Проблема контроля в обучении в педагогике — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблема контроля в обучении в педагогике

2017-06-13 510
Проблема контроля в обучении в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

На тему: « Разработка содержания и методики применения тестового контроля знаний по производственному обучению»

по дисциплине «Методика профессионального обучения»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование разработки системы тестового контроля в профессиональном образовании

1.1 Проблема контроля в обучении в педагогике

1.2 Организация тестового контроля

1.3 Методические рекомендации для разработки системы тестового контроля

Глава 2. Изучение эффективности тестового контроля как метода объективной оценки знаний, умений и навыков

2.1 Этапы разработки системы тестового контроля

2.2 Разработка системы тестового контроля по дисциплине профессионального цикла при подготовка по специальности «Автомобили и автомобильное дело»

2.2.1 Вариант 1. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

2.2.2 Вариант 2. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения в профессиональной школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Для педагога подобная объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.

Педагогическое направление в разработке тестов как способа контролирования уровней сформированности знаний, умений и навыков, появилось в начале нынешнего столетия, но лишь в последние десятилетия тесты для диагностики обученности приобрели большую популярность в высшей и средней школах многих развитых стран и заняли место одного из основных методов объективного контроля в учебном процессе.

Актуальность выбранной нами темы определяется несовершенством системы контроля в современном профессиональном образовании и его недостаточным методическим обеспечением.

Противоречием в работе является возможность и в некоторых случаях необходимость использования тестового контроля для получению наиболее подробной и полноценной информации об уровне знаний, умений и навыков и, в то же время, отсутствие разработанных и апробированных тестовых материалов по отдельным дисциплинам.

Все это определило тему нашей дипломной работе «Разработка содержание и методики применения тестового контроля знаний по производственному обучению».

Цель работы: теоретические обосновать методику разработки системы тестового контроля и разработать методические рекомендации по применению данной системы применительно к предметам профессионального цикла.

Объект исследования: система контроля качества усвоения предметов профессионального цикла.

Предмет исследования: методические рекомендации для разработки системы тестового контроля.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по теме работы;

2. Охарактеризовать назначение и функции контроля в процессе обучения;

3. Проанализировать особенности реализации тестового контроля в образовательном процессе;

4. Определить структурные компоненты теста в процессе составления системы тестовых заданий;

5. На практике определить проверить возможности использования тестового контроля как метода объективной оценки знаний, умений и навыков;

6. Разработать систему тестовых заданий по дисциплине профессионального цикла, проверить ее эффективность как метода объективной оценки знаний, умений и навыков.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение материалов по теме исследования, проектирование.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования в области таксономии Б.Блюма, В. Оконя.

Структура работы включает в себя две главы (теоретическую, раскрывающую общие вопросы контроля и его функции, разработки и применения системы тестовых заданий в процессе обучения; практическую, посвященную разработке системы тестовых заданий и применения их на практике, введения, заключение, списка литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование разработки системы тестового контроля в профессиональном образовании

Но если мы хотим провести действительно научный анализ и не называть обучением все то, что включает учебный процесс (в этом случае обучающая функция поглотит все остальные), то обучающая функция должна быть ограничена передачей знаний и действиями учителя по формированию навыков и умений. Организация же учебных действий учащихся, побуждение его к таким действиям будут уже относиться к организующим или стимулирующим функциям учителя.

Как известно, знания передают в процессе объяснения или показа, а навыки формируют неоднократным подкреплением. На этом обучающие функции учителя заканчиваются, так как далее навыки и умения формируются в повторительных действиях учащихся, которые овладевают соответствующими навыками в организованных учителем упражнениях. Поэтому можно говорить об обучающих функциях объяснения, показа или подкрепления, об обучающих функциях упражнений, в процессе которых реализуются такие способы учения, как повторение и поиск, но нельзя говорить об обучающей функции контроля. В своих рецептивных учебных действиях учитель не имеет возможности ни передавать учащимся знаний, ни оценивать его действия (подкрепление). И передать учащимся знания, и оценить его действия он сможет после того, как контроль закончится, хотя и на основании той информации, которую он получил в процессе контроля. Итак, обучающую функцию контроль выполнять не может.

Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке.

Нередко говорят о корректировочной или контрольно - корректирующей функции. Действительно, прослушав учащегося, учитель может исправить его ошибки, т. е. объяснить или показать правильные речевые действия. Но корректировка происходит после контроля, на основании той информации, которая получена в процессе контроля, и является функцией показа или объяснения (одного из способов обучения), а не контроля.

На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы обучения, скорректировать задания отстающим ученикам и ещё многое другое, но это не значит, что корректировка, обобщение, диагностика, оценка, управление - всё это функции контроля. Во всех перечисленных случаях контроль уже выполнил свою роль: он поставил информацию о состоянии обучаемого на данном отрезке времени. Если представить себе обучаемого управляемой системой, которую управляющая система (учитель) пытается перевести из одного состояния в другое, то можно сказать, что поступающая во время контроля информация представляет собой обратную связь. Поэтому функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи.

Функция обратной связи чрезвычайно важна: она позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.

Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет контроль. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: стимулирующей. Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях. Что касается контроля, то его стимулирующая функция не выходит за рамки рецептивных учебных действий учителя[15, c.22].

Стимулирующая функция и функция обратной связи исчерпывают функции контроля. Малочисленность функций контроля ни в коем случае не должна принижать его значения в обучении. Более того, если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля.

Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же контроля реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самоконтроля, подлинный же контроль по-прежнему способен осуществить только учитель.

В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки. Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка.

Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.

До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т. д. На их речь влияет выражение лица учителя или товарищей; они часто начинают исправлять предложение, которое было с самого начала правильно построено, лишь по той причине, что кто-либо из товарищей покачал головой или учитель нахмурился, хотя эти действия относились не к отвечающему, а к кому-нибудь из класса, и т.д.

Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений, несмотря на названные выше его достоинства. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме. Применяя в этих случаях письменную проверку, невозможно проконтролировать ни произношение учащихся, ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.

Поэтому прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно - популярную литературу со словарём. Для контроля правописания можно проводить короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: " опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе " и т. д.

Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Как уже говорилось выше, различают контроль индивидуальный и фронтальный.

Фронтальная форма - одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика. Это "дежурная", регулярная форма контроля, которая может проводиться несколько раз в течение урока. Прежде всего, её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка.

Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу "снежного кома".

Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Фронтальные признаки слов, грамматические слова, лишенные конкретной семантики, слабо оседают в памяти, их легко спутать между собой при восприятии на слух. Именно регулярный письменный контроль прививает лингвистическую бдительность и точность.

Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.

Обращённый одновременно ко всему классу, он предполагает только короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не всегда достаточный для получения оценки в виде балла. Более подходящим поэтому является начисление очков. Учитель сообщает учащимся, что определённая сумма очков, полученных на двух-трёх уроках при фронтальной работе, даёт право на балл.

Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки. Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи. Если учащиеся научились правильно и быстро, с хорошим произношением, составлять предложения по подстановочной таблице, задавать вопросы, отвечать на вопросы, отдавать распоряжения - это ещё не означает, что они могут сделать связное сообщение по теме или вести между собой беседу в связи с заданной ситуацией. Для того, чтобы проверить эти умения, необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки монологической устной речи) или двух учеников (в случае проверки умений диалогической речи) и прослушать их высказывания или беседу.

Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль.

Важно, чтобы индивидуальный контроль органично входил в созданную на уроке атмосферу общения, поэтому его следует осуществлять в скрытой для учащихся форме.

При индивидуальном контроле недопустимо, чтобы несколько учеников выходили к доске и произносили один и тот же заученный, "безадресный" текст. Учащимся должно быть известно, что "право на ответ" имеет только тот, кто скажет что-то своё.

Индивидуальный контроль может носить и открытый характер, в частности, когда следует проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания). В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение "преподаватель - ученик" и оно имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого. Подобное зависимое положение ученика и статусное неравенство не способствуют свободе общения, приводят к скованности, ошибкобоязни, снижает мотивацию. При контроле это усугубляется ожиданием оценки и отрицательно сказывается на его результатах. Кроме того, контролироваться должно не учебное общение, а естественное неофициальное, где роли преподавателя вообще не существует. Ещё одним существенным недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока, не говоря уже о той совершенно порочной практике прошлых лет, когда одного ученика спрашивали у стола учителя в течение 15-20 минут, устраивая ему некое подобие экзамена.

Использование контроля в описанных организационных формах позволит, как представляется, осуществить единство обучения, контроля и общения.

Основным в организации контроля является обеспечение органичного вхождения его во все поры процесса обучения, т. е. придание контролю следящего характера. Только в этом случае будут реализованы свойственные контролю коммуникативно - обучающие возможности.

Отсюда вытекают следующие правила, которыми следует неукоснительно руководствоваться при проведении контроля:

1) Контроль должен носить регулярный характер.

2) Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. Поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени.

3) Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.

4) Так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишён возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учёт) знаний. Последний необходим ещё и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня с конечным позволяет измерить прирост знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство педагога [17, c.69].

Вариант 1. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

1. Двигатели, установленные на большинстве автотранспортных средств называются:

А) электродвигатели

Б) двигатели внутреннего сгорания

2. Двигатели с внешним смесеобразованием могут быть:

А) карбюраторные

Б) газовые

В) все ответы верны

3. Своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов сгорания осуществляется за счет:

А) системы питания

Б) механизма газораспределения

4. По способу выполнения рабочего цикла двигатели могут быть:

А) двухконтактные

Б) трехконтактыне

В) четырехконтактные

5. Структура системы зажигания:

А) источник электрической энергии, прибор, преобразующий ток низкого напряжения в ток высокого, провода

Б) источник электрической энергии, провода

6. Взрывное сгорание топлива называется:

А) взрыв

Б) детонация

7. Расстояние, проходимое поршнем от в.м.т до н.м.т. называется:

А) ходом поршня

Б) поворот поршня

8. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется:

А) соотношение объемов

Б) степенью сжатия

Вариант 2. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

1. Видов двигателей по числу цилиндров

А) 3

Б) 2

2. Двигатели с внешним смесеобразованием те, у которых горючая смесь образуется:

А) вне цилиндров

Б) в цилиндрах

3. По способу охлаждения двигатели могут быть:

А) с жидкостным охлаждением

Б) с жидкостным и воздушным охлаждением

4. В дизелях мелкораспыленное дизельное топливо самовоспламеняется под воздействием:

А) высокой температуры

Б) источника зажигания

В) оба фактора

5. Механизм, который преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала называется

А) механизм газораспределения

Б) кривошипно-шатунный механизм

6. Источниками электрической энергии являются

А) аккумуляторная батарея

Б) генератор

В) оба ответы верны

7. В процессе сгорания образуется:

А) газ, имеющий высокую температуру и большое давление

Б) газ, имеющий высокую температуру и низкое давление

8. Пространство над днищем поршня при нахождении его в нижней мертвой точке называется

А) рабочим объектом

Б) камерой сгорания

Для организации контроля за уровнем усвоения пройденного материала по разделу учащимся предлагается итоговый контроль в форме теста, который предполагает формирование вопросов по всем темам раздела. Данный вид тестового контроля представлен нами для организации итогового контроля по теме «Показатели работы подвижного состава автомобильного транспорта»

Тест состоит из 15 вопросов открытого характера, включающих в себя основные понятия, знания по следующим темам:

· Основные показатели работы грузовых автомобилей.

· Основные показатели работы автобусов и автомобилей такси.

· Себестоимость перевозок и пути повышения эффективности использования автотранспортных средств.

1. Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозочный процесс называется …

2. Показателями работы автотранспортного предприятия являются: (перечислить не менее 3) …

3. Техническая готовность подвижного состава определяется …

4. Рассчитайте коэффициент готовности парка автомобилей, если общее число автомобилей 600, а технически исправных - 380.

5. Повышение коэффициента готовности подвижного состава зависит от …

6. Степень использования подвижного состава в транспортном процессе характеризуется …

7. Коэффициент использования парка определяется …

8. Показатель продолжительности работы автомобиля на линии зависит от …

9. Техническая скорость это …

10. Нулевым пробегом называется пробег …

11. Коэффициент использования пробега рассчитывается …

12. Объем перевозок - это …

13. Коэффициент платного пробега рассчитывается …

14. Производительность автомобиля зависит от …

15. Перечислите пути повышения эффективности использования автотранспортных средств.

Вопросы, выделенные нами в качестве тестовых заданий, позволяют оценить общий уровень усвоения материала по данному разделу. Открытость вопросов позволяет получить ответы, исходя из личного понимания материала учащимся, что позволяет оценить не только уровень знаний, умений и навыков, но и личное понимание материала.

Заключение

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.

Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика, с которой связана проблема измерений в педагогике.

Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всестороннесть, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля.

Методика преподавания располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля.

Контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую сторону.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения.

Тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Проанализировав основные функции и назначение контроля в обучении, определив сущность и особенности разработки системы тестового контроля, проведя практическое исследование в рамках темы мы задачи, поставленные в работе выполнили, тем самым достигли цели исследования.

Список использованной литературы

1. Баев, С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах/С.Я. Баев. - СПб: Нева, 1997. - 400 с.

2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

3. Безрукова, В.С. Педагогика. /В.С. Безрукова.- Екатеринбург: Урал-Е, 1993. - 320 с.

4. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики/А.П. Беляева. - СПб.: Речь, 1999. - 155 с.

5. Бородина, Н.В., Горонович, М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход/Н.В. Бородина, М.В. Горонович, М.И. Фейгина: -. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2002. - 260с.

6. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/С.М. Вишнякова. - М.: Речь, 1999. - 197 с.

7. Гитман, Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин/Е.К. Гитман //Специалист. - 1997 - № 12 - С. 29.

8. Данилец, Н. А. Ускоренная профессиональная подготовка/ Н.А. Данилец, Т.Е. Колкова, А.Е. Хрупало; Акад. проф. образования. Журн "Проф. образование". - М.: Изд. центр АПО, 2002. - 42 с.

9. Жуков, Г.Н Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общ ред проф Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

10. Инновации в системе начального профессионального образования: актуал. пробл. проф. подготовки: IX Обл. науч.-практ. конф. (10-11 дек. 2002г.,: Тез. докл. и сообщ. - Челябинск:, 2003 - 151 с.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г//Профессиональное образование. - №4. - 2006. -19 с.

12. Лисовец, А. В. Методы и алгоритмы мониторинга знаний студентов в учебном процессе профессионального образования: 05.13.10: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук / А.В. Лисовец. - Барнаул: [б. и.], 2002. - 18 с.

13. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования/Н.И. Макиенко. - Минск, Высш. школа, 1977. - 256 с.

14. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности/Н.Н. Никитина и др. - М.: Мастерство, 2002 - 288 с.

15. Оконь. В. Введение в общую дидактику/В. Оконь. - М.: Высш. шк., 1990. -340 с.

16. Проблемы инновационной педагогики: Сб. науч. тр. / Магнитог. гос. ун-т; [Под ред. З.М. Уметбаева]. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 84 с.

17. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие.- Казань, 1985., с.: 117-137.

18. Платонов, К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254 с.

19. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.

20. Теоретические и практические проблемы профессионального образования в учебных заведениях: Межвуз. сб. науч. тр / Челяб. гос. агроинж. ун-т; Отв. ред. В.В. Бледных. - Челябинск: 2002. - 132 с.

21. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мишенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко и др.. - М.: Школа - пресс, 2000. - 512 с.

22. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Просвещение, 1999. - 209 с.

23. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие/Н.Е. Эрганова. - 3-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

Размещено на Allbest.ru

 

 

Дипломная работа

На тему: « Разработка содержания и методики применения тестового контроля знаний по производственному обучению»

по дисциплине «Методика профессионального обучения»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование разработки системы тестового контроля в профессиональном образовании

1.1 Проблема контроля в обучении в педагогике

1.2 Организация тестового контроля

1.3 Методические рекомендации для разработки системы тестового контроля

Глава 2. Изучение эффективности тестового контроля как метода объективной оценки знаний, умений и навыков

2.1 Этапы разработки системы тестового контроля

2.2 Разработка системы тестового контроля по дисциплине профессионального цикла при подготовка по специальности «Автомобили и автомобильное дело»

2.2.1 Вариант 1. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

2.2.2 Вариант 2. Тема «Классификация, общее устройство и основные параметры двигателя»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения в профессиональной школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Для педагога подобная объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.

Педагогическое направление в разработке тестов как способа контролирования уровней сформированности знаний, умений и навыков, появилось в начале нынешнего столетия, но лишь в последние десятилетия тесты для диагностики обученности приобрели большую популярность в высшей и средней школах многих развитых стран и заняли место одного из основных методов объективного контроля в учебном процессе.

Актуальность выбранной нами темы определяется несовершенством системы контроля в современном профессиональном образовании и его недостаточным методическим обеспечением.

Противоречием в работе является возможность и в некоторых случаях необходимость использования тестового контроля для получению наиболее подробной и полноценной информации об уровне знаний, умений и навыков и, в то же время, отсутствие разработанных и апробированных тестовых материалов по отдельным дисциплинам.

Все это определило тему нашей дипломной работе «Разработка содержание и методики применения тестового контроля знаний по производственному обучению».

Цель работы: теоретические обосновать методику разработки системы тестового контроля и разработать методические рекомендации по применению данной системы применительно к предметам профессионального цикла.

Объект исследования: система контроля качества усвоения предметов профессионального цикла.

Предмет исследования: методические рекомендации для разработки системы тестового контроля.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по теме работы;

2. Охарактеризовать назначение и функции контроля в процессе обучения;

3. Проанализировать особенности реализации тестового контроля в образовательном процессе;

4. Определить структурные компоненты теста в процессе составления системы тестовых заданий;

5. На практике определить проверить возможности использования тестового контроля как метода объективной оценки знаний, умений и навыков;

6. Разработать систему тестовых заданий по дисциплине профессионального цикла, проверить ее эффективность как метода объективной оценки знаний, умений и навыков.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение материалов по теме исследования, проектирование.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования в области таксономии Б.Блюма, В. Оконя.

Структура работы включает в себя две главы (теоретическую, раскрывающую общие вопросы контроля и его функции, разработки и применения системы тестовых заданий в процессе обучения; практическую, посвященную разработке системы тестовых заданий и применения их на практике, введения, заключение, списка литературы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.