Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-13 | 347 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие психологического климата пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нормы, групповая активность и др. Социальные психологи рассматривают п с и х о л о г и ч е с к и и климат как эмоциональный настрой коллектива, т. е. относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уров не отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Примыкает к понятию психологического климата понятие психологической атмосферы Последнее—более динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнительно небольшой отрезок времени. Эмоциональные состояния как ручейки питают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад —преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношении в «галактике» личных связей, выделяются «звезды» —наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства, встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.
Существование так называемых эмоциональных г р у п п и р о-сок (объединений по симпатиям) в детском коллективе —явление естественное. Следует просто видеть различные уровни этих отношении и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в коллективе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют между собой за разделение «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявляется в затяжной «слякотной погоде*, которая никому не приносит удовлетворения. Хотя психологический климат —относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объединениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отноше ння ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения. Дети, занимающие активную позицию в коллективе, острее, чем остальные переживают успехи и неудачи. В этом заложен потенциал акишносш, лмоционально устраивающий активную личность. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений коллектива, свидетельствует о неблагополучии в группе, о делении ее на «своих» и «чужих».
|
В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть ярче и глубже, чем у одиночек. Ситуация успеха-неуспеха постоянно сопутствует процессу достижения личностью или коллективом поставленных целен. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.
В арсенале средств воспитательного воздействия педагога есть прекрас ное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность некоторых членов коллектива, педагог через эмоциональную «цепочку* подключает к ней остальных членов коллектива. Когда же соревнования проходят в отсутствии болельщиков —воспитательные потери налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.
|
Однако следует иметь вшщу, что бесконтрольное постоянное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими коллективами таит в себе серьезную опасность. В этих условиях может формироваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки и т. д.
Коллективные эмоции иногда выполняют функцию психологического давления на личность. В этих условиях человек пытается подчинить свои переживания, свои действия скрытому давлению других лиц. Человек всегда осознанно или бессознательно сверяет свое мировосприятие, понимание происходящего с оценкой этих явлений другими людьми. В эмоциональных состояниях в свернутом виде отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, нравственным ценностям. Недаром говорят: «Скажи мне, над чем ты смеешься или о чем печалишься, и я скажу, кто ты».
Отметим еще одну функцию эмоциональных состояний в коллективе — э н е р г о о б р а з у ю щ у ю. Она выражается в их способности создавать запас активности не для сиюминутного действия, а как бы «на завтра». Такой способностью аккумулировать в себе эмоциональные потенциалы коллектива обладает психологический климат.
И наконец, необходимо еще остановиться на стабилизирующей ф у н к ц и и коллективных эмоциональных состояний. Педагогам хорошо известно, сколь разительно могут отличаться друг от друга детские коллективы по внешнему поведению. В одних коллективах эмоциональные реакции детей выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью, в других выражение чувств происходит сдержанно, спокойно. Есть детские коллективы, которые быстро распаляются, готовы сразу браться за дело, не особенно беспокоясь, что будет потом. Есть и такие, которым приходится долго «раскачиваться». Причем то или иное поведение коллектива является в известной степени устойчивым, повторяющимся. Это позволяет говорить об эмоционально-динамическом стиле жизнедеятельности коллективов.
|
Если провести условное разделение детских коллективов по эмоционально динамическому стилю, то следует выделить импульсивно-подвижные, сдержанно-уравновешенные и и н е р т н о - с п о к о и н ы е. (Иногда в практике такого строгого разделения можно не увидеть).
Своеобразие поведения детских коллективов зависит от различной степени пред ста вленностн в коллективах ребят с разными свойствами нервной системы. Обнаружено, что лидеры, сами того не замечая, в личных и деловых отношениях начинают навязывать свой индивидуальный стиль деятельности коллективу н коллектив может принять его. Детский коллектив может принимать и эмоционально-динамический стиль, диктуемый стилем деятельности педагога, особенно, когда педагог пользуется довернем и авторитетом у детей Проведенные исследования показывают, что импульсивно подвижные коллективы оказываются более эффективными в проявлении инициативы, в скорости налаживания контактов, в способности увлечь своими идеями и настроениями других. Одттако эти коллективы проигрывают в организации тех дел, которые требуют тщательной подготовки, детального планирования. Здесь чаще, чем где-либо, возникают конфликты Спокойно-инертные коллективы значительно преуспевают там, где требуется обсуждение, анализ, но им труднее дастся организаторская работа. В целом же в организаторской деятельности обнаруживается некоторое преимущество импульсивно-подвижных коллективов.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!