Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами

2017-06-13 694
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами……………………………………………….…...5

1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста………………...………………………………………………….....5

1.2. Методы и условия развития эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами…………………………………..13

1.3.Виды и роль игр с правилами для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников………………………………………………............26

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…33

Глава 2. Практические аспекты формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством игр с правилами …………………………………34

2.1. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы дошкольников………………………………………………………………34

2.2. Формирующий этап эксперимента…………………………………...42

2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента………………….…...53

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…58

Заключение……………………………………………………………………….59

Глоссарий……………………………………………………………………...…61

Список использованных источников…………………………………………...63

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

 

Введение

Актуальность темы исследования:

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от педагогов, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Своевременное и полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве – одно из основных условий нормального развития. В раннем возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его эмоционального взаимодействия с окружающими людьми, а значит и успешность его эмоционального развития.

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

 

Объект изучения: Процесс формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством игр с правилами.

Предмет изучения: Игры с правилами, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты использования игры с правилами для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников;

2. Осветить практические аспекты формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами;

3. Повысить интерес у дошкольников к играм с правилам;

4. Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Гипотеза исследования:

1) предполагается, что у дошкольников наблюдается достаточно низкий уровень развития игровой деятельности в целом и особенно взаимодействия детей в игре, что свидетельствуют о нарушениях в формировании эмоционально- волевой сферы;

2) предполагается, что специальная коррекционная работа, включающая цикл игр с правилами, направленных на регуляцию эмоционального и психофизического состояния и развитие социальных навыков, способствует гармонизации эмоционально-волевой сферы.

Методы исследования: в процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, глоссария и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами

Выводы по 1 главе

Игры с правилами оказывают благоприятное влияние на все стороны личности ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.

Игру с правилами можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для игр с правилами характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Проведение таких игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Поэтому игры с правилами – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Занятие № 2. «Репка»

Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, научить детей показывать сказку «Репка» по ролям, обучить элементарным мимическим приемам.

Оборудование: большая иллюстрация к сказке «Репка», когда все ее герои вытягивают репку из земли.

Ход игры: руководитель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Репка» (Приложение А). Для этого воспитатель громко читает книгу и показывает всем иллюстрации, что помогает малышам лучше представить происходящие события.

Затем руководитель предлагает показать сказку самостоятельно, только для этого необходимо выбрать ребят на роль репки, деда, бабы, внучки, Жучки, кошки и мышки. Когда все готово к инсценировке, воспитатель начинает объяснять правила игры. Все герои, когда в сказке будет называться их имя, должны будут делать шаг вперед и говорить определенные слова (например, ребенок, который будет исполнять роль репки, при каждом ее упоминании должен сказать: «Да выросла я уже».

При слове «дед» необходимо будет сказать: «Тяну, тяну». При упоминании слова «баба» ребенок, играющий ее роль, будет говорить: «Ой, платочек надо завязать». При слове «внучка» следует сказать: «А вот и я!». При упоминании Жучки нужно полаять, при упоминании кошки – помяукать, а при слове «мышка» сказать: «Наконец-то позвали!».

Когда малыши хорошо запомнят те слова, которые им необходимо говорить, можно начинать показ сказки, которую будут оценивать дети, не участвующие в данной игре. Если ребята возьмутся за это дело с энтузиазмом, то сказка получится очень интересной и смешной.

 

Занятие №6. «Догонялки»

Цель игры: учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Развитие таких физических качеств, как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстрота (Приложение В).

Оборудование: красный платочек или ленточка.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе. Для этого при помощи любой считалочки выбирается водящий. Считалочка обычно бывает следующей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать,

Как тут быть?

Выходи, тебе водить.

(В. Волина)

После этого руководитель объясняет детям правила игры. Ребята должны убегать от водящего, который старается догнать одного из игроков и дотронуться до его плеча рукой. Если это произошло, то игрок, которого осалили, берет у догоняющего красный платочек и становится водящим.

Задача игроков заключается в том, чтобы постоянно следить за тем, как водящие меняются, и убегать от догоняющих как можно быстрее. Если площадка для игры не очень большая, то можно нарисовать мелом 4–5 кругов диаметром 30–40 см, которые будут служить «домиками» для тех, кто убегает.

Эта игра обычно проводится очень весело и нравится ребятам, поэтому в нее можно играть довольно часто и с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие № 7. «Прятки»

Цель игры: вырабатывать такие физические качества, как быстрота, ловкость, воспитывать силу воли, стремление к победе, учить проявлять инициативу и показывать свою индивидуальность, воспитывать в детях отзывчивость, честность, вызывать желание общаться со сверстниками, развивать логику, быстроту мышления.

Оборудование: шарф или плотный платок для завязывания глаз водящему.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам поиграть в прятки, но не простые, а необычные. Сначала следует выбрать водящего. Сделать это можно при помощи следующей считалочки.

Высоко-превысоко

Бросил я свой мяч легко.

Выше дома, выше крыши,

Облаков высоких выше.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес...

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду его искать!

(В. Волина)

Ребенку, которого выбрали среди остальных участников, завязывают глаза платком и просят произнести небольшую считалку. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду искать. Кто не спрятался, Я не виноват. Пока водящий говорит эти слова, все остальные дети начинают прятаться, но когда он произнесет последнюю фразу, то снимает повязку с глаз и внимательно смотрит по сторонам, чтобы заметить тех детей, которые спрятались не очень хорошо или вовсе не успели этого сделать.

Если водящий заметит игрока, он должен громко назвать его имя и продолжать поиск остальных участников. Игрок, которого нашли самым последним, становится водящим, ему завязывают глаза и просят рассказать счита-лочку, во время произнесения которой все снова прячутся.

Данную игру можно проводить и с детьми постарше, при этом они должны считать не до 5, как малыши, а до 10 или даже до 20. В случае, если водящий находит одного из игроков, он должен не просто назвать его имя, но и добежать до определенного предмета и произнести имя еще раз.

Если игрок при этом опередил водящего, добежал до необходимого пункта раньше и произнес громко свое имя, то сам становится водящим.

Занятие № 8. «Чей подарок»

Цель игры: выработать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями.

Оборудование: веревочка длиной 1 м, 2 детских стула, небольшая коробочка с конфеткой внутри, конфеты или другие небольшие призы для всех участников (Приложение Г).

Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает найти самого быстрого и ловкого, для этого необходимо принять участие в конкурсе.

Руководитель ставит стулья спинками друг к другу и при помощи считалочки выбирает двух участников игры, которые занимают места на стульях, садясь спиной к спине. Считалочка может быть следующей.

Приплывали три дельфина,

Выгибали к небу спины,

Налетали с трех сторон.

Ты, акула, выйди вон!

(В. Волина)

Под стулья необходимо положить веревочку, к центру которой привязана коробочка с небольшим призом. Веревку следует расположить так, чтобы ее концы были под ногами у участников.

Затем по сигналу руководителя дети пытаются как можно скорее схватить веревочку и дернуть ее на себя, чтобы противник не успел схватить ее хвостик. Побеждает тот, кто успел это сделать. Выигравший достает конфетку или другой приз из коробочки и идет к ребятам, которые в свою очередь выбирают новых участников.

Занятие № 9. «Кто сильнее»

Цель игры: развивать такие качества детей, как выносливость, стремление к победе, сила воли, быстрота реакции, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

Оборудование: гимнастическая палка, круг диаметром 50 см, начерченный на полу или игровой площадке.

Ход игры: руководитель делит группу детей на 2 команды и предлагает каждой из них придумать себе название. Когда ребята справятся с заданием, можно приступить к объяснению правил игры, которые заключаются в том, чтобы перетянуть соперника на свою сторону.

Следующим этапом малыши выбирают по одному участнику из каждой команды, которые будут соревноваться между собой. Ребята встают в центр круга, берутся руками за гимнастическую палку и начинают тянуть соперника на себя, стараясь перетянуть его на свою половину круга. Участник, который победил в состязании, приносит своей команде одно очко. Далее выходят другие представители команд, и так до тех пор, пока все не примут участие в игре. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

Существуют и другие варианты проведения игры, например такой. Участники делятся на две команды и выстраиваются в ряд друг против друга. Затем игроки берутся за правые руки, а левые отводят за спину. По свистку воспитателя все начинают перетягивать соперника на свою сторону. Та команда, которая сможет перетянуть больше детей, побеждает в конкурсе. Но нельзя забывать о том, что соревноваться между собой должны либо одни мальчики, либо одни девочки, чтобы силы участников были равными.

 

Выводы по 2 главе

 

Опыт проведения разработанной системы занятий с играми показал достаточно высокие результаты:

-отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными;

-дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации;

-Заметно снизилась агрессивность проблемных детей;

-уменьшилось количество демонстративных реакций;

-замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх;

Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.

 

Заключение

Как показал анализ психолого-педагогической литературы: Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом. Неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Теоретический анализ исследований в области дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно роль игры в личностном развитии ребенка-дошкольника играет одну из главных ролей. Правильная организации детской игры, являющейся ведущим видом деятельности дошкольника, позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.


 

 

Глоссарий

№ п\п Понятие Содержание
  Эмоционально-волевая сфера это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств
  Чувства сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и прочему.
  Настроение общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.
  Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.
  Воля сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции
  Игра вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
  Дидактическая игра это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
  Сюжетно-ролевая игра игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей
  Стресс эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия
  Агрессивность устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами……………………………………………….…...5

1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста………………...………………………………………………….....5

1.2. Методы и условия развития эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами…………………………………..13

1.3.Виды и роль игр с правилами для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников………………………………………………............26

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…33

Глава 2. Практические аспекты формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством игр с правилами …………………………………34

2.1. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы дошкольников………………………………………………………………34

2.2. Формирующий этап эксперимента…………………………………...42

2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента………………….…...53

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…58

Заключение……………………………………………………………………….59

Глоссарий……………………………………………………………………...…61

Список использованных источников…………………………………………...63

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

 

Введение

Актуальность темы исследования:

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от педагогов, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Своевременное и полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве – одно из основных условий нормального развития. В раннем возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его эмоционального взаимодействия с окружающими людьми, а значит и успешность его эмоционального развития.

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

 

Объект изучения: Процесс формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством игр с правилами.

Предмет изучения: Игры с правилами, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты использования игры с правилами для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников;

2. Осветить практические аспекты формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами;

3. Повысить интерес у дошкольников к играм с правилам;

4. Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Гипотеза исследования:

1) предполагается, что у дошкольников наблюдается достаточно низкий уровень развития игровой деятельности в целом и особенно взаимодействия детей в игре, что свидетельствуют о нарушениях в формировании эмоционально- волевой сферы;

2) предполагается, что специальная коррекционная работа, включающая цикл игр с правилами, направленных на регуляцию эмоционального и психофизического состояния и развитие социальных навыков, способствует гармонизации эмоционально-волевой сферы.

Методы исследования: в процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, глоссария и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы посредством игр с правилами


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.