Психологический климат в детском коллективе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психологический климат в детском коллективе

2017-06-13 347
Психологический климат в детском коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие психологического климата пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нор­мы, групповая активность и др. Социальные психологи рассматривают п с и х о л о г и ч е с к и и климат как эмоциональный настрой коллектива, т. е. относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уров не отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружаю­щей жизни. Примыкает к понятию психологического климата понятие психо­логической атмосферы Последнее—более динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнитель­но небольшой отрезок времени. Эмоциональные состояния как ручейки пи­тают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад —преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетво­ренность отношениями в коллективе. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотноше­ний. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группиров­ки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерар­хия отношении в «галактике» личных связей, выделяются «звезды» —наи­более популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства, встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

Существование так называемых эмоциональных г р у п п и р о-сок (объединений по симпатиям) в детском коллективе —явление естествен­ное. Следует просто видеть различные уровни этих отношении и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в коллективе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют между собой за разделе­ние «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявля­ется в затяжной «слякотной погоде*, которая никому не приносит удовлет­ворения. Хотя психологический климат —относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объеди­нениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отноше ння ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоцио­нальное удовлетворение каждому члену детского объединения. Дети, зани­мающие активную позицию в коллективе, острее, чем остальные переживают успехи и неудачи. В этом заложен потенциал акишносш, лмоционально ус­траивающий активную личность. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений кол­лектива, свидетельствует о неблагополучии в группе, о делении ее на «сво­их» и «чужих».

В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть ярче и глубже, чем у одиночек. Ситуа­ция успеха-неуспеха постоянно сопутствует процессу достижения личностью или коллективом поставленных целен. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.

В арсенале средств воспитательного воздействия педагога есть прекрас ное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревно­вательного соучастия. Включая в ту или иную соревнователь­ную деятельность некоторых членов коллектива, педагог через эмоциональ­ную «цепочку* подключает к ней остальных членов коллектива. Когда же соревнования проходят в отсутствии болельщиков —воспитательные поте­ри налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.

Однако следует иметь вшщу, что бесконтрольное постоянное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими кол­лективами таит в себе серьезную опасность. В этих условиях может форми­роваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки и т. д.

Коллективные эмоции иногда выполняют функцию психологи­ческого давления на личность. В этих условиях человек пы­тается подчинить свои переживания, свои действия скрытому давлению других лиц. Человек всегда осознанно или бессознательно сверяет свое мировосприятие, понимание происходящего с оценкой этих явлений други­ми людьми. В эмоциональных состояниях в свернутом виде отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, нрав­ственным ценностям. Недаром говорят: «Скажи мне, над чем ты смеешься или о чем печалишься, и я скажу, кто ты».

Отметим еще одну функцию эмоциональных состояний в коллективе — э н е р г о о б р а з у ю щ у ю. Она выражается в их способности создавать запас активности не для сиюминутного действия, а как бы «на завтра». Такой способностью аккумулировать в себе эмоциональные потенциалы кол­лектива обладает психологический климат.

И наконец, необходимо еще остановиться на стабилизирующей ф у н к ц и и коллективных эмоциональных состояний. Педагогам хорошо известно, сколь разительно могут отличаться друг от друга детские коллек­тивы по внешнему поведению. В одних коллективах эмоциональные реак­ции детей выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью, в других выражение чувств происходит сдержанно, спокойно. Есть детские коллективы, которые быстро распаляются, готовы сразу браться за дело, не особенно беспокоясь, что будет потом. Есть и такие, которым приходится долго «раскачиваться». Причем то или иное поведение коллектива является в известной степени устойчивым, повторя­ющимся. Это позволяет говорить об эмоционально-динамичес­ком стиле жизнедеятельности коллективов.

Если провести условное разделение детских коллективов по эмоциональ­но динамическому стилю, то следует выделить импульсивно-подвиж­ные, сдержанно-уравновешенные и и н е р т н о - с п о к о и н ы е. (Иногда в практике такого строгого разделения можно не увидеть).

Своеобразие поведения детских коллективов зависит от различной сте­пени пред ста вленностн в коллективах ребят с разными свойствами нервной системы. Обнаружено, что лидеры, сами того не замечая, в личных и дело­вых отношениях начинают навязывать свой индивидуальный стиль дея­тельности коллективу н коллектив может принять его. Детский коллектив может принимать и эмоционально-динамический стиль, диктуемый сти­лем деятельности педагога, особенно, когда педагог пользуется доверн­ем и авторитетом у детей Проведенные исследования показывают, что импульсивно подвижные коллективы оказываются более эффективными в проявлении инициативы, в скорости налаживания контактов, в способ­ности увлечь своими идеями и настроениями других. Одттако эти коллек­тивы проигрывают в организации тех дел, которые требуют тщательной подготовки, детального планирования. Здесь чаще, чем где-либо, возника­ют конфликты Спокойно-инертные коллективы значительно преуспевают там, где требуется обсуждение, анализ, но им труднее дастся организатор­ская работа. В целом же в организаторской деятельности обнаруживается некоторое преимущество импульсивно-подвижных коллективов.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.