Понятие коллектива и основные стадии его развития — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие коллектива и основные стадии его развития

2017-06-13 340
Понятие коллектива и основные стадии его развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — социальная общ­ность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, об­щих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения (Б. Л. Вульфсон).

Признаки коллектива

КОЛЛЕКТИВ      
    -       _      
отношения ответствен ной.зависимости   единая общественно значимая цель  
       
органы самоуправления   совместная общественно-поле 5ная деятельность  
           
группа детей  

В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психо­логии—контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаи­модействии, в педагогике—организованные общности детей и взрослых.


Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существова ние между ними связующих отношений В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные, Деловые отношения основываются на совместной деятельности по реше нию социально значимых задач, на поддержании и соблюдении уставов ленных в том или ином объединении организационных зависимостей, пра вил и порядков Личные же отношения основаны на личных привязанное тях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом, сферу узколичноп деятельности Деловые отношения отнюдь не исключают лич ных симпатии Наоборот, они становятся крепче, если подкрепляются лнч нымп симпатиями Гчавным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимо стен между членами коллектива

Круговая порука и всепрощение, в основе которых лежат личные узко групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом колчектива и кот лективнзма

Коллективы 5 м (от лат coltectivu\ — собирательный) — нравствен ныл принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности

Детально определял сущность коллектива А С Макаренко «Нелыяпред ставить себе коллектив,—писал он,—если взять попросту сумму отдельных лиц Колаектив —это живой социальный организм, который потому и орга in-MM, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соот ношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и кол лектива, а есть просто толпа, сборище» Таким образом, воспитательный коллектив —это такое объединение детей и подростков, жизнь и деятель ность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной за висимостью, стремлением к общему успеху, богатству духовных отношений п интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности

Исходя из dToio определения, становится понятным, что создать такой коллектив сразу нелъш, для этого требуется длительное время В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педаго гическим требованиям

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к де тям Требования, высказанные в форме, не допускающей возражений, не обходимы на первых порах в каждом коллективе

Вторая стадия развития этого требования, когда на сторону пе дагога перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около педагога организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину

И, наконец, третья стадия развития -этого т ребования, когда тре бует коллектив Это тот результат, который вознаграждает педагога за труд первого периода Когда требует коллектив, когда коллектив «спелся» в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего разви тие воспитательного коллектива Л И Новикова выделяет стадию силоне ния коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех детей и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива долж но быть воспитание каждого ребенка, забота о благополучной позиции каж дого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.