Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-13 | 671 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры. Исследования, проведенные Н. Т. Гринявичине, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой, Л. Д. Пеневой, А. Д. Саар, показали, что, используя игровую задачу как единицу анализа игры, можно разносторонне анализировать игровую деятельность ребенка. Основываясь на данных исследований, Н. Ф. Комарова разработала рекомендации по диагностике игры детей. Для полноты анализа она выделила четыре группы показателей, в соответствии с которыми осуществляется анализ игры: содержание игры, способы решения детьми игровых задач, взаимодействие детей в игре, самостоятельность детей в игре. Рассмотрим каждую группу.
Содержание игры. Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова, А. П. Усова и другие известные педагоги отмечали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета. Исходя из этих теоретических положений, была выделена группа показателей, характеризующих содержание игры. Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующее:
1. Как у играющих детей возникает замысел?
2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей?
3. Насколько разнообразны поставленные ребенком игровые задачи?
4. Какова степень самостоятельности детей при выборе замысла и постановке игровых задач?
О разнообразии замыслов можно судить на основании длительных наблюдений за играми ребенка. В ситуации, когда ребенок самостоятельно не ставит игровой задачи, ему предлагается игровая задача в косвенной формулировке: «Смотри, что-то загрустила наша кукла». Если ребенок опять не ставит игровой задачи, взрослый продолжает: «Может быть, она проголодалась или заболела?» Если и после этого ребенок затрудняется в постановке игровой задачи, она предлагается в прямой формулировке: «Покорми куклу, она проголодалась». Через некоторое время проделать аналогичную работу, обращая внимание ребенка на другую игрушку (машину, собачку и др.).
|
Если игра ребенка однообразна, т. е. он ставит одну-две знакомые игровые задачи и многократно их повторяет, то ему можно предложить другую игровую задачу, начиная также с косвенной ее формулировки. Например, к девочке, которая только кормит куклу и укладывает ее спать, можно обратиться: «Вся одежда у твоей дочки уже испачкалась. Что же делать?» или «Твоя дочка скоро проснется и захочет есть. Ты уже приготовила ей обед?»
На основании наблюдений за самостоятельными играми и анализа поведения детей в проблемных ситуациях делаются выводы о разнообразии замыслов и степени самостоятельности ребенка при их выборе и постановке игровых задач.
Способы решения детьми игровых задач. Исследования, проведенные под руководством С. Л. Новоселовой, установили, что события окружающей действительности дети отображают в играх разными способами. Для того чтобы иметь представление о способах отображения действительности в игре, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
2. Какова степень обобщенности игровых действий с игрушками?
3. Присутствуют ли в игре, игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами и какова степень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач?
4. Принимает ли ребенок на себя роль?
5. Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия?
6. Присутствуют ли в игре ролевые высказывания?
7. Присутствует ли в игре ролевая беседа, какова степень ее содержательности?
Сведения о сформированности у детей способов решения игровых задач педагог получает во время наблюдений. Однако, выяснив в процессе наблюдения, что ребенок использует не все способы отображения действительности, характерные для его возраста, преждевременно делать выводы об их несформированности. Вполне возможно, что он просто предпочитает какой-то один способ остальным. В этом случае нужно выяснить, принимает ли ребенок другие, соответствующие его возрасту способы решения игровых задач и умеет ли использовать их в своей игре.
|
Приведем несколько примеров, как можно выяснить, владеет ли ребенок предметными способами решения игровых задач. К мальчику, который «моет» машину тряпочкой, можно обратиться так: «Твоя машина очень большая, ее удобнее мыть из шланга». Вместо шланга предложить шнур, прыгалки.
Ребенок «ремонтирует» машину, используя игрушечные инструменты. Воспитатель предлагает деталь строительного материала: «Ты ремонтируешь машину? Тогда тебе, наверно, пригодится эта масленка. В ней машинное масло».
Взаимодействие детей в игре. Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие.
В исследованиях Т. В. Антоновой, Р. А. Иванковой, Т. А. Марковой, А. П. Усовой, Е. И. Щербаковой рассматриваются особенности взаимодействия детей в игре. На основании этих исследований выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре:
1. Вступает ли ребенок во взаимодействие?
2. Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику?
3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?
4. Какова длительность взаимодействия детей в игре?
В процессе наблюдения за игрой и бесед с воспитывающими ребенка взрослыми выясняется, вступает ли он во взаимодействие, или его игры носят индивидуальный характер.
Ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или со сверстниками, предложив ему игровые ситуации.
Самостоятельность детей в игре. Развитию самостоятельности детей придается особое значение. Однако отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, при определении содержания игры выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько дети самостоятельны в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие дети вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.
|
Проведение диагностики позволяет определить уровень развития игровой деятельности каждого ребенка. Несформированность того или иного показателя дает основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, осуществляя тем самым индивидуальный подход к детям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие существует два типа критериев оценки игр, игрушек и игровых сооружений для детей?
2. Какие нужно создать условия для возникновения и развертывания игры дошкольников?
3. Перечислите показатели, по которым может осуществляться экспертиза игры?
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!