Тема 14. Теория общественного выбора — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 14. Теория общественного выбора

2017-06-13 164
Тема 14. Теория общественного выбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 14. Теория общественного выбора

 

Цели изучения темы:

- рассмотреть исходные положения концепции общественного выбора;

- изучит особенности голосования в условиях представительной демократии;

- определить роль бюрократии в теории общественного выбора;

- рассмотреть проблемы, связанные с несовершенством (фиаско) государства.

 

План:

1. Методология общественного выбора

2. Политика как обмен

3. Общественный выбор при прямой демократии

4. Группы специальных интересов

5. Фиаско государства

 

Литература

1. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.

3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.

 

Вопрос 1. Методология общественного выбора

Теория общественного выбора - составная часть экономической теории (новая политическая экономия), изучает политический механизм формирования экономических решений. Экономика и политика взаимодействуют друг с другом. Если рынок выявляет индивидуальные предпочтения относительно частных благ, то государство выявляет предпочтения относительно производства общественных благ. ТОВ объясняет 1) взаимосвязь между политикой и экономикой, 2) специфику принятия политических решений и 3) методы вмешательства в рыночную экономику.

Общественный выбор - это процесс нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ. ОВ осуществляется через систему политических институтов (гос-во; партии; общественные организации, преследующие политические цели).

Общественный выбор основан на следующих концепциях (концепция – определенный способ понимания явления, точка зрения, основная идея):

1) концепция экономического человека

В ходе общественного выбора поведение человека является рациональным. Он представляет свои предпочтения как товары и стремиться принять решения, которые максимизируют полезность выбора. В политике граждане преследуют личные выгоды. В роли избирателя они оценивают все предложения и останавливаются на наилучшем для себя варианте. В роли политика люди создают свои программы с целью максимизации голосов. В отличие от товарного рынка потребители общественных благ не обладают полной информацией о политической деятельности. Получение такой информации связано с большими затратами (время, изучение состояния проблем, законов и т.д.). Издержки на получение дополнительной информации меньше предельных выгод. Как и на товарном рынке возможности избирателей (покупателей) и политиков (продавцов) ограничены.

2) – индивидуализм

Отрицается коллективная рациональность. Политики и избиратели преследуют индивидуальные цели. Политик стремится к успеху, чтобы добиться популярности быть избранным на новый срок. Коллективные действия – это действия отдельных людей в составе коллектива. Поиск общественного интереса вне интересов отдельных людей считается несбыточным.

- политика как обмен: политика рассматривается как взаимовыгодный обмен; рынок товаров представляется как аналог политического рынка.

 

Сравнительные характеристики политики и рынка

Область сравнения Рынок Политика
Покупатели Домашние хозяйства Фирмы
Продавцы Фирмы Политики
Товар Потребительские блага Общественные блага
Цена Индивидуальная цена товара Размер налога
Деятельность продавцов Формирование спроса Борьба за голоса
Деятельность покупателей Предлагают товары Разрабатывают политические программы
Необходимое условие Самоокупаемость затрат Обязательность переизбрания
Цель Максимизация прибыли Максимизация голосов

Тема 14. Теория общественного выбора

 

Цели изучения темы:

- рассмотреть исходные положения концепции общественного выбора;

- изучит особенности голосования в условиях представительной демократии;

- определить роль бюрократии в теории общественного выбора;

- рассмотреть проблемы, связанные с несовершенством (фиаско) государства.

 

План:

1. Методология общественного выбора

2. Политика как обмен

3. Общественный выбор при прямой демократии

4. Группы специальных интересов

5. Фиаско государства

 

Литература

1. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.

3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.