Анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике

2017-06-13 441
Анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приоритетным направлением в Арктике определено опережающее развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты РФ Арктической зоны в единую транспортную систему и в экономическое пространство страны. Развитие таможенного контроля транспортного потока через Арктическую зону зависит от развитости инфраструктуры пунктов пропуска и близлежащих территорий.

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее – Стратегия) (утверждена Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г. № Пр-232 и разработана во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) определены приоритетные направления развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности [15,16]. К ним относятся:

- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

- развитие науки и технологий;

- создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности;

- международное сотрудничество в Арктике;

- обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

Комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации предусматривает, в том числе модернизацию и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации. В этих целях предусмотрено [44]:

- ориентировать развитие Арктической транспортной системы на круглогодичное функционирование;

- реструктуризировать и увеличить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути;

- модернизировать арктические порты и создать новые портово-производственные комплексы в Арктической зоне Российской Федерации;

- развивать железнодорожную сеть и систему авиационного обслуживания;

- формировать опорную сеть автомобильных дорог и современные транспортно-логистические узлы обеспечения магистральных и международных перевозок;

- технически оснащать и обустраивать пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в Арктике.

Основным механизмом реализации Стратегии является государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366) [14], Задачами государственной программы являются:

- усиление координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации;

- организация мониторинга социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

ФТС России в части компетенции активно принимает участие в мероприятиях, направленных на решение поставленных задач, в том числе:

- в работе Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, в состав которой входит заместитель руководителя ФТС России Р.В. Давыдов;

- в заседании 21.05.2015 Совета МОО «Ассоциация полярников»;

- в рабочем совещании в посёлке Сабетта под председательством секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева.

В рамках вопроса об организации деятельности Государственной комиссии в соответствии с Положением о Государственной комиссии было принято решение об образовании восьми подкомиссий (рабочих групп) по отдельным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, в состав трех из которых («Обеспечение национальной безопасности», «Социально-экономическое развитие», «Развитие энергетики») входят представители ФТС России.

В целях формирования плана работы рабочей группы «Обеспечение национальной безопасности» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на 2016 год ФТС России направлено предложение (письмо ФТС России в Минобороны России от 23 октября 2015 г. № 01-10/52327) о включении мероприятий по упрощению помещения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и предназначенных для проведения научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности научно-исследовательских экспедиций государств – членов ЕАЭС, под специальную таможенную процедуру в части соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского экономического союза [2].

Также ФТС России в соответствии с поручением президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики представлены предложения о возможности использования в гражданских целях строящейся взлетно-посадочной полосы на о. Земля Александры.

На территории острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа) отсутствует пункт пропуска. В соответствии с приказом Росграницы от 16 апреля 2015 г. № 89-ОД в пределы морского пункта пропуска в морском порту Архангельск включены только акватории бухты Северная, залива Дежнева, острова Земля Александры, архипелага Земля Франца Иосифа с использованием только для целей организации государственного контроля в отношении судна «Си спирит» и следующих на нем лиц [17].

В 2015 году было зарегистрировано 3 случая захода указанного судна. Во всех случаях выезд должностных лиц таможенного органа на борт судна не осуществлялся (информация для совершения таможенных операций была предоставлена в документальном виде).

В настоящее время транспортное сообщение с архипелагом Земля Франца Иосифа осуществляется исключительно военно-транспортной авиацией Пограничной службы ФСБ России. Время полета из Архангельска до архипелага составляет примерно 6 часов с посадками для дозаправки самолета в Нарьян-Маре и на Новой Земле (расстояние – свыше 2000 км).

Таким образом, доставка должностных лиц таможенных органов до архипелага связана с большими сложностями и находится в прямой зависимости от нерегулярных полетов авиации ФСБ России [55].

В настоящее время существующая на острове Земля Александры взлетно-посадочная полоса используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации и Пограничной службы ФСБ России. Грунтовое покрытие полосы ставит ее использование в зависимость от погодных условий и времени года. Необходимая социальная инфраструктура на архипелаге отсутствует, в связи с чем невозможно обеспечить проживание и питание должностных лиц таможенных органов.

Для использования взлетно-посадочной полосы на острове Земля Александры в гражданских целях при международных воздушных перевозках необходимо решение вопросов организации пункта пропуска на территории острова, а также проживания, питания и регулярной (по необходимости) доставки на остров должностных лиц таможенных органов [26].

Приоритетным направлением в Арктике определено опережающее развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты РФ, входящие в Арктическую зону, в единую транспортную систему и экономическое пространство страны. Ключевое значение в развитии Арктической зоны России имеют проекты, реализуемые на территории Ямала, которые полностью отвечают задачам стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности.

В рамках осуществления государственных функций таможенные органы Российской Федерации способствуют обеспечению реализации инфраструктурных проектов, связанных с развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе проектов, связанных с:

эксплуатацией Приразломного нефтяного месторождения, расположенного на континентальном шельфе Российской Федерации в Печорском море;

созданием мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения, проектированием и строительством морского порта в поселке Сабетта и строительством танкерного флота ледокольного класса, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта ОАО «Ямал СПГ» [28].

В рамках реализации системы мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации в области освоения ресурсов углеводородов, Администрацией губернатора Ямало-ненецкого автономного округа, ОАО «Ямал СПГ» и Уральским таможенным управлением в 2014 году утверждена дорожная карта таможенного администрировании реализации инвестиционного проекта ОАО «Ямал СПГ». Данный проект касается создания мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения, проектирования и строительства морского порта в поселке Сабетта и строительства танкерного флота ледокольного класса. В рамках указанной дорожной карты Ямало-Ненецкой таможней осуществляются соответствующие мероприятия на этапах:

- прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС (организация предоставления в Ямало-Ненецкую таможню предварительных сведений о заходе судов, в отношении которых необходимо проведение таможенного контроля, необходимость временного хранения товаров, формирование комплекта документов для декларирования товаров);

- совершения таможенных операций выпуска товаров для внутреннего потребления (определение мест таможенного декларировании товаров, обеспечение возможности применения отдельных таможенных процедур, получение классификационного решения, включение в реестр уполномоченных экономических операторов, возможность и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, особенности таможенного декларирования и применение перспективных таможенных технологий) [2].

К числу стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике относится обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Постоянное присутствие Российской Федерации, являющейся одним из государств – участников Договора о Шпицбергене 1920 года, в этом регионе способствует обеспечению геополитических интересов России, укреплению мира и стабильности в Арктике. Стратегия российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. № 356-р [18], предусматривает оптимизацию и диверсификацию российской деятельности на архипелаге Шпицберген. Одним из наиболее эффективных и соответствующих национальным интересам Российской Федерации в Арктике видов деятельности является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований.

Головной российской организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность на архипелаге Шпицберген является ФГУП ГТ «Артикуголь». Основная научная инфраструктура и научное оборудование находятся в пос. Баренцбург. По данным информационной системы таможенных органов в 2015 году в адрес российского рудника «Баренцбург» ФГУП ГТ «Артикуголь» экспортировано 1726,79 тонн товаров общей стоимостью 15080,44 тыс. долларов США. В частности к указанным экспортированным товарам относятся: вертолет гражданский, спасательные надувные плоты, инструменты и приспособления, оборудование и запасные части к нему, топливо, различные пищевые продукты и предметы одежды.

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации [8].

В Арктической зоне Российской Федерации установлен 21 пункт пропуска: 12 морских, 6 воздушных и 3 автомобильных.

Из морских пунктов пропуска наиболее загружен морской порт Мурманск, данные указаны на рисунке 2 [41].

Рисунок 2 - Перемещение грузовых транспортных средств через морские пункты пропуска в Арктической зоне в 2015 г. (ед.)

 

За три квартала 2015 года через указанный пункт пропуска переместилось 3431 грузовое транспортное средство и 22 пассажирских транспортных средств. Далее по загруженности следует морской порт Архангельск. При этом загруженность морского порта Архангельск более чем в 5 раз меньше загруженности морского порта Мурманск. После Архангельска следуют морской порт Сабетта и морской порт Онега. В остальных морских пунктах пропуска отсутствует или почти отсутствует транспортный поток.

Из воздушных пунктов пропуска лидирующую позицию по количеству пассажирских транспортных средств занимает аэропорт Варандей, данные представлены на рисунке 3 [44].

Рисунок 3 - Перемещение пассажирских транспортных средств через воздушные пункты пропуска в Арктической зоне в 2015 г. (ед.)

 

За три квартала 2015 года через указанный пункт пропуска переместилось 456 пассажирских транспортных средств. Далее следуют аэропорты Архангельск и Мурманск (364 и 238 пассажирских транспортных средств соответственно).

Из автомобильных пунктов пропуска Арктики лидирующую позицию по количеству перемещаемого транспортного потока занимает пункт пропуска Борисоглебск, данные представлены на рисунке 4 [41].

Рисунок 4 - Перемещение транспортных средств через автомобильные пункты пропуска в Арктической зоне в 2015 г. (ед.)

 

Через указанный пункт пропуска за три квартала 2015 года переместилось 793 грузовых транспортных средства, 1965 пассажирских транспортных средств и 76564 легковых транспортных средств.

Итак, исходя из указанных данных развитие таможенного контроля транспортного потока, проходящего через Арктическую зону Российской Федерации, напрямую зависит от развитости инфраструктуры пунктов пропуска и территорий, расположенных в непосредственной близости от них (железнодорожная сеть, подъездные дороги), погрузочно-разгрузочных возможностей портов, обустроенности и оснащенности пунктов пропуска, представленных на рисунке 5 [41].

Рисунок 5 - Пункты пропуска в Арктической зоне Российской Федерации

 

Немаловажную роль в данном направлении играет развитие социальной инфраструктуры региона.

ФТС России необходимо и в дальнейшем активно участвовать в мероприятиях, направленных на развитие российской Арктики, для скорейшего ее развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.