Система заданий для обучающихся при изучении темы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Система заданий для обучающихся при изучении темы

2017-06-13 331
Система заданий для обучающихся при изучении темы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наряду с физическим экспериментом задания являются средством закрепления и усвоения полученных в ходе курса знаний. Разработанная в соответствии с методическими рекомендациями система заданий позволяет обучающим повторить и глубже изучить полученные теоретические сведения. Плюс ко всему разработка системы заданий является необходимым условием при деятельностном подходе в учебном процессе.

Система заданий при изучении темы «Световые волны» может состоять из следующих пунктов:

1) Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн;

2) Задание на практическое использование полученных знаний или объяснения с их помощью тех или иных природных явлений;

3) Задача на вычисление числовых или логических значений с с использованием законов и математических формул;

4) Вопросы по теме на самостоятельное размышление;

5) Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов;

6) Самостоятельный поиск ответа на вопрос в дополнительных источниках и рекомендуемой литературе;

7) Подготовка доклада на урок.

Все эти виды заданий помогают систематично закрепить знания. При этом материал будет усваиваться не в форме заученных теоретических положений, а в форме реальных знаний и навыков.

Далее мы по разделам рассмотрим систему заданий в сборниках задач Л.С. Хижняковой А.А. Синявиной, а также рассмотрим краткие примеры этих заданий.

Таблица 2. Система заданий по теме «Световые волны»

Раздел Тип задания Пример задания
Источники света Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн «Что такое источники света»
  Задание на практическое применение теоретических знаний «Приведите примеры известных вам источников света»
  Задание на логическое мышление по теме «Приходилось ли вам наблюдать солнечным днем на дорожке под деревом круглые светлые пятна? Из-за чего они образуются?»
  Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул При солнечном освещении вертикальная палка высотой 1,5 м отбрасывает тень длиной 2 м, а заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Определите высоту заводской трубы.
Отражение света Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул Луч падает на плоское зеркало под углом 0 градусов, чему равен угол отражения света?
  Задание на практическое применение теоретических знаний Чем объяснить блеск снега?
  Задание на логическое мышление по теме Зачем электрическую лампочку в помещениях часто помещают в матовый белы плафон?
  Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов Покажите построением, что источник света и его изображение в плоском зеркале
Преломление света Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн Какова скорость света в различных фракционных средах?
  Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул Вычислите показатель преломления стекла относительно воды при прохождении луча света из воды в стекло
  Задание на логическое мышление по теме Когда в смотрите через толстое стекло, предметы кажутся вам смещенными. Почему?
  Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов В воде находится полая стеклянная призма, заполненная воздухом. Начертите ход луча, падающего на одну из преломляющих граней такой призмы. Можно ли сказать, что такая призма дважды отклоняет к основанию проходящий через нее луч света?
Линзы Задание на повторение сформулированных законов и положений относительно природы световых волн В чем выражается оптическая сила линзы?
  Задача на вычисление числовых или логических значений с использованием законов и математических формул Фокусное расстояние линзы равно 10 см. Какова ее оптическая сила?
  Проведение самостоятельных опытов, экспериментов, наблюдений и сравнительных анализов Постройте изображение вертикально стоящего карандаша, формируемое собирающей линзой, для случая, когда карандаш находится за двойным фокусным расстоянием.

 

Задания по теме «Световые волны», используемые на уроках решения задач, ориентированы на различные уровни достижений. По содержанию задания условно можно разделить на следующие виды: построение изображения светящейся точки в плоском зеркале;

-построение изображения отрезка;

-построение изображения точки в системе, состоящей из двух зеркал,

-отражение от сферической поверхности;

Термин «изображение в плоском зеркале» требует пояснения. Он означает изображение предмета в зеркале. В начале рассматривается точечный предмет, т.е. геометрическую точку. В геометрии она определяется как пересечение прямых линий. Изображение точки в зеркале является точка, полученная при пересечении лучей или их продолжений, отраженных от зеркала. Ниже предлагаются примеры решения задач.

Задача 1. (уровень А; критерий учебных целей по таксономии Блюма «знание»). Построить изображение светящейся точки А в плоском зеркале.

Решение. Через предметную точку А (рис. 18) проведем две произвольные прямые. Вдоль них направляем два луча 1 и 2. По закону отражения строим отраженные лучи. Для этого в точке падения каждого луча восстанавливаем перпендикуляр и проводим отраженный луч таким образом, чтобы он составил с перпендикуляром угол, равный углу падения.

 

Рис. 18. Иллюстрация к задаче по построению мнимого изображения в зеркале.

Отраженные лучи 1¢ и 2¢ - расходящиеся, то есть после отражения от зеркала они не пересекаются. Проводим продолжения отраженных лучей. Они пересекаются в точке А¢ за зеркалом. Полученное изображение точки является мнимым.

Мнимое изображение точки образуется при пересечении не лучей, прошедших оптическую систему (зеркала, линзы, призмы и т.п.), а их продолжений.

Задача 2 (Б; «понимание»). Построить изображение отрезка АВ (рис. 19) в плоском зеркале.

Решение. Отрезок АВ является совокупностью предметных точек. Изображение этого отрезка является совокупностью изображений каждой точки в плоском зеркале. Для построения изображения достаточно получить изображение крайних точек и соединить. При построении удобнее один из лучей ВВ́ провести перпендикулярно плоскости зеркала. В этом случае отраженный луч расположен на одной прямой с падающим лучом.

Изображение в плоском зеркале мнимое, симметрично относительно зеркальной плоскости, не увеличенное, а равное предмету.

 

Рис. 19. Иллюстрация к задаче по построению изображения отрезка АВ в плоском зеркале.

Задача 3 (Б; «применение»). Какой минимальный размер должно иметь зеркало, чтобы в нем можно было увидеть лицо целиком?

Решение. Лучи, идущие от макушки и подбородка, после отражения от зеркала должны проходить через глаз (рис. 20).

 

Рис. 20. Иллюстрация к задаче по определению размеров предмета

Минимальный размер зеркала равен половине расстояния от макушки до нижней точки подбородка.

Задача 4 (С; «анализ, синтез». Два плоских зеркала расположены под углом α. Найдите и получите построением максимально возможное количество изображений для данного угла (рис. 21).

Решение. При решении задачи воспользуемся свойством симметрии изображений светящейся точки S в данной системе, состоящей из двух зеркал.

 

Рис. 21. Иллюстрация к задаче по построению изображений в зеркалах.

Изображение в первом зеркале S1 – дает вторичное изображение S1¢ во втором зеркале и затем еще одно S1¢¢в первом. Аналогично рассуждения по созданию изображений точки S2. В итоге и S1¢¢ и S2¢ оказываются не над отражающей поверхностью и процесс создания изображений прекращается.

Таким образом, получено путем построений максимально возможное количество изображений для данного угла – 5.

Подводя итог занятия «Решение задач» при изучении темы «Световые волны» необходимо подвести итог для формирования понятия «Световые волны»:

- свет имеет волновую природу, световые волны – это электромагнитные волны;

- скорость электромагнитных волн в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета (независимо от скорости источника волн);

- скорость электромагнитных волн в вакууме равна 3 * 108 м/с.

По окончании изучения темы или для промежуточного контроля можно провести тест по данной теме.

Таким образом, рассмотренные задания взаимосвязаны и объедены в определенную систему, которая наряду с теоретическим материалом, представленным в учебнике, способствует практическому усвоению знаний по теме «Световые волны».

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.