Начало революции и гражданская война — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Начало революции и гражданская война

2017-06-13 312
Начало революции и гражданская война 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1638 — Первая шотландская война.

1640 — Вторая шотландская война. Вторжение шотландцев Англию.
1640 3 ноября — Открытие Долгого парламента. Парламент не созывался до этого 12 лет, а затем просуществовал 12 лет, почему и был назван Долгим.
15 февраля — Акт Долгого парламента о созыве парламента не реже одного раза в три года.
11 мая — Акт о нероспуске парламента против, его воли
12 мая — Казнь Страффорда, главного советника короля по делам администрации и казнь архиепископа Лоуда, главного советника короля по церковным делам.
5 июля — Упразднение Звездной палаты (которая фактически являлась верховным судом по политическим делам)
Сентябрь — Восстание в Ирландии

1642
10 января король покидает Лондон.
14 февраля — Исключение епископов из верхней палаты
4 июля был создан Комитет обороны, возглавивший военную деятельность парламента
6 июля парламент принял решение о создании и наборе 10-тысячной армии, назначив главнокомандующим графа Эссекса.
22 августа — Начало гражданской войны короля против парламента.
22 октября — Битва при Эджгилле – первое крупное сражение между сторонниками короля и парламента.

1643 — Учреждение Ассоциации восточных графств (зародыш кромвельской армии). 26 января — Акт об упразднении епископата.

1644
2 июля — Победа Кромвеля и Ферфакса над королевскими войсками при Марстоп-Муре.
25 сентября — Торжественная Лига и ковенант (договор с Шотландией)

1645 21 февраля — Упразднение палаты феодальных сборов
апрель — Реорганизация армии (создание армии «Нового образца»).
14 июня — Поражение королевских войск при Несби.

1646 9 октября — Акт о конфискации епископских земель.
1646 конец года — Бегство Карла I в Шотландию.
1646 11 июня — Новое тюремное заключение Лильберна (с небольшим перерывом до августа 1648г.).
1646 — Отмена рыцарских держаний.

1647 30 января — Выдача Карла I шотландцами английскому парламенту.
1647 май — Образование солдатских Советов в армии.
1647 3 июня — Захват короля армией.
1647 4— 5 июня — Митинг солдат в Нью-Маркете. Протест против роспуска армии.
1647 28 октября — 11 ноября — Армейская Путнейская конференция. 1647 15 Ноября — Восстание левеллеров в армии.

1648 — Вторая гражданская война. Окончательный разгром кавалеров,
1648 6 декабря — Прайдова чистка Долгого парламента.
1648 декабрь — Первое выступление истинных левеллеров.

ИНДЕПЕНДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1649 30 января— Казнь Карла I
6 февраля — Упразднение палаты лордов.
28 марта — Арест Лильберна по распоряжению республиканского правительства.
апрель — май — Второе восставив левеллеров. Выступления истинных левеллеров (диггеров).
16 мая — Провозглашение Англии республикой.
август — Экспедиция Кромвеля в Ирландию.
24—25 октября — Оправдание Лильберна присяжными.

1650 июль — Поход Кромвеля в Шотландию.
1 августа — Акт о поощрении и регулировании торговли
3 сентября — Победа Кромвеля над шотландскими войсками при Денбаре.

1651 3 сентября — «Разгром шотландской армия при Вустере (Ворчестере).
1651 9 октября — Навигационный акт.

1652 — Конфискация ирландских земель (начало).
1652 июль — Объявление войны Голландии,

ПРОТЕКТОРАТ КРОМВЕЛЯ

1653 20 апреля — Разгон «охвостья» Долгого парламента.
4 июля — Созыв Малого («Бербонского) парламента.
Декабрь — Закрытие Малого парламента.
16 декабря — «Орудие управления». Установление протектората.

1654 6 апреля — Мир с Голландией.
1654 12 апреля — Акт об унии Англии с Шотландией.
1654 23 июля — Акт об «устроении Ирландии» (конфискация ирландских земель).

1655 октябрь — Назначение генерал-майоров.
1656 27 ноября — Акт, подтверждающий отмену палаты феодальных сборов. Восстановление верхней палаты.
1657 13 апреля — Отказ Кромвеля от принятия королевского титула.
1657 29 августа — Смерть Джона Лильберна.
1658 3 сентября — Смерть Оливера Кромвеля. Провозглашение протектором его сына Ричарда Кромвеля.
1659 май — Отречение от власти Ричарда Кромвеля.
1659 май — Восстановление «охвостья» Долгого парламента.

РЕСТАВРАЦИЯ И «СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

1660 — Бредская декларация
1660 май — Реставрация Стюартов. Карл II (1660-1683)
1661-1679 — Долгий «кавалерский» парламент
1662 — Акт о церковном единообразии
1673 — Акт о присяге
1679 — Акт о Habeas Corpus
1685 — Вступление на престол Якова II
1688—1689 — «Славная революция». Смещение Якова II и замена его Вильгельмом Голландским (Вильгельмом III)
1689 январь — Билль о правах (Bill of Rights)
1701 – Акт о престолонаследии и ответственности министров перед парламентом.

"Эпоха промышленного капитализма"
Партийное издательство. Москва, 1933 г.

 

Глава VI

АРМИЯ "НОВОЙ МОДЕЛИ" И ЛЕВЕЛЛЕРЫ *

* Левеллеры — "уравнители", сторонники установления равенства всех людей, уничтожения социальных различий. — Прим. перев.

Хотя Карл I номинально считался пленником парламента, ему было позволено не только сохранить свой двор, но даже вести официальные переговоры со всеми заинтересованными сторонами — пресвитерианами, индепендентами и шотландцами. Объясняется это прежде всего тем, что, по английским законам, правление страной осуществлялось совместно королем, палатой лордов и палатой общин. Без короля правительство не могло считаться законным. Более того, теперь его возвращения на трон желали и пресвитериане, и индепенденты: первые в надежде, что реальная власть все равно будет принадлежать представителям купечества и зажиточных горожан, которые благодаря своему богатству смогли в условиях ограниченного избирательного права попасть в парламент, вторые — стремясь к созданию ограниченной конституционной монархии со свободой совести для всех протестантов.

Требования о принятии парламентом законов, направленных на осуществление радикальных перемен в сфере социальных отношений, находили поддержку среди широких слоев населения, включая мелкопоместное дворянство, что в немалой степени способствовало появлению нового движения — так называемых левеллеров. Его признанными лидерами стали Джон Лильберн, Уильям Уолвин и Ричард Овертон. Все трое были по характеру и темпераменту совершенно разными людьми. Лильберн — прирожденный бунтарь, агрессивный и злоязыкий, уже немало пострадавший за свои убеждения: по решению Звездной палаты его не раз бросали в тюрьму, заковывали в кандалы, публично пороли и выставляли у позорного столба. Прямой противоположностью ему был Уолвин — спокойный, уравновешенный, мягкий человек, искренне веривший в то, что решение всех проблем следует искать в христианской любви к ближнему. И наконец, Овертон - жизнерадостный остряк, неунывающий рационалист и убежденный атеист. Эта троица своими выступлениями, статьями и делами оказала огромное положительное воздействие на развитие событий вообще и в армии "новой модели" в частности. Особое место в их воззрениях занимает принципиально новая для того времени концепция — высшая власть должна принадлежать не королю, не парламенту, а народу-суверену.

Сложилась довольно запутанная ситуация, когда "правых" в палате общин поддерживала "левая" армия, находившаяся под сильным влиянием левеллеров, в то время как король в свою очередь всеми силами стремился использовать их разногласия в собственных интересах, по-прежнему надеясь на иностранную интервенцию. В итоге перед парламентом возникла серьезнейшая проблема — как избавиться от армии, ставшей реальной угрозой проводимой им политике? В конечном итоге было принято следующее решение: большую часть армии послать на подавление ирландского восстания, а остальных — разоружить, за исключением небольшого отряда драгун, сохраненного для поддержания "закона и порядка".

Однако претворить этот план в жизнь оказалось далеко не просто. Расплатившись с шотландцами и отправив их домой, правительство уже не имело средств (или скорее желания) для оплаты собственной армии: пехотинцы не получали своих законных 8 пенсов в день в течение 43 недель, а кавалеристы (им полагалось в день 2 шиллинга) — в течение 18 недель. Более того, парламент отказался удовлетворить требование армии о выплате пособий всем получившим увечья на поле боя и пенсий вдовам погибших.

В отсутствие сказавшегося больным сэра Фэрфакса группа избранных офицеров встретилась с представителями парламента и вручила им петицию, в которой ультимативно заявлялось, что армия не намерена даже обсуждать какие-либо вопросы, до тех пор пока ей полностью не выплатят задолженность по всем указанным в петиции статьям, включая компенсацию за материальный ущерб, причиненный в ходе боевых действий. Требования армии, не говоря уже об их категоричности, естественно, вызвали у парламентариев сильное недовольство. Но еще больше их возмутил тот факт, что в соборе городка Сэффрон-Уолден в графстве Эссекс, где проходила встреча с делегатами, присутствовало немало рядовых пехотинцев и кавалеристов, по формальным канонам не имевших права находиться на официальных переговорах. Пресвитериане в палате общин с негодованием отвергли петицию, заклеймив подписавших ее "врагами государства и возмутителями мира".

Реакция армии на отказ парламента была немедленной и беспрецедентной: рядовые кавалеристы провели ряд отдельных митингов, на которых каждый полк избрал по два делегата — или, как их тогда называли, "агитатора", — уполномочив их представлять интересы армии, подготовить перечень претензий и после обсуждения в полках предъявить его парламенту.

Оглашение перечня в палате общин произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Когда же шок прошел, палата поручила Кромвелю незамедлительно восстановить в армии должную дисциплину и примерно наказать бунтовщиков. Однако по прибытии в Сэффрон-Уолден, где была расквартирована армия, Кромвель неожиданно для всех принял ее сторону. Он безоговорочно признал систему выборных агитаторов и принял активное участие в создании на ее основе Совета армии, куда входили и представители офицеров. В армии воцарился принципиально иной дух: солдаты братались с офицерами, свободно высказывали свои мнения по таким, в частности, вопросам, как проблемы государственного устройства и структуры власти, новый образ жизни и социальная справедливость, всеобщее равенство и свобода вероисповедания; рядовой пехотинец или кавалерист мог обратиться к генералу, не опасаясь, что ему в той или иной форме укажут "на свое место". Обновленная, демократизированная армия неожиданно для всех превратилась в независимую политическую силу. Ничего подобного этому не знала история ни одной страны вплоть до 1917 г.,"когда в России солдаты царской армии начали выбирать свои Советы*.

* Возникшие в России после победы Февральской революции 1917 года Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (как и самостоятельные солдатские Советы), разумеется, не имели ничего общего с кромвелевской армией "новой модели", равно как и с ее выборными органами, отстаивавшими интересы буржуазии. Прим. ред.

 

Вновь избранный Совет армии прежде всего потребовал от парламента выплаты всех задолженностей и категорически отказался как разоружиться, так и отправиться подавлять ирландское восстание. Некоторые из его членов, по дошедшим до нас сведениям, даже заявляли, что ирландцы, хотя и были папистами, но по сути боролись во имя тех же целей, что и англичане — за свой народ, за свою свободу.

А вскоре агитаторы осуществили уже полностью самостоятельную акцию — похитили короля! По их прямому указанию бывший портной, а теперь младший кавалерийский офицер из полка генерала Лайфгардса корнет Джойс во главе отряда из 500 всадников явился к Карлу в Холмби-Хаус и потребовал, чтобы тот следовал за ним. "А у вас имеются на это полномочия?" — поинтересовался Карл. "Имеются, — ответил Джойс, указывая на свой отряд. — Вот они". И королю не оставалось ничего иного, как подчиниться. Впрочем, вся эта эпопея с "похищением" была ему даже несколько приятна, поскольку, с одной стороны, относились к нему с должным почтением и соблюдением необходимого этикета, а с другой — королю доставляло явное удовольствие видеть, что в стане врагов начинается раскол. К тому же, насколько ему было известно, Кромвель, ставший фактическим представителем армии в парламенте и, наоборот, голосом парламента в армии, отнюдь не собирался прекращать с ним переговоры о будущем политическом устройстве страны.

Наибольшей популярностью среди мыслящих воинов обновленной армии пользовалась философская концепция левеллеров, образно названная "нормандское ярмо". В ней утверждалось, что в старой доброй Англии все было прекрасно до 1066 г., когда страну захватил нормандский герцог Вильгельм Завоеватель. Он изгнал с земли коренных англичан и отдал ее во владение своим нормандским приспешникам, которые впоследствии составили основу национальной аристократии и закабалили трудовой народ. Теперь же, призывали левеллеры, настало время, когда истинные англичане должны сбросить нормандское ярмо и вернуть себе английскую землю, отобрав ее у наследных узурпаторов. Подобное сочетание классового самосознания и националистических чувств не могло не найти живейшего отклика у множества простых солдат, в душе которых естественное стремление к республиканскому правлению уже рождало понимание ненужности и даже вредности монархии для создания нового справедливого общества.

Прежде всего по этой причине, да к тому же не очень доверяя переговорам высшего командования с Карлом, армия в полном составе (21 тыс. пехотинцев и кавалеристов) двинулась в Нью-Маркет на встречу с представителями парламента. Там ее ожидала последняя новость: если армия будет распущена, палата общин готова выплатить ей все требуемые задолженности. Это предложение было поставлено на голосование отдельно в каждом полку и... единодушно отвергнуто. Солдаты, несмотря на огромную тягу к родному дому, к своим фермам и мастерским, заявили, что они не профессионалы и не наемники, а англичане, взявшиеся за оружие и пролившие свою кровь во имя благородной цели, и посему они не сложат его до тех пор, пока не добьются честного и справедливого решения вопроса политического устройства страны. Они немедля пойдут на Лондон и очистят парламент от "прогнивших элементов", стоявших у них на пути.

В столице это известие вызвало настоящую панику. Находившиеся у власти плутократы срочно вооружали отряды городской самообороны, в то время как реакционное большинство в парламенте лихорадочно собирало новую армию — новую армию для подавления той, которая под знаменем парламента только что выиграла войну! — и даже призывало на помощь шотландцев. За этим немедленно последовали суровые ограничения на совсем недавно завоеванные свободы: была введена усиленная цензура прессы, запрещены самозваные проповеди, начались преследования сектантов. Бывшие революционеры собственными руками развязывали контрреволюцию! Как по этому поводу не без грустной иронии заметил Мильтон: "Новый пресвитерианин — это всего лишь старый поп, только еще хуже".

По пути в столицу к армии присоединился спикер палаты общин Уильям Лентхолл и свыше 100 ее членов, ставших жертвами своих "левых" убеждений. Вопреки стараниям оставшихся членов парламента Лондон не оказал никакого сопротивления: его ворота широко распахнулись, и солдаты беспрепятственно вошли в город. На шляпе каждого из них красовался символ мира — маленькая оливковая ветвь. Наиболее реакционные лидеры парламента заблаговременно покинули столицу.

Однако к этому времени явные признаки растущего несогласия начали проявляться и внутри самой армии "новой модели", хотя она, казалось бы, могла праздновать очередную бескровную победу. В ней назревал раскол по поводу основных принципов будущего государственного устройства Англии. Каким должен быть юридический статус собственности? Кому будет предоставлено право владеть ею? Откуда государство будет черпать свою силу? Каковы должны быть границы государственной власти? Каким образом следует искоренять нищету? - по всем этим вопросам у агитаторов, высшего командования армии и "шелковых индепендентов"* были различные, чаще просто диаметрально противоположные точки зрения. Классовые проблемы решительно давали о себе знать.

* "Шелковые индепенденты" — наиболее состоятельная, одетая в бархат и шелка прослойка индепендентов. Соответственно они были и ядром консервативного крыла индепендентов. Прим. ред.

В октябре 1647 г. для обсуждения наиболее спорных проблем был собран в полном составе Совет армии во главе с Оливером Кромвелем. В ходе возникших дебатов агитаторы, явившиеся на заседание в сопровождении нескольких "советников", коими были гражданские левеллеры, выдвинули свою программу действий*, в которой они, в частности, требовали предоставления религиозной свободы всем христианам (включая католиков), ограничения срока созыва парламента, всеобщего избирательного права для взрослого мужского населения, введения пособий по бедности, болезни и в случае потери кормильца.

* Программа, полностью называвшаяся "Народное соглашение о прочном и немедленном мире на основе общего права", была разработана явно с участием левеллеров и во многом предвосхитила значительно более позднюю программу чартистов (XIX в.). Прим. ред.

С особой силой страсти разгорелись по вопросу об избирательном праве. Предоставлять ли таковое людям, не имеющим собственности, не вносящим своей доли в "национальный пирог"? Безусловно, — утверждали агитаторы в лице полковника Рейнсборо: "По моему глубочайшему убеждению, перед нижайшим гражданином Англии стоит точно такая же задача, как и перед величайшим, - прожить жизнь. Поэтому... любой человек должен прежде всего по доброй воле отдать себя во власть... правительства. Я искренне полагаю, что ни один гражданин Англии, даже беднейший из бедных, в строгом смысле слова не имеет обязательств перед правительством, которое он для себя не выбирал".

Но ведь, возражали члены высшего командования, владение собственностью является естественным и священным правом каждого человека, а неимущие могут в любой момент проголосовать за отмену собственности вообще, хотя именно в защиту этого священного права парламент и восстал против короля. Если бы это было так, отвечал им Рейнсборо, то большинство солдат сражалось бы только за то, чтобы снова надеть на себя ярмо, чтобы снова отдать себя в рабство землевладельцам и богатеям.

Постепенно атмосфера накалялась: тон выступлений становился угрожающим, слова — резкими и оскорбительными. Желая хоть как-то разрядить обстановку и тем самым не допустить явного раскола, полковник Гоффе предложил сделать перерыв на молитву, чтобы каждый из присутствующих мог в глубокомысленном молчании обратиться к богу в поисках "озарения свыше". Весь последующий день прошел в молении и посте, однако единство мнений так и не было достигнуто — армия "новой модели", эта единственная надежда на справедливое решение жизненно важных проблем государственного устройства Англии, пала жертвой политического раскола. Во время военного парада близ местечка Уэр, проведенного по предложению Рейнсборо (опять-таки в целях сплочения армии), неожиданно взбунтовался один из пехотных полков: солдаты, приколов к шляпам листки с текстом программы агитаторов, без приказа вышли из! строя и промаршировали перед командованием, скандируя: "Справедливость! Права солдат! Свобода!" Усмирять ослушников пришлось самому Кромвелю, поскакавшему к ним с обнаженным мечом. 14 зачинщиков были преданы скорому военно-полевому суду, один из них, некий Ричард ] Арнольд, был расстрелян на месте. Агитаторы и вся армия молча взирали на расправу, понимая, что без единства им просто не выжить.

Создавшуюся кризисную ситуацию еще больше усугубила двурушническая политика короля: с попустительства парламента он принимал представителей высшего командования армии, пресвитериан, индепендентов, кавалеров, по очереди ублажая их всех заманчивыми обещаниями, которые вовсе не собирался выполнять. Карл прежде всего надеялся на шотландцев, сумев уговорить их вторгнуться в Англию и восстановить его на троне. В обмен на это король согласился на установление единой кальвинистской церкви.

Верные данному слову, шотландцы в мае 1648 г. перешли государственную границу и двинулись на юг Англии, что в свою очередь спровоцировало многочисленные и довольно успешные выступления роялистов в Уэльсе, графствах Эссекс, Кент и Суррей. Началась вторая гражданская война. Четыре долгих месяца потребовалось армии "новой модели", чтобы ценой большой крови подавить роялистов во второй гражданской войне и вернуть все захваченные ими крепости и опорные пункты. Затем, искусно маневрируя, Кромвель сумел вклиниться между двумя шотландскими армиями и, несмотря на огромный численный перевес неприятельских сил, поочередно разгромил их под Престоном и Уоррингтоном.

Изнурительная и кровопролитная гражданская война на юге страны окончательно развеяла остатки солдатских иллюзий относительно Карла I. И хотя парламент по-прежнему вел с ним бесконечные переговоры в Кэрисбруке, армия, говоря словами бывшего агитатора капитана Аллена, сочла "своим долгом... призвать Карла Стюарта Кровавого к ответу и за пролитую им кровь, и за вред, причиненный им Божьему делу и населению этой обездоленной страны".

2 декабря 1648г. армия вернулась в Лондон. 5 декабря парламент большинством голосов одобрил условия короля о политическом устройстве Англии. Утром 6 декабря к дверям Вестминстерского дворца в сопровождении взвода мушкетеров подошел полковник Прайд и по списку арестовал всех, проголосовавших за это решение; остальные члены палаты, прозванные в народе "охвостьем", образовали так называемый "индепендентский парламент".

Во время одного из первых заседаний нового парламента группа депутатов выдвинула предложение предать короля суду по обвинению в измене национальным интересам. Поскольку же законных оснований для этого не было, палата лордов или, вернее, то, что от нее оставалось, категорически опротестовала такую постановку вопроса. Тогда группа депутатов палаты общин заявила, что ее решения фактически становятся законом страны и без утверждения их короной или пэрами. По настоянию Кромвеля была создана комиссия, хотя, помимо лордов, против этого возражали самые различные слои населения. Не были исключением и левеллеры, считавшие такой шаг политической ошибкой. На первом заседании суда в Вестминстер-Холле король заявил, что не считает его законным, не признает себя виновным или невиновным и категорически настаивает на своем историческом праве быть судимым только судом пэров. С точки зрения формальной законности он был, конечно, прав, но ведь его судьбу решал революционный трибунал, который сам творил законы своего времени. После нескольких дней бурных судебных прений (и многочисленных протестов со всех сторон) Карл I был признан виновным, приговорен к смертной казни и 30 января 1649 г. принародно обезглавлен в Уайтхолле. Армия ликовала, но в толпе присутствующих было немало и таких, кто искренне рыдал, бросая последний взгляд на своего короля. Церковь и государство приобрели бесценного великомученика, а известие о казни волной ужаса прокатилось по всем королевским дворам Европы.


Казнь короля Карла I

Объявив страну республикой, парламент индепендентов создал Государственный совет во главе с Оливером Кромвелем. Левеллеры попытались было потребовать соблюдения положений ранее выдвинутой программы — "Народного соглашения", однако в ответ на это Кромвель тут же арестовал лидеров левеллеров; петицию же об их немедленном освобождении, под которой стояло по меньшей мере 10 тысяч подписей, он попросту игнорировал. А чтобы окончательно подорвать их влияние в армии, он издал приказ об отсылке ненадежных, по его мнению, полков в Ирландию. Выражая свое несогласие с этим решением, а также требуя выплаты старых задолженностей, солдаты устроили демонстрацию протеста в Бишопсгейте, и тогда Кромвель со свойственной ему молниеносностью предал военно-полевому суду всех ее зачинщиков, пять из которых были приговорены к расстрелу. Впрочем, по неизвестным причинам эта печальная участь постигла только одного из них (остальным исполнение смертного приговора было отсрочено на неопределенное время) — 23-летнего Роберта Локиера. Уже стоя под дулами мушкетов во дворе церкви св. Павла, он обвинил солдат-палачей в соучастии в убийстве, даже если они всего лишь выполняли приказ, и добавил: "Меня тревожит, что столь ничтожный повод, как плата долгов солдатам, сплотил враждующие стороны в желании лишить меня жизни". Похороны Роберта Локиера вылились в настоящую манифестацию: за гробом, чеканя шаг, шли его товарищи по оружию, за ними шествовали тысячи простых лондонцев, причем на одежде практически каждого из них можно было увидеть символ левеллеров — ленту цвета морской волны (зелено-голубую).

Не менее энергично Кромвель расправился и с полутора тысячами солдат-левеллеров, взбунтовавшихся в Банбери и Солсбери почти одновременно с лондонскими событиями. Во главе относительно небольшого отряда "лояльных" войск Кромвель в два дня проделал 90 миль и, застав спящих мятежников врасплох, быстро подавил их сопротивление в местечке Бэрфорд. Один из инициаторов мятежа, некий капитан Томпсон, отказался сдаться на милость победителям и был зарублен с оружием в руках. Трех капралов, не пожелавших вернуться к исполнению своих обязанностей, сначала заключили под стражу в ближайшей церкви, а затем по приговору военно-полевого суда расстреляли.

Укротив армию и приняв на себя командование ирландскими вооруженными силами, Кромвель, не откладывая Дела в долгий ящик и не обращая внимания на протесты заключенных в Тауэре лидеров левеллеров, в кратчайший срок "вычистил" из армии всех инакомыслящих. Отступничество Кромвеля было по достоинству оценено как роялистами, так и лондонскими плутократами: первые наградили его и Фэрфакса почетными степенями Оксфордского университета, а вторые устроили в его честь пышный банкет, на котором преподнесли ему (и, конечно же, Фэрфаксу) массивное золотое блюдо. О "Народном соглашении", казалось, никто и не вспоминал.

 

Итак, "старое доброе дело", как левеллеры называли свою борьбу за республиканизм и демократию в Англии, постепенно сводилось на нет. И хотя история Английской республики с Оливером Кромвелем уже в качестве лорда-протектора, равно как и восстановление монархии, последовавшее после его смерти, выходит за пределы содержания данной работы, пожалуй, следует отметить один факт: когда в 1660 г. по приказу короля Карла II, поклявшегося отомстить всем, поставившим свою подпись под смертным приговором его отцу Карлу I, одного из таковых, майора армии "новой модели", везли в повозке смертников на эшафот и какой-то зевака насмешливо прокричал ему: "Где же ваше старое доброе дело?" — он прижал руки к сердцу и ответил: "Вот тут, и скоро я скреплю его собственной кровью... Меня обрекли на муки за самое благородное дело, которое когда-либо заявляло о себе на этой земле".

А другой "цареубийца", старый агитатор Ричард Рамболд, ожидая палача на эшафоте, прокричал собравшейся толпе: "Я убежден, что Бог ни одного человека не наделял правом властвовать над другими, ибо как никто не появляется на белый свет с седлом на спине, так никто не рождается и со шпорами на ногах, чтобы погонять других".

И все-таки ни "старое доброе дело", ни "Народное соглашение" не умерли вместе с их зачинателями. Продолжая жить в сердцах множества мужчин и женщин, а затем в сердцах их детей, они прошли через поколения, чтобы возродиться в XIX в. и стать основой нашей нынешней демократии.


Джон Лильберн,
один из идеологов движения левеллеров,
автор многих политических памфлетов

Глава VII

ДЖЕРАРД УИНСТЭНЛИ И ДИГГЕРЫ *

* Диггеры — в буквальном переводе с англ. яз. "копатели"; называли себя также "истинными левеллерами". В качестве практического осуществления своей программы установления "всеобщего равенства" они истово вскапывали пустоши и невозделанные земли общин. Это нередко вызывало энергичный протест со стороны сельского населения, считавшего, что диггеры хотят захватить их земли. — Прим. перев.

С тех пор как Джон Болл выступил со своей знаменитой проповедью в Блэкхите, Англия никогда не испытывала недостатка в пророках и теоретиках коммунизма, однако первым, кто начал осуществлять эти идеи на практике, стал Джерард УИНСТЭНЛИ*.

* Попытки практического осуществления идеи общности имуществ (условно их можно назвать раннекоммунистическими) делались в Европе и до Уинстэнли, в частности сектой беггардов во Фландрии в XIII в., сектой хилиастов во главе с Мартином Гуской (1419-1421 гг.) и его последователями, адамитами,в Чехии и т.д. Прим. ред.

В апреле 1649 г., спустя два месяца после казни Карла I, жители прихода Уолтон-на-Темзе в графстве Суррей с удивлением увидели небольшую группу простолюдинов (около десятка семей), разбивших лагерь на пустыре у холма св. Георгия. Они соорудили несколько грубо сколоченных жилищ, загон для скота и начали вспахивать землю — причем все это принародно утром воскресного дня! На вопрос, кто, собственно говоря, они такие и чем здесь занимаются, один из них спокойно объяснил, что они — диггеры, или истинные левеллеры, создающие народную коммуну. По его словам, диггеры стремились избавиться от нормандского ярма и вернуть народу землю, которая раньше принадлежала всем, но затем была у них украдена. В их намерения совершенно не входило посягать на чью-либо собственность или владения, единственное, чего они добивались, — это справедливого использования общих, невозделываемых земель без какого-либо принуждения или насилия, а исключительно силой братской любви, убеждения и личного примера. Любой человек, говорили они, может присоединиться к коммуне, разделив с ее членами хлеб и все имеющееся в их распоряжении имущество.

Так появилось первое документально зафиксированное коммунистическое поселение в Англии, бесспорным лидером, глашатаем и идейным вдохновителем которого стал Джерард Уинстэнли.

О деталях биографии Уинстэнли известно совсем немного. Сын торговца из городка Уиган (графство Ланкашир), родившийся, по неподтвержденным данным, в 1609 г., он перебрался в Лондон с целью приобщиться к торговому делу и со временем открыть собственный мануфактурный цех. Однако к 1643 г. коммерческие устремления Уинстэнли потерпели фиаско, и ему пришлось зарабатывать себе на жизнь, нанявшись пастухом в графстве Суррей.

Похоже, что он еще в ранней юности попал под влияние баптистов, поскольку впоследствии полностью разделял неприятие ими идеи организованной общенациональной веры, которую людям навязывают с младенчества (баптисты отвергали крещение детей, признавая только добровольное присоединение к вере взрослых людей). Уже в зрелом возрасте Уинстэнли написал серию религиозных памфлетов, в которых развивал идею своеобразного рационального гуманизма, но без персонифицированного бога и спасителя, без рая и ада. Воспринимая бога как "разум в самом себе", он тем не менее не отрицал "озарения свыше" или "внутреннего голоса", звучавшего для любого, кто искренне желал его услышать.

Попытки рационалистически осмыслить происходящее неизбежно привели Уинстэнли к анализу человеческих взаимоотношений и проблем политического развития. Для него суть вопроса заключалась отнюдь не в праве каждого избирать и быть избранным в те или иные органы власти, на что претендовали левеллеры. Нет, утверждал он, ведь и в этом случае богатые будут по-прежнему владеть землей и ее плодами, а бедные будут вынуждены гнуть на них спину. Каким бы добрым ни был закон, что бы он ни гласил, но между теми, кто использует чужой труд в целях собственной наживы, и теми, кто вынужден продавать свой труд, чтобы не умереть от голода, нет и не может быть истинного равенства. Главным препятствием для правления, основанного на справедливости и братской любви, был и остается извечный конфликт интересов, порождаемый наличием или отсутствием собственности. Земля не принадлежит никому в отдельности, она — наследие всех людей, которого большинство из них были лишены силой или обманом: "Беднейший из бедняков обладает точно таким же правом на землю, как и богатейший из богачей". Неимущему любая политическая свобода сама по себе мало что дает. "Истинная свобода кроется в том, откуда человек добывает себе пропитание... т.е. в пользовании землей. Человеку лучше вообще не иметь тела, чем быть не в состоянии это тело прокормить".

По мнению Уинстэнли, в Англии имелось вполне достаточно земли (если, конечно, разумно ее возделывать), чтобы обеспечить изобилие для всех граждан страны, но в отличие от большинства аграрных реформаторов тех времен он возражал против распределения экспроприированных земельных участков между отдельными крестьянскими хозяйствами. Это, утверждал Уинстэнли, только увеличит зло собственности, в которой он видел первопричину угнетения и социального конфликта. Он мечтал о бесклассовом обществе, где все люди будут сообща трудиться на общей земле, где система справедливого (натурального) обмена сделает ненужными и деньги, и весь процесс торговли: люди будут приносить продукты своего труда в большие коммунальные магазины-склады и в обмен на них брать все то, в чем у них есть нужда. Органы власти там будут выборными, а наказания — мягкими и носящими чисто воспитательный характер. "Нужны ли нам тюрьмы и репрессивные законы, если они ставят одних в рабскую зависимость по отношению к другим?"

Общество будущего, допускал Уинстэнли, еще будет нуждаться в народной милиции для поддержания порядка и в целях самообороны, но в остальном для него будут характерны такие черты, как, например, избирательное право для всех мужчин, ежегодно сменяемый парламент, ничем не ограничиваемая свобода вероисповедания, право всех детей (и мальчиков, и девочек) на образование и профессиональную подготовку, всемерное поощрение научных исследований и изобретательства.

Не считая Библию "абсолютной истиной", Уинстэнли тем не менее широко цитировал ее в поддержку собственных взглядов и рассматривал явление нового общества как "сбывшееся пророчество о втором пришествии Христа", которого он нередко называл "главным левеллером".

Но каким образом воплотить все эти великие преобразования в жизнь? Ведь им противостояли могущественные силы — вооруженная армия государства, богатство и власть землевладельцев, вековые устои церкви, а философское кредо диггеров основывалось, в частности, на пацифизме и ненасильственных действиях! Каким образом? Только силой примера! Для начала, предлагал Уинстэнли, давайте создадим небольшую, символическую коммуну, и скоро многие тысячи, убедившись в ее явных преимуществах, откажутся от собственности и присоединятся к нашему движению. Кроме того, в Англии достаточно безземельных и бедных людей, чтобы в любом случае гарантировать успех этого начинания.

Как ни странно, но большинство левеллеров восприняли в штыки идеи Уинстэнли, развитые им в целом ряде небольших по объему книг. В частности, Лильберн осудил "ошибочные догматы бедных диггеров на холме св. Георгия" и заявил, говоря о целях движения в целом, что "наша главнейшая задача заключается в создании таких условий... когда каждому человеку предоставлены максимальные возможности пользоваться своей собственностью".

По утверждению самого Уинстэнли, решение о создании народной коммуны пришло к нему после того, как во время его размышлений "внутренний голос" трижды повторил ему: "Вместе трудитесь, вместе делите хлеб и несите эту весть всем, через все рубежи..." Поначалу появление коммуны на холме св. Георг


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.