Дидактика как отрасль педагогической науки — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дидактика как отрасль педагогической науки

2017-06-13 643
Дидактика как отрасль педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретической основой профессиональной деятельности преподавателя помимо теории воспитания является дидактика - часть педагогики, посвященная теории образования и обучения.

В рамках дидактики рассматриваются: закономерности усвоения знаний, навыков, умений и формирования убеждений; задачи и содержание образования; вопросы применения и совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения.

В рамках науки дидактики ставятся и определяются ответы на вопросы:

- чему учить (содержание обучения);

- как учить (методика преподавания);

- как учиться (самообразование);

- как воспитывать и развивать студентов в процессе обучения;

- как оценивать результаты обучения;

- зачем учить и зачем учиться.

Содержание обучения отражается в трех плоскостях:

- система требований общества к учебным заведениям по подготовке специалиста определенной квалификации, которая конкретизируется в целях и задачах обучения;

- система деятельности учебного заведения, определяемая учебными планами и программами;

- система знаний, навыков, умений, которыми овладевают студенты в процессе обучения.

Принципы обучения - это руководящие педагогические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей и определяют деятельность педагога по вооружению студентов знаниями, навыками и умениями.

Принципы обучения могут быть представлены двумя основными группами. Первую группу составляют содержательные принципы. Они отвечают на вопрос: чему учить?

Во вторую группу включены организационно-методические принципы, которые помогают преподавателю ответить на вопрос: как учить?

Среди содержательных наиболее значимыми являются следующие принципы:

- гражданственности в обучении;

- научности обучения;

- воспитывающего обучения;

- принцип профессионально-прикладной направленности обучения и др.

Наиболее значимыми организационно-методическими являются принципы:

- систематичности, последовательности и комплексности обучения;

- единства коллективного и индивидуального обучения;

- соответствия обучения особенностям студентов;

- сознательности и творческой активности обучаемых;

- доступности обучения на высшем уровне трудностей;

- наглядности в обучении;

- надежности и прочности обучения.

Формы и методы обучения, отражают технологию деятельности преподавателей и обучаемых.

Формы обучения отражают организационную сторону учебно- воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени. Они определяют соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения; регламентируют совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе обучения; выявляют степень активности обучаемых и пути повышения их познавательной деятельности; определяют требования к преподавателям по организации различных видов занятий.

Формы обучения классифицируются по различным основаниям. В зависимости от числа обучаемых, решаемых на занятиях дидактических задач (поставленных целей), все формы обучения подразделяются на:

- коллективные (лекции, конференции, учения);

- групповые (лекции, семинары, практические занятия, игры, практики, консультации, коллоквиумы, экскурсии, зачеты);

- индивидуальные (самоподготовка, практические занятия, индивидуальные собеседования, дипломная (курсовая) работа, зачет, экзамен, лабораторные занятия, учебная практика, стажировка) и др.

Наряду с этим все формы обучения правомерно разделить на две группы:

К первой можно отнести основные формы обучения (лекция, самоподготовка, семинар, конференция, практическое занятие, лабораторное занятие, игра, учение, учебная практика, стажировка), а ко второй - вспомогательные (консультация, индивидуальное собеседование, коллоквиум, дипломная (курсовая) работа; экскурсия, зачет, экзамен).

Можно проводить классификацию в зависимости от уровня знаний: получения теоретических знаний; практического обучения, способствующие формированию умений и навыков; выполнения контрольной функции.

Все формы обучения могут в разной степени выполнять, например, контрольно-проверочную функцию. Поэтому, данная классификация весьма условна.

От форм обучения следует отличать методы обучения, которые отражают профессиональную, методическую сторону процесса обучения.

Метод обучения - это совокупность методических приемов совместной деятельности преподавателя и обучаемых, обусловленных дидактическими задачами и направлены на достижение целей занятий.

Методы обучения призваны выполнять следующие функции: обучающую, воспитательную, развивающую, организующую и активизирующую.

Методы обучения в совокупности образуют систему, в которой они могут классифицироваться по разным признакам

По источнику формирования знаний, навыков и умений:

- словесные (лекция, рассказ, объяснение, беседа, обсуждение, дискуссия);

- наглядные (показ, демонстрация, иллюстрация);

- практические (упражнения, решения задач, самостоятельная работа и др.);

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых:

- устное изложение (лекция, рассказ, объяснение);

- беседа, обсуждение, дискуссия, круглый стол;

- показ, демонстрация, иллюстрация;

- упражнения: индивидуальные и групповые;

- игровой метод;

- метод мозговой атаки;

- самостоятельная работа и др.

По степени активизации познавательной деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

- частично-исследовательский метод.

По логике передачи и восприятия информации:

- индуктивный метод;

- дедуктивный метод.

По степени контроля за обучением:

- текущий контроль (индивидуальный опрос на занятиях, консультация, решение задач, самоконтроль и др.);

- рубежный контроль (контрольная работа, машинный или безмашинный опрос и др.);

- итоговый контроль (устный или письменный опрос на зачете, экзамене).

Существует множество и других классификаций методов обучения: информационно-развивающие; репродуктивные; творчески- воспроизводящие и др.

 

 

1.4. Задачи, содержание и организация методической работы преподавателя

 

Методическая работа является важной составной частью учебно- воспитательного процесса, одним из основных видов деятельности преподавателей, учебного отдела и руководства учебного заведения.

Главная цель методической работы - повышение эффективности и качества педагогического процесса, рост профессионального мастерства преподавателей.

Основными задачами методической работы являются:

- определение предмета обучения, учебных целей и задач;

- улучшение качества подготовки специалистов;

- обоснование содержания учебных дисциплин (определение чему учить?);

- совершенствование форм и методов обучения (поиск пу тей ответа на вопрос как учить?);

- определение путей интенсификации и оптимизации педагогического процесса;

- проведение исследований по определению содержания частных методик преподавания отдельных дисциплин;

- формирование у обучаемых прочных фундаментальных знаний, а также профессиональных навыков и умений;

- развитие индивидуализации обучения на основе широкого использования ПЭВМ в учебно-воспитательном процессе;

- расширение масштабов самостоятельной работы обучаемых по овладению знаниями, навыками и умениями;

- отбор и разработка системы учебно-материального обеспечения педагогического процесса;

- методическая подготовка преподавателей и руководящего состава учебного заведения;

- обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания обучаемых.

По содержанию решаемых задач методическая работа в вузе подразделяется на учебно-методическую и научно-методическую.

Учебно-методическая работа охватывает: вопросы разработки тематических планов, учебно-методических материалов для различных видов занятий, методических пособий, указаний и рекомендаций преподавателям, по различным дисциплинам, по применению технических средств и других средств наглядности, дидактических материалов по темам занятий; анализ успеваемости обучаемых и определение мероприятий по повышению качества учебно-воспитательного процесса; вопросы совершенствования методического мастерства преподавателей и др.

Последнее направление является ведущим в учебно-методической работе вуза, т.к. она связана с задачей постоянного поддержания на высоком методическом уровне всех видов занятий. Наряду с этим важным направлением учебно-методической работы является обобщение и распространение ее опыта на каждой кафедре и в учебном заведении в целом.

Научно-методическая работа охватывает, в первую очередь, разработку основных организационно-методических документов, определяющих деятельность учебного заведения. К ним относятся: квалификационная характеристика специалиста-выпускника учебного заведения, учебный план и учебные программы дисциплин. Во-вторых, она предусматривает постановку новых курсов, написание новых и переработку существующих учебных пособий, разработку новых форм и методов проведения методической работы в учебном заведении, на кафедре и другие. Более полно содержание учебно-методической и научно-методической работы представлено на схеме 1.

I учебно-методическая работа II научно-методическая работа
Разработка тематических планов учебных дисциплин. Разработка учебно-методических материалов по разделам и курсам. Разработка методических пособий и рекомендаций по учебным дисциплинам. Разработка методических рекомендаций по применению различных видов технических средств в учебном процессе. Разработка дидактических материалов по темам учебных дисциплин для различных технических средств. Анализ успеваемости студентов и разработка мероприятий по повышению качества их подготовки. Анализ отзывов с предприятий, организаций и разработка предложений по совершенствованию подготовки специалистов. Разработка квалификационной характеристики специалиста- выпускника учебного заведения. Разработка учебных планов подготовки специалистов (по профилям). Постановка новых курсов (дисциплин) и разработка для них учебных программ. Уточнение содержания и повышение научного уровня прежних учебных дисциплин. Разработка и совершенствование учебных программ по всем дисциплинам учебного плана (составление РУП). Написание новых и переработка существующих учебных пособий. Разработка и апробирование новых форм, методов обучения и методической работы.
Обобщение и распространение передового опыта методической работы. Разработка частной методики преподавания учебной дисциплины.
Разработка мероприятий по повышению качества методической работы преподавателей. Разработка научных основ методики обучения и воспитания студентов.
Составление индивидуального плана работы преподавателя. Разработка основ научной организации труда преподавателей, студентов.

 

 

Схема 1. Содержание учебно-методической и научно-методической работы

Основными формами методической работы в учебном заведении являются:

- заседания методического совета учебного заведения;

-лекции и доклады по методике обучения и воспитания;

- научно-методические конференции;

- научно-методические семинары;

- методические сборы;

- научные исследования учебного заведения по методической работе;

- методические совещания;

- заседания совета факультета;

- межкафедральные совещания;

- разработка частных методик преподавания отдельных дисциплин;

- заседания кафедр;

- заседания предметных методических комиссий (секций);

- инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения или кафедры;

- контрольные посещения занятий преподавателей руководителями учебного заведения, кафедр, председателями предметных методических комиссий и профессорами;

- взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, по однопрофильным дисциплинам;

- написание методических пособий, разработок, рекомендаций по совершенствованию учебно-методической работы.

В качестве основных методов реализации задач методической работы выступают: методы обучения, научных исследований, экспериментов и обсуждения.

В учебных заведениях в качестве документов, планирующих методическую работу, являются:

• квалификационная характеристика специалиста;

• учебные планы по каждой специализации и видам обучения (очное и заочное);

• учебные программы по дисциплинам;

• тематические планы учебных дисциплин;

• структурно - логические схемы изучения дисциплин по семестрам; •расписания занятий по семестрам.

На кафедрах к числу планирующих методическую работу документов относятся следующие учебно-методические материалы: •предметные квалификационные характеристики (ПКХ); •рабочие учебные программы по дисциплинам;

•фондовые лекции по новым и сложным темам, не обеспеченным учебниками и учебными пособиями;

•планы семинарских занятий и методические указания студентам по подготовке к ним;

•задания к практическим занятиям и на самостоятельную работу (индивидуальное задание) под руководством преподавателя и методические указания студентам по подготовке к ним; •методические разработки для кафедральных игр, межкафедральных учений и методические указания студентам по подготовке к ним;

•план (рабочий план) подготовки и проведения семинарского, практического и другого занятия (в том числе и самостоятельной работы под руководством преподавателей, игр и учений) и методические рекомендации преподавателям;

•методические разработки и рекомендации студентам по самостоятельному изучению дисциплин кафедры и выполнению различного рода практических и контрольных задач, написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, других заданий; •индивидуальные планы работы преподавателей на учебный год.

Организация методической работы преподавателей кафедры по подготовке к учебному году и к отдельным занятиям

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза- основной педагогический коллектив, призванный решать учебно- воспитательные задачи. Вместе с тем эти подразделения выступают центром методической работы в учебных заведениях высшего звена. В них организуется вся методическая работа, направленная на создание и совершенствование частных методик преподавания учебных дисциплин, а также осуществляется профессиональная подготовка преподавателей, повышение их методического мастерства и специальной квалификации.

Методическая работа преподавателей на кафедре организуется в соответствии с нормативными документами министерства образования и науки РФ. Она проводится в рамках предметных методических комиссий (секций), а также в масштабе кафедры. Окончательные решения принимаются на их заседаниях.

Методическая работа на кафедре организуется для:

• повышения теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий;

• использования в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективных методов, рациональных приёмов и средств обучения;

• интенсификации учебно-воспитательного процесса за счёт использования различных технических средств, электронно- вычислительной техники и дидактических материалов к ним;

• повышения специальной квалификации преподавателей и их методического мастерства;

• разработки учебно-методических материалов к различным видам занятий;

• совершенствования системы текущей проверки и оценки знаний, навыков и умений обучаемых;

• совершенствования аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

• обобщения и распространения опыта методической работы преподавателей кафедры;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс педагогического опытам вузов страны.

Особую и самую важную часть методической работы преподавателя составляет его подготовка к учебным занятиям. Это обусловлено тем, что здесь реализуются социальные и педагогические требования.

Социальные требования к занятию включают в себя:

• формирование и развитие у студентов высоких морально- психологических качеств;

• постоянное совершенствование качества подготовки обучаемых для успешного решения ими профессиональных задач в предстоящей практической деятельности.

В числе основных педагогических требований к занятиям выступают: организационные, дидактические и воспитательные.

Реализация этих и других требований возможна при тщательной методической подготовке к занятиям. Правильной является такая подготовка к занятию, когда преподаватель видит в ней необходимые условия для своего творчества.

Изучение педагогического опыта убеждает в том, что только определённая система в подготовке к занятиям может обеспечить высокий уровень, как отдельных занятий, так и всего комплекса их в течение учебного года, избавив преподавателя от перегрузки при ежедневной подготовке к каждому занятию.

В систему подготовки преподавателя к занятиям входят:

• общая методическая подготовка;

• подготовка к учебному году;

• подготовка к учебной теме (системе занятий);

• подготовка к отдельным занятиям.

Все звенья этой системы тесно связаны между собой. Её элементы имеются в работе каждого преподавателя, но содержание и соотношение их у разных преподавателей не одинаковое.

Обычно в практике многих преподавателей центр тяжести их работы падает на подготовку к отдельным занятиям, а подготовке к учебному году, и к учебной теме уделяется недостаточное внимание. Практика показывает, что более рациональной является такая система подготовки, при которой центр тяжести переносится на подготовку к учебному году и к системе занятий. При такой организации труда преподаватель яснее видит перспективу своей работы с обучаемыми, у него освобождается время перед самим занятием для творческого решения важных, текущих вопросов организации педагогического процесса. Чем основательнее и глубже преподаватель провёл подготовку к учебному году и к системе занятий, тем меньше он затрачивает сил и времени на непосредственную подготовку к отдельным занятиям.

Общая методическая подготовка преподавателя предполагает совершенствование его теоретического и методического уровня. Осуществляя общую методическую подготовку, преподаватель собирает необходимый материал, производит выписки из научной и методической литературы, делает вырезки из газет и журналов. Чтобы собранные материалы не превратились в бессмысленное накопительство, нужно знать, что собирать и зачем. Во-первых, собирается материал, относящийся к содержанию самого предмета (описание фактов, их современное толкование, иллюстрации, фотографии, цифровой материал и др.); во- вторых, материал, собранный самим преподавателем и обучаемыми в первую очередь на производстве (ситуации, предложения, вводные, задачи и др.); в-третьих, создаются дидактические материалы (наглядные пособия, кадропланы, схемы, таблицы и др.), а также учебно-методические материалы и другие разработки к лекциям, семинарским и практическим занятиям, опорные конспекты, карточки индивидуальной работы с обучаемыми и прочие методические материалы. Таким образом, собирается то, что поможет преподавателю как можно лучше раскрыть и довести до сознания обучаемых содержание предмета, сделать его преподавание живым и интересным.

Большое значение для методического роста преподавателя имеет отбор и хранение наиболее удачных рабочих планов проведения занятий, в которых опытные преподаватели при подготовке к занятиям и написании конспектов (тезисов) заполняют только правую сторону листа. Левая сторона листа остаётся для пометок, которые делаются или по ходу данного занятия, или сразу после него. Сделанные пометки будят творческую мысль преподавателя и направляют внимание на совершенствование учебно-воспитательного процесса при подготовке к данному занятию в следующем учебном году.

Важное значение для совершенствования педагогического мастерства преподавателя имеет сбор им литературы и составление библиографических списков. Для этого он заводит специальную тетрадь или карточку. Обычно литературу группируют по учебным темам и по мере выхода в свет, не в алфавитном, а в хронологическом порядке.

Собирание материала не отнимает слишком много времени, оно ведется параллельно с основной повседневной работой. Такая «методическая лаборатория» нужна каждому преподавателю. Она является теоретической основной для повышения качества учебно-воспитательского процесса, намного облегчает подготовку преподавателя к занятиям, является основной научного обобщения его опыта.

Подготовка преподавателя к учебному году ведется в двух направлениях:

- изучение условий, в которых ему предстоит преподавать;

- личная подготовка к преподаванию курса.

К педагогическим условиям относятся состояние знаний, особенно подготовки и развития обучаемых на предыдущих этапах обучения;

наличие оборудования, необходимого для прохождения программного материала, состав преподавателей, которые будут работать в той же группе и др. Личная подготовка преподавателя к новому учебному году предполагает:

а) совершенствование знаний по своему предмету, знакомство с последними достижениями данной науки;

б) совершенствование знаний по педагогике и психологии;

в) знакомство с достижениями опыта других преподавателей.

Подготовка к учебной теме (системе занятий) включает следующие

вопросы: установление связи данной темы с предыдущими и последующими темами курса; формулирование общих учебных и воспитательных целей и задач темы; отбор материала, подлежащего изучению; уяснение основной мысли темы; системность в построении занятий и общего логического стержня; определение возможностей восприятия всего материала темы обучаемыми; планирование системы занятий.

Вариантов изучения одной и той же темы может быть несколько. Мастерство преподавателя на данном этапе работы проявляется в том, чтобы выбрать такой вариант, который наиболее точно соответствует данным педагогическим условиям. Прежде всего, преподаватель решает вопрос, как подготовить обучаемых к восприятию новой темы. Для этого он определяет основную проблему, формулирует познавательные задачи, которые надо будет поставить перед обучаемыми. Далее намечается конкретная работа над новой темой: производится распределение материала по различным видам занятий; определяется, что и на каком занятии дать новое, а что целесообразно повторить для усвоения последующего нового материала; уточняется место, где и как будет проводиться проверка знаний и навыков обучаемых. Проверку целесообразно проводить не в конце работы над темой, как это нередко наблюдается на практике, а на основных этапах обучения. Это даст возможность преподавателю и обучаемым видеть в ходе самой работы, как идет усвоение нового, и своевременно предупредить отставание; ликвидировать проблемы в знаниях. Проверку знаний, навыков и умений можно проводить оперативно, давая задания на 10 - 15 минут (летучку). Заканчивается подготовка преподавателя к учебной теме подбором дидактических материалов (таблиц, плакатов, диафильмов, слайдов, видеофрагментов и т.д.).

Подготовка преподавателя к отдельному занятию предполагает определение его цели, содержания, методов, приемов и средств обучения, системы организации учебного коллектива и установления контакта с ним. Подготовиться к занятию - значит заранее решить, как обеспечить усвоение учебного материала всеми обучаемыми в течение отведенного времени. При подготовке к занятию преподаватель решает, как связать данное занятие с предыдущими, как реализовать дидактические цели занятия; определяет ход занятия (его этапы), уточняет содержание материала и методику проведения занятия с учетом подготовленности и активности обучаемых, устанавливает порядок использования технических средств и дидактических материалов; определяет объем задания на самостоятельную работу и пути проверки выполнения заданий.

Подготовка преподавателя к занятию начинается с учета результатов предыдущих занятий. Для этого он устанавливает связь между данным и предшествующим занятием так, чтобы обучаемые восприняли новый материал, как логическое продолжение прошлого.

Особое значение имеет определение цели занятия, которая должна быть согласована с целями изучения всей темы, а последняя исходит из предметной квалификационной характеристики. Уясняя цели занятия для себя, преподаватель формирует познавательную задачу (задачи) для обучаемых. Например, цель занятия раскрыть зависимость между (такими-то процессами, явлениями), а познавательная задача в данном случае — установить зависимость между (такими-то факторами).

Познавательная задача помогает направить усилия обучаемых на усвоение главной мысли, мобилизуя их внимание на отбор нужного материала. Успеха достигает тот преподаватель, который тщательно продумывает формулировку этой задачи, согласовывает ее с целью занятия и находит конкретные пути ее выполнения. При этом важно, чтобы вопрос, требующий решения, был «принят» обучаемыми как их собственный, был близок и понятен им.

Отбор материала к занятию осуществляется еще при подготовке к теме, но в зависимости от конкретной ситуации преподаватель накануне занятия уточняет его объем и продумывает методику изложения (объяснения), чтобы вызвать у обучаемых интерес к его усвоению. Уточняя содержание занятия, преподаватель распределяет учебный материал по уровням знаний: обязательный, который обучаемые должны усвоить на уровне воспроизведения, и информативный, его усвоение достаточно на уровне знакомства. Обдумывая ход занятия, преподаватель определяет, что будут делать все обучаемые, как организовать их мыслительную деятельность в течение всего занятия, направить на самостоятельное овладение изучаемым материалом.

При подготовке к занятию преподаватель предусматривает также виды и методы проверки знаний, навыков и умений обучаемых (по необходимости определяет, кого вызвать, с кем побеседовать).

Завершается подготовка преподавателя к занятию определением задания обучаемым на самостоятельную работу. Его необходимо увязать с работой на занятии, и оно должно составлять не более половины объема аудиторной работы. Целесообразно продумать и форму проверки задания, вынесенного на самоподготовку. Практика показывает, что активность обучаемых при выполнении заданий на самоподготовке повышается, если в них наряду с закреплением знаний, навыков и умений, полученных в ходе аудиторских занятий, включаются элементы самостоятельности, творчества.

Всестороннее обдумывание занятия накануне его проведения гарантирует достижение его целей в ходе занятия. Неотъемлемым элементом подготовки преподавателя к занятию является проверка технических средств, раздаточных материалов непосредственно перед его проведением. Заблаговременная подготовка наглядных пособий, задания для самостоятельной работы, подготовка раздаточного материала обеспечивает рациональное использование времени на самом занятии, способствует интенсификации процесса обучения студентов.

 

1.5. Педагогическая культура преподавателя классического университета

Что реально действует на студентов университета, формируя будущих специалистов той или иной отрасли знаний?

В первую очередь это то, с чем они сталкиваются на учебных занятиях, проводимых преподавателями, атмосфера, царящая в образовательном процессе, всецело зависящая от уровня педагогической культуры профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего максимальную эффективность профессионально-педагогической деятельности и наилучшие результаты.

Уместно отметить и следующее, что успех в педагогической деятельности зависит не только от профессиональных знаний, навыков и умений, но и от личностных особенностей педагога - целей, потребностей, мотивов, ориентаций, отношения к педагогическому труду и обучаемым.

Педагогическая культура понимается нами как часть общей культуры - социального фактора, на основе которого формируются сознание и саморазвитие. Это системное динамическое образование, отражающее высокую степень профессионализма педагога, обеспечивающую максимальную эффективность педагогической деятельности.

Исследование показывает, что педагогическая культура преподавателя классического университета отражает его профессиональную позицию, совокупность индивидуально-психологических особенностей, уровень профессиональной подготовки и мастерства.

Таким образом, педагогическая культура преподавателя может рассматриваться как системное образование, состоящее из следующих основных структурных компонентов:

• педагогическая направленность личности;

• педагогические способности личности;

• специальная подготовленность;

• профессиональное мастерство.

Профессиональную позицию преподавателя выражает педагогическая направленность его личности - система его побуждений, включающая следующие компоненты: профессионально-педагогическую концепцию деятельности преподавателя; внутреннее принятие целей подготовки специалиста - личности и поиск путей ее совершенствования; устойчивый интерес к теоретическим и прикладным проблемам психологии, педагогики и преподаваемой учебной дисциплины; увлеченность и потребность в профессиональном совершенствовании; склонность к научному познанию, исследованиям и т.д.

Соответствие личности преподавателя специфическим требованиям его труда выражается и в наличии педагогических способностей, то есть совокупности индивидуально-психологических особенностей,

благоприятствующих быстрому овладению профессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению высоких результатов.

Среди педагогических способностей целесообразно выделить социально-педагогические и специально-педагогические.

К социально-педагогическим способностям можно отнести: гражданственность личности (активная гражданская и профессиональная позиция); моральность (морально-психологические качества, честность, порядочность, требовательность к себе и самокритичность, принципиальность, справедливость); гуманистичность (признание интересов и потребностей человека, доброжелательность, внимание, гуманность, готовность оказать помощь); деловитость (ориентированность на качество труда, целеустремленность в организации педагогического процесса, интерес и деловой подход к использованию педагогического опыта) и др.

Специально-педагогические способности, соответствующие специфике труда в образовательном учреждении высшего звена, выражаются в двух разновидностях: дидактические способности и воспитательные.

Дидактические способности - это способности к обучению студентов. Они связаны со степенью и перспективностью развития у преподавателя таких качеств, как: интеллигентность и развитый интеллект; способность К логическому, доказательному, системному мышлению; речевые педагогические способности; психолого-педагогическая наблюдательность; способность привлекать и удерживать внимание студентов, возбуждать у них интерес к излагаемому материалу и побуждать к активности; способность и интерес к творческому поиску путей повышения эффективности процесса обучения и др

Воспитательные способности выражаются в степени и возможности развития таких качеств, как: способность подчинять свою деятельность целям воспитания, формирования личности студентов; склонность анализировать воспитательное влияние своей личности и деятельности; общительность, склонность к поиску психологического контакта со студентами, достижению взаимопонимания с ними; доброжелательность, склонность обнаруживать в студентах положительные качества, анализируя их индивидуальные особенности; педагогический оптимизм; способность к индивидуальному предвидению эффективности воспитательных воздействий; сдержанность, самообладание, самоконтроль и самоуправление поведением; память на лица, имена, биографические данные, психолого-педагогически значимые факты и др.

Специальная подготовленность преподавателя включает следующие компоненты: практический опыт работы в данной области знания; глубокое и прочное знание содержания преподаваемой учебной дисциплины; владение методикой научных исследований по преподаваемой учебной дисциплине; активность в научных публикациях по специальности; проведение системной работы по повышению своей научной квалификации и др.

Профессиональное мастерство преподавателя является одним из значимых компонентов его педагогической культуры.

За основу профессионального мастерства преподавателя должны быть приняты профессионально-педагогические знания, которые включают специальные знания, психолого-педагогические знания и педагогическую технику (совокупность приемов - как внешнее проявление мастерства в педагогической деятельности) и совокупность педагогических навыков и умений конкретного преподавателя - как внутриличностные проявления профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство преподавателя классического университета - это феномен педагогического знания с ярко выраженным личностно-социально-деятельностным характером, представляющий собой целостную динамическую систему профессиональных (специальных и психолого-педагогических) знаний, навыков организационно-методической работы и педагогического взаимодействия, творческих педагогических умений использования приемов педагогической техники, обусловленных высокоразвитыми личностно-педагогическими качествами преподавателя, позволяющими на высоком профессиональном уровне осуществлять решение педагогических задач в процессе организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные знания подразделяются на две основные группы. Специальные - как знание нормативных документов - приказов, директив, методических указаний; требований руководящих документов по организации учебной деятельности студентов; требований нормативных документов, необходимых для планирования учебно-воспитательного процесса и регламентирующих учебную и методическую работу; особенностей будущей практической деятельности выпускников; знание содержания и методики преподавания учебной дисциплины; знание физиологических и психологических особенностей студентов, гигиены умственного и физического труда, способов интенсификации обучения, правовых аспектов организации педагогического процесса.

Психолого-педагогические - как знание психологии личности студентов, их возрастных и индивидуальных особенностей; знание психологии коллектива; основ учебной деятельности; эмоционально- волевых средств выразительности педагога: техники речи, мимической и пантомимической выразительности, психологической саморегуляции поведения; самовоспитания и самообразования; целей, задач и функций образовательного процесса, конкретных видов учебных занятий, возможностей технических средств обучения, методики их использования; принципов, форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания; основ педагогического общения и конструктивного разрешения конфликтов в процессе педагогического взаимодействия; психологических основ развития профессионально-значимых качеств студентов и т.д.

Педагогическая техника - основная технологическая составляющая профессионального мастерства, формирующаяся на основе индивидуально-физиологиче<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.