Комплексное хозяйственное районирование территории Жуковского района — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Комплексное хозяйственное районирование территории Жуковского района



Рис. 19. Карта-схема «Хозяйственное районирование Жуковского района»

Для хозяйственного районирования Жуковского района было выделено 3 подрайона: Жуковский (синий) – ГП Жуков, ГП Белоусово , СП Верховье, СП Восход, СП Истье, СП свх.Победа, СП Чубарово, СП Корсаково, СП Тарутино; Тростьинский (зеленый) – СП Тростье; Высокиничский (желтый) – ГП Кременки, СП Трубино, СП Троицкое, СП Чаусово и СП Высокиничи.

Данное районирование было проведено на основе административного деления территории Жуковского района.

На данной обобщающей карте-схеме территория района была разделена на 3 подрайона.

Суммируя проведенное раннее районирование, каждому из них можно дать характеристику.

Жуковский подрайон, расположенный на северо-западе района.

Территория данного подрайона характеризуется высокой степенью заселенности и концентрации населенных пунктов. Это связано как с наличием водных ресурсов, так и с высокой доступностью транспортной инфраструктуры и близостью крупного центра г.Обнинска. Главные центры – г.Жуков и г.Белоусово.

Также подрайон является центром сосредоточения промышленного производства. Наиболее крупными центрами промышленности являются г.Жуков и г.Белоусово.

Подрайон перспективен для ведения сельского хозяйства. Это связано как с благоприятными природными условия, так и с наличием необходимой инфраструктуры. Специализацией большинства сельхозпредприятий является молочное животноводство.

Он наиболее развит с точки зрения транспортной обеспеченности. По территории данного подрайона проходят следующие автомобильные дороги федерального значения (М-3 «Украина», А101 «Москва – Малоярославец – Рославль», Московское большое кольцо - «Балабаново – Серпухов»). Также присутствуют дороги регионального и местного значения.

Жуковский подрайон является наиболее развитым и перспективным для дальнейшего развития с точки зрения туризма. Он обладает большим разнообразием достопримечательностей и необходимой инфраструктурой.

Тростьинский подрайон, расположенный в центральной части района.

На территории данного подрайона (главный центр – д.Тростье) населенных пунктов немного и доля проживающего там населения незначительна.

Промышленное производство и сельское хозяйство не развито. Хозяйственная деятельность на территории ГК «Таруса», со всех сторон граничащего с СП Тростье, запрещена.

Транспортная инфраструктура развита слабо. Дороги, проходящие по территории подрайона, имеют федеральное значение. Связано это с тем, что они проходят по территории Госкомплекса «Таруса».



Нет перспектив для туризма.

Высокиничский подрайон, расположенный в южной части района.

На территории данного подрайона население располагается неравномерно, большинство населенных пунктов сосредоточено возле русла реки Протвы и ее притоков. Также можно отметить и влияние транспортной доступности, большинство населенных пунктов здесь привязано к автодороге Обнинск - Серпухов. Главные центры – г.Кременки и с.Высокиничи.

Промышленное производство развито слабо, главным центром является г.Кременки.

Хорошо развито сельское хозяйство, наличие освоенных территорий, на территории подрайона сосредоточено много сельхозпредприятий. Является наиболее перспективным для ведения сельского хозяйства.

Высокиничский подрайон хуже, по сравнению с Жуковским подрайоном, обеспечен с точки зрения транспортной доступности, есть целый ряд населенных пунктов, нуждающихся в строительстве дорог. Также отсутствуют дороги федерального значения, только регионального и местного. Наилучшим образом транспортная инфраструктура в южном подрайоне развита между населенными пунктами, расположенными вдоль русла реки Протвы.

Главным туристским центром подрайона является г.Кременки. На территории города располагается санаторий «Вятичи» и база отдыха «Курчатовец», городская экономика отчасти ориентирована на обслуживание потока туристов из Москвы и Московской области.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе нами было проведено природное и хозяйственное районирование территории Жуковского района Калужской области.

Были выполнены следующие задачи:

1. Собраны литературные, статистические и картографические материалы по теме исследования;

2. Составлены комплексные физико-географические и социально-экономические описания для территории района;



3. Проведено районирование территории района на основе хозяйственного и природного использования.

Природное районирование территории Жуковского района (см. рис. 8):

На данной обобщающей карте-схеме территория района была разделена на 3 подрайона.

Суммируя проведенное раннее районирование, каждому из них можно дать характеристику.

1 подрайон, расположенный в северной части района. Данный подрайон хорошо обеспечен водными ресурсами, по его территории протекает река Нара с притоком Истьей.

Для данного подрайона характерны слабо- и среднерасчлененные моренно-зандровые плосковолнистые равнины, с сильно- и среднеподзолистыми глеевыми и глееватыми среднесуглинистыми каменистыми почвами. Для русел рек характерны ландшафты речных долин.

1 подрайон обладает незначительными лесными ресурсами, основой которых является лесной массив в междуречье Нары и Истьи.

2 подрайон расположен в центральной части района. Он находится между руслами рек Протвы и Нары с притоком Истьей. По территории подрайона в его центральной части проходит водораздел между этими реками.

Для данного подрайона также характерны слабо- и среднерасчлененные моренно-зандровые плосковолнистые равнины, с сильно- и среднеподзолистыми глеевыми и глееватыми среднесуглинистыми каменистыми почвами. Для русел рек характерны ландшафты речных долин.

Территория подрайона почти целиком занята среднеподзолистыми почвами, хотя встечаются дерново-слабопозолистые и аллювиальные почвы, расположенные по руслам рек. Также есть участок с болотными торфяными почвами.

2 подрайон обладает наибольшими лесными ресурсами. На территории СП Тростье располагается государственный природный заказник "Таруса".

3 подрайон, который расположен в южной части района. Главным источником водных ресурсов является река Протва с ее притоками.

Территория подрайона характеризуется разнообразием ландшафтов, таких как, слабо- и средне- расчлененные эрозионные пологоволнистые моренно-зандровые равнины, слабо- и средне- расчлененные эрозионные пологоволнистые равнины и сильнорасчлененные эрозионные волнисто-увалистые равнины. Вдоль русла реки Протвы распространены ландшафты речных долин.

На территории подрайона находятся дерново-слабоподзолистые, светло-серые лесные, пойменные дерновые, а также дерново-подзолистые почвы склонов малых речных долин.

Эрозионные процессы наиболее развиты в южном подрайоне в зоне распространения слабо и средне-смывных почв.

3 подрайон лесными ресурсами почти не обладает, так как является хорошо освоенной в хозяйственной деятельности человека. Леса встречаются только вдоль южных границ подрайона.

Хозяйственное районирование территории Жуковского района (см. рис. 19):

 

Данное районирование было проведено на основе административного деления территории Жуковского района.

На данной обобщающей карте-схеме территория района была разделена на 3 подрайона.

Суммируя проведенное раннее районирование, каждому из них можно дать характеристику.

1 подрайон, расположенный на северо-западе района.

Территория данного подрайона характеризуется высокой степенью заселенности и концентрации населенных пунктов. Это связано как с наличием водных ресурсов, так и с высокой доступностью транспортной инфраструктуры и близостью крупного центра г.Обнинска. Главные центры – г.Жуков и г.Белоусово.

Также подрайон является центром сосредоточения промышленного производства. Наиболее крупными центрами промышленности являются г.Жуков и г.Белоусово.

Подрайон перспективен для ведения сельского хозяйства. Это связано как с благоприятными природными условия, так и с наличием необходимой инфраструктуры. Специализацией большинства сельхозпредприятий является молочное животноводство.

Он наиболее развит с точки зрения транспортной обеспеченности. По территории данного подрайона проходят следующие автомобильные дороги федерального значения (М-3 «Украина», А101 «Москва – Малоярославец – Рославль», Московское большое кольцо - «Балабаново – Серпухов»). Также присутствуют дороги регионального и местного значения.

1 подрайон является наиболее развитым и перспективным для дальнейшего развития с точки зрения туризма. Он обладает большим разнообразием достопримечательностей и необходимой инфраструктурой.

2 подрайон, расположенный в центральной части района.

На территории данного подрайона (главный центр – д.Тростье) населенных пунктов немного и доля проживающего там населения незначительна.

Промышленное производство и сельское хозяйство не развито. Хозяйственная деятельность на территории ГК «Таруса», со всех сторон граничащего с СП Тростье, запрещена.

Транспортная инфраструктура развита слабо. Дороги, проходящие по территории подрайона, имеют федеральное значение. Связано это с тем, что они проходят по территории Госкомплекса «Таруса».

Нет перспектив для туризма.

3 подрайон, расположенный в южной части района.

На территории данного подрайона население располагается неравномерно, большинство населенных пунктов сосредоточено возле русла реки Протвы и ее притоков. Также можно отметить и влияние транспортной доступности, большинство населенных пунктов здесь привязано к автодороге Обнинск - Серпухов. Главные центры – г.Кременки и с.Высокиничи.

Промышленное производство развито слабо, главным центром является г.Кременки.

Хорошо развито сельское хозяйство, наличие освоенных территорий, на территории подрайона сосредоточено много сельхозпредприятий. Является наиболее перспективным для ведения сельского хозяйства.

3 подрайон хуже, по сравнению с 1 подрайоном, обеспечен с точки зрения транспортной доступности, есть целый ряд населенных пунктов, нуждающихся в строительстве дорог. Также отсутствуют дороги федерального значения, только регионального и местного. Наилучшим образом транспортная инфраструктура в южном подрайоне развита между населенными пунктами, расположенными вдоль русла реки Протвы.

Главным туристским центром подрайона является г.Кременки. На территории города располагается санаторий «Вятичи» и база отдыха «Курчатовец», городская экономика отчасти ориентирована на обслуживание потока туристов из Москвы и Московской области.

 

В дальнейшем работа может быть дополнена. Перспективными для районирования являются такие направления, как сельское хозяйство и промышленность. Также возможно более углубленное районирование зон рекреации и объектов гидрографии (в частности, выделение родников и наиболее заболоченных территорий).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Атлас Калужской области. – Калуга. Изд-во Золотая аллея, 2002. – 176 с.

2. Атлас Калужской области. – Калуга: Изд-во Н.Бочкаревой, 2005. – 48 с.

3. Атлас Калужской области. – М.: ГУГК Министерства экологии и природных ресурсов РФ, 1992. – 36 с.

4. Атлас Калужской области. – М.: ГУГК при СМ СССР, 1971.

5. Газета «Жуковский вестник» URL: http://gukovest.ru (дата обращения: 03.04.2017).

6. География Калужской области: учеб. пособие / Сост. К.В. Пашканг. - 3-е изд. с измен. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1989. - 119 с.

7. Доклад о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды на территории Калужской области в 2013 году / Правительство Калужской области Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области – Калуга, 2014.

8. Ефимова Е. Г. Роль транспорта в экономическом развитии региона: международный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика, 2009. № 1. с. 77-85.

9. Земля Калужская – земля святая / Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 368 с.

10. Информация о социально-экономическом развитии муниципального района «Жуковский район» по итогам 2016 года // Официальный портал органов власти Калужской области. URL: http://admoblkaluga.ru/sub/municip/mun/mo2/jukov/polozhenie_jukov_2015.php (дата обращения: 03.04.2017).

11. Калужская энциклопедия. - Калуга: Изд-во Бочкаревой Н.Ф., 2005 – 496 с.

12. Лексин В.Н. Территориальная организация общества и территориальное устройство государства //Регион: экономика и социология. 2010. №1. с. 5-21.

13. Носонов А. М., Пресняков В. Н. Курс лекций по экономическому районированию. – М. – 2011.

14. ООО “КалугаТИСИЗпроект” . Схема территориального планирования МР «Жуковский район» – 2006. – 106 с.

15. ООО «ГрадоПроект». Генеральный план муниципального образования сельское поселение «Деревня Верховье» Жуковского района Калужской области – М., 2009. – 114 с.

16. ООО «НИПИТЕРПЛАН». Генеральный план сельского поселения «Село Трубино» Жуковского муниципального района Калужской области – 79 с.

17. Прогноз социально-экономического развития муниципального района «Жуковский район» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

18. Производственный кооператив «ГЕО». Проект генерального плана муниципального образования городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области – Калуга, 2012. – 64 с.

19. Производственный кооператив «ГЕО». Проект генерального плана муниципального образования городского поселения «Город Белоусово» Жуковского района Калужской области – Калуга, 2013. – 61 с.

20. Производственный кооператив «ГЕО». Проект генерального плана муниципального образования сельского поселения «Село Высокиничи» Жуковского района Калужской области – Калуга, 2012. – 66 с.

21. Сайт города Кременки Калужской области. URL: http://www.kremenki-gorod.ru (дата обращения: 03.04.2017).

22. Социально-экономическое развитие Жуковского района за 2015 год.

23. Файбусович Э. Л., Герасименко Т. И. Регионалистика. Курс лекций, – 2-е изд. исправленное и дополненное; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 94 с.

24. Экономическая география Калужской области. – Калуга: Издательство Н. Бочкарёвой, 2002. – 168 с.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.