Организационно-экономическая характеристика объекта исследования — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

2017-06-13 317
Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В разделе дается:

1) наименование организации с указанием организационно-правовой формы, формы собственности, дается краткое описание торговой организации, указывается место его расположения, виды деятельности, дата регистрации и др. информация, исходя из данных учредительных и других документов;

Пример таблицы, содержащей краткую характеристику торговой организации, представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Краткая характеристика _________________________________________

(наименование организации)

Наименование предприятия Наименование организации в соответствии с учредительными документами
Юридический адрес Российская Федерация, область (край, республика), город, улица, дом
Дата регистрации «_____»____________ 20___ г.
Организационно-правовая форма Указывается организационно-правовая форма в соответствии с учредительными документами
Основные конкуренты Указываются основные конкуренты организации
Основные покупатели (потребители услуг) Указываются группы покупателей или потребителей на которых преимущественно ориентирована детальность торговой организации
Площадь Общая площадь ______м2, торговая площадь _____ м2
Форма обслуживания Например: самообслуживание, индивидуальное обслуживание, продажа с открытой выкладкой
Режим работы с ____ до _____ ч., указываются выходные дни и перерывы на обед

 

2) приводятся схемы и характеристика организационной структуры и структуры управленияторговым предприятием (пример в приложении Е) с указанием общей численности работающих и занимаемых ими должностей. Для крупных торговых организаций приводятся состав основных структурных подразделений и перечисляются выполняемые ими функции.

3)приводятся основные экономические показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности организации за последние 3-5 лет, которые рассчитываются по даннымфактической бухгалтерской, статистической и другой оперативной отчетности.

Характеристика основных финансово-экономических показателей, характеризующим разные аспекты деятельности торговой организации, представлена в приложении Ж.Остановимся на некоторых из них.

Важным показателем деятельности торгового предприятия яв­ляется товарооборот. К основным показателям, характеризующим его, относятся:

– объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

– структура товарооборота (товарооборот по отдельным товар­ным группам в рублях и их доля в общем товарообороте, выражен­ная в процентах);

– однодневный товарооборот;

– товарооборот в расчете на одного работника (в розничной торговле – в расчете на одного работника, занятого обслуживани­ем покупателей);

– товарооборот на единицу площади (в оптовой торговле при расчете используют показатель общей складской площади, в роз­ничной торговле – торговой площади).

При анализе товарооборота необходимо выявить закономерно­сти его развития, а также причины изменения данного показателя. Для этого рассчитывают показатели динамики товарооборота (темпы роста и темпы прироста) в действующих и сопоставимых (с учетом индекса цен) ценах.

Динамику товарооборота по некоторым товарным группам или видам товаров (кондитерским изделиям, мороженому и др.) целе­сообразно анализировать поквартально или помесячно, поскольку объемы их продаж зависят от времени года, праздников и других причин. Кроме того, такой анализ позволяет более точно прогно­зировать изменение спроса на те или иные товары.

Валовой доход в торговле, по сути, отражает величину реализо­ванной торговой надбавки. Иными словами, это разница между товарооборотом и покупной стоимостью товаров. Валовой доход характеризуется абсолютным значением (в рублях) и уровнем, т.е. отношением к величине товарооборота (в процентах). Уровень валового дохода во многом зависит от структуры товарооборота и того, насколько обоснованна величина торговой надбавки для ка­ждой товарной группы. Помимо прочего, важен правильный вы­бор поставщиков, заключение с ними договоров на выгодных для покупателя условиях, что позволяет снизить стоимость приобре­таемых товаров.

Анализ издержек обращения предприятия может проводиться как по общей их величине, так и по видам расходов (с определени­ем их доли в сумме издержек). Основными статьями издержек об­ращения в торговле являются: расходы на оплату труда;транспортные расходы;отчисления на социальные нужды;расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, поме­щений, оборудования и инвентаря;амортизация основных средств расходы на ремонт основных средств; износ санитарной и специальной одежды и проч.; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производствен­ных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;расходы на рекламу;затраты по уплате процентов за пользование кредитами и займами; потери товаров и технологические отходы; расходы на тару; прочие расходы.

При анализе издержек обращения необходимо сделать заклю­чение о путях их уменьшения, уделив основное внимание статьям, которые занимают наибольший удельный вес в структуре расходов. Например, если для доставки товаров в торговую организацию используется ее собственный транспорт, то доля транспортных расходов будет су­щественно выше, нежели при централизованной доставке товаров поставщиком.

Кроме абсолютной суммы издержек обращения, которая опре­деляется путем суммирования расходов по всем статьям, рассчиты­вают уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота) и отклонение от него (эконо­мию или перерасход). Уровень издержек обращения зависит от ассортиментного профиля торгового предприятия (расходы, свя­занные с транспортировкой, хранением, подготовкой к продаже продовольственных товаров, выше, чем в торговле непродовольст­венными товарами).

Эффект от хозяйственной деятельности торгового предприятия выражается в виде прибыли. На величину прибыли, полученную предприятием, оказывают влияние все рассмотренные показатели.В том случае, когда валовой доход предприятия меньше суммы из­держек обращения, оно получает убыток.

О том, насколько эффективно используются ресурсы торгового предприятия, судят по таким относительным показателям, как по­казатели рентабельности. Уровень рентабельности – это частное от деления суммы прибыли, полученной в результате реализации товаров, на величину товарооборота. Данный показатель опреде­ляет, сколько рублей прибыли получено торговым предприятием в результате реализации товаров на 1 руб. товарооборота. Аналогич­но могут быть рассчитаны и другие показатели рентабельности, на­пример отношение прибыли к издержкам обращения.

Макет таблицы, содержащий перечисленные показатели, представлен в таблице2.

Таблица 2 – Основные показатели, характеризующие торговую деятельность___________________________________________ за 20__ - 20__ гг.

(наименование организации)

Показатели 20.. г. 20.. г. 20.. г. Отклонение отчетного года от базисного
+/- %
Розничный товарооборот, тыс. руб.          
Однодневный товарооборот, тыс. руб.          
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./м2          
Среднесписочная численность работников – всего, чел.          
в т.ч. занятых обслуживанием покупателей, чел.          
Производительность труда на одного среднегодового работника, руб./ чел.          
в т.ч. занятых обслуживанием покупателей, руб./чел.          
Валовой доход, тыс. руб.          
Уровень валового дохода, %          
Издержки обращения, тыс. руб.          
Уровень издержек обращения, %          
Прибыль, тыс. руб.          
Уровень рентабельности, %          

Данные таблицы3, характеризуют состав и структуру продукции торговой организации.

Таблица 3 – Состав и структура продукции _________________________ в 20__ - 20__ гг.

(наименование организации)

Наименование 20.. г. 20.. г. 20.. г. Отклонение отчетного года от базисного
тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу +/- %
Продукты питания                
Хлебобулочные изделия                
Шоколадная продукция                
Молочная продукция                
Алкогольная продукция                
Табачная продукция                
…………….                
Итого   100,0   100,0   100,0    

Информацию для удобства можно представить и в графическом виде (например, рисунок 1).

Рисунок 1 – Соотношение структуры продукции ООО «Велес» в 2008-2010 гг.

После проведения анализа каждого из перечисленных показателей следует сделать общий вывод об их взаимосвязи.

2.2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИ­АЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Далее необходимо привести краткую характеристику матери­ально-технической базы предприятия (его общую площадь, состав и размеры помещений, их взаимосвязь, оснащенность разными ви­дами оборудования и т.д.).

Особое внимание при этом следует уделить технологической планировке основных помещений, для чего необходимо прило­жить к работе схемы технологических планировок склада или торго­вого зала магазина (в зависимости от того, на примере какого пред­приятия выполняется работа).

Так, при анализе технологической планировки помещений ос­новного производственного назначения на складе оптовых пред­приятий необходимо учитывать соблюдение таких требований, как:

- обеспечение непосредственной связи между всеми помеще­ниями склада с учетом последовательности выполняемых техноло­гических операций;

- оптимальное использование складской площади и ёмкости;

- соответствие ширины проходов между технологическим обору­дованием характеристикам подъемно-транспортного оборудования;

- наличие в зоне хранения одного или нескольких централь­ных проходов, обеспечивающих свободный поворот напольных подъемно-транспортных средств и их встречное движение;

- организация движения грузопотоков таким образом, чтобы исключались встречные перевозки;

- соблюдение техники безопасности и правил противопожар­ной безопасности.

Для того чтобы определить, насколько эффективно использу­ются складские помещения основного производственного назна­чения, применяют следующие показатели: коэффициент исполь­зования складской площади и коэффициент использования склад­ского объема (приложение И).

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно задействовать ее под выкладку товаров. Это достига­ется за счет применения оборудования, имеющего большую экспо­зиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, применяемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специали­зации торговой организации: он будет ниже в тех организациях, где применяются холо­дильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в организациях, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д. (см. приложение И)

Характеризуя коммерческую деятельность предприятия, необ­ходимо дать краткое описание служб (отделов), занимающихся коммерческой работой, перечислить должностные обязанности их сотрудников.

Также следует привести общие данные о поставщиках товаров, количестве заключенных договоров за последний год и т.д. Особое внимание необходимо обратить на структуру и содержание заклю­ченных предприятием договоров поставки. Нужно приложить к ра­боте копии нескольких договоров и проанализировать содержание их условий на соответствие требованиям Гражданского кодек­са РФ (далее – ГК РФ), предъявляемым к договорам купли-прода­жи и поставки.

Структуру и содержание договора поставки определяют заклю­чающие его стороны. При этом поставщик и покупатель должны учитывать ряд правил, соблюдение которых при составлении тек­ста договора позволяет сторонам впоследствии избежать недоразу­мений и споров, связанных с различиями в понимании тех или иных его условий. В связи с этим очень важно, чтобы договор со­держал все необходимые реквизиты, а его условия не противоречи­ли действующему законодательству. Формулировки условий дого­вора должны быть точными, исключающими возможность их двоякого толкования.

В соответствии со сказанным договор поставки может иметь следующую примерную структуру:реквизиты договора;преамбула (вводная часть) договора;предмет договора; сроки и порядок поставки; качество и комплектность; упаковка и маркировка; цена и порядок расчетов; ответственность сторон; срок действия договора; изменение и расторжение договора; разрешение споров; заключительные положения; реквизиты и подписи сторон. Содержание каждого из приведенных разделов договоров представлено в приложении К.

При освещении других вопросов деятельности предприятия необходимо сначала изучить соответствующий теоретический ма­териал о коммерческих (торговых) и технологических операций, затем на конкретных примерах показать, как осуществля­ются те или иные на данном предприятии, какова их эффективность. Для этого следует использовать соответствующие нормативные и пра­вовые документы, регулирующие торговую деятельность, а также учебную литературу и материалы специализированных периодических изданий.

Материал, связанный с рекламной работой в торговом предприятии, должен сопровождаться иллюстратив­ным материалом, представленным в виде приложений. Это могут быть фотографии вывески магазина, оформленных в нем витрин, образцы рекламных печатных изданий, применяемых на предпри­ятии (каталоги, буклеты, памятки и т.п.), фотографии, демонстри­рующие применение рекламных материалов, сопровождающих выкладку товаров в магазине, схема их размещения в торговом зале и др.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.