчиком. Хотя характеристика различных состояний совести достаточно условна, однако она помогает лучше понять механизм нравственного регулирования.

Действие фактора совести исходит из соотношения множества параметров: индивидуального и общественного, чувств и разума, внешней оценки и самооценки. Существуют различные подходы к вопросу о функциях совести. Так, этому вопросу традиционно много внимания уделяется в христианской этике. Учебная программа по нравственному богословию Московской духовной семинарии выделяет три основные функции совести: законодательную, судебную, исполнительную.

Законодательная функция (авторитет совести) проявляется в установлении нравственным сознанием личности абсолютных моральных запретов. В повседневной жизни эти ограничения обычно соблюдаются людьми автоматтчески, однако в кризисной ситуации человек обращается к голосу совести. Именно ее авторитет лежит в основании известного принципа "Не могу иначе!". Правильное воспитание совести и, соответственно, доверие, которое испытывает к ней личность, – залог моральности ее отдельных поступков и жизни индивида в целом.

Судебная функция (достоинство совести) обеспечивается способностью человека подвергать свои действия нравственному сомнению, анализировать их с точки зрения соответствия элементарным началам человечности. Сиюминутные выгоды и практические соображения для человека, обладающего нравственным самосознанием, оказываются несравнимо менее ценными приобретениями, чем его принципы и убеждения. Даже по прошествии десятилетий личность может переживать сильнейшие укоры совести в том, что она совершила либо, наоборот, не совершила того, что было предписано ей нравственным долгом.

Исполнительная функция (свобода совести) связана с реализацией права каждого человека свободно осуществлять выбор тех или иных нравственных ценностей. Обстоятельства могут в одних случаях способствовать, в других – препятствовать этому, однако прямой зависимости между социальными условиями и внутренней свободой личности нет. Можно быть рабом по натуре в самой свободной стране и оставаться духовно независимым даже в неволе. Речь идет, во-первых, о наличии у человека готовности исповедовать определенные взгляды и руководствоваться ими; во-вторых, о том, что потребность в свободе должна воспитываться, формироваться на протяжении всего жизненного пути.

Индивид не только устанавливает себе внутренние границы (законодательная функция), судит себя в случае их нарушения (судебная функция), но таким же образом действует в соответствии со своими принципами (исполнительная функция).

Нетрудно убедиться, что совесть в том понимании, как она представлена в христианской этике, существует в единстве всех трех названных функций, действие каждой из которых невозможно в отрыве от других. Здесь угадывается аналогия с тремя ветвями государственной власти, взаимно уравновешивающими друг друга. По этой же схеме работает идеальная модель совести.

В рамках классической традиции принято выделять две основные функции, присущие совести, – предупредительную и ретроспективную.

Предупредительная функция связана с доведением до сознания индивида сигнала о моральной недозволенности определенных поступков. Степень ее действенности определяется тем, удается или нет блокировать негативные проявления. В случае с боязливой совестью можно говорить о чрезмерности действия этой функции, тогда как больную совесть ничто не может сдержать от нарушения моральных установлений. Очевидно, что в обоих случаях не может быть достигнута главная цель – использование внутренних механизмов нравственного регулирования.

Предупредительная функция совести позволяет человеку быть моральным и добродетельным, прежде всего в собственных глазах, блокируя нежелательные проявления. Это возможно, если в человеке есть определенная основа, заложенная правильным воспитанием, гармоничным сочетанием нравственных чувств и убеждений. Результат этого проявляется в наличии у индивида здоровой совести.

Ретроспективная функция (от лат. retro – назад и specio – смотрю) находит выражение в укорах и угрызениях совести по поводу уже совершенного, ее проявления, как правило, скрыты от глаз окружающих. Существуют различные оценки значения данной функции. Классическая трактовка исходит из того, что ее наличие есть показатель нравственной зрелости личности, способной руководствоваться показаниями своего самосознания.

Честь и достоинство

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.

В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав человека» в XX веке отразила понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения.

Выводы

Мы живем в мире, который существенно изменился и стал сложнее. Возросло значение норм, определяющих поведение индивидов в разного рода организациях. Тем не менее внутреннее саморегулирование продолжает играть важную роль, помогая личности в непростых нравственных ситуациях, возникающих в жизни каждого человека, находить единственно верное решение. Поэтому повышается значение таких факторов, как нравственные чувства и убеждения, необходимость осуществления нравственного самоконтроля в процессе принятия решений.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.