Изучение влияния составления рассказов по картине на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Изучение влияния составления рассказов по картине на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

2017-06-13 806
Изучение влияния составления рассказов по картине на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы выявить особенности развития связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине, мы провели исследование на базе старшей группы «МКДОУ Калачеевский детский сад №4» (воспитатель Шилова Елена Борисовна).

Мы посетили ряд занятий по развитию речи, самостоятельно подготовили и провели занятие, организовали наблюдение за детьми в условиях, побуждающих ребенка к связному высказыванию: наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы.

Надо отметить, что вся работа с детьми по формированию монологической речи проводилась в соответствии с основными требованиями методики развития речи.

В своей работе Шилова Е.Б. умело использовала прием совместного рассказывания, при котором она начинала предложение, а ребенок заканчивал. Так, детям предлагали картинку, на которой изображена кошка с котятами. Воспитатель говорит: «На картине изображена..», а ребенок продолжает: «кошка с котятами». Воспитатель: «Кошка большая, а...», ребенок: «котята маленькие».

Нужно отметить, что здесь педагог задает схему высказывания, а ребенок эту схему заполняет различным содержанием.

Шилова Е.Б. пояснила нам, что в работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, она использует такие картины как: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» и многие другие.

При отборе картин она старается соблюдать следующие требования:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображение персонажей должно быть реалистичным;

- следует обращать внимание на доступность содержания и изображения;

- необходимо избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Елена Борисовна обратила наше внимание на то, что в основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей. На занятиях в старшей группе она воспитывает у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учит правильно понимать их содержание, формирует умение связно, последовательно описывать изображенное, активизирует и расширяет словарный запас и многие другие.

Наблюдая за работой педагога, мы заметили, что в процессе обучения рассказыванию на материале картин она использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ, речевой образец и другие.

Мы посетили два занятия по развитию речи, одним из которых было занятие по теме: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» (Приложение 1). Целью занятия было формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); упражнять в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов, обозначающих действие; упражнять в выделении слов зимней тематики из текста.

Чтобы настроить детей на работу, Елена Борисовна сначала провела словесные игры «Послушай и запомни» и «Отгадай задуманное слово», в ходе которых ребята вспомнили слова на тему «Зима», упражнялись в подборе прилагательных к существительным.

Надо сказать, что с поставленными задачи дети справились успешно. Почти все слова (9 из 10) зимней тематики были названы. Дети были активны, эмоциональны, каждый хотел назвать нужное слово.

Не менее интересно и результативно прошла и вторая игра.

Далее воспитатель предложила составить рассказ по картинкам, причем начало рассказа она сделала сама. Дети продолжили рассказ, опираясь на предложенные картинки, используя в своей речи слова и выражения, которые они слышали сегодня на занятии.

Дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца. По окончании этой части занятия дети обсуждают получившиеся рассказы, аргументированно выбирают лучший, придумывают название рассказу.

Мы присутствовали еще на одном занятии по теме: «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц» (Приложение 2).

В ходе занятия решались следующие задачи:

- составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о зимующих птицах;

- различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

На занятии использовалась картина с изображением птиц на кормушке, а также кормушки из коробки и пластиковой бутылки.

В начале занятия Елена Борисовна настроила детей на восприятие картины, постаралась вызвать у детей чувство сострадания к зимующим птицам и желания помочь им.

Удачно была использована загадка про кормушку. Воспитатель расширила знания детей вопросом: «Почему столовую для птиц называют кормушкой?».

Далее Шилова Е.Б. показала детям картину и организовала беседу по содержанию картины. Системой вопросов она определяла последовательность будущего рассказа детей:

1. Куда прилетели птицы?

2. Кто сделал кормушку для птиц?

3. Как вы думаете, что нужно для постройки кормушки?

4. Куда дети повесили кормушку?

Дети активно отвечали на вопросы, некоторые пытались рассказать случаи из личного опыта и наблюдений.

Воспитатель добивалась полных ответов, поправляла речь детей, если они неправильно согласовывали прилагательные с существительными.

Далее она предложила образец рассказа, после чего дети придумывали свои рассказы аналогичные рассказу воспитателя. Надо отметить, что Елена Борисовна на протяжении всего занятия была очень внимательна к речи детей, поправляла их, если они делали лексические ошибки.

Рассказы получились интересные особенно у тех ребят, кто с родителями дома делал кормушку и кормит птиц. Саша К. и Наташа С. поделились своими знаниями о том, что синицы очень любят сало, и они специально для них вывешивают на проволочке сало.

Мы считаем, что удачным моментом была игра «Птицелов», в ходе которой водящий-птицелов по крику птицы должен был определить название птицы и имя игрока. Игра тоже способствовала расширению знаний детей о птицах.

Далее дети рассказали из чего можно сделать кормушку, с кем и из чего они делали дома, куда потом повесили, какой корм насыпали.

Воспитатель показала детям кормушки, сделанные ею из коробки и пластиковой бутылки. Она сказала, что «сегодня, когда пойдем на прогулку, повесим кормушки, насыплем в них корма и будем наблюдать, какие птички прилетят в нашу столовую».

В заключении дети рассказали, о чем они составляли рассказ, чей рассказ им больше понравился и почему.

А после занятия дети пошли на прогулку, повесили там кормушки, насыпали корм и наблюдали за птичками.

Кроме того, мы самостоятельно провели занятие по теме: «Рассказывание по картине К. Юона «Мартовское солнце» (Приложение 3).

На занятии дети учились понимать содержание картины, последовательно описывать изображенное на ней, у них развивалась грамматически правильная речь, мышление, умение рассуждать. А также мы воспитывали эстетические чувства: видеть красоту природы и подмечать её во всех её проявлениях.

В начале занятия мы выставили картину на стенд, выбрав место откуда она хорошо было видна всем детям, и предложили молча рассмотреть её. После этого была проведена беседа, в ходе которой мы задали следующие вопросы:

- Что изображено на этой картине?

- Какое время года?

- Кто может назвать, какой месяц изобразил художник? Как вы догадались?

- Как вы думаете, какой день изобразил художник? Почему вы так решили?

Мы обобщили ответы детей и сказали, что картина называется «Мартовское солнце» К.Юона.

Далее была продолжена беседа по картине:

«- Какими словами можно сказать о берёзках?

- С чем их можно сравнить?

- Что можно сказать о небе? Какое оно?

- Какие цвета использовал художник?

- Что он хотел этими красками передать?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?» По ходу беседы мы уточняли ответы детей, дополняя их речь красивыми словосочетаниями: погружены в сияние, лазурное небо, ветви берёз, изогнутые стволы, белеющий, искрится.

Потом предложили ребятам вспомнить знакомые стихотворения, которые по содержанию подходят к этой картине. И только после того, как речь детей обогатилась синонимами, уточняющими красивыми словами, поэтическими оборотами, мы предложили детям составит рассказ по картине.

При подведении итога, мы обращали внимание детей на доказательность, аргументированность ответа: «Чей рассказ вам понравился? Чем? Какие слова в этом рассказе понравились?».

Потом мы усложним задание, предложили детям коллективно составить рассказ. Вышли 4 человека, которые договорились между собой, кто будет начинать, кто продолжать, кто будет заканчивать рассказ.

Перед нами стояла задача направлять детские рассказы, поддерживать сюжетную линию, подбирать выразительные языковые средства.

В заключении занятия мы подвели итог, отметив наиболее удачные рассказы.

Работа по развитию связной речи продолжалась и в свободное от занятий время. Детям предлагались знакомые сказки и картинки к ним («Заюшкина избушка», «Три медведя» и т. п.). Некоторым детям было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность, поэтому воспитатель, в зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это вместе с ним. В данных ситуациях дети учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности.

В ходе нашего исследования мы заметили, что дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Итак, в результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.

Использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной монологической речи. В рассказывании по картине ребенок самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывает события, предшествующие изображенному и следующие за ним. Дети старшего дошкольного возраста пользуются высказываниями разных типов - описательными, повествовательными, комбинированными (смешанными).

Мы заметили, что наиболее трудным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по пейзажной картине, так как в ней отсутствуют конкретные персонажи. Картины имеют особое значение в развитии связной речи, у детей формируется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Знакомя детей с пейзажной живописью, педагоги не только раскрывают перед ними картину окружающего мира и знакомят с секретами изображения, но и проводят работу по обогащению речи детей литературными выразительными средствами, при этом используются разнообразные методические приемы: подбор синонимов, антонимов, образных сравнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение именной этой проблемы.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью, и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества.

Этого можно достичь только благодаря методически верно организованной деятельности педагога. Так, одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи, являются в спомогательные вопросы.

Сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета помогает п лан в виде вопросов. Для плана обычно используют 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение).

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного, эстетического и речевого воспитания, т.е. развития художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующее место. Свои переживания при рассматривании картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривают картинки и участвуют в беседе по ним.

В начале нашего исследования мы заметили, что не все дети смогли самостоятельно раскрыть содержание картины. Не все выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст. Объем высказывания в ходе выполнения заданий представлен по - разному.

Говоря о грамматическом строе можно отметить, что дети применяли простые конструкции предложений. Они в основном пользовались однословными, неполными предложениями.

Развивая монологическую речь детей, воспитатель упражняет их в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов, обозначающих действие. Такая работа, например, проводилась при составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Благодаря целенаправленной, систематической работе педагогов в речи ребенка происходит положительный сдвиг. Он начинает осознавать свои действий, мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных свойств картины. Описание картины все больше соответствует критериям оценки связной речи.

Таким образом, наше исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования картин. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей.

Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста, передать настроение картины, используя средства выразительности речи.

Гипотеза, заявленная в работе, которая говорит о том, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста повысится с использованием картин, подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». / Российская газета, 23 ноября 2013.

2. Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова. – М.: Знание, 2008. – 243 с.

3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2009. – 212 с.

5. Бородич А.М. Методика развития речи у детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. – 311 с.

6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2009. - 102 с.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009. – 289 с.

8. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. Наук / Н.В. Елкина. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 107 с.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.

10. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – 89 с.

11. Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.

12. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова – М.: Академия, 2008. - 256 с.

13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

14. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. -287с.

15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. / О. С. Ушакова - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский, Том № 6, дополн. и исправл.- М.: Педагогика, 2011. – 403 с.

17. Шадрина, Л.Г Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л.В.Семенова. – М.: Сфера, 2012. – 65с.

18. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 1982. – 156 с. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/331791/

19. Лаврентьева А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников / А.И. Лаврентьева. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sistema-raboty-po-razvitiyu-semanticheskoy-storony-rechi-mladshih-doshkolnikov

20. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации / А.А. Леонтьев // Синтаксис текста. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с. [Электронный ресурс] http://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11424/

21. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с., ил. [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml

22. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с. [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/faq/1805-2012-11-09-19-59-14.pdf

23. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада - 2-е изд., испр./ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.: [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/52931/

24. Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни. [Электронный ресурс] http://mirznanii.com/a/176365/formirovanie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u-detey-sedmogo-goda-zhizni

25. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 18-23.

26. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 10-13.

27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 2001. – Т. 30. – С. 58.

28. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9. - С. 49-55.

29. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. 2012. - № 11. - С. 8-12.

30. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи / М. Авитиди // Дошкольное воспитание, 2012. - №12. - С.34.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.